СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения на тему: Как вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: "Твори добро, не видя в том заслуги"? (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры итогового сочинения на тему: Как вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: "Твори добро, не видя в том заслуги"? (100ballnik.com)»

Источник:  100balnik

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Как вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?


Пример сочинения № 1.

Призыв академика Дмитрия Сергеевича Лихачева я понимаю так: нужно делать добро другим людям бескорыстно, не ожидая что-то взамен и не выпрашивая благодарности. Если человек сначала делает добро, а потом кричит об этом на всю округу, то это уже не бескорыстный хороший поступок, а реклама или сделка. Не нужно видеть своей заслуги в том, что смог помочь кому-то, ведь это был твой личный выбор. В мире много людей, обладающих примерно одинаковыми знаниями, навыками, умениями. В чем твоя гениальность, если ты решил кому-то оказать посильную помощь? Искренний добрый поступок благороден, он предполагает скромность. По-настоящему хорошие поступки никогда не забываются, они всегда живут в памяти народа, часто даже после смерти человека, сделавшего добро. Примеры добрых бескорыстных поступков представлены на страницах художественной литературы.

В произведении В.Г. Распутина, рассказе «Уроки французского», по-настоящему бескорыстный поступок совершает учитель, Лидия Михайловна. Она сразу же окружает деревенского мальчишку материнской заботой и сочувствием, помогая ему не только дополнительными бесплатными занятиями, но и продуктами питания. К ее великому огорчению, Витя наотрез отказывался садиться за стол и вернул ей продуктовую посылку. Однако, учительница решила во что бы то ни стало помочь своему ученику и даже пошла ради этого на самые крайние меры – стала играть с ним на деньги и намеренно проигрывать.

Мальчик был сыт, стал лучше учиться, и Лидия Михайловна была счастлива, даже не смея думать, что в этом была ее заслуга. Ее скромностью восхищается автор — тот самый деревенский мальчишка, который, получив превосходное образование, впоследствии стал известным писателем.

В произведении А.П. Платонова, рассказе «Юшка», добрый бескорыстный поступок совершает главный герой. Этот человек болел грудной болезнью и работал в кузнице, там же проживал, питался тем, что дадут хозяин с хозяйкой. Рваный полушубок, ветхие валенки, одна смена белья – вот и все убогое имущество Юшки. Он не видел годами ни чаю, ни сахару, ни новой одежды, а все свое скромное жалование – семь рублей – откладывал в течение года. Эти деньги он увозил чужой сиротке, которую определил в пансион, а затем помогал получить высшее медицинское образование.

Когда Юшка умер от руки недоброго человека, никто даже и не знал о его добром, благородном поступке. Это обнаружилось по случайности, когда та самая девушка, уже окончившая медицинский университет, пришла в кузницу узнать о своем благодетеле. Таким образом, Юшка не видел своей заслуги в том, что оказывал помощь, ибо он делал это от всей души и не ждал благодарности.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что истинное добро всегда бескорыстно. Нужно творить хорошие поступки и не ожидать ничего взамен. Призыв академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Твори добро, не видя в том заслуги», должен стать девизом каждого человека.

Пример сочинения № 2.

Нас с детства учат добру — родители, учителя, произведения литературы и кинематографа. Более того, добро должно быть бескорыстным, не ради выгоды. К этому подталкивает и высказывание Д.С. Лихачева: «Твори добро, не видя в том заслуги». Попробуем разобраться, какой смысл вложен в данный призыв.

Мало творить добро, нужно еще и делать это от чистого сердца, не ожидая выгоды. В этом, по моему мнению, и кроется смысл высказывания Д.С. Лихачева: мы должны совершать светлые поступки, но не кичиться этим, а принимать за должное. Только так люди могут называться добрыми и отзывчивыми. Ведь если совершать нечто хорошее лишь ради собственной гордыни или какой-либо ответной услуги, назвать это добрым поступком будет сложно.

