СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение электронных средств на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования электронных средств. Использование электронных средств позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность. Данный материал содержит информацию о способах организции учебного процесса в кабинете информатики 

Просмотр содержимого документа
«Применение электронных средств на уроках информатики»

Шинкевич Н.Д., учитель информатики
государственного учреждения образования «Могилевская городская гимназия №1»




Применение электронных средств на уроках информатики

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра

Дж. Дьюи.


Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования электронных средств. Использование электронных средств позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность. Чем же являются электронные средства для учителя и ученика?

Для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Урок длится только 45 минут, а учителю необходимо сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого учащегося, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном темпе. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, можно создавать свои наглядные пособия, презентации, тесты.

Для ученика предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности. Использование электронных средств на уроках мотивирует учащихся на получение и закрепление новых знаний.

На разных этапах урока электронные средства применяются по-разному. В начале урока достаточно протестировать учащихся и ответить на вопросы, возникшие при выполнении теста и самоанализе результатов, сформулировать общие выводы. Тем самым время на проверку домашнего задания намного сокращается и увеличивается на знакомство с новым материалом и его закрепление. Причем изучение нового материала можно начинать еще дома, рекомендуя учащимся просмотреть соответствующие тематике видео.

При проведении занятий в классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.

Следует помнить, что электронные средства не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место в образовательном процессе. Применение электронных средств возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Остановимся более конкретно на некоторых информационных технологиях, применимых на уроках информатики.





1. Программа NetOp School

NetOp School - программное обеспечение, которое поможет эффективно организовать учебный процесс. Программный комплекс представляет собой две взаимодействующие части, одна из которых устанавливается на компьютер учителя, другая – на компьютеры учащихся.

Данный программный продукт служит альтернативой интерактивной доске, так как с его помощью можно демонстрировать монитор педагога, создавать планы занятий и их записей в видеофайл.

Программа предназначена для управления компьютерами в локальной сети. С её помощью вы можете: наблюдать за каждым из компьютеров на своем экране; отключить, перезагрузить, заблокировать компьютер; управлять одним конкретным компьютером (например, что-либо показать на другом компьютере); демонстрировать экран своего компьютера на выбранные другие (очень удобно при объяснении); аудио чат; раздавать и собирать файлы; вообще все, что нужно для обеспечения максимальной наглядности на уроке.

Интерфейс программы выполнен в интуитивно понятном стиле, в нем легко разобраться. Предварительная настройка для корректной работы не требуется.

Ссылка для ОС Windows 7

Рассмотрим, как можно эффективно использовать эту программу на своих уроках.

NetOp School состоит из двух модулей Teacher и Student. Модуль Teacher требуется установить на компьютер учителя, а модуль Student на каждый из компьютеров учащихся. При установке модуля Студент предлагается скрытый режим установки. Лучше сразу выбрать этот пункт для защиты от изменений программы учениками.

После установки и запуска модуля Учитель Вы увидите следующее окно:

В распоряжении учителя несколько режимов отображения списка учащихся. По умолчанию (режим «Подробности») отображаетcя список подключенных компьютеров.

Для одновременного отслеживания действий на всех компьютерах класса в NetOp School существует режим «Эскизы»:


Панель управления содержит вкладки для работы с классом.

Часто для объяснения материала возникает необходимость демонстрации Рабочего стола учителя. Но проектор или телевизор есть не в каждом классе, а поворачивать монитор учительского компьютера к учащимся не всегда удобно, да и не эффективно. С помощью NetOp School эти проблемы легко решаются. Демонстрация экрана учителя на экраны учащихся позволяет каждому ученику получить свое «место в первом ряду». Для этого в меню выберите вкладку ОБУЧЕНИЕ → ВЫБРАННАЯ ОБЛАСТЬ ЭКРАНА или ВЕСЬ ЭКРАН. На мониторе учителя появляется панель управления воспроизведением.

Также можно одновременно для всех воспроизводить видеофайлы. Для этого на вкладке ОБУЧЕНИЕ → МЕДИА-ФАЙЛ. В выпадающем меню нажимаем ОБЗОР и выбираем нужный видеоклип. Фильм запустится не сразу, так как нужно некоторое время на его обработку.





Если Вы хотите продемонстрировать работу какого-либо учащегося на мониторы одноклассников, достаточно выбрать «Демонстрировать данного студента» в контекстном меню.

Для того чтобы привлечь внимание всех учеников и заблокировать работу их компьютеров имеется функция КОНТРОЛЬ → ИЗОБРАЖЕНИЕ ПО УМОЛЧАНИЮ. На компьютерах появится изображение:

С помощью КОНТРОЛЬ → ФАЙЛ ИЗОБРАЖЕНИЯ → ОБЗОР можно выбрать и другое, понравившееся Вам изображение.


Для того, чтобы не ходить от компьютера к компьютеру для отслеживания действий учащихся, достаточно просто выбрать опцию КОНТРОЛЬ → НАБЛЮДЕНИЕ. В нижней части экрана появится панель управления наблюдением.

