СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Я родом не из детства. Ю. Друнина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой проект по литературе, в котором исследуется творчество Юлии Друниной

Просмотр содержимого документа
«Проект "Я родом не из детства. Ю. Друнина"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Верхнетеченская СОШ» имени Шумилова   Проект на тему «Я родом не из детства – из войны» (по творчеству Ю.В. Друниной).  Автор: Козырева Карина Александровна, обучающаяся 9 класса,  Руководитель: Казанцева Нина Николаевна,  учитель русского языка и литературы    с. Верхняя Теча 2022 г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнетеченская СОШ» имени Шумилова

Проект на тему

«Я родом не из детства – из войны»

(по творчеству Ю.В. Друниной).

Автор: Козырева Карина Александровна,

обучающаяся 9 класса,

Руководитель: Казанцева Нина Николаевна,

учитель русского языка и литературы  

с. Верхняя Теча 2022 г

Актуальность: С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной Войны. Эта война была одной из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Каждый год отмечаем мы День Великой Победы, день святой народной памяти, отдаём дань уважения людям, которые воевали и победили. В своей работе я хочу рассказать о поэтессе Юлии Владимировне Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь.

Актуальность:

С каждым годом все дальше и дальше от нас

героические и трагические годы Великой

Отечественной Войны. Эта война была одной

из самых тяжких испытаний, которые с

честью выдержала наша страна. Каждый год

отмечаем мы День Великой Победы, день

святой народной памяти, отдаём дань уважения

людям, которые воевали и победили. В своей

работе я хочу рассказать о поэтессе Юлии

Владимировне Друниной, прошедшей

санитаркой всю войну и сохранившей о ней

память на всю жизнь.

Цель моей работы:   рассказать о жизни и творчестве Юлии Друниной, доказав, что тема войны и патриотизма проходит через всё творчество поэтессы. Задачи: Познакомиться с биографией жизни и творчества Ю.В. Друниной. Изучить литературу по данной теме. Выделить особую грань поэзии Юлии Друниной. Выявить основной мотив лирики поэтессы.
  • Цель моей работы:   рассказать о жизни и творчестве Юлии Друниной, доказав, что тема войны и патриотизма проходит через всё творчество поэтессы.
  • Задачи:
  • Познакомиться с биографией жизни и творчества Ю.В. Друниной.
  • Изучить литературу по данной теме.
  • Выделить особую грань поэзии Юлии Друниной.
  • Выявить основной мотив лирики поэтессы.
Война длиною в жизнь.    Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем, Я не геройствовала, а жила. Ю. Друнина  

Война длиною в жизнь.

   Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы, ни награды.

Дыша одним дыханьем,

Я не геройствовала, а жила.

Ю. Друнина

 

Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году, а в 1989 году вышел в свет двухтомник произведений Ю. Друниной, в котором была опубликована ее  автобиография. Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь -  судьба, опаленная войной. Эта война протянулась для Ю. Друниной на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей.

Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году, а в 1989 году вышел в свет двухтомник произведений Ю. Друниной, в котором была опубликована ее

автобиография.

Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь -  судьба, опаленная войной. Эта война протянулась для Ю. Друниной на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей.

Я родом не из детства –из войны. И потому, наверное, дороже, чем ты  ценю я радость тишины, И каждый новый день,  что мною прожит. Я родом не из детства –  из войны. Раз, пробиваясь партизанской тропкой, Я поняла навек,  что мы должны Быть добрыми  к любой тропинке робкой. Я родом не из детства –  из войны. И, может, потому – незащищенней Сердца фронтовиков обожжены, А у тебя шершавые ладони. Я родом не из детства –  из войны. Прости меня –  в том нет моей вины…

Я родом не из детства –из войны.

И потому, наверное, дороже,

чем ты ценю я радость тишины,

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства – из войны.

Раз, пробиваясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой тропинке робкой.

Я родом не из детства – из войны.