Проиллюстрируем данную точку зрения примерами из литературных произведений. Для этого следует вспомнить рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Главный герой — Андрей Соколов — потерял всю семью во время войны. Ему кажется, что жизнь кончилась, не осталось людей, ради которых он жил, ради которых прошел через лишения военных лет. Однако на своем тяжелом жизненном пути он встречает лучик света — мальчика Ваню, осиротевшего из-за войны. Решение приходит к Андрею мгновенно — он представляется мальчику отцом, которого ребенок, разумеется, не помнит.

Мужчина совершает поистине добрый поступок — берет на воспитание чужого ребенка, чья жизнь в противном случае была бы обречена. Возвращаясь к высказыванию Лихачева «твори добро, не видя в том заслуги», мы понимаем, что же имеет в виду автор. Герой рассказа Шолохова сотворил доброе дело не ради почестей или уважения со стороны общества. Он сделал это из порыва души, к чему и призывает в своем высказывании Д.С. Лихачев.

Второй пример мы возьмем из произведения Фредрика Бакмана «Тревожные люди». В книге описываются судьбы совершенно разных людей, до определенного дня даже не знакомых друг с другом. Одна из историй вызывает шквал эмоций, ведь речь идет о человеке, который спас другого от самоубийства. Возможно, неудавшийся самоубийца в тот момент совсем не был благодарен спасителю, но много лет спустя он помнит тот поступок совершенно незнакомого человека. Такое участие в жизни незнакомца поражает, потому что не каждый обратит внимание на ситуацию, которая его не касается. И конечно, человек, спасающий другого от самоубийства, не ждет в ответ благодарности или каких-либо ответных услуг — он просто делает то, что, по собственному мнению, должен был сделать.

Подводя итог вышесказанному, я поняла, в чем истинный смысл высказывания Д.С. Лихачева: «Твори добро, не видя в том заслуги». Автор говорит о том, что добрые дела совершаются молча, из порыва сердца, а отнюдь не ради благодарности. Только так мы можем назвать поступок по-настоящему светлым и великодушным, однако не каждый способен на бескорыстные добрые дела.

Пример сочинения № 3.

«Твори добро, не видя в том заслуги», — сказал однажды Д. С. Лихачёв. Как же понимать его слова? Мне кажется, что смысл этой фразы предельно ясен: не стоит ждать благодарности за добрые поступки, их нужно принимать не как собственное достижение, а как естественное поведение, обычное и привычное. Именно тогда добро остается добром, а не становится лишь причиной для хвастовства.

По-настоящему творить добро тяжело, но возможно, и в том нас убеждает богатый опыт художественной литературы.

Достаточно вспомнить Юшку, главного героя одноименного рассказа А. Платонова. Этого человека презирали за бедность и неухоженность.

Лишь после смерти персонажа в родные края мужчины приехала девушка, которая смогла вырасти и выучиться на врача лишь благодаря бескорыстной помощи Юшки, который, зная, что тяжело болен, все равно усердно работал, довольствовался малым, чтобы совершить действительно значимое дело — вырастить девочку и оплатить ей образование. Об этом никто не знал, потому что мужчина «творил добро, не видя в том заслуги».

Еще одним героем, не видящем ничего необычного в совершении благих поступков, является профессор Пирогов из святочного рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор». Именно он не оставил в беде семью Мерцаловых, осмотрел заболевшую девочку, дал денег на лекарство, дрова и горящую пищу. Именно он оставил несколько крупных кредитных билетов, причем не вручил их в руки, чтобы не смущать бедняков, а положил под блюдечко. Этот человек не понаслышке знает, что значит «творить добро, не видя в том заслуги».

Душевную щедрость проявляют и герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов во время Отечественной войны 1812 года на собственные деньги снаряжает целый отряд ополченцев, а семья Ростовых вместо того, чтобы вывезти имущество из погибающей Москвы, отдает подводы раненым, не требуя благодарности. Эти герои тоже уверены в том, что добро нужно творить, «не видя в том заслуги».

Таким образом, хорошие поступки должны совершаться не в надежде на чью-либо признательность, иначе они теряют свою ценность. Поэтому тысячу раз прав Д. С. Лихачёв, утверждавший: «Твори добро, не видя в том заслуги».

