Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные образовательные программы
«Школа-интернат № 11»
Применение новых форм организации внеурочной деятельности
в работе с детьми
Подготовила:
учитель начальных классов Хмеловская Е.В.
р.п. Ванино
2023 г.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация должна учитывать:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип образовательной организации, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий, и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение отражены в АООП КГКОУ ШИ 11 от 31.08.2023 г.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов.
7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
Формы организации внеурочной деятельности КГКОУ ШИ 11
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные мероприятия.
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, библиотекарь).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, основной педагогический работник, ведущий класс, завуч, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности:
№ п/п | Направление | Возможная тема | Цель | Форма организации |
1 | Спортивно-оздоровительная деятельность | «Основы самопознания» | Формирование представлений обучающихся о здоровом образе жизни, развитие физической активности и двигательных навыков | Факультатив, лаборатория здоровья. |
«Движение есть жизнь!» | Спортивная студия, учебный курс физической культуры. |
2 | Проектная деятельность | «История родного края» «Достопримечательности родного края». | Расширение знаний обучающихся об истории родного края, формирование умения работать с разными источниками информации; развитие познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края; воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине». | Факультативный курс краеведения, творческие проекты. |
«История письменности в России: от Древней Руси до современности» | Развитие общей культуры обучающихся; расширение знаний об истории письменности (от кириллицы до современного языка, от пергамента, берестяных грамот и первых книг до современных электронных книг); углубление их интереса к истории становления культуры, к самостоятельной познавательной и проектной деятельности. | Факультатив, выполнение и защита мини-проектов (например, «На чём писали в Древней Руси», «Берестяные грамоты и современные смс-сообщения: в чем сходство и различия», «Первый русский букварь», «Русские летописи»). |
«Экологический поиск: исследование качества воды в водоемах родного края» | Углубление знаний и представлений о сочетании химического и биологического состава и физических свойств воды, формирование исследовательских умений в процессе экспериментальной работы по изучению качества воды, развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе. | Экологическая лаборатория, исследовательские проекты. |
3 | Коммуникативная деятельность | «Создаем классный литературный журнал» | Развитие языковой и коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества; развитие способности работать в команде. | Творческая студия (создание ежеквартального журнала класса, сбор литературного материала, конструирование структуры, формы организации и оформления журнала). |
«Дети Маугли: нужно ли человеку общаться с другими людьми» | Расширение знаний о важности для жизни и развития человека речевого общения с другими людьми; формирование коммуникативной культуры диалога, правил ведения дискуссии. | Дискуссионный клуб. |
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» | Совершенствование читательской грамотности обучающихся, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и реклама); давать необычные тексты. | Учебный курс в форме факультатива (лаборатория текстов, система практических занятий). |
4 | Художественно-эстетическая творческая деятельность | «Рукотворный мир» | Расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. | Творческие мастерские («Природа и творчество», «Куклы своими руками», «Юные художники»), выставки творческих работ. |
«Ритмика» | Формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. | Студия ритмики и пластики, конкурс пластических образов, постановка концертных номеров. |
«Школьный театр «Путешествие в сказку» | Расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. | Театральная студия, спектакли по мотивам сказок. |
«Выразительное чтение» | Расширение знаний о литературно-художественном творчестве, развитие навыка выразительного чтения произведений поэзии и прозы; воспитание литературного вкуса, интереса к художественной литературе разных жанров. | Литературный клуб, творческая студия. |
«Искусство иллюстрации» | Развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к изобразительной деятельности, желания передавать свое отношение к художественным произведениям средствами книжной иллюстрации. | Творческая мастерская иллюстраций к книге; конкурсы рисунков; выставки работ участников. |
«В мире музыкальных звуков» | Расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. | Музыкальный салон; концертные программы, хоровая студия, студия народных инструментов. |
5 | Информационная культура | «Моя информационная культура» | Знакомство с миром современных технических устройств и культурой их использования. | Система практических занятий с использованием компьютеров, смартфонов, планшетов, смарт-часов, наушников, технических устройств. |
6 | Марафоны знаний | «Заповедники России» | Расширение и уточнение знаний об особо охраняемых территориях в России, истории возникновения заповедников и заказников; воспитание отношения к природе как к ценности; развитие способности работать в условиях командных соревнований. | Дискуссионный клуб, мероприятия-соревнования. |
«Я - путешественник (Путешествуем по России, миру)» | Расширение знаний и представлений о географических объектах, формирование умений понимать информацию, представленную на географической карте; развитие навыков работы в условиях командных соревнований. | Игры-путешествия, видео-экскурсии соревновательной направленности. |
7 | «Учение с увлечением!» | «Читаю в поисках смысла» | Развитие читательской грамотности обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с овладением чтением как предметным результатом. | Учебный курс-факультатив; учебная лаборатория. |
«Легко ли писать без ошибок?» | Развитие письменной речи обучающихся, поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с правописанием. | Учебный курс - факультатив по разделу «Орфография»; учебная лаборатория. |
В 2023-2024 учебном году в нашей школе с обучающимися внеурочная деятельность ведётся по трём направлениям (для всего класса): коммуникативная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая (поскольку для детей с умственной отсталостью эти направления являются самыми развивающими и реализуемыми).
3 класс - «Мир фантазии», «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю», «Подвижные игры Дальнего Востока», «Ритмика».
Содержание и виды деятельности обучающихся по всем направлениям плана адаптируется с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей, реализуются в доступной для обучающихся с умственной отсталостью форме.