И, может, потому – незащищенней

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя шершавые ладони.

Я родом не из детства – из войны.

Прости меня – в том нет моей вины…

 Мы понимаем, что это выстраданные строки. Ю. Друнина принадлежит  к  поколению, юность  которого  прошла испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.   17- летней выпускницей одной из московский  школ она, как и многие её сверстники,  в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Юлия Друнина в детстве. Фото с сайта https://pitzmann.ru/

Мы понимаем, что это выстраданные строки.

Ю. Друнина принадлежит  к  поколению, юность  которого  прошла испытание на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны.  

17- летней выпускницей одной из московский  школ она, как и многие её сверстники,  в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода.

Юлия Друнина в детстве.

Фото с сайта https://pitzmann.ru/

В стихах Юлии Друниной все громче и громче начинает звучать ностальгия по романтике гражданской войны:   Эх, деньки горячие уплыли, Не вернуться вновь. Помню, как алела в былой пыли Молодая кровь.

В стихах Юлии Друниной все громче и громче начинает звучать ностальгия по романтике гражданской войны:

Эх, деньки горячие уплыли,

Не вернуться вновь.

Помню, как алела в былой пыли

Молодая кровь.

В этих словах – детская жажда подвига, которая жила и в юной поэтессе, и во многих ее сверстниках. Позднее о своем поколении она напишет: «Понятия «вещизм» тогда вообще не существовало, быт как-то не замечался, - царило Бытие. По крайней мере, в нашей школьной среде. Спасение челюскинцев, тревога заплутавшую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания – вот чем жили мы в детстве. И, огорчались, что родились слишком поздно… Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев…»

В этих словах – детская жажда подвига, которая жила и в юной поэтессе, и во многих ее сверстниках. Позднее о своем поколении она напишет: «Понятия «вещизм» тогда вообще не существовало, быт как-то не замечался, - царило Бытие. По крайней мере, в нашей школьной среде. Спасение челюскинцев, тревога заплутавшую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания – вот чем жили мы в детстве. И, огорчались, что родились слишком поздно…

Удивительное поколение!

Вполне закономерно, что в трагическом 41-м оно стало поколением добровольцев…»

Судьбу Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической. Трагической — потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой — потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья. Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней.

Судьбу Юлии Друниной можно назвать одновременно и счастливой и трагической.

Трагической — потому что ее юные годы черной полосой перечеркнула война, счастливой — потому что ей удалось выжить и даже стать известной поэтессой, чьи стихи поистине «взрывают время» и показывают нам, поколению совершенно далекому от событий Великой Отечественной войны, тяготы военного лихолетья.

Юлия Друнина стала свидетелем войны с первых ее дней.

Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые. От «Прекрасной Дамы»- в «мать» и «перемать». Потому что имя, ближе, чем «Россия», Не могла сыскать!

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые.

От «Прекрасной Дамы»- в «мать» и «перемать».

Потому что имя, ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать!

   «Я ушла из детства…».     « Когда началась война, я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это пройдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня» . А ведь это была девочка, выросшая в городе, в интеллигентной семье, девочка, которой до совершеннолетия не хватало целых двух лет. Поэтому, сначала она работала в госпитале, а потом пошла рыть окопы.  

«Я ушла из детства…».

  « Когда началась война, я, ни на минуту не

сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это пройдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня» .

А ведь это была девочка, выросшая в городе, в интеллигентной семье, девочка, которой до совершеннолетия не хватало целых двух лет.

Поэтому, сначала она работала в госпитале, а потом пошла

рыть окопы.

