СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принцип наглядности в интернет-ресурсе Quizlet

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе Вы подробнее узнаете о работе интернет-ресурса Quizlet и о принципе наглядности в нем.

Просмотр содержимого документа
«Принцип наглядности в интернет-ресурсе Quizlet»

ВВЕДЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа посвящена принципу наглядности в интернет-ресурсе Quizlet. Одним из эффективных инструментов при преподавании иностранного языка не одно десятилетие были различные карточки, нередко сделанные от руки, поскольку не всегда представлялось возможным их найти с нужным для занятия материалом. На сегодняшний момент в сети интернет имеется ресурс Quizlet, который позволяет составлять интерактивный материал для занятий в виде карточек. Возможно как использование их в привычном формате (демонстрация), так и взаимодействие с карточками на самом ресурсе – выполнение к нему заданий, прослушивание приложенных аудиоматериалов.

Актуальность исследования определяется, в первую очередь, непрерывным развитием эффективных методов и приемов обучения иностранному языку, а также возросшей значимости интернет-ресурсов во всех аспектах жизни человека.

Вышесказанное определяет поставленную цель работы: теоретическое и практическое изучение принципа наглядности, а также в частности использование интернет-ресурса Quizlet в нём, анализ и выявление положительных и отрицательных сторон данного принципа при применении его на занятиях иностранного языка.

Исходя из цели курсовой работы, можно обозначить следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу по заданной тематике;

  2. Раскрыть и обосновать сущность принципа наглядности в системе обучения иностранному языку;

  3. Выявить роль и место интернет-ресурсов в преподавании иностранному языку и определить особенности педагогической деятельности преподавателя в условиях применения интернет-технологий;

  4. Проанализировать эффективность использования сервиса Quizlet на разных этапах изучения иностранного языка.

Предмет исследования – принцип наглядности в обучении иностранному языку на примере использования интернет-ресурса Quizlet.

Объект исследования – сам процесс обучения иностранным языкам, его принципы, методы и структура.

Материал исследования составили различные научные труды, таких великих педагогов, как Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского, различные учебные пособия и интернет-ресурсы, в частности сервис Quizlet.

В данной работе следует использовать следующие методы:

  1. Метод анализа, наблюдения и синтеза (индуктивно-дедуктивный метод);

  2. Описательно-аналитический метод;

  3. Метод обобщения.

Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Общий объем работы составляет … страниц.
















Глава 1.

1.1. Сущность принципа наглядности и актуальность использования интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.

Умение правильно преподавать предмет базируется на способности выстраивать процесс обучения в соответствии с основными дидактическими принципами, к которым относится принцип наглядности.

Одним из важнейших принципов обучения, впервые сформулированных чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его «Великой дидактике» в 1632 г., является принцип наглядности. Он писал «… это «золотое правило» для учителей. Чем больше знание опирается на ощущение, тем более оно достоверно. Наглядность дает возможность сделать школу жизненной, учит учащихся понимать и изучать действительность самостоятельно.» [Гуревич 2017: 48]. Наглядность как принцип обучения в дальнейшем был развит И.Т. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами.

В школьных условиях обучения ввиду отсутствия иноязычной среды различные языковые ситуации моделируется с помощью наглядности. Наглядность является достаточно продуктивным и результативным средством формирования положительной мотивации у учащихся. Её применение во многом облегчает учебный процесс ввиду мобилизации активности психики обучающихся, активизации их познавательной деятельности, повышения интереса к изучаемому материалу, расширению круга воспринимаемой информации, развитию способности увязывать теорию с практикой и т.д.

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. [Голуб 1999: 19] Это отмечал также и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. [Ушинский 1950: 3]

Можно выделить несколько подходов к систематизации наглядных средств. В соответствии с классификацией Л. Ф. Меняева наглядные средства объединяются в три группы:

1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.д.);

2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.д.);

3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.) [Пидкасистый 2008: 227-228].

Согласно же классификации Г. М. Коджаспирова наглядные средства делятся на две группы: предметные и изобразительные. Носителями предметной наглядности выступают натуральные объекты или их заменители, которые создают ясные впечатления и представления о предмете. Изобразительная наглядность, в свою очередь, подразделяется на словесную, образную и символическую. Применение "словесного рисования", живое и образное описание событий с использованием деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с ярким и красочным изображением образов главных героев или быта той или иной эпохи, страны, крылатые выражения, меткие эпитеты – все это относится к наглядным средствам. К образным средствам относятся макеты, муляжи, модели, картины, иллюстрации, рисунки; к символическим – схемы, чертежи, карты, символы. [Коджаспирова 2004: 311]

Хорошо известна также разделение наглядности на языковую (коммуникативно-речевая наглядность, наглядная демонстрация коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи, демонстрация языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений) в устной или письменной форме, лингвистическая и грамматическая схемная / табличная наглядность) и неязыковую [Бухаркина 2008: 149–158].

