СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Можно ли назвать совесть главным судьёй? (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Можно ли назвать совесть главным судьёй? (100ballnik.com)»

Источник:  100balnik

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Можно ли назвать совесть главным судьёй? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2024 соответствует критериям проверки.

Пример итогового сочинения № 1.

Мы часто говорим о том, что совесть — главный судья в вопросах морали. Однако можно ли назвать это качество наиважнейшим арбитром общественных отношений? Конечно же, нет. Чтобы навести порядок в мире, важно опираться на законы, которые являются отражением коллективной интеллектуальной и нравственной зрелости. А совесть — это субъективное ощущение, возникающее в сознании личности и основывающееся на ее индивидуальном видении мира. Общей совесть быть не может, так как все мы разные. А вот закон один для всех, поэтому он не затрагивает многие сферы жизни. Чтобы разобраться в этой теме, приведу литературные примеры.

Совесть — это личное дело каждого, и она не может быть основой для объективного суда. Это подтвердит пример из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Вронский ухаживал за Кити, но это увлечение для него было детским. Всерьез он полюбил замужнюю даму — Анну. Но для Кити его неверность, если это можно так назвать, была большим ударом. Девушка очень переживала и считала поступок Вронского бессовестным. А теперь представим, что Алексея осудили за это в настоящем суде. Невозможно рассматривать это дело и вынести правильное решение, ведь Вронский по-своему прав. Он полюбил по-настоящему впервые в жизни, можем ли мы его винить? Но его уход от Кити был бессовестным поступком, так как причинил ей незаслуженную боль. Как разобраться в этом объективно? Никак. Совесть — это личное дело каждого, и ее нельзя возвести в абсолют, который будет для каждого значим в равной степени. Поэтому она не может быть главным судьей. А вот закон может судить всех и каждого, в отличие от совести. Его требования универсальны и справедливы для всех. Чтобы доказать это, приведу в пример обвинительный приговор Пугачева, героя произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объективно Емельян виноват и понес заслуженное наказание. Он возглавил мятеж, из-за которого погибли сотни людей и были разрушены десятки домов. Весь этот вред нужно компенсировать, а народу важно преподать урок. Поэтому царица избрала жестокую казнь для бунтовщика.

А вот если бы мы судили Пугачева по совести, то выяснилось бы, что, с точки зрения многих людей, он и не виноват вовсе. Он защитил права народа, попранные феодалами. Его требования были справедливы, а вот притязания Екатерины на трон можно было бы и оспорить, ведь она взошла на престол после дворцового переворота. При такой трактовке все воспринимается по-иному, и дело можно рассматривать вечно, учитывая мнения всех сторон. А по закону все ясно и непреложно: если человек повинен в уничтожении имущества и убийстве людей, он — преступник, и вот ему приговор. Все-таки судить нужно по закону, а не по совести, иначе порядка не будет.

Таким образом, совесть — это моральный арбитр человека, наш внутренний судебный орган, который заседает всегда. А вот главным судьей в мире, где людей много, все они разные, должен быть универсальный и хорошо продуманный закон, на который мы все согласились. Только так общество может жить гармонично.

Пример итогового сочинения № 2.

Что же такое совесть? Совесть — это основной в негласный закон, который регулирует наши поступки. Именно благодаря угрызением совести человек способен сознаться в проступках и преступлениях которые он совершил. Но является ли совесть главным судьёй для человека? Я думаю, что нет. Многие писатели затрагивали проблему совести как одну из основных проблем своего Произведения.

Одним из таких литературных произведений является роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Из произведения мы узнаём о Родионе Раскольникове, ставшего заложником своей теории о том, что одни люди могут управлять другими людьми, считая, что они могут проливать чужую кровь без сожаления. Чтобы проверить сою теория Родион отправляется на Убийство старухи — процентщицы. Это в произведении является первым моментом где разум героя сталкивается с его совестью. Но совесть проигрывает и Родион убивает старуху. Но после убийства он не чувствует себя право имеющим, ведь, сверхчеловек не должен сожалеть об убийстве. После этого героя начинает мучить совесть и вскоре Родион по совету Сони решает сознаться в совершённом преступлении и отправляется Милицию. Совесть в данном произведении является основным регулятором поступков Роскольникова и его негласным судьёй, но всё же основным судьёй для человека является суд человеческий, который и избирает меру пресечение преступнику.

В произведении Николая Васильевича Гоголя «Шинель» мы узнаём об истории жизни Акакия Башмачкина, которой работал переписчиком в одной конторе. Далее мы узнаём о том, что он долгое время копил на новую шинель, но после покупки случается страшное горе, его обкрадывают на улице и забирают покупку. Акакий Акакиевич отправляться к городскому чиновнику, но вместо помощи его встречает лишь презрение, цинизм и равнодушие. Вскоре Чиновник очень пожалел, что не помог Башмачкину из-за чего тот в последствии погиб. Это является примером проснувшийся совести чиновника, но совесть пришла уже поздно. Этот пример позволяет сделать нам вывод о том, что человек в первую очередь должен руководствоваться своими прямыми инструкциями и обязанностями.

