Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт |
Подготовительный этап |
1.1 Выбор темы проекта | Проведение беседы на тему: «Части речи» Вовлекает учащихся в деятельность. -Ребята, интересно ли Вам было бы узнать, какая из изученных нами частей речи встречается в текстах чаще, чем другие? | Слушают беседу, отвечают на вопросы, формулируют тему занятия | Сформулирована тема |
1.2 Определение цели и формулирование задач | Задает вопрос: «Что можно было бы исследовать про эти части речи?», помогает учащимся сформулировать цель и задачи с помощью следующих слов (обобщить, разработать, узнать, сравнить и тд) | Предлагают свои варианты. Формулируют цель и задачи. | Сформулирована цель и задачи. |
1.3. Формулировка проблемы и гипотезы | Формулирование проблемы: «Какая часть речи используется в текстах чаще?» Формулирует вместе с учениками гипотезу: «Слов какой части речи в нашем языке больше?.». | Предлагают свои варианты гипотезы | Сформулированы проблема и гипотеза |
1.4. Планирование деятельности | Помогает разработать ученикам план реализации проекта. Помогает ученикам распределиться на группы и распределить обязанности, совместно определить критерии оценки проекта | Вместе с учителем разрабатывают план выполнения проекта. Совместно определяют критерии оценки проекта. | Составление плана реализации проекта |
1.5 Выбор методов исследования | Предоставляет список методов, напоминает особенности их использования, помогает выбрать необходимые методы для проекта | Выбирают наиболее подходящие методы исследования | - методы исследования (эксперимент, анализ, обобщение) |
1.6. Подбор необходимых инструментов оборудования и дидактические материалы | Задает вопрос о том, какие инструменты и оборудование могут понадобиться ученикам, чтобы сделать проект | Выбирают инструменты и оборудование для исследования | - инструменты и оборудование исследования (карточки с текстом, таблицы, презентация.) |
2. Основной этап |
2.1.Сбор необходимой информации | Напоминает ученикам, что им даются тексты, они распределяют каждого человек по части речи и считают, сколько слов той или иной части речи им встретилось, оказывает помощь в поиске источников информации, анализе и обобщении результатов. Предлагает познакомиться с историей возникновения частей речи. | Ищут информацию для ответов на вопросы, анализируют и обобщают информацию | - ответы на вопросы: 1. Сколько имен существительных встретилось в тексте? 2. Сколько имен прилагательных встретилось в тексте? 3. Сколько глаголов встретилось в тексте? 4. Какой вывод мы можем сделать ? |
2.2. Проведение исследования (эксперимент) | Мотивирует учеников на проведение исследования. Проводит инструктаж по проведению исследования. Помогает разделиться на группы. | Формулируют гипотезу, делятся на 3 группы по 4 человека, проводят исследования и делают выводы. Группа № 1. В. Орлов «Хрюшка обижается» У Шарика – новый лиловый берет. У козлика – красный атласный жилет. У курицы – бантик, у кошки – сапожки. У двух петухов по гармошке. Все очень довольны, а хрюшка сердита. В слезах отвернулась она от корыта: Ей хочется новый лиловый берет, Ей хочется красный атласный жилет, Ей хочется бантик, сапожки И две петушиных гармошки. Но только о ней не подумал никто - Ей дали не то, совершенно не то! А то, что она не любила: Ей дали мочалку и мыло. Группа № 2. В. Сутеев «Три котёнка» Три котёнка – чёрный, серый и белый – увидели мышь и бросились к ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котёнка. Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных котёнка. Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка. Три мокрых котёнка пошли домой. По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый. Группа № 3. Курочка Ряба (русская народная сказка) Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое. | Записывают выводы экспериментов |
2.3. Оформление результатов проекта, подготовка к защите | Проверяет получившиеся работы, предлагает алгоритм выступления на защите проекта | Проверяют получившиеся материалы, готовятся к защите | Конспект к выступлению |
Заключительный этап |
3.1. Защита проекта | Выслушивает выступление учеников, собирет все результаты в единую преентацию. | Публично представляют полученные результаты | Проведена защита, рассмотрены получившиеся тексты |
3.2. Рефлексия и анализ | - Предлагает ученикам оценить результаты проектной работы в соответствии с критериями. - Проведение самоанализа с помощью ответов на вопросы анкеты: 1. Довольны ли вы своим выступлением? 2. Что вам особенно понравилось и запомнилось? 3. Воспользовались ли вы советами, полученными на занятиях? 4. Что вы посоветовали бы друзьям и одноклассникам? - Обобщает результаты, подводит итоги, помогает ученикам определить дальнейшие перспективы использования результатов проекта. | Оценивают результаты, проводят самоанализ, определяют, где в дальнейшем можно использовать результаты проекта | 1 Оценены результаты работы. 2 Проведен самоанализ. 3 Подведены итоги, определены перспективы. |