Проблема наглядности при обучении иностранным языкам была всегда актуальна, но сейчас достигла своего пика, поскольку как возросла значимость иностранного языка как предмета, так и расширилась область применения наглядности, усложнились её инструменты: помимо каких-либо предметов и картинок появились аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы, в том числе различные интернет-ресурсы. Данный принцип обучения требует непрерывного совершенствования и модернизации применяемых средств обучения для соответствия современному уровню развития науки и техники.

Для грамотного использования интернет-ресурсов на занятии преподаватель обязан хорошо ориентироваться в этом нескончаемом потоке информации, грамотно подбирать материал соответственно актуальности, уровню сложности и т. д. Сочетании визуального и аудиоконтента позволяет добиться наибольшей усвояемости предложенной информации. Но важно помнить о том, что наглядность должна выделять наиболее важную сущность преподносимого материала.

Применение интернет-технологий в изучении иностранного языка предлагает совершенно новый уровень обучения, однако при этом важнейшим при этом остается личностно-деятельностный подход, обоснованный И. А. Зимней, по которому центром учебного процесса становится учащийся как личность с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями. Ввиду этого обучение иностранному языку с применением различных ресурсов по своей общей сущности не отличается от обучения без них, появляются лишь бόльшие возможности сделать этот процесс более эффективным и оптимизировать его.

Можно отметить, что использование интернет-технологий создает условия для эффективного решения ряда дидактических задач:

  1. Повышение интереса к изучаемому материалу, а также к предмету в целом;

  2. Улучшение концентрации, работы памяти, активация мыслительных способностей обучающихся;

  3. Включение в работу разных по успеваемости учащихся, активная работа всего класса;

  4. Приучение к самостоятельному поиску необходимой информации, работа с ней и её обработка;

На сегодняшний день сеть Интернет предоставляет великое множество вариантов эффективного изучения иностранного языка: живое общение с носителями языка, доступ к огромному пласту аутентичных материалов и учебных ресурсов всевозможных форматов.

В современных англоязычных источниках выделяют пять видов учебных интернет-ресурсов (Сысоев 2010: 42): hotlist («хотлист»), treasure hunt («трэжа хант»), multimedia scrapebook («мультимедия скрэпбук»), subject sampler («сабджэкт сэмпла») и webquest («вебквест»). Интересно то, что при переводе данных терминов на русский язык используется приём транслитерации.

  1. Hotlist («хотлист») – список различных текстовых интернет-ресурсов по определённой теме;

  2. Treasure hunt («трэжа хант») – также список текстовых интернет-страниц, но при этом каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта;

  3. Multimedia scrapebook («мультимедия скрэпбук») – сборник мультимедийных ресурсов, список, содержащий ссылки не только на текстовые сайты, но также и на фотографии, видео- и аудиофайлы и т.д.

  4. Subject sampler («сабджэкт сэмпла») – во многом напоминает treasure hunt («трэжа хант»), однако в данном случае ведется полноценное обсуждение учащихся на острую социальную тему с аргументацией своего мнения.

  5. Webquest («вебквест») – сценарий проектной деятельности учеников по заданной тематике с применением информационных технологий и упомянутых выше четырёх видов учебных интернет-ресурсов.

Информационные технологии предоставляют как для учителей, так и для самих учащихся большое количество учебных площадок, программ обучения иностранному языку, аутентичного материала, как в исходном виде без какой-либо адаптации, так и немного изменённого под различный уровень владения языком. Помимо всего вышесказанного интернет предоставляет возможность для изучающих иностранный язык участие в различных интересующих конференциях и вебинарах без привязки к конкретному месту, непосредственное общение с носителями языка, создание различных по масштабу проектов с применением интернет-технологий и т.д. Таким образом, у учащихся развиваются все виды речевой деятельности и это создает благоприятные условия для формирования их иноязычных компетенций.

1.2 Интернет-ресурсы как отражение принципа наглядности: виды и применяемость в рамках развития лексического навыка.

В настоящее время первоочередной целью преподавания иностранных языков в средней общеобразовательной школе является обучение языку как реальному инструменту общения. Учителю важно развивать в учащихся способности, необходимые для формирования вторичной языковой личности, готовой к полноценному межкультурному «сплочению». С.П. Тер-Минасова утверждает, что «для того, чтобы иностранный язык стал средством коммуникации между людьми разных национальностей, следует понимать, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Преодоление языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Для этого необходимо преодолеть барьер культурный» [Тер-Минасова 2000: с. 28]. Э. Г. Азимов полагает, что «преодолеть культурный барьер нам помогает социокультурный подход к обучению языку, который заключается в том что коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания. Обучение иноязычному общению проводится в контексте диалога культур с учетом различий в социокультурном восприятии мира» [Азимов 1999: с. 333-334].

