СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по информатике по теме "Системы счисления" - 9 кл.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной  темы не вызывает сомнений. 

Данная работа может быть рекомендована для использования на уроках информатики

Просмотр содержимого документа
«Презентация по информатике по теме "Системы счисления" - 9 кл.»

Урок обобщающего повторения по теме:  «Системы счисления»   Цели урока:  1. Обобщить и закрепить знания;  2. Отработать практические навыки перевода чисел в различные СС и обратно; закрепить навыки сложения и вычитания чисел в 2-й СС, 8-й СС, 16-й СС; Учебная презентация по информатике для 10 класса

Урок обобщающего повторения по теме: «Системы счисления» Цели урока: 1. Обобщить и закрепить знания; 2. Отработать практические навыки перевода чисел в различные СС и обратно; закрепить навыки сложения и вычитания чисел в 2-й СС, 8-й СС, 16-й СС;

Учебная презентация по информатике для 10 класса

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Что такое система счисления ? Система счисления – это способ наименования и обозначения чисел. Системы счисления позиционные непозиционные десятичная двоичная восьмеричная шестнадцатеричная и т.д. римская

Что такое система счисления ?

Система счисления – это способ наименования и обозначения чисел.

Системы счисления

позиционные

непозиционные

десятичная

двоичная

восьмеричная

шестнадцатеричная

и т.д.

римская

Цифра. Что это? Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами .

Цифра. Что это?

Знаки (символы), используемые в СС для обозначения чисел, называются цифрами .

Римская система счисления Не является позиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число; Цифры обозначаются латинскими буквами: I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30; XLI - 41

Римская система счисления

  • Не является позиционной, т.е. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число;
  • Цифры обозначаются латинскими буквами:

I, V, X, L, C, D, M

(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)

Например: XXX – 30; XLI - 41

Позиционные системы счисления Основанием системы может быть любое натуральное число, большее единицы; Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел; Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит; Например: 888 : 800; 80; 8 Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.

Позиционные системы счисления

  • Основанием системы может быть любое натуральное число, большее единицы;
  • Основание ПСС – это количество цифр, используемое для представления чисел;
  • Значение цифры зависит от ее позиции, т.е. одна и та же цифра соответствует разным значениям в зависимости от того, в какой позиции числа она стоит;
  • Например: 888 : 800; 80; 8
  • Любое позиционное число можно представить в виде суммы степеней основания системы.
Десятичная СС Основание системы – число 10 ; Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ; Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы;

Десятичная СС

  • Основание системы – число 10 ;
  • Содержит 10 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ;
  • Любое десятичное число можно представить в виде суммы степеней числа 10 – основания системы;
Двоичная СС Основание системы – 2 ; Содержит 2 цифры: 0; 1 ; Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы; Примеры двоичных чисел: 11100101; 10101 ;

Двоичная СС

  • Основание системы – 2 ;
  • Содержит 2 цифры: 0; 1 ;
  • Любое двоичное число можно представить в виде суммы степеней числа 2 – основания системы;
  • Примеры двоичных чисел: 11100101; 10101 ;
Правила перехода Из десятичной СС в двоичную СС: Разделить десятичное число на 2. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 2. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа .

Правила перехода

  • Из десятичной СС в двоичную СС:
  • Разделить десятичное число на 2. Получится частное и остаток.
  • Частное опять разделить на 2. Получится частное и остаток.
  • Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 2.
  • Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет двоичной записью исходного десятичного числа .
Примеры:

Примеры:

Задание № 1:   Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095 выполни перевод в двоичную систему счисления. проверка

Задание № 1:

Для десятичных чисел 341; 125; 1024; 4095 выполни перевод в двоичную систему счисления.

проверка

2 . Правило перехода из двоичной системы счисления в десятичную. Для перехода из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить в виде суммы степеней двойки и найти ее десятичное значение. Пример:

2 . Правило перехода из двоичной системы счисления в десятичную.

Для перехода из двоичной системы счисления в десятичную необходимо двоичное число представить в виде суммы степеней двойки и найти ее десятичное значение.

