СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Что мешает людям понимать друг друга? (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Что мешает людям понимать друг друга? (100ballnik.com)»

Источник:  100balnik

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Что мешает людям понимать друг друга? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2024 соответствует критериям проверки.

Пример итогового сочинения № 1.

В жизни есть множество факторов, определяющих отношения между людьми, но я хочу уделить внимание таким, как время, социум и эмоционально-культурные особенности.

Каждому времени свойственны свои нормы и атрибуты. Когда-то телеграф был чудом, а сейчас техника превзошла его возможности во много раз. Сменился способ проведения досуга и в виртуальном мире некоторые люди проводят больше времени, чем в реальном. Это безусловно накладывает отпечаток на отношение поколений, одни из которых считают это нормой, а другие — противоестественным.

Общество тоже меняется. Появляется много отдельных сообществ со своей идеологией, стилем, убеждениями. Эмо, панки, готы, последователи стимпанка, милитари, классического или бохо стилей. Любящие строгость или шик, хай-тек или барокко. Появляется всё больше способов реализации своих вкусов и самовыражения. И не всегда между разными группами есть взаимопонимание.

Каждый день появляется что-то новое. Профессии, специализации. Невозможно за всем угнаться и людям приходится углубляться в какое-то одно направление. Появляются профессиональные термины в речи, непривычные большинству. Одни считают это естественным, другие обидным. Иногда кажется, что мы говорим на разных языках. Если вспомнить историю о Вавилонской башне, то можно утверждать, что люди, не понимающие слов друг друга, не могут договориться. Похожее происходит и сейчас, все мы говорим на одном языке – русском, но у каждого он свой.

Из-за появления новых возможностей и путей общения мы замыкаемся в себе, становимся безразличными, эгоистичными, не способными на сочувствие или сопереживание.

Пропасть между поколениями, несовпадение взглядов, эгоизм – могут ли они быть причинами непонимания между людьми? Я думаю, что да, и вскоре постараюсь это доказать, но сначала хочу поднять ещё один вопрос: неужели это проблема только моего времени?

На эти вопросы я отвечу одновременно, рассмотрев несколько литературных примеров.

Начать мне хотелось бы с произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», так как одной из основных его тем является именно недопонимание между людьми. Евгений Базаров – нигилист, отрицающий принятые социальные нормы. Он не признает всё свойственное братьям Кирсановым: этикет, литературу, либерализм Николая Петровича и консерватизм Павла Петровича.

Стоит отметить не только возрастную разницу, но и социальную. Аристократы и разночинец, либерал, консерватор и нигилист, лекарь и помещик. Здесь играют роль разница между поколениями и несовпадение взглядов, принадлежность к разным культурным группам.
Происходящие события находятся раньше на линии времени и подтверждают мою мысль что непонимание между людьми свойственно не только нынешнему миру.

В «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова немного другая ситуация. Григория Александровича Печорина не понимают не из-за разницы в возрасте или социального положения, нет, сам характер главного героя, его поведение не дают людям такого шанса. Эгоизм, холодность, отчужденность – вот что делает его недосягаемым. Григорий Александрович – загадка. Он понимает психологию человеческого поведения, но не способен сопереживать.
Это явный пример того, как личная эмоциональная особенность человека не дает другим возможности его понять. И здесь уже не важен возраст или социальное положение.

Хотелось бы поговорить об Александре Чацком из произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Андеевич старается внести в мир что-то новое, непривычное, незнакомое. Принимает ли его «фамусовское» общество? Нет. А почему? Страх перед новым? Я бы так не сказала. Скорее уж, нежелание терять комфорт, менять себя, смотреть на мир под новым углом. Слово «консервация» здесь достаточно хорошо подходит. Фамусову удобно так жить, так зачем меняться?  Понимает ли это Чацкий? Разве его волнуют мотивы Фамусова? На оба вопроса ответ один – нет.