В условиях современной реальности все чаще поднимается вопрос о применении в учебном процессе новых информационных технологий. Интернет обладает колоссальной информационной базой и создает уникальную возможность общаться с носителями языка, повышать уровень его знания и понимания, обмениваться культурой. Интернет и интернет-ресурсы являются неотъемлемым атрибутом каждого современного учителя, которые помогают найти большой разнообразный иллюстративный материал, используемый на уроках, демонстрируемый на экранах компьютера и мультимедийного проектора. Как считает Т. В. Карамышева, «компьютер наилучшим образом подходит для учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения иностранному языку к реальным условиям» [Карамышева 2001: с. 15]. Компьютеры существенно увеличивают возможности учителя индивидуализировать обучение и активизацию когнитивной деятельности в обучении иностранному языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. В этом смысле, каждый обучающийся получает возможность работать в удовлетворяющем темпе, выбирает для себя приемлемые объемы и скорость овладения материала.

Следуя порядку ФГОС, основная цель изучения иностранного языка – есть формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход, в первую очередь, подразумевает обучение общению и выработку способности взаимодействовать с представителями иных культур, что удовлетворяет основную функцию сети Интернет.

Задача и роль педагога, в рамках использования ресурсов сети Интернет меняются: теперь особое внимание уделяется поддержанию и развитию личности учащихся, их творческому поиску. Отношения между учителем и учеником строятся по принципу сотрудничества.

Эволюция в образовании неразрывно связана с повышением уровня ее информационного потенциала. Это во многом определяет вектор, согласно которому образование развивалось, а также дает понимание о будущем всего общества. Для того, чтобы учащиеся успешно ориентировались в мировом информационном обществе, необходимо сформировать у них представление об информационной культуре, в частности о культуре компьютеров, поскольку приоритет с каждым годом отдается сети Интернет.

Исследованием особой роли интернет-ресурсов в образовательном процессе занимались такие лингвисты, как А. Л. Назаренко, Е.С. Полат, С. В. Титова, М.В. Моисеева, Е. И. Пассов, .Г. Азимов, В.П. Беспалько, И.О. Логинов, А.В. Хуторский, Н.Ф. Талызина, И.В. Роберт, Е.И. Машбиц, Р.П. Мильруд, Э.Я. Соколова, Е.В.Воевода, А.Н. Богомолов, Б.С. Гершунский и другие. По их мнению, имеет смысл рассматривать информационные технологии не только как отдельные технические средства передачи и обмена информацией, с помощью которых воспроизводится учебный процесс, но и как целостную систему методов обучения иностранным языкам, направленных на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является основной целью изучения иностранного языка в средней школе.

С точки зрения дидактики, Интернет и интернет-ресурсы способствуют развитию навыков и умений чтения (на основе материалов глобальной сети); совершенствуют навыки письма; обновляют и пополняют словарный запас; мотивируют учащихся на изучение иностранного языка. Более того, работа с интернет-ресурсами нацелена на изучение возможностей Интернета, что в результате позволяет расширить кругозор изучающих иностранный язык и наладить связь со сверстниками из англоязычных стран. Е.С. Полат утверждает, что различные мультимедийные средства «расширяют возможности преподавателя, оптимизируют изучение языков, делают его увлекательным процессом открытия неизведанного мира иностранных языков и культур» [Полат 2001: 7].

Мультимедийность, аутентичность и доступность интернет-ресурсов позволяет ей конкурировать с обычными книгами и печатными изданиями, поскольку последние с каждым годом утрачивают свою актуальность, в то время как «всемирная паутина» ежесекундно пополняется большим объемом новостей, аудио- и видеоматериалов, фильмов и т.д. Такие «хранилища информации» подходят для развития умений и навыков чтения, аудирования, а также совершенствования навыка социокультурной компетенции. Основная задача учителя, в этом случае, заключается в правильном подборе необходимых для уроков, качественных и современных материалов и упражнений.

Применение Интернет-ресурсов в учебной деятельности (как на уроке, так и в самостоятельной работе), позволяет развить все виды речевой деятельности. Устная речь, по мнению многих исследователей, может быть развита посредством применения видео-конференций с использованием веб-камеры на таких платформах, как Skype, Zoom, Microsoft Teams, Live Messenger. Письменную речь можно усовершенствовать, например, с помощью социальных сетей и общения в них (Facebook, Twitter).

Учёные в свою очередь полагают, что целесообразное использование интернет-ресурсов, обусловлено тем фактом, что информационные технологии «обеспечивают экономный с точки зрения времени и финансов метод изучения иностранного языка, который удовлетворяет потребностям учащихся в информационном обществе» [Стракань 2017: 3].