Пример:

Задание № 2: Двоичные числа 1011001, 11110, 11011011 перевести в десятичную систему.  проверка

Задание № 2:

  • Двоичные числа 1011001, 11110, 11011011 перевести в десятичную систему.

проверка

Восьмеричная СС Основание системы – 8 ; Содержит 8 цифры: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 8 – основания системы; Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461 ;

Восьмеричная СС

  • Основание системы – 8 ;
  • Содержит 8 цифры: 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7;
  • Любое восьмеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 8 – основания системы;
  • Примеры восьмеричных чисел: 2105; 73461 ;
Правило перехода из десятичной системы счисления в восьмеричную Разделить десятичное число на 8. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 8. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.

Правило перехода из десятичной системы счисления в восьмеричную

  • Разделить десятичное число на 8. Получится частное и остаток.
  • Частное опять разделить на 8. Получится частное и остаток.
  • Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 8.
  • Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет восьмеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:

Примеры:

Задание № 3: Десятичные числа 421, 5473, 1061 перевести в восьмеричную систему. проверка

Задание № 3:

Десятичные числа 421, 5473, 1061 перевести в восьмеричную систему.

проверка

Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение.

Правило перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную.

  • Для перехода из восьмеричной системы счисления в десятичную необходимо восьмеричное число представить в виде суммы степеней восьмерки и найти ее десятичное значение.
Задание № 4: Восьмеричные числа 41, 520, 306 перевести в десятичную систему. проверка

Задание № 4:

Восьмеричные числа 41, 520, 306 перевести в десятичную систему.

проверка

Шестнадцатеричная СС Основание системы – 16 ; Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D; E; F; Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы; Примеры шестнадцатеричных чисел: 21 AF3 ; B09D ;

Шестнадцатеричная СС

  • Основание системы – 16 ;
  • Содержит 16 цифр: от 0 до 9; A; B; C; D; E; F;
  • Любое шестнадцатеричное число можно представить в виде суммы степеней числа 16 – основания системы;
  • Примеры шестнадцатеричных чисел: 21 AF3 ; B09D ;
Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную Разделить десятичное число на 16. Получится частное и остаток. Частное опять разделить на 16. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.

Правило перехода из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

  • Разделить десятичное число на 16. Получится частное и остаток.
  • Частное опять разделить на 16. Получится частное и остаток.
  • Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим 16.
  • Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет шестнадцатеричной записью исходного десятичного числа.
Примеры:

Примеры:

Задание № 5 : Десятичные числа 512, 302, 2045 перевести в шестнадцатеричную систему. проверка

Задание № 5 :

Десятичные числа 512, 302, 2045 перевести в шестнадцатеричную систему.

проверка

Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Для перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.

Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

Для перехода из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную необходимо шестнадцатеричное число представить в виде суммы степеней шестнадцати и найти ее десятичное значение.

Задание № 6: Шестнадцатеричные числа B5, A28,CD перевести в десятичную систему. проверка

Задание № 6:

Шестнадцатеричные числа B5, A28,CD перевести в десятичную систему.

проверка

Связь систем счисления 10-ая 2-ая 0 8-ая 0 1 2 16-ая 0 1 3 0010 1 0 1 2 0011 4 2 3 0100 5 3 4 0101 6 4 5 0110 7 8 5 6 0111 1000 6 9 7 10 1001 7 10 8 1010 11 11 12 9 12 1011 1100 13 13 A B 14 1101 14 15 C 15 1110 1111 16 D E 17 F

Связь систем счисления

10-ая

2-ая

0

8-ая

0

1

2

16-ая

0

1

3

0010

1

0

1

2

0011

4

2

3

0100

5

3

4

0101

6

4

5

0110

7

8

5

6

0111

1000

6

9

7

10

1001

7

10

8

1010

11

11

12

9

12

1011

1100

13

13

A

B

14

1101

14

15

C

15

1110

1111

16

D

E

17

F

Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную Разбить двоичное число на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой.

