Проект на тему «По одежке встречают»
Выполнила ученица МОУ «СОШ №7» г. Новодвинска
Гипотеза:
Без понимания роли описания одежды литературного героя невозможно понять образ, созданный автором .
Объект исследования:
Одеяние литературного персонажа в сочетании с его личностью в деревенской прозе Ф.Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька»).
«Для того, чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно говорить много слов о её жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать, что она была в рыжей тальме».
А. П. Чехов
Василиса Милентьевна – олицетворение добродетели русской женщины
«по утрам, шлепая по дому в старых разношенных валенках и в стеганой телогрее, всегда стонала и охала».
«Я никогда еще не видел Евгению такой легкой и подвижной...»
«Когда Милентьевна, немного передохнув, ушла переодеваться на другую половину. Так славно, так приятно было смотреть на старую Милентьсвну, переодевшуюся в сухое ситцевое платье»
«Меня выдали взамуж — теперь без смеха и сказать нельзя — из-за шубы да из-за шали…— Так, — сказала Милентьевна. — Отец у нас, вишь, строился, хоромы возводил, каждая копейка была дорога, а тут я стала подрастать. Бесчестье, ежели дочь на игрище выйдет без новой, шубы и шали, вот он и не устоял, когда из Пижмы сваты приехали: «Без шубы и шали возьмем…».
«Она уж, Саиюшка-та, холодная, на пояску домотканом висит, а в сторонке ватничек честь по чести сложен и платок теплый на нем: носи, родная, на здоровье, вспоминай меня, горемычную…»
Василиса Милентьевна, как сказочная Василиса Прекрасная, но красота ее еще глубже, еще зримее, и для ее проявления не нужны особые одеяния
«Пелагея» - образ женщины-труженицы
Пелагея Амосова Пекарша, с зари до зари работающая в своей пекарне. А надо еще и по дому справиться, и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем больным успеть ухаживать. У нее постоянно душа болит за дочь Альку
«На всякий случай ведро с помоями она [Пелагея] прикрыла белым ситцевым платком, который сняла с головы»
«Хлопая пыльными, все еще не остывшими сапогами, которые плотнее обычного сидели па затекшей ноге, Пелагея оглянула комнату-просторную, чистую, со светлым крашеным полом».
«Взглядом задержалась на ярко-красном платье с белым ремешком, небрежно брошенном на стул возле комода»
«Пояс. Неуж не видала? — Алька удивленно выгнула круглую бровь, бровями она была в тетку, — спрыгнула с табуретки, приподняла подол платья».
«Я вся шелковая, — хвастливо объявила Алька и, придерживая руками подол платья, игриво повернулась на высоких каблуках. – в этом вся Алька бежит, ногами перебирает и солнце в боку несет»
«Нарядов-ситцевых и шелковых отрезов, шалей летних и зимних, платков, платьев, юбок - у Пелагеи были сундуки и лукошки, и для нее не было большей радости, чем летом, в солнечный день, все это яркое, цветастое добро развесить по своей усадьбе»
«Алька» - огненный образ с солнцем в боку
«Штаны у нее – шик. Красные, шелковые — прямо огонь на ногах переливается…Белая кофточка с глубоким вырезом на груди, туфли модные на широком каблуке, сумочка черная, ремешок через плечо»
«А Лидка ходила в валенках. И платьишко — халат тоже допотопной моды, с каким-то немыслимым напуском в талии…»
Алька оторвана не только от родителей, от семьи, но и от деревенской жизни и ее уклада.
Заключение
Теперь обратимся к названию работы. Название моей работы – пословица, но почему я поставила в ней многоточие? Теперь, в конце моей исследовательской работы я могу превратить эту пословицу в утверждение: встречайте литературного героя по одежке, задумывайтесь, почему он так одет, и вы лучше поймете автора, что он пытался донести до читателя.