Интернет, как информационная система, предлагает, в первую очередь, «базовый набор» ресурсов приема и передачи информации:

  • электронная почта (e-mail);

  • аудио- и видеоконференция;

  • web-сайты, на которых есть возможность публиковать учебный материал;

  • чаты и учебные текстовые конференции;

  • онлайн-сервисы, тренажеры для формирования первичных навыков или закрепления уже полученных знаний.

В число интернет-ресурсов, предназначенных для обучения вошли:

  • официальные сайты управления образования;

  • сайты образовательных средств массовой информации;

  • электронные версии словарей, энциклопедий, справочников, учебников, учебных пособий;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • учебные игры;

  • методические пособия;

  • ресурсы для дистанционных форм обучения и т.д.

Применение различных Интернет-ресурсов на занятиях в школе, а также для самостоятельной подготовки учащихся позволяет успешно овладеть языковой информацией и развить речевые умения, а также сделать образовательный процесс более познавательным и интересным. В этом процессе будут затронуты все виды памяти и все виды восприятия языкового материала, что облегчит процесс обучения иностранному языку для учителя.

Использование интернет-ресурсов позволяет педагогам усовершенствовать организацию обучения, повысить эффективность и объективность учебного процесса, а также мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Также использование интернет-ресурсов значительно упрощает процесс коммуникации учащихся как между собой, так и с носителями языка, что максимально приближает учащихся к реальным условиям.

1.3. Quizlet – как современная форма практической интерпретации принципа наглядности на уроках иностранного языка

Интернет и интернет-ресурсы сегодня имеют первостепенное значение в педагогике и используются при обучении едва ли не каждому предмету на разных этапах и ступенях образования. С каждым днем количество обучающих инструментов, используемых в режиме онлайн, растет, тем самым ставя перед преподавателями новую и более сложную задачу: доказать эффективность и границы применения ИКТ в образовательном процессе.

На уроках иностранного языка учителями применяется большое число разных – по конечной цели, функционированию и сложности – интернет-ресурсов, которые помогают в обучении языковому материалу. Превалирующий процент таких ресурсов направлен на освоение лексического материала. Такое преобладание обусловлено популярностью среди педагогов иностранных языков, которые находят интернет-ресурсы полезными для пополнения словарного запаса учащихся.

Среди часто используемых интернет-ресурсов, способствующих лексическому пополнению, выделяется интернет-сервис Quizlet. И.А. Судаков дает следующее определение Quizlet: Quizlet – бесплатный онлайн-сервис, позволяющий учащимся изучать новые термины (при обучении иностранному языку – новую лексику) с помощью специальных инструментов и обучающих игр, представленных в данном ресурсе [Судаков 2019: 214]. Это приложение удобно, в первую очередь, с точки зрения технической организации и с точки зрения педагогической возможности. Основной принцип онлайн-сервиса Quizlet, по мнению Н. Л. Байдиковой – «работа со словами и словосочетаниями с использованием карточек – позволяет говорить о том, что главное его методическое назначение заключается в овладении лексикой на уровне запоминания отдельных лексических единиц» [Байдикова 2020: 2].

Как «отражение» принципа наглядности, который применяется на уроках иностранного языка для развития у учащихся визуального понимания иноязычной среды, онлайн-ресурс Quizlet удобен и практичен, поскольку соответствует лингводидактическому алгоритму работы с лексикой. В свою очередь, работа с лексикой строится в лингводидактике на основе трех этапов. Н. И. Гез, Н. Д. Гальскова в совместной работе «Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика» выделяют в качестве трех основных этапов: 1) ознакомление с новой лексикой, в т. ч. ее семантическое значение; 2) первичное закрепление новой лексики; 3) этап использования лексики в разных формах устной и письменной коммуникации, в т.ч. на основе подготовительных и речевых упражнений [Гез, Гальскова 2005: 296]. Первые два этапа, в понимании лингвистов, могут «сливаться» в процессе их прохождения. Упражнения, которые разработали Н. И. Гез и Н. Д. Гальскова, доказывают, что «усвоение значений, формы и употребления слов происходит на этапе первичного закрепления в ходе выполнения обучающимися преимущественно языковых упражнений» [Гез, Гальскова 2005: 300].

Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова в работе «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» предлагают к рассмотрению свои варианты этапов работы с лексикой: 1) ознакомление; 2) тренировка усвоения слов, путем выполнения упражнений на запоминание его формы и семантического значения, формирование словосочетаний и поиск их смыслового характера); 3) выполнение упражнений в условиях непроизвольной речи, с отсутствием видимых внешних опор [Рогова и др. 1991: 90-96].

Согласно содержанию работы «Методика обучения немецкому языку в средней школе» С. Ф. Шатилова, работа с лексикой опирается на следующие этапы: 1) ознакомление с новым лексическим материалом и его первичное употребление в речи; 2) стереотипизирующе-ситуативный, т. е. выполнение тренировочных упражнений с употреблением новой лексики; 3) вариативно-ситуативный, т.е. использование новой лексики в контексте творческого задания [Шатилов 1977: 110].