 

Затем обучалась в Хабаровской школе младших авиаспециалистов, где получила первую премию за литературную композицию. И, наконец, в звании третьего санинспектора в 1943 году ее направили на Белорусский фронт. По пути на вокзал крутились строки:  « Нет, это не заслуга, а удача – стать девушке солдатом на войне…», которые через некоторое время вылились в стихотворение:   Нет, это не заслуга, а удача  Стать девушке солдатом на войне.  Когда б сложилась жизнь моя иначе,  Как в День Победы стыдно было б мне! С восторгом нас, девчонок, не встречали:  Нас гнал домой охрипший военком.  Так было в сорок первом. А медали  И прочие регалии потом… Смотрю назад, в продымленные дали:  Нет, не заслугой в тот зловещий год,  А высшей честью школьницы считали  Возможность умереть за свой народ .

Затем обучалась в Хабаровской школе младших авиаспециалистов, где получила первую премию за литературную композицию. И, наконец, в звании третьего санинспектора в 1943 году ее направили на Белорусский фронт.

По пути на вокзал крутились строки:

« Нет, это не заслуга, а удача – стать девушке солдатом на войне…», которые через некоторое время вылились в стихотворение:

 

  • Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне!
  • С восторгом нас, девчонок, не встречали: Нас гнал домой охрипший военком. Так было в сорок первом. А медали И прочие регалии потом…
  • Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшей честью школьницы считали Возможность умереть за свой народ .
Друнина видела, как гибли молодые ребята, которым не было еще и двадцати лет. В одном из стихотворений она приводит статистические данные: «По статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось три процента». В эту трагическую статистику вошли и девушки. На войне они были наравне с мужчинами, забывали свои слабости: всю жизнь Юлия боялась крови, при виде крови у нее кружилась голова, но до конца войны этого никто не заметил.  

Друнина видела, как гибли молодые ребята, которым не было еще и двадцати лет. В одном из стихотворений она приводит статистические данные: «По статистике, среди фронтовиков 1922, 1923 и 1924 годов рождения к концу войны в живых осталось три процента».

В эту трагическую статистику вошли и девушки. На войне они были наравне с мужчинами, забывали свои слабости: всю жизнь Юлия боялась крови, при виде крови у нее кружилась голова, но до конца войны этого никто не заметил.

 

Ю. Друнина «Бинты» Глаза бойца слезами налиты,  Лежит он, напружиненный и белый,  А я должна приросшие бинты  С него сорвать одним движеньем смелым.  Одним движеньем — так учили нас.  Одним движеньем — только в этом жалость…  Но встретившись со взглядом страшных глаз,  Я на движенье это не решалась.  На бинт я щедро перекись лила,  Стараясь отмочить его без боли.  А фельдшерица становилась зла  И повторяла: «Горе мне с тобою!  Так с каждым церемониться — беда.  Да и ему лишь прибавляешь муки».  Но раненые метили всегда  Попасть в мои медлительные руки. Не надо рвать приросшие бинты,  Когда их можно снять почти без боли.  Я это поняла, поймешь и ты…  Как жалко, что науке доброты  Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ю. Друнина «Бинты»

  • Глаза бойца слезами налиты, Лежит он, напружиненный и белый, А я должна приросшие бинты С него сорвать одним движеньем смелым. Одним движеньем — так учили нас. Одним движеньем — только в этом жалость… Но встретившись со взглядом страшных глаз, Я на движенье это не решалась. На бинт я щедро перекись лила, Стараясь отмочить его без боли. А фельдшерица становилась зла И повторяла: «Горе мне с тобою! Так с каждым церемониться — беда. Да и ему лишь прибавляешь муки». Но раненые метили всегда Попасть в мои медлительные руки.
  • Не надо рвать приросшие бинты, Когда их можно снять почти без боли. Я это поняла, поймешь и ты… Как жалко, что науке доброты Нельзя по книжкам научиться в школе!
 Судьба хранила поэта. В боевых окопах перенесла она болезнь легких. В результате физического истощения, Друнина попала в тыловой эвакогоспиталь Горьковской области. Там впервые за все время войны ей снова захотелось писать стихи…                    Вместе с дивизией народного ополчения, которая тут же рыла окопы, Юлия ушла на фронт. Позднее поэтесса напишет: « Обо всем, что можно назвать романтикой войны, я пишу всю жизнь – в стихах. А вот прозаические детали в стихи не лезут. Да и не хотелось раньше их вспоминать. Теперь вспоминать я все могу почти спокойно и, даже, с некоторым юмором».

