СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прилагательные полные и краткие (1-й урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по теме "Полные и краткие прилагательные" для класса среднего уровня подготовки

Просмотр содержимого документа
«Прилагательные полные и краткие (1-й урок)»



Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: Прилагательные полные и краткие (урок 1)

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовки класса: средний

Цели урока: познакомить учеников с понятием «краткое прилагательное»; научить правильно образовывать краткие прилагательные и отличать их от полных.


Время, мин.

Действия учителя

Действия ученика

Универсальный учебные действия

1. Оргмомент

2 мин.

Добрый день. Тетради с домашним заданием с последних парт передаём. Раздайте вторые тетради и запишите в них число

Готовятся к уроку, настраиваются на продуктивную работу


2. Проверка домашнего задания

3. Изучение нового материала

3.1. Подготовка к изучению новой темы

5 мин.

На доску выводятся слова:

Бодрый

Добрый

Весёлый

Радостен

Внимательный

«Как вы думаете, какое слово лишнее в данном ряду? Чем оно похоже на остальные слова, а чем отличается?» Вспомогательные вопросы: что обозначают слова? на какой вопрос отвечает лишнее слово? какое окончание оно имеет?

«Как вы думаете, как называются такие прилагательные?»

Выбирают лишнее слово радостен. Выделяют сходства: все они обозначают признак предмета, значит, являются именами прилагательными. Определяют, что это слово отвечает на вопрос каков? и имеет нулевое окончание.






Вспоминают словосочетание «краткие прилагательные».

1.3.2. осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков

1.2.5 определять логические связи между предметами и явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений


3.2. Запись темы, формулировка темы урока

1-2 мин.

«Соответственно, как будет звучать наша тема?» Корректируем тему до формулировки «Краткие и полные прилагательные»


Какие цели мы перед собой поставим?

Формулируют тему: «Краткие и полные прилагательные».


Формулируют цель: «Выяснить, что такое краткое прилагательное, чем оно отличается от полного, как оно образуется».

1.3.19 формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач

2.1.4 ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей;

3.3. Конструирование понятия

5 мин.

Копилка понятий

«Давайте вспомним, что такое имя прилагательное и какие оно имеет отличительные особенности». Беседа

«Как вы считаете, образуя краткие прилагательные, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? Почему? Подтвердите примерами»

На доску выводятся два предложения:

Завтра сестра станет спокойна и мягка.

Спокойная, мягкая сестра смогла меня утешить.

«Запишите их в тетрадь. Давайте попробуем определить, в каком из данных предложений прилагательные обозначают постоянные признаки лица, а в каком - временные, проявляющиеся только в данной конкретной ситуации? Какой мы отсюда можем сделать вывод о значении кратких прилагательных?»

На какие вопросы отвечают приведённые краткие прилагательные? Какие вопросы можно задать к кратким прилагательным мужского, среднего родов и множественного числа? БУДУТ ЛИ ОНИ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ПАДЕЖАМ?

Выделите окончания у прилагательных, а затем ниже образуйте краткие прилагательные от слов «спокойная» и «мягкая» в форме мужского и среднего родов, множественного числа. Какие окончания они будут иметь?

Обратите внимание, краткие прилагательные не изменяются по падежам, но изменяются по числам и родам (в единственном числе).

Давайте теперь определим, какими членами предложения являются прилагательные в каждом из приведённых выше примеров.

Формулируют определение имени прилагательного.

Вспоминают, чем образование однокоренных слов отличается от изменения формы слов, подтверждают примерами.




Записывают предложения, определяют значение кратких прилагательных и вопросы, которые можно задать к ним в разных родах.










Образуют новые формы кратких прилагательных и выделяют окончания.




Определяют синтаксическую роль кратких прилагательных.


2.2.1 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

1.3.2 осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков


3.4. Формулировка определения понятия

2-3 мин.