Из выше перечисленных мы можем сделать вывод, что совесть действительно является основным негласным судьёй и нравственным регулятором и чем раньше в человеке просыпается совесть тем лучше. Но надеяться только на советь и руководствоваться ей в принятии каких-либо решений не стоит. Человек в первую очередь должен руководствоваться человеческими законами и действующими инструкциями, которые нередко написаны кровью.

Пример итогового сочинения № 3.

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

Пример итогового сочинения № 4.

Чувство вины отравляет личность, заставляет постоянно думать о содеянном преступлении, вынуждает раскаяться и признаться. Без совести было бы невозможно контролировать человека. Закон не способен наказать его так, как это делает чувство вины. Под влиянием этих чувств человек может возненавидеть себя за совершенный проступок или разочароваться в жизни.

Яркий пример мук совести показал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, пытаясь проверить свою теорию, убил двух женщин. Во-первых, стоит упомянуть то, что герою не хватило бы сил просто так убить человека, поэтому он стал искать повод для этого. Он решил помочь другим должникам, избавившись от старухи-процентщицы. Однако мужчина не смог даже распорядиться ее сбережениями.

После совершения преступления Раскольников заболел: у него была горячка, и снились сны о том, что убитая старуха смеется над ним. Мужчина не столько боялся наказания законом, сколько мук совести. Он возненавидел себя настолько, что даже считал себя недостойным общения со своей матерью и сестрой. Он считал, что, если расскажет семье о своем поступке, родные отрекутся от него и будут винить в том, что мужчина стал плохим человеком и постоянно лгал им. Против Родиона не было никаких улик. Ничего не мешало ему уехать из города и скрыться от преступления, однако его это совсем не заботило. Это хороший пример того, как совесть может мучить человека настолько, что он даже не подумает о законе.

Также стоит вспомнить произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст был умным и образованным человеком, он с самого начала понимал, что совращение девушки – это преступление. Однако это знание никак не повлияло на решение Эраста. Игнорируя закон, мужчина вступил в связь с Лизой до свадьбы. Он обещал девушке, что вскоре они счастливо заживут в браке, но не смог сдержать своего слова. Мужчина проиграл все деньги в карты и вынужден был жениться на богатой вдове. Лиза узнала о предательстве, но пережить его не смогла. Эраст потом до конца жизни винил себя в смерти возлюбленной, даже роскошь, которая его окружала, не помогала забыться. Закон в этой ситуации оказался бессилен, но чувство вины сделало свое дело.

Таким образом, совесть наказывает человека намного сильнее, чем суд. Закон не сможет регулировать правоотношения, если у людей не будет совести. Муки совести заставляют ненавидеть себя и приводят к полному отчаянью.

Пример итогового сочинения № 5.

Да я согласен, с тем, что человек сам для себя строгий судья, потому что у него есть совесть. Совесть — это наша внутренняя оценка наших поступков. Она не поёт нам успокоительные песни о наших поступках, не даёт солгать самому себе. Она будет мучить, тревожить, если ты поступил эгоистично, обидел других. Совесть не даёт покоя, пока ты не исправишь свои ошибки. В русской литературе 19 века есть совестливые герои.

Одного из таких персонажей изображает Ф.М. Достоевский в произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Главный герой стал жертвой своей теории о вседозволенности, согласно которой одни люди могут властвовать над другими, считая, что вправе проливать чужую кровь без сожаления. Для подтверждения своей теории Родион идёт на убийство старухи-процентщицы, но это решение даётся ему не легко. В нем борется разум и душа. Всё, что он задумал: стать сверх человеком, убить старуху — всё это оценивается совестью, которая пытается его остановить, но в итоге разум побеждает. Однако после убийства Раскольников не чувствует себя право имеющим, ведь сверхчеловек должен убить и забыть, а он не может. Его угнетают муки совести до такой степени, что он не может разговаривать с родными, боясь оскорбить их близостью к преступнику. Однако в угрызениях совести он и находит своё спасение, именно они и подталкивают его прислушаться к советам Соне Мармеладовой и признаться в содеянном.

Он понимает, что через покаяние и наказание сможет обрести прощение и исцеление души. И когда он станет строгим судьей своему поступку, раскается, вот тогда и произойдёт очищение души. Выступая адвокатом Сони он осуждая Лужина, он приходит к решению признаться Соне в убийстве, так начинается его воскрешение души. Ему придётся пройти через явку с повинной, суд и каторгу, чтобы прийти к раскаянию. Совесть не дала ему погибнуть духовно. Он готов признаться Соне в убийстве. Так начинается путь только его исповеди, что ни старуху убил, а себя. Итогом его исповеди перед Соней являются его слова, который говорят о том, что он стал строгим судьей для себя самого. С чистой совестью после всех этих душевных мук он должен начать новую жизнь, выйти на истинный путь. С уверенностью, Родиона Раскольникова можно назвать совестливым человеком, ведь чувство вины не позволило ему жить спокойно и погубить свою душу.