Вышеперечисленные алгоритмы, несмотря на различные названия этапов, схожи по своему содержанию и идее: первый этап подразумевает ознакомление с новыми лексическими единицами, для второго этапа характерно формирование образов в сознании учащихся, третий этап отвечает за включение уже первично закрепленных слов в речь. В свою очередь, онлайн-ресурс Quizlet является инструментом для запоминания лексических единиц, а потому, отвечает сразу двум этапам работы с лексикой – ознакомлению и первичному закреплению в памяти. Исследователи отмечают, что несмотря на многофункциональность и разнообразность данной платформы, для условно-речевых упражнений Quizlet не приспособлен. Тем не менее, если онлайн-платформа будет использована учащимися во время самостоятельных занятий дома, то на занятии время будет уделено практическому усвоению новых слов.

А.Д. Климентенко, А.А. Миролюбова утверждают, что «роль приложения Quizlet как средства усвоения лексики состоит в формировании образа слова и его запечатления в долговременной памяти обучающихся» [Климентенко, Миролюбова 1981: 342]. Для понимания возможностей интернет-ресурса Quizlet как инструмента усвоения иноязычной лексики, важно знать критерии, согласно которым этот ресурс исследуется. Прежде всего, интерес вызывает процесс комплексное запоминание лексики.

Интернет-сервис Quizlet предлагает обширный функционал для работы над формой слова. Чтобы сформировать слухо-произносительный образ слова, можно его прослушать и повторить. Для понимания графической формы слова, на которую смещен главный акцент приложения, практически все упражнения опираются на зрительный образ. Так, в режимах «карточки», «заучивание» и «подбор» устанавливается взаимосвязь между письменной формой слова и его значением. В режиме «письмо» и «гравитация» (игра) требуется печать иноязычного слова, соответствующего слову из родного языка – дефиниции или картинке. Для режима «правописание» характерно формирование связи между письменной и звуковой формами слова.

Для усвоения лексико-семантического значения слова, интернет-сервис Quizlet предоставляет следующие функции: перевод, поиск дефиниции, наглядное изображение. В приложении отсутствуют любые средства для демонстрации и усвоения знаний о лексико-семантических отношениях слова с другими лексемами и грамматического значения.

Для отработки употребления лексической единицы, функции онлайн-ресурса Quizlet ограничены. Единственной возможностью рассмотреть слово в употреблении – создание карточек со словом в связке словосочетания или фразы.

Хотя интернет-сервис Quizlet не позволяет обеспечить обучающихся лингводидактическими средствами усвоения, его основная задача в рамках системы компонентов знания слова – овладение устной и письменной формами слова, а также его лексическим значением.

С точки зрения устной формы, у учащихся появляется представление о слуховом и артикуляционном образе слова, письменная же форма дает в свою очередь представление о зрительном и моторном образах слова.

В рамках семантической структуры, в которую входят лексическое значение, семантические отношения слова и грамматическое значение, онлайн-платформа Quizlet позволяет определить денотативную и коннотативную окраску, синонимию, антонимию, гипонимию, паронимию, а также ассоциативные отношения, установить грамматические категории, морфемный и словообразовательный составы.

В контексте употребления, которому соответствуют синтаксический уровень словосочетания и синтаксический уровень предложения, Quizlet ориентирован на соблюдение сочетаемости и синтаксических функций.

Хотя функционал онлайн-платформы Quizlet слегка ограничен, нельзя не отметить его достоинства при овладении иноязычной лексикой:

  • Внедрение различных средств анализа (слухового, опорно-двигательного, зрительного), при усвоении лексических форм содействуют более «прочному» запоминанию;

  • Автоматическая проверка точности выполненных упражнений дает возможность использовать онлайн-сервис Quizlet не только на уроках иностранного языка в школе, но и во время самостоятельных занятий дома;

  • Игры с соревновательным подтекстом используются при организации групповой работы, влияют на мотивацию учащихся, делают учебный процесс разнообразнее.

Эффективность интернет-сервиса Quizlet заключается прежде всего в продуманном выстраивании его в цепочке общей методической работы с лексическим материалом. Ведь усвоение новых слов и их многоаспектных образов проходит не в один этап, а распределяется на некоторый промежуток времени, захватывая от месяца до нескольких лет. Это обусловлено, по мнению британского ученого Норберта Шмитта тем, что «различные составляющие знания слова могут приобретаться в разное время, например, вполне возможно пользоваться словом в устной речи, но не уметь писать его» [Schmitt 2000: 5].

