ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Клетки и кролики»
или «Голуби и ящики»
Цель работы:
- Познакомить с новыми математическим методом решения задач, которые не рассматриваются в школьном курсе и рассмотреть его применение для решения разнообразных задач.
Задачи :
- Доказать принцип Дирихле;
- Научиться решать задачи с помощью принципа Дирихле;
- Сопоставить некоторые задачи, решаемые с помощью принципа Дирихле, которые также можно решить, используя метод доказательства от противного.
Биография
«П ринцип голубей и ящиков »
9 клеток содержат 10 голубей,
по принципу Дирихле хотя бы
в одной клетке находятся
более одного голубя
9 клеток содержат 7 голубей,
по принципу
Дирихле хотя бы
9-7= 2 клетки свободны
Можно сказать, что принцип Дирихле устанавливает связь
между объектами ( голубями ) и контейнерами ( ящиками )
при выполнении определённых условий.
В несерьёзной форме принцип Дирихле гласит: «Нельзя посадить 7 кроликов в 3 клетки, чтобы в каждой было не больше 2 кроликов»
Более общая формулировка
«Если z зайцев сидят в
k клетках, то найдётся клетка, в которой не менее z / k зайцев»
«Если z зайцев сидят в k клетках, то найдётся клетка, в которой не менее z / k зайцев»
Докажем это утверждение:
Допустим, что в каждой клетке число зайцев меньше,
чем z / k .
Тогда в k клетках зайцев меньше, чем k ∙ ( z / k ) = z .
Противоречие условию – в k клетках z зайцев!
В классе 15 учеников. Докажите, что найдутся, как минимум,
2 ученика, отмечающих дни рождения в один месяц.
1уч
В ковре размером 3 х 3 метра Коля проделал 8 дырок.
Докажите, что из него можно вырезать коврик размером 1 х 1 м,
не содержащий внутри себя дырок.
Разрежем ковер на 9 ковриков размерами 1 х 1 м.
Решение.
Ковриков - «клеток» - 9, а дырок - «голубей» - 8.
Так как 8 9, то, по принципу Дирихле, хотя бы одна «клетка» останется свободной.
Другими словами – найдётся коврик без дырок
Ответ: найдется коврик без дырок внутри
В ящике лежат носки одного и того же размера. Белых носков вполне достаточно, чтобы составить 5 пар, черных - для 10 пар и коричневых - для 15 пар. Какое самое маленькое количество носков нужно вытащить из ящика (не заглядывая туда), так, чтобы наверняка у вас в руках оказалась пара носков? (Между левым и правым носком нет никакой разницы.)
- Из любых трёх целых чисел можно выбрать два, сумма которых четна. Докажите это.
Таким образом, применяя данный метод, надо:
1) Определить, что удобно в задаче принять за « клетки » , а что за « зайцев » .
2) Получить « клетки » ; чаще всего « клеток » меньше (больше), чем « зайцев » на одну (или более).
3) Выбрать для решения требуемую формулировку принципа Дирихле.
- Принцип Дирихле важен, интересен, полезен. Его можно применять в повседневной жизни, что развивает логическое мышление.
- Многие олимпиадные задачи решаются, используя это специальный метод. Он дает возможность обобщать.
Литература
А.В. Спивак «Математический праздник» . С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин «Ленинградские математические кружки»
А.Я. Канель-Белов, А.К. Ковальджи «Как решают нестандартные задачи» .
С.А. Дориченко, И.В.Ященко «57 Московская математическая олимпиада. Сборник подготовительных задач».
В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по
математике в 6-8 классах. Книга для учителя. Под редакцией С.И.
Шварцбурда. – Москва: «Просвещение», 1987.
Фарков А.В., Математические кружки в школе. 5-8 класс, Издательство: Айрис Серия: Школьные олимпиады, 2017г