Цели урока: познакомить учеников с понятием «краткое прилагательное»; научить правильно образовывать краткие прилагательные и отличать их от полных.
Время, мин. | Действия учителя | Действия ученика | Универсальный учебные действия |
1. Оргмомент |
2 мин. | Добрый день. Тетради с домашним заданием с последних парт передаём. Раздайте вторые тетради и запишите в них число | Готовятся к уроку, настраиваются на продуктивную работу | |
2. Проверка домашнего задания |
3. Изучение нового материала 3.1. Подготовка к изучению новой темы |
5 мин. | На доску выводятся слова: Бодрый Добрый Весёлый Радостен Внимательный «Как вы думаете, какое слово лишнее в данном ряду? Чем оно похоже на остальные слова, а чем отличается?» Вспомогательные вопросы: что обозначают слова? на какой вопрос отвечает лишнее слово? какое окончание оно имеет? «Как вы думаете, как называются такие прилагательные?» | Выбирают лишнее слово радостен. Выделяют сходства: все они обозначают признак предмета, значит, являются именами прилагательными. Определяют, что это слово отвечает на вопрос каков? и имеет нулевое окончание. Вспоминают словосочетание «краткие прилагательные». | 1.3.2. осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков 1.2.5 определять логические связи между предметами и явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений |
3.2. Запись темы, формулировка темы урока |
1-2 мин. | «Соответственно, как будет звучать наша тема?» Корректируем тему до формулировки «Краткие и полные прилагательные» Какие цели мы перед собой поставим? | Формулируют тему: «Краткие и полные прилагательные». Формулируют цель: «Выяснить, что такое краткое прилагательное, чем оно отличается от полного, как оно образуется». | 1.3.19 формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач 2.1.4 ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих возможностей; |
3.3. Конструирование понятия |
5 мин. | Копилка понятий «Давайте вспомним, что такое имя прилагательное и какие оно имеет отличительные особенности». Беседа «Как вы считаете, образуя краткие прилагательные, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? Почему? Подтвердите примерами» На доску выводятся два предложения: Завтра сестра станет спокойна и мягка. Спокойная, мягкая сестра смогла меня утешить. «Запишите их в тетрадь. Давайте попробуем определить, в каком из данных предложений прилагательные обозначают постоянные признаки лица, а в каком - временные, проявляющиеся только в данной конкретной ситуации? Какой мы отсюда можем сделать вывод о значении кратких прилагательных?» На какие вопросы отвечают приведённые краткие прилагательные? Какие вопросы можно задать к кратким прилагательным мужского, среднего родов и множественного числа? БУДУТ ЛИ ОНИ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ПАДЕЖАМ? Выделите окончания у прилагательных, а затем ниже образуйте краткие прилагательные от слов «спокойная» и «мягкая» в форме мужского и среднего родов, множественного числа. Какие окончания они будут иметь? Обратите внимание, краткие прилагательные не изменяются по падежам, но изменяются по числам и родам (в единственном числе). Давайте теперь определим, какими членами предложения являются прилагательные в каждом из приведённых выше примеров. | Формулируют определение имени прилагательного. Вспоминают, чем образование однокоренных слов отличается от изменения формы слов, подтверждают примерами. Записывают предложения, определяют значение кратких прилагательных и вопросы, которые можно задать к ним в разных родах. Образуют новые формы кратких прилагательных и выделяют окончания. Определяют синтаксическую роль кратких прилагательных. | 2.2.1 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения 1.3.2 осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков |
3.4. Формулировка определения понятия |
2-3 мин. | Итак, давайте сформируем схему отличительных признаков кратких прилагательных: Краткое прилагательное Формы: Значение Синтаксич. роль м .р. Каков? временный, ж.р.Какова? -а, (-я) проявл. в опред. сказуемое ср.р. Каково? -о, (-е) ситуациях признак м.ч. Каковы?-и, (-ы) А теперь давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение краткого прилагательного. | Составляют в тетради схему отличительных признаков краткого прилагательного, вписывая туда все те признаки, которые определили ранее. Формулируют определение краткого прилагательного. | 1.3.1 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; 1.3.3 самостоятельно давать определение понятиям 1.3.4 обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя |
4. Закрепление нового материала 4.1. Формирование учебно-языковых опознавательных умений |
5 мин. | У пражнение 589 (1.): образуйте от указанных прилагательных краткие формы во всех трёх родах, подчеркните беглые гласные о и е, обозначьте орфограммы в исходных словах Пример: близкий - близок, близко, близка Образуйте краткую форму от следующих слов: длинный, каменный, вкусный, стеклянный, удивительный, замечательный. В каких словах невозможно образовать краткую форму? Какой мы сделаем вывод? Слова каменный и стеклянный являются относительными прилагательными = от них образовать краткую форму нельзя. С относительными прилагательными более подробно вы познакомитесь в шестом классе. | Выполняют упражнения, учатся образовывать краткие прилагательные, отрабатывают умение обозначать орфограммы. Приходят к выводу, что не от всех прилагательных можно образовать краткие формы. | 3.1.1 определять свою роль в деятельности 3.2.3 представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений |
4.2. Формирование учебно-языковых классификационных умений |
7 мин. | Нахождение ошибок в группировке. Укажите, какое слово или словосочетание является лишним в каждом ряду и почему: Забывчив, беден, краток, безмолвный; Деревце стройно, пел громко, летал высоко; Утренний, сладкий, домовой, беговой; Прыжок, прыток, лёгок, высок. | Выписывают слова, которые являются лишними и объясняют причину. Учатся видеть краткие прилагательные в рядах других слов. | 1.3.8 объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 1.3.9 выделять явления из общего ряда других явлений; 1.3.10 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия этих явлений; 1.3.12 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; |
4.3. Формирование учебно-языковых аналитических умений |
7 мин. | Запишите предложение: Станционный смотритель был добр3 ко мне. Выполните морфологический разбор краткого прилагательного добр. | Записывают предложение, один человек работает у доски. Учатся определять морфологические признаки прилагательных. | 1.3.9 выделять явления из общего ряда других явлений; 1.3.16 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (при водить объяснения с изменением формы представления, объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); 1.3.20 осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков. |
4.4. Формирование речевых умений |
10 мин. | Редактирование. Исправьте грамматические ошибки в тексте и запишите его правильно: Хорош зимний денёк. Воздух свежий, прозрачный, чист. Сквозь облака изредка пробьётся луч солнца и опять исчезнет. Он не горячий, но ослепителен и яркий. Ветер жгучий и порывист. Однако детям мороз не страшен. Они всегда весёлые и бодры. | Учатся отличать краткие прилагательные от полных, видеть грамматические ошибки в употреблении полных и кратких форм прилагательных и исправлять их. | 1.3.14 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 1.3.16 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (при водить объяснения с изменением формы представления, объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения). |
5. Итог урока |
2 мин. | Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось особенно интересным? С какими трудностями вы столкнулись на сегодняшнем уроке? Что показалось вам лёгким? | Рефлексируют, анализируют ход урока, выявляют затруднения и понятные моменты. | 2.1.2 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему 2.5.2 соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы |
6. Задавание на дом |
1 мин. | Вашим домашним заданием будет упражнение 592: составьте предложения из указанных слов, заменяя, полные прилагательные краткими, где это необходимо, обозначьте синтаксическую роль кратких прилагательных. Урок окончен, всем спасибо. | Записывают домашнее задание, собирают вещи и удаляются восвояси. | |