Онлайн-сервис Qiuzlet может быть использован для предтекстовой работы, которая актуальна при обучении аудированию и чтению. Смысл предтекстовой работы заключается в ознакомлении с новой лексикой, что может поспособствовать более успешному восприятию прослушиваемого или прочитанного текста. Заучивание новых слов может также происходить с помощью интернет-ресурса Quizlet. Помимо использования Quizlet для предтекстовой работы, приложение может быть использовано и перед просмотром видеоролика на иностранном языке. Благодаря заранее проделанной работе по ознакомлению с новым лексическим материалом, на занятии больше внимания уделяется работе с самим текстовым, аудио- и видеоматериалом.

Расширение знания слова происходит в учебном процессе постепенно, т.е. на полученные ранее знания наслаиваются новые компоненты знания. Таким образов развиваются лексические и грамматические значения, расширяется семантическая сеть и пополняются знания о его употреблении. В этом многоуровневом процессе онлайн-сервис Quizlet является значимым средством для формирования правильного слухового, артикуляционного, зрительного и моторного образов в отношении с лексическим значением одного из его лексико-семантических вариантов. Для результативного применения любого интернет-ресурса, в частности Quizlet педагогу необходимо четко понимать, какие методические цели с помощью данного интернет-сервиса можно достичь и для решения каких задач привлечь.







1.4. Выводы по главе 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наглядность играет важную роль в обучении иностранному языку, помогая визуализировать различные понятия и моделировать языковые ситуации, создавая тем самым благоприятные условия для всестороннего погружения в изучаемый материал и успешного его освоения. В современном мире принцип наглядности крепко переплетён с информационными технологиями, которые предоставляют огромное множество возможностей для проведения эффективного, продуктивного и интересного для учащихся занятия при помощи разнообразных интернет-платформ и ресурсов. При применении ИКТ возможно добиться дифференцированного подхода в обучении, применения всех форм работы на занятии (индивидуальная, парная и групповая), моделирования всевозможных языковых ситуаций, всесторонней работы с предложенным материалом.

Изучение иностранного языка с помощью интернет-ресурсов является относительно новым методом преподавания иностранного языка. Обучение иностранному языку подразумевает, что процесс будет стабильным, именно поэтому обучение с использованием интернет-сервисов, является хорошей перспективой повышения качества и интенсивности обучения. Использование онлайн-ресурсов во время уроков помогает ученикам снять эмоциональное напряжение, усталость. С помощью этих ресурсов у обучающихся повышается интерес и наблюдается положительное настроение.

Онлайн-сервис Quizlet играет важную роль для формирования или изменения слухо-артикуляционного и зрительно-моторного образа слова в единстве с лексическим значением одного из его лексико-семантических вариантов. Для эффективности применения Quizlet педагогу необходимо хорошо понимать, какие цели и задачи можно достичь и решить.



Глава II. Возможности использования интернет-ресурсов в формировании лексических навыков ( на примере Quizlet)

2.1. Сравнительный анализ образовательных Интернет ресурсов для формирования лексических навыков

Метод флэш-карточек известен давно. Он все еще остается одним из самых популярных способов обучения детей и взрослых. Флэш-карточки используются для запоминания иноязычной лексики, ответов на вопросы, заучивания важных исторических событий. На данный момент у обучающихся есть возможность использовать не только бумажные карточки, но и их цифровые аналоги.

Система Лейтнера, также известная как метод флэш-карточек, была разработана в 70-х годах ХХ века немецким популязатором науки и журналистом Себастьяном Лейтнером. В этом методе так называемые флэш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо учащийся усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка учащийся пытается вспомнить значение слова, написанного на флэш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и для запоминания другой информации. Обучающийся сосредотачивается на наиболее сложной информации на флэш-карточках, которые всегда находятся в первой группе и повторяются ежедневно. В результате происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение [Система Лейтнера blog.wikium.ru, Wikipedia.org].

Подобные идеи были внедрены в ряд программ по обучению иностранному языку с помощью сети Интернет и программ для создания флэш-карточек. Мы изучили работу сервисов Memorise и Quizlet и провели их сопоставительный анализ. Основные характеристики этих Интернет-ресурсов показаны в Таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика Интернет-ресурсов Memorise и Quizlet


Memorise

Quizlet

Режимы работы

Учить новые слова

Обычное повторение

Быстрое повторение

Трудные слова

Произношение

Учись с носителями

Аудирование

В бесплатной версии доступны только первые три режима

Все режимы доступны в бесплатной версии

Заучивание

Карточки

Письмо

Тест

Подбор

Гравитация


Просмотр карточек

есть

есть

Вопросы со множественным выбором

есть

есть

Печатание слов

есть

есть

Статистика работы пользователя

В браузерной версии по платной подписке, может просматриваться только пользователем

Есть, отображается как результаты пользователя, так и лучшие показатели внутри курса