Правило перехода из двоичной системы счисления в восьмеричную

Разбить двоичное число на классы справа налево по три цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей восьмеричной цифрой.

Задание № 7 : Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему проверка

Задание № 7 :

Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в восьмеричную систему

проверка

Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом

Правило перехода из восьмеричной системы счисления в двоичную

Каждую восьмеричную цифру заменить двоичным классом по три цифры в каждом

Задание № 8: Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную систему. проверка

Задание № 8:

Восьмеричные числа 26, 702, 4017 перевести в двоичную систему.

проверка

Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой.

Правило перехода из двоичной системы счисления в шестнадцатеричную

Разбить двоичное число на классы справа налево по четыре цифры в каждом. Заменить каждый класс соответствующей шестнадцатеричной цифрой.

Задание № 9: Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему  проверка

Задание № 9:

Двоичные числа 10101111, 11001100110 перевести в шестнадцатеричную систему

проверка

Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом

Правило перехода из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную

Каждую шестнадцатеричную цифру заменить двоичным классом по четыре цифры в каждом

Задание № 10: Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную систему.  проверка

Задание № 10:

Шестнадцатеричные числа C3, B096, E38 перевести в двоичную систему.

проверка

Задание № 11:   Для двоичных чисел выполните действия. 1101 + 110= 101011 - 11010= проверка

Задание № 11:

Для двоичных чисел выполните действия.

  • 1101 + 110=
  • 101011 - 11010=

проверка

Задание № 12:    Для восьмеричных чисел выполни действия: 671 + 546 = 750 – 643 = проверка

Задание № 12:

Для восьмеричных чисел выполни действия:

  • 671 + 546 =
  • 750 – 643 =

проверка

Задание № 13:  Для шестнадцатеричных чисел выполни действия: D75E + ACB = 98EF – 1AD7 =  проверка

Задание № 13:

Для шестнадцатеричных чисел выполни действия:

  • D75E + ACB =
  • 98EF – 1AD7 =

проверка

Задания для домашней работы Для каждого из чисел: 123 10 , 456 10 выполнить перевод: 10  2, 10  8, 10  16. Для каждого из чисел: 100011 2 , 101001011 2 , 1110010001 2 выполнить перевод: 2  10, 2  8, 2  16. Для чисел: 54321 8 , 54525 8 , 777 8 , 1 AB 16 , A1B 16 , E2E4 16 , E7E5 16 выполнить соответствующий перевод: 8  2, 16  2.

Задания для домашней работы

  • Для каждого из чисел: 123 10 , 456 10 выполнить перевод: 10  2, 10  8, 10  16.
  • Для каждого из чисел: 100011 2 , 101001011 2 , 1110010001 2 выполнить перевод: 2  10, 2  8, 2  16.
  • Для чисел: 54321 8 , 54525 8 , 777 8 , 1 AB 16 , A1B 16 , E2E4 16 , E7E5 16 выполнить соответствующий перевод: 8  2, 16  2.
 Презентацию составила Абдуллина Л.Т., учитель информатики МБОУ СОШ с. Никифарово, МР Альшеевский район Республики Башкортостан.

Презентацию составила Абдуллина Л.Т., учитель информатики МБОУ СОШ

с. Никифарово, МР Альшеевский район Республики Башкортостан.

Ответы к заданию №1

Ответы к заданию №1

Ответы к заданию № 2

Ответы к заданию № 2

Ответы к заданию №3

Ответы к заданию №3

Ответы к заданию №4

Ответы к заданию №4

Ответы к заданию № 5

Ответы к заданию № 5

Ответы к заданию № 6

Ответы к заданию № 6

Ответы к заданию № 7

Ответы к заданию № 7

Ответы к заданию № 8

Ответы к заданию № 8

Ответы к заданию № 9

Ответы к заданию № 9

Ответы к заданию № 10

Ответы к заданию № 10

Ответы к заданию № 1 1

Ответы к заданию № 1 1

Ответы к заданию № 1 2

Ответы к заданию № 1 2

Ответы к заданию № 1 3

Ответы к заданию № 1 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!