Судьба хранила поэта. В боевых окопах перенесла она болезнь легких. В результате физического истощения, Друнина попала в тыловой эвакогоспиталь Горьковской области. Там впервые за все время войны ей снова захотелось писать стихи…

           

Вместе с дивизией народного ополчения, которая тут же рыла окопы, Юлия ушла на фронт. Позднее поэтесса напишет: « Обо всем, что можно назвать романтикой войны, я пишу всю жизнь – в стихах. А вот прозаические детали в стихи не лезут. Да и не хотелось раньше их вспоминать. Теперь вспоминать я все могу почти спокойно и, даже, с некоторым юмором».

Вот они, эти прозаические детали, которые не лезли в стихи. « Шли всю ночь. На  десятиминутных привалах засыпали молниеносно, некоторые ухитрялись «кемарить» даже на ходу. Главное, что меня мучило - страшная усталость. Только прикорнешь в окопчике, снова постылое: «Приготовиться к движению!»   Только что пришла с передовой, Мокрая, замерзшая и злая. А в землянке нету никого, И дымится печка, затухая. Так устала – руки не поднять. Не до дров, согреюсь под шинелью. Прилегла, но слышу, что опять По окопам нашим бьют шрапнелью. Из землянки выбегаю в ночь, А навстречу мне рванулось пламя, Мне навстречу – те, кому помочь Я должна спокойными руками. И за то, что снова до утра Смерть ползти со мною будет рядом, Мимоходом: «Молодец, сестра!» Крикнут мне товарищи в награду. Руки мне протянет после боя: Старшина: « Родная, как я рад, Что опять осталась ты живою».

Вот они, эти прозаические детали, которые не лезли в стихи. « Шли всю ночь. На  десятиминутных привалах засыпали молниеносно, некоторые ухитрялись «кемарить» даже на ходу. Главное, что меня мучило - страшная усталость. Только прикорнешь в окопчике, снова постылое: «Приготовиться к движению!»

Только что пришла с передовой,

Мокрая, замерзшая и злая.

А в землянке нету никого,

И дымится печка, затухая.

Так устала – руки не поднять.

Не до дров, согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя,

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!»

Крикнут мне товарищи в награду.

Руки мне протянет после боя:

Старшина: « Родная, как я рад,

Что опять осталась ты живою».

До сих пор, едва глаза закрою, Снова в плен берет меня война. Почему-то нынче медсестрою     Обернулась в памяти она: Мимо догорающего танка, Под обстрелом, в санитарный взвод, Русая, курносая славянка Славянина русского ведет.

До сих пор, едва глаза закрою,

Снова в плен берет меня война.

Почему-то нынче медсестрою    

Обернулась в памяти она:

Мимо догорающего танка,

Под обстрелом, в санитарный взвод,

Русая, курносая славянка

Славянина русского ведет.

Николай Старшинов, поэт, писал о ней: « Думаю, что среди поэтов фронтового поколения Юля была едва ли не самым неисправимым романтиком с первых шагов своей сознательной жизни и до последних своих дней » .  Сама Юлия Друнина писала позднее: « Освободительная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа – бескорыстный подвиг, самопожертвование и – самое главное, может быть, прекрасное – фронтовое братство. А человеку свойственно грустить о прекрасном. На передовой отношения между офицерами, сержантами и рядовыми были воистину братскими. Роднило не только чувство одинаковой опасности, но и сознания, что здесь ты – как на рентгене – ясен каждому. Да, как это ни парадоксально, на передовой мы дышали воздухом свободы ».

Николай Старшинов, поэт, писал о ней: « Думаю, что

среди поэтов фронтового поколения Юля была едва

ли не самым неисправимым романтиком с первых

шагов своей сознательной жизни и до последних

своих дней » .