Метод интервального повторения

реализован

реализован

Система уровней

есть

есть

Добавление аудио к словам

Бесплатная запись своего голоса или прикрепление существующих mp3файлов

Есть, из галереи сайта; запись голоса пользователя осуществляется только по платной подписке

Добавление картинок к словам

Есть, картинки добавляются с устройства

Есть, из галереи сайта; пользовательские по платной подписке

Тест со всеми доступными режимами работы

отсутствует

Есть, тест можно распечатать

Memorise – это образовательная платформа для изучения английского, немецкого, французского и других языков. Для носителей русского языка доступны 9 языков и официальных курсов от администрации сервиса, для носителей английского и других языков – более 40 языков. Изучение новой лексики в данном сервисе строится по принципу интервального запоминания. То есть, повторение материала происходит через определенные промежутки: через час, шесть часов, через сутки и так далее. После наступления определенного промежутка сервис отправляет пользователю напоминание для начала новой учебной сессии. Интервальное запоминание предполагает не заучивание слов наизусть, а повторение для лучшего усвоения.

Особенностью сайта является создание курсов. Пользователь может самостоятельно составлять курс и список лексики к нему, ориентируясь на свои потребности. Кроме перевода существует возможность добавлять к слову картинки, аудио- и видеофайлы. Автоматического озвучивания слов нет, однако пользователь может сам произнести и записать нужное слово.

Выполняя генерируемые сайтом задания, пользователь получает баллы и повышает свой уровень. Количество баллов отображается в профиле пользователя и таблице лидеров курса. Пользователь может работать над лексикой при помощи следующих языковых игр и упражнений на введение и закрепление новой лексики:

  • Учить новые слова – комбинация флэш-карточек, выбора лексической единицы из нескольких вариантов, составления слов и словосочетаний из разбросанных букв или слов.

  • Обычное повторение – вышеописанная тренировка, но для уже изученных слов с целью их повторения.

  • Быстрое повторение – выбор лексической единицы из нескольких вариантов на время. За одну сессию можно допустить не более трех ошибок.

  • Трудные слова – доступен по платной подписке: изучение слов, в которых пользователь делает наибольшее количество ошибок – трудных слов.

  • Произношение – доступен по платной подписке: для этого режима требуется микрофон. Пользователь должен произносить изученные слова.

  • Учись с носителями – доступен в официальных курсах от администрации сайта: задания, фразы в которых озвучены носителями языка.

  • Аудирование – доступен по платной подписке: набор на клавиатуре лексических единиц под диктовку. Открыт, если в курсе есть mp3-записи слов.

Сервис позволяет активно использовать мнемотехнику для эффективного запоминания слов, то есть пользователь может составить Mem: сочетание слова и того, что помогает его запомнить (картинка или мнемоправило). Мем демонстрируется при выполнении задания со словом, к которому привязан. Однако при работе в ПК-версии, его можно создать только при ознакомлении со словом, в мобильном приложении такого ограничения нет. статистика пользователя и отдельное изучение слов, в которых пользователь допускает больше всего ошибок, доступны только по платной подписке.

Сервис доступен на ПК, iOS и Android. Использование мобильных платформ увеличивает эффективность реализации принципа интервального запоминания.

Таким образом, изучив принцип работы сервиса Memorise, можно сделать следующие выводы о его преимуществах и недостатках:

Преимущества:

  • разнообразие языков для изучения;

  • разнообразие приемов работы с лексикой;

  • применение мнемотехники и реализация принципа интервального запоминания для увеличения эффективности работы с лексикой;

  • наличие соревновательного элемента с другими пользователями;

  • наличие элементов геймификации и системы уровней для повышения мотивации обучающихся.

Недостатки:

  • отсутствие автоматического озвучивания слов;

  • ограниченный набор курсов для носителей русского языка;

  • не все функции доступны в бесплатной версии, например, статистика.

Quizlet – это сервис хранения словарных карточек, с помощью которых можно учить иностранные языки и другую информацию. Ресурс обладает удобным интерфейсом на русском языке.

Информация в сервисе делится на три категории: карточка, модуль(сет) и курс. Слова с переводами составляют карточки, из которых формируется их совокупность – модуль. Из нескольких модулей составляется курс, к которому могут присоединяться другие пользователи.

Пользователь создает сет флэш-карточек, выбирает исходный язык и язык перевода, набирает слово и перевод, причем перевод можно добавить путем его автоматического определения, при желании к слову можно добавить картинку. В бесплатной версии картинки доступны только через функцию поиска, в платной их можно загружать самостоятельно. Максимальное количество слов в модуле – 2000.

Пользователю нет необходимости набирать слова вручную, их можно импортировать из файла или вставить таблицу, скопированную из Word или Excel. После этого нужно только отредактировать полученный модуль. Это очень удобно при составлении словарного минимума для чтения или заучивания тематических подборок. Сет может быть напечатан. Созданные карточки можно объединять не только в сет, но также создавать курсы с ними. Внутри курса пользователи, если у них есть разрешение администратора, могут редактировать сеты. Данная функция позволяет использовать сеты для изучения новой лексики всем классом, а также для внеурочной самостоятельной работы.

