СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип Дирихле

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступно,на  задачах,обьяснен Принцип Дирихле  для учеников 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Принцип Дирихле»

 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:  «Клетки и кролики»  или «Голуби и ящики»

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

«Клетки и кролики»

или «Голуби и ящики»

Цель работы: Познакомить с новыми математическим методом решения задач, которые не рассматриваются в школьном курсе и рассмотреть его применение для решения разнообразных задач.

Цель работы:

  • Познакомить с новыми математическим методом решения задач, которые не рассматриваются в школьном курсе и рассмотреть его применение для решения разнообразных задач.
Задачи : Доказать принцип Дирихле; Научиться решать задачи с помощью принципа Дирихле; Сопоставить некоторые задачи, решаемые с помощью принципа Дирихле, которые также можно решить, используя метод доказательства от противного.

Задачи :

  • Доказать принцип Дирихле;
  • Научиться решать задачи с помощью принципа Дирихле;
  • Сопоставить некоторые задачи, решаемые с помощью принципа Дирихле, которые также можно решить, используя метод доказательства от противного.
Биография

Биография

 «П ринцип голубей и ящиков » 9 клеток содержат 10 голубей, по принципу Дирихле хотя бы  в одной клетке находятся  более одного голубя 9 клеток содержат 7 голубей,  по принципу  Дирихле хотя бы  9-7= 2 клетки свободны Можно сказать, что принцип Дирихле устанавливает связь между объектами ( голубями ) и контейнерами ( ящиками ) при выполнении определённых условий.

«П ринцип голубей и ящиков »

9 клеток содержат 10 голубей,

по принципу Дирихле хотя бы

в одной клетке находятся

более одного голубя

9 клеток содержат 7 голубей,

по принципу

Дирихле хотя бы

9-7= 2 клетки свободны

Можно сказать, что принцип Дирихле устанавливает связь

между объектами ( голубями ) и контейнерами ( ящиками )

при выполнении определённых условий.

В несерьёзной форме принцип Дирихле гласит: «Нельзя посадить 7 кроликов в 3 клетки, чтобы в каждой было не больше 2 кроликов» Более общая формулировка   «Если z зайцев сидят в k   клетках, то найдётся клетка, в которой не менее   z / k зайцев»

В несерьёзной форме принцип Дирихле гласит: «Нельзя посадить 7 кроликов в 3 клетки, чтобы в каждой было не больше 2 кроликов»

Более общая формулировка

«Если z зайцев сидят в

k клетках, то найдётся клетка, в которой не менее z / k зайцев»

«Если z зайцев сидят в k   клетках, то найдётся клетка, в которой не менее   z / k  зайцев»  Докажем это утверждение: Допустим, что в каждой клетке число зайцев меньше,   чем z / k . Тогда в   k клетках зайцев меньше, чем  k ∙ ( z /  k ) = z .  Противоречие условию – в  k  клетках z зайцев!

«Если z зайцев сидят в k клетках, то найдётся клетка, в которой не менее z / k зайцев»

Докажем это утверждение:

Допустим, что в каждой клетке число зайцев меньше,

чем z / k .

Тогда в k клетках зайцев меньше, чем k ∙ ( z / k ) = z .

Противоречие условию – в k клетках z зайцев!

В классе 15 учеников. Докажите, что найдутся, как минимум, 2 ученика, отмечающих дни рождения в один месяц. 1уч

В классе 15 учеников. Докажите, что найдутся, как минимум,

2 ученика, отмечающих дни рождения в один месяц.

1уч

В ковре размером 3 х 3 метра Коля проделал 8 дырок. Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1 х 1 м, не содержащий внутри себя дырок. Разрежем ковер на 9 ковриков размерами 1 х 1 м. Решение. Ковриков - «клеток» - 9, а дырок - «голубей» - 8. Так как 8  9, то, по принципу Дирихле, хотя бы одна «клетка» останется свободной. Другими словами – найдётся коврик без дырок Ответ: найдется коврик без дырок внутри

В ковре размером 3 х 3 метра Коля проделал 8 дырок.

Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1 х 1 м,

не содержащий внутри себя дырок.

Разрежем ковер на 9 ковриков размерами 1 х 1 м.

Решение.

Ковриков - «клеток» - 9, а дырок - «голубей» - 8.

Так как 8 9, то, по принципу Дирихле, хотя бы одна «клетка» останется свободной.

Другими словами – найдётся коврик без дырок

Ответ: найдется коврик без дырок внутри

 В ящике лежат носки одного и того же размера.  Белых носков вполне достаточно, чтобы составить 5 пар, черных - для 10 пар и коричневых - для 15 пар.  Какое самое маленькое количество носков нужно вытащить из ящика (не заглядывая туда), так, чтобы наверняка у вас в руках оказалась пара носков?  (Между левым и правым носком нет никакой разницы.)

В ящике лежат носки одного и того же размера. Белых носков вполне достаточно, чтобы составить 5 пар, черных - для 10 пар и коричневых - для 15 пар. Какое самое маленькое количество носков нужно вытащить из ящика (не заглядывая туда), так, чтобы наверняка у вас в руках оказалась пара носков? (Между левым и правым носком нет никакой разницы.)

 Из любых трёх целых чисел можно выбрать два, сумма которых четна. Докажите это.
  • Из любых трёх целых чисел можно выбрать два, сумма которых четна. Докажите это.
Таким образом, применяя данный метод, надо: 1) Определить, что удобно в задаче принять за « клетки » , а что за « зайцев » . 2) Получить « клетки » ; чаще всего « клеток » меньше (больше), чем « зайцев » на одну (или более). 3) Выбрать для решения требуемую формулировку принципа Дирихле.  Принцип Дирихле важен, интересен, полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление.  Многие олимпиадные задачи решаются, используя это специальный метод. Он дает возможность обобщать.

Таким образом, применяя данный метод, надо:

1) Определить, что удобно в задаче принять за « клетки » , а что за « зайцев » .

2) Получить « клетки » ; чаще всего « клеток » меньше (больше), чем « зайцев » на одну (или более).

3) Выбрать для решения требуемую формулировку принципа Дирихле.

  • Принцип Дирихле важен, интересен, полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление.
  • Многие олимпиадные задачи решаются, используя это специальный метод. Он дает возможность обобщать.

        Литература А.В. Спивак «Математический праздник» .  С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин «Ленинградские математические кружки»  А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи «Как решают нестандартные задачи» .  С.А. Дориченко, И.В.Ященко «57 Московская математическая олимпиада. Сборник подготовительных задач».  В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Книга для учителя. Под редакцией С.И. Шварцбурда. – Москва: «Просвещение», 1987.  Фарков А.В., Математические кружки в школе. 5-8 класс, Издательство: Айрис Серия: Школьные олимпиады, 2017г

Литература

А.В. Спивак «Математический праздник» . С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин «Ленинградские математические кружки»

А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи «Как решают нестандартные задачи» .

С.А. Дориченко, И.В.Ященко «57 Московская математическая олимпиада. Сборник подготовительных задач».

В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по

математике в 6-8 классах. Книга для учителя. Под редакцией С.И.

Шварцбурда. – Москва: «Просвещение», 1987.

Фарков А.В., Математические кружки в школе. 5-8 класс, Издательство: Айрис Серия: Школьные олимпиады, 2017г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!