СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация русский язык 9 класс СПП с придаточными предложениями сравнения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку 9 класс Учебник автор  Тростенцова

Тема:" Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением сравнения"

Тип урока -" открытие" нового знания

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация русский язык 9 класс СПП с придаточными предложениями сравнения»

Тема: « Придаточные предложения сравнительные». Цель урока: формирование умений: различать виды придаточных предложений; правильно расставлять знаки препинания в СПП; различать СП с придаточными сравнительными и простые со сравнительным оборотом; СП с придаточным уступки и простые с обстоятельством уступки.

Тема: « Придаточные предложения сравнительные».

Цель урока: формирование умений:

  • различать виды придаточных предложений;
  • правильно расставлять знаки препинания в СПП;
  • различать СП с придаточными сравнительными и простые со сравнительным оборотом; СП с придаточным уступки и простые с обстоятельством уступки.

Определить значение СПП. Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения

  • 1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)
  • 2. Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский).
  • 3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
  • 4. Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
  • 5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)
  • 6. Только лентяй или ни на что не способный человек может говорит, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)
  • 7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)
  • 8. На зеркало нечего пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)
  • 9. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)
  • 10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)
  • 11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
  • 12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)
  • 13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)
  • 14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)
Ответы. 1. Условия 2. Условия + противопоставления 3. Условия 4. Условия 5. Изъяснительное 6. Изъяснительное 7. Времени + условия 8. Условия 9. Определительное 10. Условия 11. Условия 12. Условия+времени 13. Изъяснительное 14. Условия.

Ответы.

  • 1. Условия
  • 2. Условия + противопоставления
  • 3. Условия
  • 4. Условия
  • 5. Изъяснительное
  • 6. Изъяснительное
  • 7. Времени + условия
  • 8. Условия
  • 9. Определительное
  • 10. Условия
  • 11. Условия
  • 12. Условия+времени
  • 13. Изъяснительное
  • 14. Условия.
Определить вид придаточных предложений и объяснить, чем они различаются. Зрители не заметили, что фокусник наполнил стакан воды. Зрители не заметили, когда фокусник наполнил стакан воды. Зрители не заметили, как фокусник наполнил стакан воды.

Определить вид придаточных предложений и объяснить, чем они различаются.

  • Зрители не заметили, что фокусник наполнил стакан воды.
  • Зрители не заметили, когда фокусник наполнил стакан воды.
  • Зрители не заметили, как фокусник наполнил стакан воды.
Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка. Дождичек утром! Ласковый, мелкий, дотошный. Словно мышонок, скребется в трубе водосточной. Легким комариком крылышком бьется в окошко, Тихо крадется по крыше, как старая кошка.

Найдите в тексте стихотворения средства выразительности языка.

  • Дождичек утром!
  • Ласковый, мелкий, дотошный.
  • Словно мышонок, скребется в трубе водосточной.
  • Легким комариком крылышком бьется в окошко,
  • Тихо крадется по крыше, как старая кошка.
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
  • Белая береза
  • Под моим окном
  • Принакрылась снегом,
  • Точно серебром.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Ставится запятая Запятая не ставится   В придаточном сравнения. Как в составе вводных конструкций. Как в сравнительном обороте Как в составе приложения в значении причины Как в составе сказуемого. Как в составе устойчивых словосочетаний. Как в составе приложения со значением “в качестве”.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Ставится запятая

Запятая не ставится

  • В придаточном сравнения.
  • Как в составе вводных конструкций.
  • Как в сравнительном обороте
  • Как в составе приложения в значении причины
  • Как в составе сказуемого.
  • Как в составе устойчивых словосочетаний.
  • Как в составе приложения со значением “в качестве”.
Объяснить постановку знаков . Снег как бархат. Снег, как бархат, покрывает землю. Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город. Надо беречь родную природу как зеницу ока. Зимний лес встречает меня как старого знакомого. Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.

Объяснить постановку знаков .

  • Снег как бархат.
  • Снег, как бархат, покрывает землю.
  • Снег мягкий, как пух, бесшумно ложился на город.
  • Надо беречь родную природу как зеницу ока.
  • Зимний лес встречает меня как старого знакомого.
  • Снег все сыпался, словно стеклянный дождь падал с неба.
Значение Вопрос Обстоятельственные Средства связи сравнения Как? Пример Союзы: Как; подобно тому, Ветер дул изо всех сил, (как будто за ним кто-то гнался). как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….

