СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения на тему: Согласны ли вы с утверждением И.С. Тургенева: "Всякий человек сам себя воспитать должен"? (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры итогового сочинения на тему: Согласны ли вы с утверждением И.С. Тургенева: "Всякий человек сам себя воспитать должен"? (100ballnik.com)»

Источник:  100balnik

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Согласны ли вы с утверждением Тургенева: « Всякий человек сам себя воспитать должен?»


Пример сочинения № 1.

Многие люди винят в своих неудачах родителей, учителей, окружение, так как «недополучили воспитания». Они ищут источник проблем в семье и других социальных институтах, но только потому, что не желают брать ответственность на себя. А ведь мы сами в ответе за свое развитие, так как личность может измениться только по своей инициативе. Именно это имел в виду И.С. Тургенев, говоря устами своего героя: «Всякий человек сам себя воспитать должен». Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, М. Горький в пьесе «На дне» развенчал миф о том, что человека можно воспитать против его воли или без ее привлечения. Обитателям ночлежки не помогли советы странника Луки. Как бы ни пытался добрый старик настроить людей на самосовершенствование и преодоление себя, никто не принял его наставления всерьез. Актер, которого история о бесплатной больнице для алкоголиков вдохновила на временный отказ от вредной привычки, тут же сдался, узнав, что работать над собой придется самому. Герой думал, что за него все сделают врачи из мифической клиники, а браться за лечение самостоятельно он не захотел. Поэтому когда Лука ушел, а Сатин раскрыл его ложь во благо, Актер тут же забросил попытки избавиться от алкогольной зависимости. Лука искренне хотел повлиять на него, но никто не может переделать сформировавшуюся личность, если она сама не настроена на работу. Этот пример говорит о том, что воспитать взрослого человека невозможно. Он сам ответственен за свое развитие, и никто, кроме него самого, не сможет изменить его характер и поведение к лучшему.

Люди часто ищут опору в каких-то наставниках и обществах единомышленников, пытаясь сбросить с себя ответственность за свое воспитание и перепоручить это дело другим. Но никто, кроме самого человека, не способен изменить его к лучшему. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов был недоволен собой и хотел избавиться от многочисленных недостатков. Но у него не было воли для работы над собой, поэтому он все время старался передать бразды правления другим людям. Сначала он попал под влияние Курагина и его алчной семьи. Он покорно следовал за князем Василием, куда тот укажет, и выполнял все его требования. Но наставник лишь использовал Пьера в корыстных целях. Разочаровавшись в нем, Безухов нашел новую опору в виде масонского ордена. Он думал, что тайное общество поделится мудростью и добродетелью с ним, воспитает в нем твердую и благонравную натуру. Он искал в каждом собеседнике наставника, в каждом фолианте — нравственный урок, но вновь ошибся, ведь никто и ничто не может развить человека. Только он сам в силах усовершенствовать себя. Когда Безухов понял это, он справился со своими недостатками без масонских орденов и влиятельных учителей из высшего света. Он воспитал себя сам, когда столкнулся с лишениями во французском плену и проникся народной мудростью. Безухов переделал свою жизнь и развил себя только тогда, когда многочисленные помощники перестали ему мешать.

Таким образом, человек должен воспитать себя сам, потому что никто, кроме него, этим заняться не сможет. Если он сам ничего не делает для того, чтобы стать лучше, никто ему не поможет. Влияние со стороны бессильно, когда личность не заинтересована в развитии. Поэтому каждый из нас сам должен заботиться о своем личностном росте.

Пример сочинения № 2.

«Всякий человек сам себя воспитать должен» — так говорил главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров имел в виду то, что людям необходимо взять ответственность за свое развитие на себя, ведь они будут работать над собой гораздо эффективнее, чем социальные институты. Эта точка зрения находит подтверждение во многих известных книгах.

Например, А.И. Куприн в повести «Олеся» доказал, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем те же социальные институты. Главная героиня росла вдали от людей и контактировала только с бабушкой. Мануйлиха научила ее основам поведения и передала знахарские премудрости, но никогда не навязывала ей свое видение мира. Олеся жила и развивалась свободно и черпала знание жизни у природы, которая ее окружала. Героиня работала над собой и ежедневно делала новые открытия в интересующей ее области. Она лечила животных, изучала их повадки и хорошо знала дары леса, которые могли помочь человеку в борьбе с недугами. Нравственная сторона ее натуры тоже была на высоте: Олеся отличалась добротой, отзывчивостью и умением преданно любить. Но совсем других людей мы видим в селении, откуда Мануйлиху и Олесю изгнали. Местные жители суеверны, жестоки, невежественны. Они не занимались саморазвитием, во всем полагаясь на догмы церкви, которые они даже осмыслить не могли из-за глупости. Этот пример говорит о том, что человек может воспитать себя гораздо лучше, чем какие-либо наставники.

