Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка развивать лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.
Напрямую проблемой формирования и развития личности наряду с основным образованием занимается и современное дополнительное образование.
Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы. На решение этих проблем должны быть брошены силы системы воспитания и дополнительного образования.
Важная сторона воспитания - развитие индивидуальности подростка на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей‚ в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе.
В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.
Цель:
Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.
Задачи:
- Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;
- Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций;
- Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;
- Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.
Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.
Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно значимые нормы и функции, знакомятся с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет. По срокам реализации программа долгосрочная - 5 лет.
Согласно Устава МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго набор в детское объединение свободен. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также опекаемым детям и находящимся в трудной жизненной ситуации.
В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.
Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:
-гуманизация педагогического процесса;
-индивидуализация и дифференцированный подход;
-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку — члену творческого объединения — раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.
Основные принципы программы:
- принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности;
- принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;
- принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека;
- принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:
Деятельностное направление – позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений, обучающихся по конечным результатам выполненных заданий, по статистическим данным участия детей в различных видах деятельности;
Личностное направление – позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение учащихся, способность к самообразованию, самовоспитанию.
В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:
- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;
- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;
- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию
Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.
Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.
Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.
Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:
- Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
- Мониторинг развития качеств личности обучающихся.
Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей используется «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе»
Где первая группа показателей – теоретическая подготовка ребенка включает:
- Теоретические знания по программе – то, что определяется словами “Дети должны знать”.
- Владение специальной терминологией – набор основных понятий, отражающих специфику изучаемого курса.
Вторая группа показателей – практическая подготовка ребенка включает:
- Практические умения и навыки, предусмотренные программой – то, что определяется словами “Дети должны уметь”.
- Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса.
- Творческие навыки обучающегося – креативность в выполнении практических заданий
Третья группа показателей – основные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности, состоит из 3 показателей:
- Учебно-интеллектуальные умения
- Учебно-коммуникативные умения
- Учебно-организационные умения и навыки
«Мониторинг развития качеств личности» отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Облик».
Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.
В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.
Материально-технические средства:
- просторный проветриваемый кабинет со столами и стульями;
- рабочие тетради и шариковые ручки для записей;
- наборы канцелярских принадлежностей (карандаши, краски, кисти, ватман, цветная бумага, ножницы и т.д.);
- аудио-видео техника;
- компьютер,
- Содержание образовательной программы
Программа состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:
1. Вводное занятие. Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности.
2. Психологическое просвещение. Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.
3. Общение. Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения.
4. Этикет. Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе.
5. Творческая лаборатория. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали
6. Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.
- Методическое обеспечение
Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.
Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:
-словесные (рассказ, беседа, лекция);
-наглядные (демонстрация плакатов);
-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);
-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);
- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкретных ситуаций).
Программа предлагает инновационные формы организации занятий:
- ситуационно-ролевые игры;
- диалог за круглым столом;
- урок доверия;
- урок путешествие;
- презентация;
- КТД по разным направлениям деятельности;
- мастерская организатора.
Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.
КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.
2. Игровая разминка:
- активизация участников;
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;
- повышение сплоченности;
- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.
3. Объявление темы, цели и задач занятия.
4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).
5. Закрепление учебного материала.
6. Подведение итогов, рефлексия.
7. Завершение занятия.
Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.