А для того чтобы Вы при этом могли еще и управлять экраном учащегося нажмите УДАЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Достаточно удобными являются функции управления файлами. Нужно только лишь распространить файлы с заданием, а после их выполнения – собрать. Диспетчер файлов позволяет работать с файлами на одном компьютере.

Думаю, что каждый учитель информатики сталкивался с тем, что дети без разрешения заходят в Интернет. Кнопка ЗАПРЕТИТЬ ИНТЕРНЕТ на вкладке КОНТРОЛЬ поможет в этом.

Готовясь к уроку, учитель может записать все действия, которые он хотел бы продемонстрировать учащимся на уроке. Можно даже добавить речевое сопровождение.


В качестве контроля удобно использовать тесты. Создавать и проводить их можно с помощью NetOp School. Для этого нужно выполнить три этапа: создать вопросы, выбрать оформление и задать параметры теста.

Очень удобно выключать все компьютеры, не вставая с рабочего места. Для этого нажимаем меню УПРАВЛЕНИЕ → ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ.


2. Использование сервисов Веб 2.0

Сервисы Web 2.0 позволяют общаться с учащимися на современном технологическом уровне. Кроме того, эти сервисы позволяют делать урок более эффективным.


2.1 Google-формы для составления тестов

Онлайн-сервис предназначен для создания опросных форм. Есть возможность создания нескольких типов вопросов-ответов, как закрытого, так и открытого типов. Полученные данные автоматически собираются в таблицы, имеется также возможность автоматической статистической обработки получаемых данных.

Специальные настройки теста позволяют учащимся сразу узнать свои результаты, увидеть и понять свои ошибки. Например, учащийся видит результат своей работы так:





В свою очередь, учитель по каждому вопросу теста может в сжатые сроки увидеть результаты усвоения темы:


Ребята с удовольствием выполняют такие тесты, анализируют результаты. Конечно, тестирование не может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса, тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:

1) более рационально использовать время урока;

2) охватить больший объем содержания;



3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;

4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;

5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок;

7) индивидуализировать работу с учениками;

8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повышать интерес к предмету;

9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

Коротко разберем идею создания тестов с помощью сервиса Google-форма.

Для использования google-сервисов необходимо наличие google-аккаунта. Для его создания надо:

1. Перейти на страницу www.google.com

2. Нажать кнопку «Войти» в правом верхнем углу открывшейся страницы.

3. В появившемся окне выбрать «Создать аккаунт» или «Сменить
аккаунт» → «Другие варианты» → «Создать аккаунт»

4. Заполнить форму регистрации, нажать «далее» и «принимаю»

  Значок в правом верхнем углу страницы www.google.com открывает вам доступ к сервисам (приложениям) Google.



Создание Google формы:

1. Открыть приложение Google «Диск»:

 

 2. Нажать в левом верхнем углу кнопку «Создать» → «Ещё» → «Google Формы»

 3. В левом верхнем углу страницы в строке «Новая форма» записать имя формы, под которым она будет храниться на Google-диске и выбрать для нее шаблон → OK

4. Следующим шагом будет наполнение формы вопросами. Не обязательно использовать вопросы всех типов. Вы можете создавать вопросы разного типа или одного типа. Количество вопросов не ограничено. Вы можете добавлять вопросы в несколько этапов. Чтобы структурировать вопросы, можно разбить форму на разделы или на страницы.


Добавление вопроса

  • Форма для добавления первого вопроса уже создана. Ее можно сразу наполнять.

  • Чтобы вставить форму для следующего вопроса, нажмите кнопку Добавить элемент.



  • После того, как вы выбрали тип вопроса, впишите варианты ответов. Если вы хотите объяснить свой вопрос, добавьте комментарий в поле Пояснение.

  • Нажав на кнопку Ответы, укажите верный ответ и установите количество баллов за верный ответ.

  • Если вы хотите, чтобы варианты ответов выводились в случайном порядке, нажмите кнопку Другие варианты и установите флажок «Перемешать ответы». Эта функция работает для следующих типов вопросов: один из списка; несколько из списка; выпадающий список; сетка.


Итак, для каждого вопроса указывается:

  • Формулировка

  • Пояснение (по необходимости)

  • Тип вопроса (выбрать из выпадающего списка)

  • Варианты ответов

  • Метка Обязательной ответ на вопрос (по необходимости)

  • Правильные ответы и количество баллов

  • Флажок «Перемешать ответы» (по необходимости).

Пример теста составленного с помощью Google-форм можно увидеть по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/1tcJN_qPxAIil25LD9boZ64KRre-lrzUTCEr3StmxcBs/edit?usp=sharing

Типы вопросов:

Учащемуся предлагается вписать короткий ответ. Используется для простой строки текста вроде имен, электронных адресов и кратких текстовых ответов

Предполагает развернутый текстовый ответ. Может использоваться для добавления более длинных элементов, таких как фамилия и имя ученика или пространные комментарии.

