Урок обобщающего повторения по теме: «Системы счисления» Цели урока: 1. Обобщить и закрепить знания; 2. Отработать практические навыки перевода чисел в различные СС и обратно; закрепить навыки сложения и вычитания чисел в 2-й СС, 8-й СС, 16-й СС;
Учебная презентация по информатике для 10 класса
Проверка домашнего задания
Что такое система счисления ?
Система счисления – это способ наименования и обозначения чисел.
Системы счисления
позиционные
непозиционные
десятичная
двоичная
восьмеричная
шестнадцатеричная
и т.д.
римская
Цифра. Что это?
Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами .
Римская система счисления
- Не является позиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число;
- Цифры обозначаются латинскими буквами:
I, V, X, L, C, D, M
(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)
Например: XXX – 30; XLI - 41
Позиционные системы счисления
- Основанием системы может быть любое натуральное число, большее единицы;
- Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел;
- Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит;
- Например: 888 : 800; 80; 8
- Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.
Десятичная СС
- Основание системы – число 10 ;
- Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ;
- Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы;
Двоичная СС
- Основание системы – 2 ;
- Содержит 2 цифры: 0; 1 ;
- Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы;
- Примеры двоичных чисел: 11100101; 10101 ;
Правила перехода
- Из десятичной СС в двоичную СС:
- Разделить десятичное число на 2. Получится частное и остаток.
- Частное опять разделить на 2. Получится частное и остаток.
- Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2.
- Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа .
Примеры:
Задание № 1:
Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095 выполни перевод в двоичную систему счисления.
проверка
2 . Правило перехода из двоичной системы счисления в десятичную.
Для перехода из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить в виде суммы степеней двойки и найти ее десятичное значение.
Пример:
Задание № 2:
- Двоичные числа 1011001, 11110, 11011011 перевести в десятичную систему.
проверка
Восьмеричная СС
- Основание системы – 8 ;
- Содержит 8 цифры: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;
- Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 8 – основания системы;
- Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461 ;
Правило перехода из десятичной системы счисления в восьмеричную
- Разделить десятичное число на 8. Получится частное и остаток.
- Частное опять разделить на 8. Получится частное и остаток.
- Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8.
- Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:
Задание № 3:
Десятичные числа 421, 5473, 1061 перевести в восьмеричную систему.
проверка
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную.
- Для перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение.
Задание № 4:
Восьмеричные числа 41, 520, 306 перевести в десятичную систему.
проверка
Шестнадцатеричная СС
- Основание системы – 16 ;
- Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D; E; F;
- Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы;
- Примеры шестнадцатеричных чисел: 21 AF3 ; B09D ;
Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
- Разделить десятичное число на 16. Получится частное и остаток.
- Частное опять разделить на 16. Получится частное и остаток.
- Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16.
- Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:
Задание № 5 :
Десятичные числа 512, 302, 2045 перевести в шестнадцатеричную систему.
проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Для перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.
Задание № 6:
Шестнадцатеричные числа B5, A28,CD перевести в десятичную систему.
проверка
Связь систем счисления
10-ая
2-ая
0
8-ая
0
1
2
16-ая
0
1
3
0010
1
0
1
2
0011
4
2
3
0100
5
3
4
0101
6
4
5
0110
7
8
5
6
0111
1000
6
9
7
10
1001
7
10
8
1010
11
11
12
9
12
1011
1100
13
13
A
B
14
1101
14
15
C
15
1110
1111
16
D
E
17
F
Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную
Разбить двоичное число на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой.
Задание № 7 :
Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему
проверка
Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную
Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом
Задание № 8:
Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную систему.
проверка
Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную
Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой.
Задание № 9:
Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему
проверка
Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную
Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом
Задание № 10:
Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную систему.
проверка
Задание № 11:
Для двоичных чисел выполните действия.
- 1101 + 110=
- 101011 - 11010=
проверка
Задание № 12:
Для восьмеричных чисел выполни действия:
проверка
Задание № 13:
Для шестнадцатеричных чисел выполни действия:
- D75E + ACB =
- 98EF – 1AD7 =
проверка
Задания для домашней работы
- Для каждого из чисел: 123 10 , 456 10 выполнить перевод: 10 2, 10 8, 10 16.
- Для каждого из чисел: 100011 2 , 101001011 2 , 1110010001 2 выполнить перевод: 2 10, 2 8, 2 16.
- Для чисел: 54321 8 , 54525 8 , 777 8 , 1 AB 16 , A1B 16 , E2E4 16 , E7E5 16 выполнить соответствующий перевод: 8 2, 16 2.
Презентацию составила Абдуллина Л.Т., учитель информатики МБОУ СОШ
с. Никифарово, МР Альшеевский район Республики Башкортостан.
Ответы к заданию №1
Ответы к заданию № 2
Ответы к заданию №3
Ответы к заданию №4
Ответы к заданию № 5
Ответы к заданию № 6
Ответы к заданию № 7
Ответы к заданию № 8
Ответы к заданию № 9
Ответы к заданию № 10
Ответы к заданию № 1 1
Ответы к заданию № 1 2
Ответы к заданию № 1 3