Пример сочинения № 4.

Д. Лихачёв однажды сказал: «Твори добро, не видя в том заслуги». Я понимаю смысл этой фразы так: любая материальная или моральная помощь одного человека другому должна быть бескорыстной и искренней. Совершать добрые поступки нужно так, чтобы не ожидать похвалы или вознаграждения за проделанные действия.

Достаточно вспомнить рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Главный герой произведения — одиннадцатилетний школьник, обучающийся в послевоенное время. Из-за напряжённой обстановки мальчик вынужден голодать, ведь даже последние продукты, которая отправляла ему мать, кто-то воровал.

Поэтому герой был вынужден пойти на заработок нечестным путём: мальчик начал получать доход с игры в «чику». В скором времени об этом узнаёт его преподавательница по французскому языку — Лидия Михайловна. Выяснив у героя настоящую причину потребности в деньгах (покупка молока, поскольку ребенок страдал малокровием), учительница встаёт на сторону мальчика и, вместо того чтобы доложить директору учебного заведения о том, что мальчик занимается азартными играми, она напротив, приглашает его к себе под предлогом внеурочных занятий по её предмету. Лидия Михайловна, поняв, что персонаж не возьмёт от нее ни денег, ни продуктов, сделала так, что в процессе игры «в пристенок» мальчик получал так необходимую ему сумму, хотя прекрасно осознавала, чем могут ей грозить подобные внешкольные занятия.

И в этом случае, на мой взгляд, поступок Лидии был альтруистичен. Она помогала мальчику потому, что он в этом нуждался и ничего не требовала взамен.

Подобную ситуацию также описывает М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Главный герой произведения, Андрей Соколов, также оказал бескорыстную поддержку сироте Ване, лишившемуся родителей (мать погибла во время бомбежки поезда, а отец — на фронте), взяв его под опеку. Мужчина, сам потерявший семью, проникся сочувствием к неухоженному, никому не нужному ребенку, и он объявил себя отцом Вани, не ожидая за это ни благодарности, ни похвалы, ни награды.

Таким образом, смысл призыва Д. С. Лихачёва, на мой взгляд, очевиден и закономерен, поскольку действительно каждый добрый поступок должен иметь бескорыстный посыл и идти от чистого сердца.

Пример сочинения № 5.

Д. С. Лихачёв однажды сказал: «Твори добро, не видя в том заслуги». Я понимаю смысл данной фразы так: человек, который делает что-то хорошее, проявляет доброту по отношению к другому человеку, не должен ждать благодарности и видеть в этом какую-то свою заслугу, а делать добрые дела, не ожидая никакой выгоды. И с этим мнением трудно не согласиться.

Достаточно вспомнить рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой произведения, Андрей Соколов, лишившийся семьи в результате авиаудара и действий снайпера, усыновил мальчика по имени Ваня, который так же, как и солдат, потерял родных во время военных действий. При этом Соколов сделал это не ради выплат или льгот, а просто потому, что видел потребность в совершении человечного поступка. И в этом случае можно сказать, что добро было совершено не ради какой-то благодарности или признания, а просто так.

Ещё один пример того, что хорошие дела должны идти от сердца, а не от алчного разума, можно увидеть в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Главный герой произведения, лётчик Алексей Мересьев, в ходе воздушного боя был сбит и в результате падания оказался в зимнем лесу. После того как жители нашли его, раненого, обессилевшего, то помогли добраться до деревни и оказали помощь. Но Мересьев был настолько слаб, что не мог ничего есть, и тогда люди не пожалели для него единственной оставшейся курицы, не требуя благодарности.

И в этом случае милосердный поступок был совершен ради самого милосердия, а не ради выгоды.

Таким образом, смысл призыва Д. С. Лихачева более, чем очевиден. Автор говорит о том, что добрые дела делаются в первую очередь от сердца и делаются молча, а не ради благодарности или заслуги, тогда эти дела по-настоящему можно назвать добрыми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!