Применение диаграмм Эйлера-Вена для решения задач математики и информатики
Введение
Леонард Эйлер (1707 – 1783) родился в маленькой тихой Швейцарии. Он принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества.
В одной из 850 написанных работ Эйлером появились круги. Впервые он их использовал в письмах к немецкой принцессе. Эйлер писал тогда, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».
Позднее работу с кругами продолжил учёный Джон Венн и этот приём назвали «диаграммы Эйлера-Венна», который используется во многих областях: теория множеств, теория вероятностей, логики, статистики, компьютерных науках.
Приложение 1
Графическое представление отношения между множествами кругами Эйлера
Круги́ Э́йлера — графическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между множествами для наглядного представления.
С множествами можно выполнять определенные операции. Операции над множествами рассматриваются для получения новых множеств из уже существующих. К основным операциям, которые можно выполнять над множествами, относятся следующие:
- объединение;
- пересечение;
- разностью;
- симметрическая разность;
- абсолютным дополнение;
Приложение 2
Графическое представление отношения между множествами кругами Эйлера
Круги Эйлера существенно упрощают понимание сложных математических формулировок и наглядно отражают суть определений.
Этот метод позволяет развивать математические представления и использовать их при изучении окружающего нас мира.
С помощью кругов Эйлера удобнее всего решать логические задачи на пересечение и объединение множеств.
Множеств может быть два, а может быть и больше. Чем больше множеств, тем труднее становится решить задачу.
С помощью кругов Эйлера на практике можно решать задачи логики, биологии, философии и других областей. Проиллюстрируем это на примерах.
Приложение 3
Эксперимент
Чтобы доказать справедливость моей гипотезы я провел эксперимент среди одноклассников. На первом этапе я предложил им решить поставленную задачу и обозначил время 10 минут.
Задача 1.
В трех седьмых классах 70 ребят. Из них 27 занимаются в драмкружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драмкружке – 10 ребят из хора, в хоре – 6 спортсменов, в драмкружке – 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок, и хор.
Необходимо выяснить:
Сколько ребят не поют в хоре, не увлекаются спортом и не занимаются в драмкружке?
Сколько ребят занято только спортом?
Результат
Ребята не смогли решить задачу.
На мой вопрос к ребятам почему, я получил ответ – сложно, сначала надо как-то это нарисовать схемой…
Эксперимент
На втором этапе я продемонстрировал на другой задаче метод Эйлера-Венна по следующему алгоритму:
- Изобразить кругами Эйлера заданное по условию задачи количество множеств;
- Пронумеровать все полученные сегменты;
- Выразить сегментами дано из условия задачи;
- Выразить сегментами неизвестное из условия задачи;
- Используя полученные уравнения выполнить подстановки и найти результат
Эксперимент
Задача 2. В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по истории – 22 человека.
Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека, по истории – 11 человек. Семь учеников имеют «тройки» и по математике и по истории, а 5 учеников – «тройки» по всем предметам. Сколько человек учится без «троек»?
В классе учатся 40 человек – все полученное множество состоит из суммы сегментов 1,2,3,4,5,6,7.
Решение:
По русскому языку имеют «тройки» 19 человек. Сумма сегментов 1,2,4,5
Русский язык=19
Математика=17
1
3
2
5
История=22
4
6
По математике имеют «тройки» 17 человек. Сумма сегментов 2,3,5,6
7
По истории имеют «тройки» 22 человека. Сумма сегментов 4,5,6,7
Только по одному предмету по русскому языку имеют «тройки» 4 человека. Сегмент 1
Решение:
Только по одному предмету по математике имеют «тройки» 4 человека. Сегмент 3
Русский язык=19
Математика=17
1
3
2
5
История=22
Только по одному предмету по истории имеют «тройки» 11 человек. Сегмент 7
4
6
7
Пять учеников имеют тройки по всем предметам. Сегмент 5
Решение:
Подстановкой легко определить неизвестные сегменты и найти ответ на поставленный вопрос - сколько человек учится без «троек»?
Р=19
М=17
4
?
5
4
7
?
?
11
И=22
Решение:
Подстановкой легко определить неизвестные сегменты и найти ответ на поставленный вопрос - сколько человек учится без «троек»?
6
Р=19
4
М=17
4
4
6
6
2
5
4
5
4
4
4
5
2
2
4
11
11
И=22
4
11
36
40 – 36 = 4
Эксперимент
На третьем этапе я снова предложил одноклассникам решить поставленную задачу и обозначил время.