Сама Юлия Друнина писала позднее:

« Освободительная война – это не только кровь, страдания

и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа –

бескорыстный подвиг, самопожертвование и – самое

главное, может быть, прекрасное – фронтовое братство. А человеку свойственно грустить о прекрасном. На

передовой отношения между офицерами, сержантами и

рядовыми были воистину братскими. Роднило не только

чувство одинаковой опасности, но и сознания, что здесь ты – как на рентгене – ясен каждому. Да, как это ни

парадоксально, на передовой мы дышали воздухом свободы ».

Стихотворение «Зинка» Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое  Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды. Зинаида Самсонова Герой Советского Союза

Стихотворение «Зинка»

Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами.

Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое  Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды.

Зинаида Самсонова Герой Советского Союза

В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» Рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает: каждую минуту мама ждет ее домой: «Старой кажется: каждый кустик /Беспокойную дочку ждёт...».  

В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает живым, веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент ее охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью» Рязанщины, где живет ее «мамка». Она одна у нее и дочь знает: каждую минуту мама ждет ее домой: «Старой кажется: каждый кустик /Беспокойную дочку ждёт...».  

Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима: «Ее тело своей шинелью/ Укрывала, я, губы сжав…». Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка: «И старушка в цветастом платье /У иконы свечу зажгла./ …Я не знаю, как написать ей, /Чтоб она тебя не ждала?».

Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горше». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима: «Ее тело своей шинелью/ Укрывала, я, губы сжав…».

Трагичность происходящего усиливается тем, что на рассказчице лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить старушке-матери Зины о гибели ее единственного ребенка: «И старушка в цветастом платье /У иконы свечу зажгла./ …Я не знаю, как написать ей, /Чтоб она тебя не ждала?».

       О войне после войны .   Ей шел двадцатый год, и, казалось, все еще впереди.  Но «странная, непонятная для других болезнь» - «фронтовая ностальгия» уже преследовала ее. Война не уничтожила в ней способность любить и ненавидеть, тонко чувствовать добро и переживать за все, что происходит вокруг.  

О войне после войны .

Ей шел двадцатый год, и, казалось, все еще впереди.  Но «странная, непонятная для других болезнь» - «фронтовая ностальгия» уже преследовала ее.

Война не уничтожила в ней способность любить и ненавидеть, тонко чувствовать добро и переживать за все, что происходит вокруг.  

Мы не очень способны на «ахи», да «охи» Нас «на прочность» не зря проверяла война, Мы суровые дети суровой эпохи: Обожгла наши души она. Только правнуки наши далекие судьи, Ошибутся, коль будут считать, Что их прадеды были железные люди, Самолетам и танкам под стать. Нет, неправда, что души у нас очерствели (Такова, мол, дорога бойца). Под сукном грубошерстным солдатских шинелей Так же трепетно бьются сердца. Так же чутки и к ласке они, и к обиде, Так же вдруг и в несчастье верны. Тот умеет любить, кто умел ненавидеть На седых пепелищах войны. Я, признаться, сберечь не сумела шинели – На пальто перешили служивую мне. Было трудное время…. К тому же хотели Мы скорее забыть о войне… Я пальто из шинели давно износила, Подарила я дочке с пилотки звезду. Но коль сердце мое тебе нужно, Россия, Ты возьми его, как в 41 – м году.

Мы не очень способны на «ахи», да «охи»

Нас «на прочность» не зря проверяла война,

Мы суровые дети суровой эпохи:

Обожгла наши души она.

Только правнуки наши далекие судьи,

Ошибутся, коль будут считать,

Что их прадеды были железные люди,

Самолетам и танкам под стать.

Нет, неправда, что души у нас очерствели

(Такова, мол, дорога бойца).

Под сукном грубошерстным солдатских шинелей

Так же трепетно бьются сердца.