Даже благополучная семья не сможет воспитать человека лучше, чем он сам. Это доказал А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Петр Гринев рос под родительским крылом и ни о чем не заботился. Его судьба была продумана заранее. Обеспеченный и влиятельный отец устроил его на военную службу, и впереди Петра ожидала престижная столичная гвардия. Но из-за этой благоустроенности и опеки любящей матушки герой в свои 16 лет был инфантильным недорослем, не способным на принятие ответственных решений. Он по-прежнему играл с мальчишками во дворе и не знал цену деньгам, знаниям, труду. Убедившись в этом, отец направил Петра служить, но подальше от семьи и от соблазнов столицы. Андрей Петрович справедливо рассудил, что юноша должен работать над собой самостоятельно, иначе он так и останется легкомысленным ребенком под крылом обеспеченных родителей. Гринев-старший оказался прав: когда Петр оказался один на один со взрослой жизнью, он стал стремительно развиваться. Герой стал смелее, умнее и сильнее духом. Он научился нести ответственность за свои поступки и смог взять на себя заботу о Марье — своей избраннице. Гринев стал отважным защитником отечества и созрел для создания семьи. Этот пример убеждает нас в том, что человеку лучше воспитывать себя самостоятельно, так как работа над собой эффективнее, чем вмешательство со стороны.

Таким образом, люди должны сами воспитывать себя, потому что в этом деле самостоятельность — залог успеха и гарант качества. Работа над собой дает более впечатляющие результаты, чем влияние наставников или социальных институтов. Только сам человек может изменить себя к лучшему.

Пример сочинения № 3.

Фраза «Всякий человек сам себя воспитать должен» принадлежит главному герою романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Подобным утверждением затрагивается очень важная проблема, а именно тема воспитания. Как именно и как долго должен происходить процесс воспитания? Вследствие возникновения подобных вопросов, всегда образовывалось много споров. Поэтому данная тема так основательно освещена в художественной литературе.

И.С. Тургенев жил в период резкого подъёма революционной деятельности. В то время главным представителем общественной жизни России стал демократ-разночинец, который отличался от привычных дворян не только происхождением, но и образом мышления, поведением. Первым в русской литературе подобный образ ввёл именно Тургенев с целью отобразить главный идейный конфликт эпохи между потомственными дворянами и новым разночинским поколением.

Базаров – типичный нигилист, а идея самовоспитания лежит в основе этой философии. Он сам себя воспитывает, ведь живёт, ориентируясь только на личный опыт и свои идеи. Однако у главного героя нет конечной цели, нет идеалов, к которым нужно стремиться, поэтому его самовоспитание нельзя назвать полноценным. Одним из необходимых условий развития является осознание жизненных ценностей, а у него оно было ошибочным.

Самовоспитание в понимании Базарова – это полное отсутствие авторитетов и уверенность лишь в фактах, которые были увидены лично. Такая личность, по его мнению, не должна считаться с другими существующими идеями и приоритетами. В этой теории очень много несовершенств, например, Базаров считает, что человеку необходимо самоопределяться, но в то же время наставляет и поучает Аркадия, навязывая своё мировоззрение. Он считает себя единственно верным примером для подражания, хотя придерживается мысли, что другим не нужно подражать кому-либо.

Другим произведением, где идёт речь о самовоспитании является роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». В этом произведении речь идёт уже не о представителе нигилизма, а о настоящем патриоте и гражданине. «Новые люди», в лице Лопухова и Кирсанова, воспитывают себя самостоятельно, однако главным примером самостоятельного становления личности является Рахметов. Поставив перед собой цель, он уверенно к ней двигался. Рахметов сам придумывал себе суровые испытания, для того чтобы достигнуть намеченного идеала. По мнению автора только осознанное развитие и целенаправленность способно воспитать человека, сделать его лучше. Именно в понимании итога самовоспитания и заключается разница между Базаровым и Рахметовым. Юный нигилист не видел конечной цели, а «особенный человек» из романа «Что делать?» совершал систематическое формирование собственной личности, с учётом всех сопутствующих деталей.