Результат Приложение 4
Ребята справились за обозначенное время с решением задачи и нашли все ответы на поставленные вопросы. …
Решение задачи по информатике кругами Эйлера
На четвертом этапе я предварительно изучив литературу по данному вопросу. Особое внимание уделив приоритету выполнения операций показал ребятам возможность использования кругов Эйлера-Венна для решения задачи по информатике на запросы
Задача 3. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:
Решение
Задача 3. В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции « ИЛИ » используется символ « | », а для обозначения логической операции « И » – символ « & ».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:
Запрос
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&(На|ЕГЭ&Запрещено)
1475
Списывать&ЕГЭ&Запрещено
450
Списывать&На
1400
Запрещено
Списывать
На
ЕГЭ
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу:
Списывать&На&ЕГЭ&Запрещено
Запрос
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&(На| ЕГЭ&Запрещено )
1475
Списывать
На
1
3
2
Запрещено
ЕГЭ
7
5
6
4
9
10
8
12
13
11
Запрос
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&( На |ЕГЭ&Запрещено )
1475
Списывать
На
1
3
2
ЕГЭ
Запрещено
7
5
6
9
4
8
10
12
13
11
Запрос
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать& (На|ЕГЭ&Запрещено)
1475
Списывать&ЕГЭ&Запрещено
450
Списывать&На
1400
Списывать
На
1
3
2
ЕГЭ
Запрещено
7
5
6
4
9
8
10
12
13
11
Запрос
Списывать&(На|ЕГЭ&Запрещено)
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&ЕГЭ&Запрещено
1475
450
Списывать
На
1
3
2
ЕГЭ
Запрещено
7
5
6
4
9
8
10
12
13
11
Запрос
Списывать&(На|ЕГЭ&Запрещено)
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&ЕГЭ&Запрещено
1475
Списывать&На
450
1400
Списывать
На
1
3
2
Запрещено
ЕГЭ
7
5
6
9
4
10
8
12
13
11
Запрос
Найдено страниц (в тысячах)
Списывать&(На|ЕГЭ&Запрещено)
Списывать&ЕГЭ&Запрещено
1475
Списывать&На
450
1400
Списывать
На
1
2
3
Запрещено
ЕГЭ
7
5
6
4
9
8
10
12
13
11
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу:
Списывать&На&ЕГЭ&Запрещено
9
9 ?
(2+5+6+9)+8=1475
1400+8=1475
8=1475-1400
8=75
9 ?
2) 8+9=450
75+9=450
9=450-75
9=375
Результаты исследования
В результате проведенного исследования мной были изучены: литературные и интернет-источники по использованию кругов Эйлера-Венна; основные операции и приоритет их выполнения; проиллюстрировано применение кругов Эйлера для решения различных задач; рассмотрены способы решения задач раздела математической логики; подробно рассмотрено применение кругов Эйлера-Вена для решения задач математики и информатики.
В ходе исследования я подтвердил гипотезу и пришел к следующим выводам:
- Чем сложнее и запутаннее логическая задача, связанная с множествами, тем полезнее будет нарисовать диаграмму с кругами Эйлера. После этого решение значительно упрощается.
- Круги Эйлера помогают быстро и просто решить даже достаточно сложные или просто запутанные на первый взгляд задачи.
- Знания по этой теме мне пригодятся при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике и информатике и при написании олимпиадных работ по данным предметам.
Результаты исследования
Литература
Список учебной и научной литературы
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5 – 6 кл./ И.Я Депман. М.: Просвещение, 1999.
- Задачи для внеклассной работы по математике в V – VI классах: Пособие для учителей/ Сост. В.Ю. Сафонова. Под ред. Д.Б. Фукса, А. Л. Гавронского. М.: МИРОС, 1993.
- Игнатьев. Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех: Книга для семьи и школы. Опыт математической хрестоматии в 3 книгах/Худож. Н.Я. Бойко. – Ростов н/Д: Кн. Изд-во, 1995.
- Математика: 6 класс: Дидакт. материалы для общеобразова. учеб. заведений/Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, И.Ф.Шарыгин и др.- М.: Дрофа, 1996.
- Фарков, А.В. Математические олимпиады в школе.5–11 классы./ А.В. Фарков. М.: Айрис–пресс, 2007.
- Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
- http://www.tutoronline.ru/blog/krugi-jejlera;
- http://logika.vobrazovanie.ru/index.php?link=kr_e.html;
- http://mmmf.msu.ru/archive/20122013/z5/z5090313.html;
Спасибо за внимание !