Так же чутки и к ласке они, и к обиде,

Так же вдруг и в несчастье верны.

Тот умеет любить, кто умел ненавидеть

На седых пепелищах войны.

Я, признаться, сберечь не сумела шинели –

На пальто перешили служивую мне.

Было трудное время…. К тому же хотели

Мы скорее забыть о войне…

Я пальто из шинели давно износила,

Подарила я дочке с пилотки звезду.

Но коль сердце мое тебе нужно, Россия,

Ты возьми его, как в 41 – м году.

« Судьбу поэтов моего поколения можно назвать одновременно и трагической, и счастливой. Трагической потому, что в наше отрочество, в наши дома и в наши такие еще не защищенные, такие ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдание, разрушение. Счастливой потому, что, бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».   Не знаю, где я нежности училась, Об этом не расспрашивай меня. Растут в степи солдатские могилы, Идет в шинели молодость моя. В моих глазах – обугленные трубы, Пожары полыхают на Руси. И снова нецелованные губы Израненный парнишка закусил. Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам Большого отступления страду. Опять в огонь рванулись самоходки, Я на броню вскочила на ходу. А вечером над братскою могилой С опущенной стояли головой. Не знаю, где я нежности училась, - Быть может, на дороге фронтовой.

« Судьбу поэтов моего поколения можно назвать одновременно и трагической, и счастливой. Трагической потому, что в наше отрочество, в наши дома и в наши такие еще не защищенные, такие ранимые души ворвалась война, неся смерть, страдание, разрушение. Счастливой потому, что, бросив нас в самую гущу народной трагедии, война сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Не знаю, где я нежности училась,

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

В моих глазах – обугленные трубы,

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояли головой.

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

«Жизнь – Родине, честь – никому!»   Друнина старалась жить, следуя завету: «Жизнь – Родине, честь – никому!», может, именно поэтому ей было сложно вступить в Союз писателей. Она была принята в члены Союза писателей только со второй попытки, в 1950 году, при поддержке А. Т. Твардовского. Лишний раз ее твердость и принципиальность подтверждает событие, произошедшее в 1952 году. От журнала «Сельская молодежь» ее командировали в Белоруссию, в село Озаричи. Здесь работал заслуженный учитель – фронтовик, о котором нужно было написать очерк. В гостинице ее встретила приветливая девушка, найти орденоносца помогли мальчик и его дедушка. Однако  встреча с ветераном разочаровала: он оказался надменным, кичащимся своими заслугами стариком, к тому же постоянно заискивающим перед поэтессой. Друнина наотрез отказалась писать о нем, но с нежностью вспомнила мальчика и его дедушку.

«Жизнь – Родине, честь – никому!»

Друнина старалась жить, следуя завету: «Жизнь – Родине, честь – никому!», может, именно поэтому ей было сложно вступить в Союз писателей. Она была принята в члены Союза писателей только со второй попытки, в 1950 году, при поддержке А. Т. Твардовского.

Лишний раз ее твердость и принципиальность подтверждает событие, произошедшее в 1952 году. От журнала «Сельская молодежь» ее командировали в Белоруссию, в село Озаричи.

Здесь работал заслуженный учитель – фронтовик, о котором нужно было написать очерк. В гостинице ее встретила приветливая девушка, найти орденоносца помогли мальчик и его дедушка. Однако  встреча с ветераном разочаровала: он оказался надменным, кичащимся своими заслугами стариком, к тому же постоянно заискивающим перед поэтессой. Друнина наотрез отказалась писать о нем, но с нежностью вспомнила мальчика и его дедушку.

 Один из современных литературных критиков утверждает: “Поколение,  вернувшееся с войны двадцати -двадцатипятилетними, не явило миру и русской поэзии выдающееся литературное имя, но создало многогранный образ Поэта фронтового поколения ”. И это особая грань поэзии Юлии Друниной - поэтессы, фронтовички, женщины с большой буквы, лауреата премии имени М. Горького за книгу стихов “Не бывает любви несчастливой”.