Образы этих двух литературных персонажей не могут оставить никого равнодушным и в современном мире. Почему именно о таких людях написаны книги и стихи? Ответ прост, потому что «всякий человек сам себя воспитать должен» и большинство русских классиков поддерживают данное мнение. Я полностью с ними согласна, мы сами строим своё будущее. А для того, чтобы стать счастливым, надо много над собой работать.

Пример сочинения № 4.

«Всякий человек сам себя воспитать должен», – утверждал Иван Сергеевич Тургенев в произведении «Отцы и дети». Пожалуй, с этими словами нельзя не согласиться, ведь хорошие качества не вырастают из ниоткуда, просто так. Чтобы получить какой-то хороший результат, надо как следует потрудиться. Работа над собой предполагает долгий, усердный, кропотливый труд в течение многих лет и нередко целой жизни.

Примеры работы человека над собой представлены во многих источниках художественной литературы.

В произведении Джека Лондона, романе «Мартин Иден», представлен пример того, как человек «воспитывает» самого себя. Молодой человек по имени Мартин ставит себе цель стать достойным любимой девушки из обеспеченной, интеллигентной семьи. На тот момент юноша не имел постоянной работы, у него были большие долги. Он не знал, что будет есть и пить завтра, единственный приличный костюм он закладывал по нескольку раз. Он решает меняться, составляет план работы над собой и строго ему следует, ежедневно сопоставляя сделанное с тем, чего он хочет добиться в итоге. Чтение книг, изучение наук, работа над речью и письменным слогом, упражнения в писательском мастерстве стало привычной рутиной помимо физической работы. Как бы ни уставал Мартин (а он трудился по шестнадцать часов в день, чтобы прокормить себя), он находил время для собственного «воспитания». Много времени ушло и на то, чтобы его рассказы опубликовали, более сотни правок пришлось внести ему в свои первые труды.

Результатом такого «воспитания» самого себя стало то, что однажды Мартин проснулся знаменитым, востребованным и известным писателем.

В произведении А. Грина, рассказе «Зеленая лампа», представлен еще один пример «воспитания» человеком самого себя. Несчастный бродяга по имени Джон Ив был на пороге голодной смерти, когда случайно столкнулся с богатым предпринимателем Стильтоном. Стильтон к сорока годам перепробовал все, что можно попробовать богатому человеку, и поэтому захотел немного позабавиться. Он предложил Иву пожить энное количество лет в съемной квартире, зажигая по вечерам лампу и проводя время в полном одиночестве. Якобы скоро к нему придут люди и помогут разбогатеть, требуется лишь горячая вера несчастного.

Однако, Ив не стал терять время попусту, и начал над собой работать. Натолкнувшись на книгу по анатомии, он заинтересовался этой наукой, а затем и остальными, ей сопутствующими. Ив захотел стать врачом. Он разработал конкретный план работы над собой и строго ему следовал, успешно сдал экзамены, поступил в колледж. Через несколько лет это был уже совершенно другой человек – обеспеченный, образованный, интеллигентный. «Воспитание» самого себя не прошло бесследно: нищий бродяга стал востребованным врачом и добился всего, чего хотел.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что слова Ивана Сергеевича Тургенева правдивы на сто процентов. Человек действительно должен воспитать самого себя, если хочет добиться процветания.

Пример сочинения № 5.

Не могу не согласиться с утверждением героя. Конечно, сначала маленького ребенка воспитывают родители, но как только он вырастает, ему нужно брать ответственность за свое воспитание на себя. Перед взрослым открывается мир куда более широкий, чем доступный младенцу, и у него появляется больше возможностей изучать его. Человек в сознательном возрасте уже может анализировать события, происходящие в мире, и делать выводы. И, возможно, не всё, что привили ему в детстве родители или среда, в которой он рос, покажется человеку правильным.

Ему захочется изменить своё мировоззрение, принципы, то есть начать себя самостоятельно воспитывать.

Мартин Иден, герой одноименного романа Дж. Лондона, смог самостоятельно воспитать себя. Юноша был матросом, вращался в обществе грубых, необразованных людей, которым для счастья нужны были лишь еда, выпивка и шумное веселье. Он мог бы и остаться среди них, вести такой же разгульный образ жизни и ни о чем не печалиться, но любовь к девушке из высшего света заставляет его взяться за своё воспитание. Мартин Иден начинает учиться. Так как одновременно он вынужден зарабатывать себе на жизнь, днем работая в прачечной, для занятий у него остаются только ночи. Во время учебы молодой человек не только приобретает знания из книг, но и развивает в себе вежливость, аккуратность, приобретает хорошие манеры. Усердие, целеустремленность и упорство помогают герою из неотесанного моряка превратиться в известного писателя. Мартин Иден не полностью перевоспитывает себя: доброта, отзывчивость, честность остаются с ним ещё с тех времен, когда он был моряком, юноша лишь добавляет к ним образованность и интеллигентность. Так он воспитывает себя, и это меняет его жизнь.