Предоставляет возможность выбрать один из заранее определенных ответов. При выборе этого пункта (добавление вопроса) появляются две строки для ввода вариантов ответа. Заполнение первой приведет к появлению еще одной строки ниже. В самом низу находится ссылка с текстом добавить «Другое». Нажав на нее, вы увидите большую область для ввода текста, где пользователь формы может ввести собственный ответ.

В отличие от типа вопроса «Один из списка», данный тип вопроса позволяет пользователю выбрать из списка более одного варианта ответа, Информация добавляется так же, как и для предыдущего типа.

Пользователю предоставляется возможность выбрать один из вариантов ответа из выпадающего списка. Данный тип вопроса может использоваться в тех случаях, когда список ответов больше 10 позиций.

Данный тип вопроса позволяет пользователю определить, насколько он согласен или не согласен с высказываем (вопросом) с указанием градации своих предпочтений. Для настройки шкалы определите количество промежуточных делений , а затем введите метки, определяющие текст для ее начального и конечного значений.

Позволяет создать набор вариантов ответа вместе со шкалой по каждому ответу. То есть ваш вопрос может быть таким: «Оцените свой уровень владения средствами ИКТ». Затем пойдут строки с метками вроде MS Word, MS Power Point или Интернет-сервисы и столбцы с заголовками: Не владею; Использую для личных целей; Использую эпизодически на уроках; Часто использую на уроке и т.п

Такой тип вопроса можно использовать для введения пользователем конкретной даты и точного времени или временной промежуток

Завершив работу над формой, ее можно отправить учащимся по электронной почте или опубликовать в социальной сети (блог, сайт, лента сообщений).

В любой момент учащимся можно закрыть тест для просмотра. Для этого на вкладке Ответы надо установить переключатель Принимать ответы в режим Ответы не принимаются


2.2 Модель «перевёрнутого класса».

Ученики получают в качестве домашнего задания для изучения нового материала электронный образовательный ресурс или учебное видео, которое сопровождается заданием, например созданным в google-формах или в сервисе LearningApps.




2.3 Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org

С помощью данного сервиса можно в режиме онлайн создавать и использовать на уроках интерактивные задания самых разных видов: викторины, вставка пропусков в текст, кроссворды и игры с буквами на составление слов, пазлы, подобрать пару и многое другое.

При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля или использовать готовые упражнения по выбранной теме. Достоинства этого сервиса – широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании.

Задания, имеющиеся на сайте, рассортированы по категориям (тематике), уровням образования. Имеются ссылки, позволяющие поделиться заданиями и HTML-коды для встраивания на страницу сайта или блога. 

Упражнения, созданные в этом сервисе, удобно использовать на этапе закрепления, учащимся нравится то, что проверка знаний напоминает игру, а также разнообразие предлагаемых заданий. Преимущества сервиса Learningapps - в разнообразии видов упражнений, которые и составляют суть деятельностного подхода в обучении.

Для создания своих заданий необходимо зарегистрироваться на сайте Learningapps (регистрация бесплатна). 

Задания можно создать с нуля или на основе одного из понравившихся вам готовых вариантов. Например, на уроке по теме «Устройства компьютера» целесообразно предложить задание по шаблону «Найди пару».

Для более подробного изучения данного сервиса можно перейти по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1pnWZUipCbkzoCbxZyA03CbLFPBsx9r6a/view?usp=sharing





2.4 Ведение блога учителя

Образовательный блог учителя - это сайт, основное содержание которого постоянно обновляется новыми записями, которые могут содержать план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся,  полезные ссылки,  дополнительную информацию ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д..

Блог может состоять из нескольких тематических разделов, содержащих записи в соответствии с его тематикой. Например:

  • «Материалы к урокам» - здесь учитель может размещать собственные разработки к урокам по параллелям, темам, тесты, видео, тренажеры;

  • «Задачи для учащихся» - в этом разделе учащиеся могут читать и выполнять задания;

  • «Образцы выполненных работ» или «Примеры» - здесь могут быть размещены лучшие работы учеников и т.д.

Наиболее простым и доступным инструментом для создания учительского Блога является Гугл-сервис Blogger.

Его можно организовать «под себя», работать в том ритме и над теми вопросами, которые находятся в вашей «зоне ближайшего развития»

Используя блог в своей работе, учитель может решить следующие задачи:

  • представление портфолио учителя;

  • поиск методов взаимодействия с учащимися;

  • организация процесса обучения;

  • организация поурочного контроля учащихся;

  • организация дистанционного обучения учащихся;

  • организация проектной и внеурочной деятельности;

  • представление педагогическому сообществу своих материалов, с целью получения независимой оценки и советов и др.

В своей работе я использую блог с октября 2017 года. С его структурой можно познакомиться по ссылке: https://mggymn1nataliashinkevich.blogspot.com

Как создать блог можно изучить по следующей ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1YgYPKcOGKPukzQ3z4tcHPLjTShCUNt8I/view?usp=sharing

Однако, надо помнить, что все вышесказанное является только частью многогранного и многоликого процесса обучения детей и должно проходить в рамках здоровьесбережения.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!