С другой стороны, чего ожидал Чацкий? Он ворвался в устоявшийся мир, живущий в своем ритме не один десяток лет. Его новаторство принимается без энтузиазма, с осуждением.

Он требует любви от Софьи. Но имеет ли он на это право? Прошел не день, не месяц и даже не год. Софья не давала обещаний, не клялась в верности. Получается, Александр Андреевич не желает посмотреть на ситуацию со стороны девушки, понять её. Ему не приходит в голову мысли, что может быть иначе. Что это, не умение поставить себя на чужое место или не желание признавать не входящее в рамки желаемого? Думаю, что и то, и другое.

Павел Афанасьевич смотрит с высоты своего возраста и положения, Александр Андреевич – своего. Им управляет максимализм, увлеченность своими идеями.  Обе стороны убеждены в правоте и не готовы идти на компромисс. А без него возможно ли согласие, понимание? Нет!

Что же можно выделить в итоге, как факторы, влияющие на взаимопонимание: эгоизм, разные взгляды на жизнь и нормы поведения, неготовность идти на компромисс, уверенность в личной правоте, разница в возрасте и окружении, профессиональные особенности, и это лишь часть того, о чем я говорила в своем сочинении.

Пример итогового сочинения № 2.

Каждый из нас хотел бы найти человека или группу людей, с которыми у него абсолютное взаимопонимание. Именно на этом чувстве строятся дружба и любовь. Однако найти единомышленников очень сложно. Непонимание окружающих приводит к одиночеству, депрессии и печали. Но почему же люди друг друга не понимают? На этот вечный вопрос пытались ответить многие писатели-классики.

Александр Чацкий, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», не находит понимания нигде и ни в ком. Он учился за границей, где почерпнул множество прогрессивных идей о свободе, равенстве, братстве и справедливости. Однако эти мысли нелегко переложить на российскую действительность, где в то время правили бюрократизм, чинопочитание и ложь. Чацкий был первопроходцем демократической мысли. А первые чаще всего оказываются в одиночестве. Неудивительно, что героя не понимает Павел Афанасьевич Фамусов, ведь старый уклад жизни – основа существования этого человека. Но и его дочь Софья, которая раньше относилась по-дружески к Чацкому и сочувствовала его идеям, отвернулась от героя. Именно она распустила слух о сумасшествии Александра. А фамусовское общество с восторгом приняло эти россказни, потому что так проще всего объяснить, почему чьи-то мысли и уклад жизни разительно отличаются от их собственного. Непонимание между Чацким и всеми его знакомыми привело героя к одиночеству. Причина этого – неприятие иного уклада жизни. Все герои категоричны и не желают разбираться в том, как живут и что думают окружающие, отличающиеся от них самих.

Непонимание в личных отношениях раскрывается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой, Григорий Печорин, чувствует себя одиноким, лишним человеком. Общественная ситуация такова, что он не находит реализации своего потенциала. Ум, наблюдательность и креативность оказываются никому особенно не нужны. По этой причине эти качества обращаются во зло окружающим, иногда против желания Печорина. Он постоянно скучает и для рассеивания этой скуки играет жизнями других людей. Ситуация усугубляется тем, что герой не находит понимания в любви и дружбы, в личных отношениях также нет отдушины. Например, княжна Мэри влюбилась в определенный образ, а потом страдала от его несоответствия действительности. Конечно, этому причиной был сам Печорин, ведь он со скуки, из чувства противоречия обольстил неопытную девушку. Печорина не понимали окружающие, из-за этого он страдал от одиночества и тоски. Однако сам он ничего не делал для изменения ситуации. Обретение гармонии в отношениях между людьми – процесс двусторонний, требует усилий от каждого участника. Поэтому если хоть одна сторона конфликта не желает разбираться в чувствах и мыслях другой или не хочет открывать себя миру, то образуется непонимание.