Пользователю предлагаются следующие языковые игры и упражнения на введение и закрепление новой лексики:

  • Заучивание – написание лексических единиц, появляющихся на экране, выбор лексической единицы из нескольких вариантов.

  • Карточки – просмотр флэш-карточек, также возможно включить их автоматическую демонстрацию с озвучкой.

  • Письмо – тренировка правописания при помощи автоматически озвученных слов модуля. Голос диктора можно замедлить.

  • Тест – тест с функцией автоматической проверки. Содержит различные задания на перевод.

  • Подбор – игра, в которой нужно на время совмещать лексические единицы с их значением.

  • Гравитация – игра, в которой нужно напечатать слово, определение которого всплывает на экране.

  • Quizlet Live – интерактивная командная игра, доступ к которой предоставляет учитель-администратор. Ученики делятся на команды и выполняют задания одного из модулей курса. Правильный ответ на вопрос есть только у одного члена команды. На экран учителя выводится интерактивная таблица лидеров.

Статистика правильных и неправильных ответов доступна как изучающему курс, так и учителю-администратору. Также лексические игры содержат собственные таблицы лидеров. На рисунке 1 представлен скриншот карточек модуля и описание кнопок управления ими.

Рисунок 1. Пример карточек модуля

Номером 1обозначено слово исходного языка, 2 – языка перевода, 3 – добавленная картинка, 4 – кнопка «Избранное», позволяющая обозначить трудные для изучения слова. Нажав на 5, пользователь может прослушать автоматическое озвучивание слова на исходном языке. Кнопка 6 позволяет редактировать слово или перевод без использования редактора модуля.

Таким образом, на основе изучения работы Интернет-ресурса Quizlet, можно сделать следующие выводы о его преимуществах и недостатках.

Преимущества:

  • простое и понятное составление карточек, а также возможность импорта глоссария из документа;

  • распечатка модулей и тестов, что удобно как для обучающихся, так и для учителей;

  • игры с лексикой модуля, которые будут интересны обучающимся любого возраста;

  • доступная в бесплатной версии статистика ответов;

  • практически все необходимые компоненты сайта, необходимые как учащемуся, так и учителю, доступны в бесплатной версии.

Недостатки:

  • нет возможности внести всю грамматическую информацию о слове в карточку, не затрудняя работу с другими режимами.

Анализ показал наличие у сервисов своих преимуществ и недостатков, которые может использовать учитель. Например, если УМК не располагает отдельным словарем со всеми изучаемыми словами и mp3-файлами к каждому слову, то стоит отдать предпочтение Quizlet, так как в нем есть автоматическое озвучивание слов. Если к слову на исходном языке нельзя подобрать подходящую иллюстрацию (например, к абстрактным понятиям), то в Memorise можно добавить вместо картинки мнемофразу для лучшего запоминания.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Г. Щукин. – СПб.: «Златоуст», 1999. – 499 с.

  2. Байдикова Н. Л. Лингводидактические возможности электронного приложения Quizlet при обучении иностранной лексике., Мир науки. Педагогика и психология. – Москва, 2020. – 11 с.

  3. Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 269 с.

  4. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

  5. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. -- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

  6. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков в школе с помощью компьютеров. В вопросах и ответах. — СПб., 2001.

  7. Климентенко А. Д., Миролюбова А. А. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе М.: Педагогика, 1981. 456 с.

  8. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. – М., 2004. – С. 311.

  9. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2008. – С. 227-228.

  10. Педагогическая антропология. История развития 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / П. С. Гуревич, О. К. Филатов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 308 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.

  11. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 3. – С. 5–11.

  12. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова. Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

  13. Система Лейтнера [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_Лейтнера (дата обращения: 15.05.2022).

  14. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. –М.: Феникс: Глосса-Пресс, 2010. – 180 с.

  15. Строкань В. И. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку: Концепт, научно-методический электронный журнал. – 2017. – С. 6.

  16. Судаков И. А. Использование онлайн-сервиса Quizlet в самостоятельной работе студентов по овладению иноязычной лексикой [Электронный ресурс] URL: ispolzovanie-onlayn-servisa-quizlet-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-po-ovladeniyu-inoyazychnoy-leksikoy (1).pdf (дата обращения: 22.03.2022).

  17. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст]/ С. Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2000. – 624 с.

  18. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. / редкол.: А.М. Еголин (гл. ред.) [и др.]. - Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, Т. 1. - 1950. -774 с

  19. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому немецкому языку в средней школе: Учеб. Пособие для студентов фак., и ин-тов иностр. яз. Ленинград: Просвещение, 1977. 295 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!