Один из современных литературных критиков утверждает: “Поколение,

вернувшееся с войны двадцати -двадцатипятилетними, не явило миру и русской поэзии выдающееся литературное имя, но создало многогранный образ Поэта фронтового поколения ”. И это особая грань поэзии Юлии Друниной - поэтессы, фронтовички, женщины с большой буквы, лауреата премии имени М. Горького за книгу стихов “Не бывает любви несчастливой”.

 Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью и молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки: зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.  Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством

Основной мотив лирики Юлии Друниной - стихи, связанные с юностью и молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. Целые полки: зенитные, связи, ночных бомбардировщиков, не говоря о медицинских батальонах, ротах – сплошь состояли из представительниц прекрасного пола.

Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством

Артобстрелы, бомбёжки, тяжёлые ранения, госпиталь, возвращение на фронт - все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало - взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой. «Ознобные могилы-блиндажи», «солдатский неуют», «окопная тоска» вошли в стихи Друниной, не заслонив радостей первой любви, дружбы, познания мира. Тема войны, патриотизма проходит через всё её творчество. Идёт ли речь о любви, о призвании поэта - она неизменно возвращается к воспоминаниям фронтовой юности, проверяя ими своё отношение к жизни.

Артобстрелы, бомбёжки, тяжёлые ранения, госпиталь, возвращение на фронт - все это спрессовалось в невероятно коротком отрезке времени. И в одном сердце! Сердце не выдержало - взорвалось стихами. Поэзия стала судьбой.

«Ознобные могилы-блиндажи», «солдатский неуют», «окопная тоска» вошли в стихи Друниной, не заслонив радостей первой любви, дружбы, познания мира.

Тема войны, патриотизма проходит через всё её творчество. Идёт ли речь о любви, о призвании поэта - она неизменно возвращается к воспоминаниям фронтовой юности, проверяя ими своё отношение к жизни.

Страшная вещь, не имеющая права на существование, - женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна пронесла через всю жизнь. Она прошла ее достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи. Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом  трагичность  судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют меня своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.

Страшная вещь, не имеющая права на существование, - женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна пронесла через всю жизнь.

Она прошла ее достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

Своей поэзии Юлия Друнина не изменяла, поэтому, может быть, в этом  трагичность  судьбы поэтессы. Стихи Ю. Друниной точны и лаконичны, лиричны и конкретны, они покоряют меня своей правдой, неповторимостью, своей искренностью и художественной красотой – в них вся Юлия Друнина, которой она была в жизни.

Список используемой литературы. Алешина А.В. «Жизнь и смерть» - М.,1999г. Друнина Ю.В. «Метель» - М., «Советский писатель», 1988г. Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г. Журнал-сборник сценариев для библиотек, 1 выпуск, 2000г. «Независимая газета», выпуск 25, 1999г. Пьяных М.Ф. «Ради жизни на Земле» - «Ленинград», 2003г. Сурков В.А. «Краткая литературная энциклопедия» - 2 том,  М.,    «Советская энциклопедия», 1964г. Шагалов А.Ф. «Уроки ответственности» - М., «Военное издательство», 1986г

Список используемой литературы.

  • Алешина А.В. «Жизнь и смерть» - М.,1999г.
  • Друнина Ю.В. «Метель» - М., «Советский писатель», 1988г.
  • Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.
  • Журнал-сборник сценариев для библиотек, 1 выпуск, 2000г.
  • «Независимая газета», выпуск 25, 1999г.
  • Пьяных М.Ф. «Ради жизни на Земле» - «Ленинград», 2003г.
  • Сурков В.А. «Краткая литературная энциклопедия» - 2 том,  М.,    «Советская энциклопедия», 1964г.
  • Шагалов А.Ф. «Уроки ответственности» - М., «Военное издательство», 1986г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!