СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение дистанционных технологий на уроках русского языка и литературы»

Выступление на педагогическом совете по теме ««Использование возможностей цифровой образовательной среды как средство развития мотивации к повышению качества образования»



Применение дистанционных технологий

на уроках русского языка и литературы

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Обучающиеся получают возможность осуществлять оперативную связь, а преподаватель – оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и своевременно корректировать его работу.

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:

1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему обучения состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.

Использование технологий дистанционного обучения даёт широкие возможности для управления учебной деятельностью школьников, формирует новый характер взаимодействия учителя и ученика (партнёрство, совместное решение учебных задач), новые формы оперативного контроля учебной деятельности (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ обучающихся, создание электронного портфолио).

 Организующей основой дистанционного, как и очного обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.  Но и в силу специфичности такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные: гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов:

  1. получение новых знаний;

  2. выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний;

  3. обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках индивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

  • давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

  • использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

  • чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

  • проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (Сферум).

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

  • повышение учебной мотивации;

  • развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

  • стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

  • На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех  http://www.gramota.ru /

  • Культура письменной речи  http://gramma.ru /

  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия  http://megabook.ru /

  • Русские словари. Служба русского языка  http://www.slovari.ru/start.aspx ?s=0&p=3050

  • Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public- library.narod.ru /

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru /:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы

Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной:

Работа с различными словарями  http://www.slovari.ru /

Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)

Написание и защита рефератов http://express- externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25

Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией  http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk /?mark=science

Работа с веб-квестом  http://laraas2011gmail.blogspot.ru/p/web.html

Составление коллекции аннотированных ссылок по теме урока

Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.)  https://drive.google.com /?authuser=0#my-drive

Публикация статей

Создание тематических веб-страниц

Создание видео-роликов

Создание фотосериалов и презентаций  https://picasaweb.google.com /

Создание плэйкаста, открыток, игр, викторин  http://www.playcast.ru /

http://www.imagechef.com/photos

Участие в ролевой игре

Участие в учебных исследованиях и проектах

Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах


Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:

Разноуровневые онлайн-тесты  https://docs.google.com/spreadsheet/viewform ?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ

Игровые формы контроля

Индивидуальные и групповые задания

Дидактические материалы онлайн  http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm

Контрольно-измерительные материалы  http://ege.yandex.ru/russian /

В то же время не следует забывать о традиционных видах деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы: работа с учебником, письменные работы в тетрадях, устный опрос, выполнение иллюстраций, чтение, пересказ, анализ текста, чтение наизусть, выполнение различных творческих работ.

Надо отметить, что одной из особенностей дистанционного образования является возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то учитель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Бесспорно, использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении помогает создать атмосферу взаимного сотрудничества, позволяет школьнику почувствовать поддержку со стороны педагога, способствует установлению более доверительных отношений между участниками образовательного процесса и, таким образом, индивидуализации обучения.

Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4.Особенности организации дистанционных уроков   http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php ?id=45



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!