Абсолютную противоположность Мартину Идену представляет Илья Ильич Обломов из романа Гончарова «Обломов». Родители героя своим воспитанием не дали развиться присутствующим в мальчике с детства живости и любознательности, поэтому Обломов всю жизнь лежал на диване, погруженный в дремоту, и ничем значимым не занимался. Был ли герою дан шанс начать себя перевоспитывать? Определенно, был. Обломов встретился с Ольгой Ильинской, полюбил её, и эта любовь вначале даже подтолкнула его к изменениям. Он начал выезжать в свет, стал читать книги, сделался куда более активным, чем раньше. Но долго это не продлилось: Илья Ильич не смог поменять привычки, привитые ему родителями, не смог отказаться от спокойного и неторопливого образа жизни, который он вел. Герою пришлось расстаться с Ольгой. У Обломова не получилось самостоятельно себя перевоспитать, поэтому даже после встречи с Ольгой жизнь его осталась такой же медлительной, как и была.

Таким образом, каждый человек должен воспитывать сам себя. Родительского воспитания хватит лишь до некоторого момента в жизни, дальше человеку придется меняться и воспитывать себе самостоятельно. Если человек во взрослом возрасте поймёт, что среда, в которой он жил до этого, ему не нравится, то ему нужно будет приложить усилия к воспитанию самого себя, чтобы из неё вырваться.

Пример сочинения № 6.

«Каждый человек сам себя воспитать должен» — цитата Базарова из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Несомненно, в жизни человека огромную роль в становлении личности играют воспитание, окружение, семья и друзья. Но не менее важно самопознание и саморазвитие. Именно таким образом формируются собственные мнения, мировоззрение, принципы и никто кроме самого человека не сможет сделать этого лучше: воспитать себя.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой, Илья Ильич, родившийся и воспитавшийся в праздном обществе, где всякий труд был наказанием, не смог перевоспитать себя и уйти от такого ленивого и беспечного образа жизни. От своих родителей ему передалось множество отрицательных привычек: послеобеденный сон, культ еды и безделья, лень, изнеженность, несамостоятельность, «обломовщина». Для Обломова его детство — самое счастливое время в жизни, именно поэтому он всегда хотел вернуться в Обломовку и жить тихо и спокойно. Но из-за этого он не смог найти своё призвание, добиться успеха на работе, не заботился даже о самых необходимых делах, целый день лежал на диване, придумывая разные планы, которые на самом деле были лишь сказками, не выходил в свет, не учился и в конце концов преждевременно умер, по мнению Штольца, из-за «обломовщины». Бесспорно, если бы Илья Ильич смог переступить через себя и начал саморазвиваться, внося изменения в привычный склад мышления, его жизнь была бы совершенно другой.

Рассмотрим противоположный пример — Андрей Штольц — друг Илья Ильича. Штольц правильно воспитан и образован благодаря его родителям. Это помогло ему построить успешную карьеру и жизнь в целом. Но, на самом деле, в дальнейшем жизненном пути ему пришлось воспитать себя самому, так как рядом никого не было: отец отправил его в Петербург без денег, а мать умерла: «И он отослал сына — таков обычай в Германии. Матери не было на свете, и противоречить было некому…». В большом городе он остался совсем один, но служил, вышел в отставку и нажил дом и деньги, смог реализоваться на работе, проехал пол-Европы и всю жизнь трудился, в отличие от бездеятельного Обломова. Благодаря успеху в карьеры он носит высокий чин и имеет право личного дворянства — всё это в результате его трудолюбия и решительности, а также самовоспитания и бесконечной работы над собой.

Таким образом, каждому человеку следует развиваться, не стоять на месте и самовоспитаться, чтобы сформировать цельную личность, функционировать в обществе, а также достигнуть намеченных целей.

Пример сочинения № 7.

На протяжении многих лет родители, учителя, церковь, государство и другие социальные институты пытаются повлиять на воспитание молодых людей. Хорошо, если в жизни подростка появляется мудрый взрослый, который может передать свои знания. Однако нет лучше наставника для человека, чем он сам. Только собственный жизненный опыт и стремление к саморазвитию делает из индивида личность. Подтверждение этому можно найти во многих литературных произведениях.

Вспомним повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся».

