СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение новых форм организации внеурочной деятельности в работе с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение новых форм организации внеурочной деятельности в работе с детьми»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы

«Школа-интернат № 11»












Применение новых форм организации внеурочной деятельности

в работе с детьми










Подготовила:

учитель начальных классов Хмеловская Е.В.


















р.п. Ванино

2023 г.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация должна учитывать:

  • особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);

  • результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;

  • возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий, и их содержательная связь с урочной деятельностью;

  • особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.


Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение отражены в АООП КГКОУ ШИ 11 от 31.08.2023 г.

Направления и цели внеурочной деятельности:

1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.

2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.

3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения.

4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.

5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.

6. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.

7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.

8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.

Формы организации внеурочной деятельности КГКОУ ШИ 11

Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:

- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;

- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);

- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;

- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.

Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные мероприятия.

К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр.

При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь).

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной педагогический работник, ведущий класс, завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.


Основные направления внеурочной деятельности:

п/п

Направление

Возможная тема

Цель

Форма организации

1

Спортивно-оздоровительная деятельность


«Основы самопознания»


Формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков

Факультатив, лаборатория здоровья.


«Движение есть жизнь!»


Спортивная студия, учебный курс физической культуры.

2

Проектная деятельность


«История родного края»


«Достопримечательности родного края».


Расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».

Факультативный курс краеведения, творческие проекты.

«История письменности в России: от Древней Руси до современности»


Развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности.

Факультатив, выполнение и защита мини-проектов (например, «На чём писали в Древней Руси», «Берестяные грамоты и современные смс-сообщения: в чем сходство и различия», «Первый русский букварь», «Русские летописи»).

«Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края»


Углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе.

Экологическая лаборатория, исследовательские проекты.


3

Коммуникативная деятельность


«Создаем классный литературный журнал»


Развитие языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде.


Творческая студия (создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала).

«Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми»


Расширение знаний о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии.

Дискуссионный клуб.


«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»


Совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и реклама); давать необычные тексты.

Учебный курс в форме факультатива (лаборатория текстов, система практических занятий).


4

Художественно-эстетическая творческая деятельность


«Рукотворный мир»


Расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.

Творческие мастерские («Природа и творчество», «Куклы своими руками», «Юные художники»), выставки творческих работ.


«Ритмика»


Формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству.

Студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров.

«Школьный театр «Путешествие в сказку»


Расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности.

Театральная студия, спектакли по мотивам сказок.


«Выразительное чтение»


Расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров.

Литературный клуб, творческая студия.


«Искусство иллюстрации»


Развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации.

Творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников.


«В мире музыкальных звуков»


Расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы.

Музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов.


5

Информационная культура


«Моя информационная культура»


Знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования.


Система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников, технических устройств.

6

Марафоны знаний


«Заповедники России»


Расширение и уточнение знаний об особо охраняемых территориях в России, истории возникновения заповедников и заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие способности работать в условиях командных соревнований.

Дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования.


«Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)»


Расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений понимать информацию, представленную на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований.

Игры-путешествия, видео-экскурсии соревновательной направленности.


7

«Учение с увлечением!»

«Читаю в поисках смысла»


Развитие читательской грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным результатом.

Учебный курс-факультатив; учебная лаборатория.

«Легко ли писать без ошибок?»


Развитие письменной речи обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием.

Учебный курс - факультатив по разделу «Орфография»; учебная лаборатория.



В 2023-2024 учебном году в нашей школе с обучающимися внеурочная деятельность ведётся по трём направлениям (для всего класса): коммуникативная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая (поскольку для детей с умственной отсталостью эти направления являются самыми развивающими и реализуемыми).

3 класс - «Мир фантазии», «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю», «Подвижные игры Дальнего Востока», «Ритмика».

Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с умственной отсталостью форме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!