Итак, давайте сформируем схему отличительных признаков кратких прилагательных:

Краткое прилагательное


Формы: Значение Синтаксич. роль

м .р. Каков? временный,

ж.р.Какова? -а, (-я) проявл. в опред. сказуемое

ср.р. Каково? -о, (-е) ситуациях признак

м.ч. Каковы?-и, (-ы)



А теперь давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение краткого прилагательного.

Составляют в тетради схему отличительных признаков краткого прилагательного, вписывая туда все те признаки, которые определили ранее.








Формулируют определение краткого прилагательного.

1.3.1 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

1.3.3 самостоятельно давать определение понятиям

1.3.4 обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя


4. Закрепление нового материала

4.1. Формирование учебно-языковых опознавательных умений

5 мин.

У пражнение 589 (1.): образуйте от указанных прилагательных краткие формы во всех трёх родах, подчеркните беглые гласные о и е, обозначьте орфограммы в исходных словах

Пример: близкий - близок, близко, близка


Образуйте краткую форму от следующих слов: длинный, каменный, вкусный, стеклянный, удивительный, замечательный. В каких словах невозможно образовать краткую форму?

Какой мы сделаем вывод?

Слова каменный и стеклянный являются относительными прилагательными = от них образовать краткую форму нельзя. С относительными прилагательными более подробно вы познакомитесь в шестом классе.

Выполняют упражнения, учатся образовывать краткие прилагательные, отрабатывают умение обозначать орфограммы.





Приходят к выводу, что не от всех прилагательных можно образовать краткие формы.

3.1.1 определять свою роль в деятельности

3.2.3 представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности

1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений


4.2. Формирование учебно-языковых классификационных умений

7 мин.

Нахождение ошибок в группировке.

Укажите, какое слово или словосочетание является лишним в каждом ряду и почему:

Забывчив, беден, краток, безмолвный;

Деревце стройно, пел громко, летал высоко;

Утренний, сладкий, домовой, беговой;

Прыжок, прыток, лёгок, высок.

Выписывают слова, которые являются лишними и объясняют причину. Учатся видеть краткие прилагательные в рядах других слов.

1.3.8 объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

1.3.9 выделять явления из общего ряда других явлений;

1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений;

1.3.12 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

4.3. Формирование учебно-языковых аналитических умений

7 мин.

Запишите предложение:

Станционный смотритель был добр3 ко мне.

Выполните морфологический разбор краткого прилагательного добр.

Записывают предложение, один человек работает у доски. Учатся определять морфологические признаки прилагательных.

1.3.9 выделять явления из общего ряда других явлений;

1.3.16 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (при водить объяснения с изменением формы представления, объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

1.3.20 осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков.

4.4. Формирование речевых умений

10 мин.

Редактирование.

Исправьте грамматические ошибки в тексте и запишите его правильно:

Хорош зимний денёк. Воздух свежий, прозрачный, чист. Сквозь облака изредка пробьётся луч солнца и опять исчезнет. Он не горячий, но ослепителен и яркий. Ветер жгучий и порывист. Однако детям мороз не страшен. Они всегда весёлые и бодры.

Учатся отличать краткие прилагательные от полных, видеть грамматические ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных и исправлять их.

1.3.14 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

1.3.16 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (при водить объяснения с изменением формы представления, объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения).

5. Итог урока

2 мин.

Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось особенно интересным? С какими трудностями вы столкнулись на сегодняшнем уроке? Что показалось вам лёгким?

Рефлексируют, анализируют ход урока, выявляют затруднения и понятные моменты.

2.1.2 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

2.5.2 соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы


6. Задавание на дом

1 мин.

Вашим домашним заданием будет упражнение 592: составьте предложения из указанных слов, заменяя, полные прилагательные краткими, где это необходимо, обозначьте синтаксическую роль кратких прилагательных.

Урок окончен, всем спасибо.

Записывают домашнее задание, собирают вещи и удаляются восвояси.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!