Молодая девушка росла в изоляции от общества, её воспитывала бабушка. Из деревни их изгнали, обвинив в магии. Это произошло, когда Олеся только родилась, поэтому всю свою жизнь девочка провела в лесу, вдали от людей. Мануйлиха обучила внучку основам поведения и знахарства, оберегала её, но всегда давала ей свободу саморазвития. Главная героиня ежедневно исследовала что-то новое: постигала основы колдовства, лечила животных, изучала природу… Несмотря на враждебное отношение большинства людей к ней и её семье, девушка научилась сочувствовать, помогать и любить. Этот пример показывает нам, что человеку не нужны другие люди для воспитания в нём в личности.

Также подтверждением данной идеи может стать рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Ворон». Рассказчик, выпускник лицея, возвращается в отцовский дом после окончания обучения. Его отец — вдовец. Он занимает высокую должность в губернском городе. У него совсем нет времени для воспитания младшей дочери, поэтому нанимает ей няню — Елену. Она прекрасна внешне и внутренне. Отец главного героя сразу же влюбляется в юную девушку, благодаря ей, он становится менее угрюм и груб. Однако после возвращения сына чиновник понимает, что у него появился соперник. Когда он узнаёт о романтических отношениях между рассказчиком и его возлюбленной, то гневается на своего отпрыска и выгоняет его из дома. Молодому человеку, оставшемуся без ничего, приходится самому всего добиваться и воспитывать себя. Пройдя долгий путь саморазвития, он достигает успехов на службе. Таким образом, мы видим, как юноша без родительской поддержки, а только благодаря своему старанию и труду добивается успеха.

Ярким примером из истории может стать судьба Михаила Васильевича Ломоносова. Выдающийся учёный восемнадцатого века родился в деревне в семье простого рыбака. Ему было суждено всю жизнь ловить рыбу. Однако с юных лет Михаил Ломоносов много читал и самостоятельно постигал науки. Когда он понял, что знания стоят для него превыше всего, то молодой человек решил сбежать. Он пешком добрался до Москвы из Архангельской губернии, чтобы поступить в учебное заведение. Ему это удалось. Михаил Васильевич — прямое доказательство того, что только самовоспитание человека и его собственное желание помогут ему стать выдающейся личностью.

Таким образом, подросток действительно должен сам себя воспитать, ведь никто, кроме самого человека, не сможет сделать его успешным.

Пример сочинения № 8.

Воспитание ребёнка — один из самых сложных аспектов в жизни каждого человека. Важно, чтобы из младенца выросла личность, уважающая ценности культуры, общества и истории. Ведь дети – наше будущее. На них возлагаются большие надежды, перед ними ставят цель — продолжение рода человеческого. От того, какими они вырастут, зависит будущее общества, наследие, которое они оставят. Поэтому родители стремятся создать из маленького дитя взрослого и достойного человека.

Но, как бы то ни было, в семье закладывается лишь фундамент, а настоящий дом строит уже подросток. Родители вкладывают в свое чадо всё, что могут, но только сам человек решает, насколько он будет верен принципам. Испытания жизни определяют характер будущей личности.

Свои слова хочу подтвердить аргументом из русской художественной литературы. Андрий Бульба — главный герой произведения «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя — является ярким примером человека, не смогшего выдержать соблазнов судьбы. Влюбившись в полячку, он изменил отцу, вырастившему и вскормившему его, предал сечь, брата, мать и Родину. Андрий перешел на сторону противника ради того, что ему дороже – ради собственного счастья. Мы видим, что герой не воспитал себя как патриота и достойного человека. С другой стороны, Остап Бульба — полная противоположность брата. Он проявляет смелость, отвагу, патриотизм. Герой мстит за товарища, рискуя собой, хладнокровно сражается в бою, а когда его вешают в плену, он вспоминает про отца, зовет его, в отличие от Андрия, который назвал только имя полячки перед смертью. Оба брата воспитывались в одинаковой обстановке. Но и отец, и читатель понимают, что в академии, из которой приехали Остап и Андрий, каждый формировал себя как личность самостоятельно. Плодами их труда является то, как каждый проявил себя в запорожской сечи и в боях. Таким образом, из данного примера видно, что на фундаменте, заложенном Тарасом, каждый из братьев построил разный дом, воспитал себя по-своему.

Подводя итог вышесказанному, я хочу отметить, что невоспитанный человек сродни животному. Ведь мораль учит нас поведению в обществе, в социуме. Родители не будут с нами всю жизнь, поэтому позаботиться о своем воспитании и о том, чтобы мы стали достойными людьми — это главная и наиважнейшая цель в нашей жизни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!