Значение

Вопрос

Обстоятельственные

Средства связи

сравнения

Как?

Пример

Союзы:

Как; подобно тому,

Ветер дул изо всех сил, (как будто за ним кто-то гнался).

как; чем; словно; будто; как будто; чем, тем ….

Как отличить придаточное образа действия от придаточного сравнительного. Есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия. Образ действия. Отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения. Сравнение.

Как отличить придаточное образа действия от придаточного сравнительного.

  • Есть указательное слово так, придаточное поясняет глагол – сказуемое и наречие образа действия. Образ действия.
  • Отсутствует указательное слово, придаточное поясняет глагол – сказуемое, значение сравнения. Сравнение.
Перед вами два предложения. Где какое придаточное?   Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался. Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Перед вами два предложения. Где какое придаточное?

  • Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.
  • Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.
Упражнение на закрепление.  С прид. сравнения выписать и разобрать. У других составить схему). Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Было так светло от выпавшего снега, что ясно чернели стрелки часов-ходиков, которые показывали два ночи. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

Упражнение на закрепление. С прид. сравнения выписать и разобрать. У других составить схему).

  • Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.
  • Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
  • Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
  • Было так светло от выпавшего снега, что ясно чернели стрелки часов-ходиков, которые показывали два ночи.
  • Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.
  • Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.
Творческое задание. Запишите предложения, добавив: а) сравнительный оборот, б) придаточное сравнения. 1)Снежинка кружится в воздухе. 2) Тучи ползут по небу.

Творческое задание.

  • Запишите предложения, добавив: а) сравнительный оборот, б) придаточное сравнения.
  • 1)Снежинка кружится в воздухе.
  • 2) Тучи ползут по небу.
Спишите предложения в следующем порядке:  1 Вариант со сравнительном оборотом  2 вариант с придаточным сравнительными  3 вариант с сочетанием сравнительного оборота и придаточного сравнительного.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.   1.Он страшно бледен и худ и слаб бу..то долгий труд болезнь иль голод испытал. 2. Я вид..л горные хре..ты причудливые как мечты 3. О я как брат обняться с бурей был бы рад. 4. Он застонал как человек и опрокинулся. 5 Как барс пусты..ый зол и дик я пламенем ви..жал как он как бу..то сам я был рожден в семействе барсов и волков под свежим пологом лесов. 6. Лишь змея сухим бур..яном шелестя св..ркая ж..лтою спиной как бу..то надписью златой покрытый (до)низу клинок браздя ра..сыпчатый п..сок скользнула бережно. 7. И в груди моей родился тот ужасный крик как бу..то с детства мой язык к иному звуку (не)привык.

Спишите предложения в следующем порядке: 1 Вариант со сравнительном оборотом 2 вариант с придаточным сравнительными 3 вариант с сочетанием сравнительного оборота и придаточного сравнительного. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

  • 1.Он страшно бледен и худ и слаб бу..то долгий труд болезнь иль голод испытал. 2. Я вид..л горные хре..ты причудливые как мечты 3. О я как брат обняться с бурей был бы рад. 4. Он застонал как человек и опрокинулся. 5 Как барс пусты..ый зол и дик я пламенем ви..жал как он как бу..то сам я был рожден в семействе барсов и волков под свежим пологом лесов. 6. Лишь змея сухим бур..яном шелестя св..ркая ж..лтою спиной как бу..то надписью златой покрытый (до)низу клинок браздя ра..сыпчатый п..сок скользнула бережно. 7. И в груди моей родился тот ужасный крик как бу..то с детства мой язык к иному звуку (не)привык.
Подведение итогов.   Что нового узнали на уроке? Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия? Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения? Чем отличаются сравнительные обороты от придаточных сравнительных?

Подведение итогов.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Как отличить придаточное сравнения от придаточного образа действия?
  • Ставится ли знак препинания при придаточном сравнения?
  • Чем отличаются сравнительные обороты от придаточных сравнительных?
Скажите, что (чтобы) пришли родители. Скажите, когда (куда) пришли родители. Идите, куда пошли школьники. Спросите, куда пошли школьники. Идите в класс, когда придут школьники.
  • Скажите, что (чтобы) пришли родители.
  • Скажите, когда (куда) пришли родители.
  • Идите, куда пошли школьники.
  • Спросите, куда пошли школьники.
  • Идите в класс, когда придут школьники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!