Люди не понимают друг друга по разным причинам: слишком уж отличаются их воззрения, образ жизни и мыслей. Иногда и сам человек не желает открывать душу миру, поэтому никто не может разобраться в нем и наладить с ним отношения. Однако ключ к пониманию достаточно прост: не стоит считать свои воззрения истиной в последней инстанции, необходимо давать себе и другим право на ошибку, уметь принимать в других то, что кажется странным и неправильным.

Пример итогового сочинения № 3.

В чем причина непонимания между людьми? Об этом вопросе задумывались многие философы и писатели, обыватели и эксперты, дети и взрослые. Почему-то нам очень сложно найти точки соприкосновения с теми, кто чем-то отличается от нас. Казалось бы, так легко примерить на себя роль кого-то другого и вникнуть в его внутренний мир, но на практике нам мешают предрассудки, взаимные обиды, корыстные цели, себялюбие и невежество. Все эти причины описываются в литературе, к которой всегда можно обратиться за примером.

Одной из наиболее популярных проблем, стоящих на пути у взаимопонимания, является наличие религиозных, этнических и социальных предрассудков. Такую ситуацию мы видим в повести А.И. Куприна «Олеся». Крестьяне, живущие в Полесье, дискредитируют Олесю и ее бабушку на основании того, что те якобы принадлежат к разряду нечистой силы. Две «ведьмы» и так переселились в лес, чтобы никому не мешать, но и этого местным обитателям было мало: каждую неприятность в деревне смело приписывали колдовству, а байки о демонической сущности героинь передавались из уст в уста и дошли до рассказчика: «Да ведь это – Мануйлиха, ириновская ведьма», – мелькнуло у меня в голове, едва я только повнимательнее вгляделся в старуху». Суеверие глубоко пустило корни в народе: не имея образования, герои любую премудрость считали доказательством дьявольских происков. Они даже не пытались понять изгоев, поэтому даже когда Олеся пришла в церковь, ее прогнали оттуда побоями и руганью. «Ведьму» хотели измазать дегтем и избить. Так почему же люди из повести не могли понять друг друга? Очевидно, крестьянам не хватало образования и культуры, чтобы объяснить способности Олеси рационально и попытаться установить с ней контакт. Они довольствовались суевериями и своими вековыми стереотипами, не стремясь познать мир. А их агрессия — смесь страха, векового угнетения и недовольства жизнью. На изгоев таким людям проще всего выплеснуть свою злость.

В непонимании между людьми можно обвинить не только предрассудки и невежество, но и колоссальную разницу между воспитанием, происхождением и опытом оппонентов. Например, А.П. Чехов в пьесе «Вишневый сад» изобразил прошлое, настоящее и будущее России. Представители разных эпох не могли найти общего языка. Раневская и Гаев привыкли к праздности и роскоши дворянства, не считали деньги и не умели их зарабатывать, поэтому они как будто не слышали предложений Лопахина о спасении имения. Они были глухи к его предостережениям, потому что не имели представления о том, что происходит за пределами их личной башни из слоновой кости.

Любовь Андреевна и ее брат хотели сохранить усадьбу и сад как память о прекрасном прошлом, но не смогли его спасти. Купец, дед которого еще землю пахал в этом же имении, рос в бедности, страдал от побоев отца и необходимости постоянно трудиться. Поэтому он одержим материальными ценностями, но совершенно несведущ в духовных, интеллектуальных и нравственных сферах. Ему сложно избавиться от комплексов плебея, оставить ненадолго работу и сделать, наконец, предложение Варе, дочери Раневской. Зато он знает, что делать с садом: разделить на участки под дачи. Петя Трофимов и Аня — представители нового времени, и у них пока нет ничего, кроме мечтаний о прекрасном будущем. Они искренне не осознают, зачем сохранять крепостническое прошлое в образе вишневого сада, когда можно построить новый. Отсутствие взаимопонимания в данном примере легко объяснить тем, что люди прожили совершенно разные жизни, произошли из разных семей и получили индивидуальный опыт. Сложившиеся в результате системы мировоззрения кардинально отличались, поэтому герои не смогли понять друг друга, не имея достаточно развитого ума и весомых мотивов, чтобы преодолеть барьеры собственного восприятия.

Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что их разделяют интеллектуальные, эмпирические, эмоциональные и нравственные преграды. Нам сложно отбросить стереотипы и личные счеты, покинуть свое насиженное место и мысленно переселиться в другую плоскость — туда, где обитает чужак. Возводя свое мнение в ранг истины, мы никогда не сможем взглянуть на мир другими глазами и найти понимание там, где видели лишь «не то» и «не так».

Пример итогового сочинения № 4.

Часто люди не понимают друг друга. В чем же причины этого непонимания? На самом деле причин непонимания много. Каждый человек смотрит на мир по-своему, поэтому на одно и то же явление разные люди могут реагировать по-разному. Некоторые люди понимают особенности восприятия людьми окружающего мира, другие же люди не способны увидеть мир глазами другого человека, они лишены возможности понять точку зрения другого человека, потому что считают, что только их видение окружающего мира истинно. Некоторые люди даже не осознают, что на одно и то же явление можно посмотреть по-разному, к другим же приходит это осознание, однако они развивают в себе эгоистичное отношение к миру, не желая думать о том, что чувствует другой человек, даже не стремясь понять этого человека.

О том, почему люди не понимают друг друга, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях.

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано, что Митрофанушка лишен возможности понимать позиции других людей. С детства привыкший к тираническому отношению к крепостным Митрофанушка не понимает тех людей, которые считают, что крепостных нельзя бить, что на них нельзя обзываться. То, что Митрофанушка брал в пример только поведение матери, приводит к тому, что герой уверен в том, что его жизнь правильна, а жизнь других людей, которая отличается от его жизни, неправильна. Митрофанушка не способен понять крепостных людей, потому что ни разу не ставил себя на их место, не способен Митрофанушка понять и положительных персонажей Стародума, Правдина, Милона, Софью по той причине, что их мировоззрение ему незнакомо вследствие отвратительного воспитания госпожи Простаковой. Митрофанушка, привыкший к тому, что все то, что он пожелает, всегда выполняется, не способен взглянуть на окружающий мир по-другому, он не способен понять тех людей, мировоззрение которых отличается от его взглядов на жизнь.

О том, почему люди не понимают друг друга, рассуждает и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Представитель «отцов» Павел Петрович Кирсанов и представитель «детей» Евгений Базаров вступают друг с другом в спор, обсуждая политическую, социальную и культурную сферы жизнедеятельности. У героев, представляющих разные поколения, наблюдаются совершенно противоположные взгляды. И.С. Тургенев показывает, что герои не понимают друг друга, потому что не хотят понимать друг друга. И Базаров, и Кирсанов уверены в том, что их точка зрения правильна, а точка зрения оппонента неправильна. Оба участника конфликта не хотят ознакомляться с позицией своего противника, не хотят показывать хоть какое-то согласие с конфликтующей стороной. И Евгений Базаров, и Павел Петрович способны понять друг друга, однако они эгоистично отказываются от этого, будучи уверенными в том, что только их понимание жизни истинно.

Таким образом, люди не понимают друг друга из-за невозможности или нежелания понимать друг друга: одни люди лишены возможности посмотреть на мир по-другому, потому что они уверены, что их точка зрения единственно правильная, другие люди могут понять чувства других людей, но отказываются от этого понимания.

Пример итогового сочинения № 5.

У каждого человека в этом мире есть собственный взгляд на происходящее. Поэтому ответ на вопрос «Почему люди не понимают друг друга?» вполне очевиден. Все люди по-разному смотрят на этот мир. Не каждый человек может принять другого таким, какой он есть. Тут все зависит от конкретного случая и того, насколько люди готовы проявить взаимопонимание, сочувствие, сострадательность и толерантность по отношению друг ко другу. В связи с этим и происходят недопонимания. Не всегда это обусловлено тем, что человек не хочет услышать и понять ближнего. Иногда бывает и такое, что нужно просто тщательно все обговорить и вполне вероятно, что получиться найти компромисс.