Ещё одного совестливого человека можно встретить в пьесе «Гроза» А. Н. Островского, в котором главная героиня была выдана замуж не по любви. Она пыталась любить мужа, строить отношения с свекровью, но наталкивалась на грубость и безразличия. Катерина, уставшая жить без любви и понимания, встречает Бориса и любовь к нему становится смыслом её жизни. Взаимные чувства сближают героев, страдавших от тирании и непонимании в семье. И всё же Катерина устаёт от тайной жизни. Совесть мучает её, она понимает, что грешна, виновата перед Богом и мужем. Катерина не выдерживает и признаётся всенародно в измене, несмотря на то, что ей грозит призрение, но она не может жить в грехе. Конечно, к этому её подталкивает совесть. Катерина, без сомнения, является совестливым человеком, ведь она устала от тайной жизни, не смогла существовать во лжи и лицемерии, в которых жил весь город Калинов.

В заключение хочется сказать, что надо всегда прислушиваться к голосу совести, ведь человек сам для себя самый строгий судья. Совестливые люди никогда не смогут пойти на компромисс со своими убеждениями. Именно это чувство куёт в человеке силу воли, честь и достоинство.

Пример итогового сочинения № 6.

Совесть нельзя назвать главным судьёй, потому что главным судьёй человека является общество. Именно оно решает судьбу личности, определяя, будет ли обвиняемый осуждён после совершения преступления, что вообще есть преступление, а что вписывается в норму.

В пример я приведу роман Альбера Камю «Посторонний». Этот роман повествует о человеке, который жил так, как не нравилось обществу, и был осуждён за это. Герой совершил преступление: он убил несколькими выстрелами араба. По мнению общества, он сделал это с особой жестокостью, поэтому был приговорён к смертной казни. Присяжных больше всего поразило не само убийство, а мировоззрение героя и его образ жизни. Он не проявлял эмоций на похоронах матери, не захотел открывать крышку гроба, чтобы увидеть её в последний раз, спокойно пил кофе с молоком в комнате с усопшей. После похорон он вообще пошёл на пляж и, встретив там знакомую девушку, начал ухаживать за ней. Спокойствие героя и тяжёлое душевное состояние принимаются людьми за равнодушие, потому что не находят стандартных, привычных выражений. Также присяжные и народ, пришедший на заседание, осудили обвиняемого за связь с сутенёром, с которым впоследствии герой и оказался на пляже, где совершил убийство. Арабы поссорились с другом Мерсо и следили за ним, а потом ранили. А герой, оставшись один на один с ними, выстрелил в обидчика, хотя никаких мотивов для этого не было. Совесть Мерсо не мучила совершенно, он не раскаялся в том, что сделал, а к своему преступлению относился с досадой. Подводя итог сказанному, могу отметить, что главный, но не самый справедливый, судья для человека всегда общество, которое может быть слишком жестоким к тем, кто ему не нравится, кто не соответствует норме. А совесть нельзя назвать главным судьёй потому, что она у всех по-разному откликается на события жизни.

В качестве второго примера я приведу роман Джорджа Оруэлла «1984», в котором судьёй для главного героя, отличающегося от других, тоже стало общество, придерживающееся социалистических идеалов и поклоняющееся их олицетворению — Большому Брату. Уинстона Смита арестовали за роман с женщиной, которая не имела права, по мнению общества, быть его женой. Его вина также была в том, что он совершил мыслепреступление, усомнившись в идеалах государства и в переделанной для нужд этого государства истории. Для Уинстона Смита его действия не были преступлением, наоборот, он считал благом и собственные прозрения об истории, и любовь. Но общество заставило его под пытками изменить свои принципы и раскаяться. Главный судья Смита — это государство, чьи идеалы оказываются важнее, чем принципы конкретного человека, судья жестокий и необъективный, готовый уничтожить как личность того, кто пошёл против системы. В идеальном мире человек, подвергшийся гонениям со стороны общества, мог бы сказать, что хочет лишь собственную совесть в судьи, но в реальности его поступки оценивает прежде всего социум и быть свободным от этого невозможно.

Таким образом, главным судьёй человека нельзя назвать совесть, потому что общество ради сохранения действующего порядка вещей диктует человеку нормы поведения и определяет его мировоззрение. Это плохо, так как социум подавляет в людях способность самостоятельно определять, что хорошо и что плохо, а к тем, кто живёт по совести, относится негативно, если их принципы расходятся с общественными нормами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!