Научно - техническая революция
Выполнила:
учитель географии МБОУ лицея №6
г.Ессентуки Ставропольского края
Козина Любовь Алексадровна
Цель урока:
- усвоение сути НТР и её роли в развитии общества
Сформулируйте определение понятия «НТР»
Понятие
Что это?
+
Существенные
признаки
=
Научно - техническая революция
- Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
Характерные черты и составные части НТР
Характерные черты
НТР
Составные части
Черты НТР
- Универсальность
- Ускорение
- Рост требований к квалификации работников
- Военно - технический характер
Универсальность и всеохватность
Преобразует все отрасли и
сферы деятельности человека:
- Характер труда;
- Быт человека;
- Культуру;
- Психологию людей .
Символы современной НТР:
ЭВМ, интернет, космос, АЭС, Т V
Чрезвычайное ускорение
научно-технических преобразований
- Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
- Быстрый моральный износ продукции
- Постоянное обновление продукции
Время внедрения открытий
Интеллектуализация
Возросли требования к уровню квалификации
Трудовых ресурсов
Во всех сферах деятельности
Человека возросла доля умственного труда
Структура НТР
Наука:
а) комплекс
знаний
б) сфера
деятельности
Техника
и
технология
НТР
Производство
Управление
Наука
Рост наукоёмкости
Система
знаний
Вид труда
Человеческой
деятельности
Познавательно-
теоретическая
Функции
науки
Прикладная
(конструктивная)
Культурно-
просветительская
Наука
- 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники
- Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек
- Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.
- Возникновение технополисов.
- Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей.
Расходы на науку
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА
РЕГИОНЫ
В % ОТ ВВП
МИР
ДОЛЯ В МИРЕ, %
1,4
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
100
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
2,2
87
0,5
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
13
2,5
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
1,8
38
28
0,8
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
27
0,8
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
0,3
3,3
2
1,3
АФРИКА
1,2
0,3
0,5
РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г)
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%
США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ
ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%
КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%
КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
РОССИЯ , ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г.
СТРАНЫ
СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
США
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
1
ФИНЛЯНДИЯ
254
ФРГ
2
95
3
ШВЕЙЦАРИЯ
74
4
ЯПОНИЯ
47
5
ИЗРАИЛЬ
ШВЕЦИЯ
29
6
28
7
ФРАНЦИЯ
16
8
ДАНИЯ
14
9
НИДЕРЛАНДЫ
14
10
13
Технопарки м технополисы
- В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
- Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
- Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
Технополисы
- Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
- Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
- Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
Технопарки и технополисы в США
- Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
– ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
- Внедрение открытий
Эволюционный путь
Революционный путь
Техника и технология
дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии
переход к принципиально новой технике и технологии
Новые технологии
В машиностроении: электрохимический,
плазменный,
ультразвуковой и др. способы
обработки металлов
В металлургии: внедоменный процесс
плавки стали,
непрерывная разливка стали
В связи: стекловолоконная связь,
телефаксы,
электронная связь, сотовая связь
Какие функции выполняют техника и технология?
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.
Производство: 6 направлений
Электронизация
Производство
новых материалов
Ускоренное
развитие
биотехнологии
Комплексная
автоматизация
Перестройка
энергетического
хозяйства
Космизация
Главные направления развития производства в эпоху НТР
- Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;
- Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;
- Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;
- Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;
- Ускоренное развитие биотехнологии;
- Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.
1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ
3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Структура топливно – энергетического баланса
1 – уголь
2 – нефть
3 – природный
газ
4 – гидроэнергия
5 – дрова
5 – атомная
энергия
6 – новые
источники
Световоды –для оптико-волоконной связи
Приведите примеры конструкционных материалов
5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
6. КОСМИЗАЦИЯ
Управление
- Информатизация
- Геоинформатика
- Геоинформационные системы
- Кибернетика
Домашнее задание
Привести примеры проявлений НТР (последних научных открытий, изобретений).
Задание по выбору:
- 1. Подготовить презентации по теме “Использование достижений НТР в географии”.
- “ Развитие биотехнологий в современном мире”.
- “ Космос и НТР”.
- “ НТР и здоровье человечества”.
- “ Нобелевские лауреаты и НТР”.
- “ Решение продовольственной проблемы через достижения НТР”.
- 2. Составить эссе на тему “Уровень жизни населения и НТР”.