Но не всегда люди могут понять друг друга. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» в подробностях описан случай, когда обе стороны так и не пришли к взаимопониманию. Евгений Базаров – представитель класса нигилистов. Петр Кирсанов – приверженец старых идеологий. При встрече этих противоположностей возникает спор. Он длится достаточно долго. Каждый яро отстаивает свою точку зрения и пытается убедить оппонента в правильности своего мнения, приводя аргументы. Этот спор длился бы бесконечно. Благо, что его последствия не нашли негативного отражения ни в одном из участников.

Однако, иногда непонимания между людьми могут привести к трагическим последствиям. Например, в рассказе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ведет себя очень эгоистично. Он не готов с должным состраданием относиться к окружающим. Да, он влюбляется в Бэлу и даже решается на шаг о ее похищении. Но, получив то, что хотел, он быстро охладевает и начинает безразлично относиться к ней. В то время, как она его очень сильно любит и переживает об отсутствии взаимности чувств, Печорин даже и не обращает внимания на ее страдания. Ему стало скучно с ней. В итоге ни к чему хорошему такое отношение не приводит. Это произведение показывает к чему может привести отсутствие желания понять другого и выйти на встречу, наладить контакт.

Итак, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что недопонимая между людьми – это нормально и вполне объяснимо. Но следует заметить, что очень важно, что люди не только умели, но и хотели услышать друг друга, понять и принять такими какие они есть. Принять индивидуальность другого иногда бывает достаточно трудно. Но хотело бы пожелать, чтобы каждый человек научился относиться к своему ближнему с пониманием.

Пример итогового сочинения № 6.

Конфликт поколений был и остаётся одной из самых актуальных тем классических и современных произведений. Почему отцы и дети не понимают друг друга? Как я думаю, это происходит потому, что им прививают разные ценности. Времена быстро меняются, и не каждый человек может оперативно реагировать на изменения. Можно привести немало аргументов из литературы в защиту этой точки зрения.

Вспомним произведение «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Главный герой является нигилистом и ежедневно занимается самовоспитанием. Он считает, что в жизни нет места праздному любопытству, оторванным от реальности чувствам, возвышенным мечтам. Всего себя он посвящает работе. С ним частично соглашается пылкий и романтичный Кирсанов. Родители молодых людей имеют совсем иные взгляды на мир. Они не представляют, как можно жить без любви и стихов, подавлять в себе страсти и грёзы. Им чуждо профессиональное самолюбие, ведь они привыкли жить в довольстве и праздности. Поэтому между представителями разных поколений возникают конфликты. Порой они перерастают в нечто более серьезное. Но молодые люди не отказываются от своих убеждений, пока жизнь не преподает им важные уроки. Тогда молодежь оказывается в условиях, в которых были их предки: Базаров безответно и сильно влюбляется, а Кирсанов находит свою счастливую любовь. Только тогда они начинают понимать старших.

Ещё один пример — произведение Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». Юра Шарок быстро понимает, как лучше устроиться в жизни, и всеми силами добивается хорошей должности. Родители, привыкшие жить скрытно, не осуждают Юрия, но и не всегда одобряют его поступки. Они боятся, «как бы чего не вышло». Герой также находится во власти этого страха, но вскоре осознает: чтобы не бояться самому, надо сделать так, чтобы боялись его. Таково веяние нового времени — времени страха и господства тоталитарной власти. Родители росли в иных условиях, поэтому им не понять поведения и мировоззрения сына.

Таким образом, конфликт поколений действительно возникает из-за кардинальных различий в мировоззрении детей и родителей. Оно меняется из-за новых условий, к которым молодежи проще приспособиться. Чем быстрее происходят исторические изменения, тем очевиднее становится разрыв между представителями «старших» и «младших».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!