СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Психологический портрет Чацкого" (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Психологический портрет Чацкого" (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 13» города Сарова




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Психологический портрет Чацкого»

(комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»)







Работу выполнил (ла):

Сайгушева Софья Алексеевна,

ученица 9 «Б» класса


Руководитель:

Пронина Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы







Саров, 2024

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность, цели, задачи……………………………………………3

    2. Этапы работы над проектом……………………………………………3

  2. Основная часть. Чацкий как герой…………………………………………4

2.1. Знакомство с персонажем………………………………………………4

2.2. Аналитика характера Чацкого на основе цитат «Горе от ума» ……...6

2.3. Создание внешнего образа героя, опираясь на теории физиогномики……………………………………………………..………11-12

3. Практическая часть.

3.1. Генерация с помощью нейросети предположительной внешности героя с характеристиками из пункта 2.4 и перенесение это на холст………………13

4. Заключение…………………………………………………………………… 17

5. Список литературы…………………………………………………………...18

6. Приложения…………………………………………………………………...19























1.Введение

1.1. Актуальность, цели, задачи

Многим подросткам нравится как произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова, так и описанный в нем Александр Андреевич Чацкий, главный герой комедии. Но внешность персонажа мы можем увидеть только в одноимённом фильме, где актера выбирали по его таланту, а не по предполагаемой внешней схожести. Читая «Горе от ума», мы не можем представить, как бы выглядел Чацкий, если бы он был реальным человеком и воплощал в себе все качества, которые у него есть в книге. В этом и состоит актуальность. В том, что большинство читателей нуждается в представлении примерной внешности героя.

Целью моего индивидуального проекта является разработка на основе физиогномики варианта предположительного внешнего образа Александра Андреевича, для класса литературы и для демонстрации данного портрета ученикам.

Задачи проекта:

- привить интерес учеников старшего и среднего звеньев школы к прочтению произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

познакомить их подробно с главным героем, а также дать им его визуальное примерное изображение.

1.2. Этапы работы над проектом

  • Определение основных черт характера Александра Андреевича Чацкого по его поведению, описанному в книге.

  • Изучение статей по физиогномике с акцентом на характеристики главного героя.

  • Формулировка приблизительной внешности героя на основе изученной информации по физиогномике.

  • Создание портрета героя.





2.Основная часть.

Чацкий как герой

2.1. Знакомство с персонажем

Образ Александра Андреевича по праву можно назвать «вечным». С момента написания Грибоедовым его шедевра, а именно с 1825 г., прошло немало времени, но до сих пор в современности можно увидеть человека-революционера, неодобряющего укоренившиеся порядки и пытающегося их изменить. Чацкий – герой одиночка. Он один, без поддержки идёт наперекор «Фамусовому обществу» и проигрывает эту битву, в конце уехав из Москвы, потому что не мог терпеть старое мышление всех героев и их к нему отношение.

Мы мало что знаем о прошлом нашего героя. Известно, что он провел всё детство с Софьей, которую полюбил, а его отец был другом Павла Афанасьевича Фамусова. Также, читая произведение «Горе от ума», мы понимаем, что Чацкий отсутствовал в жизни своей возлюбленной 3 года, но не считает это большим сроком. Он приезжает обратно в Москву, но его здесь принимают холодно, строго и сдержано, чем он не обрадован и потрясён.

Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах, –

это слова самого Александра Андреевича. По ним можно понять, что Чацкому всё скучно в столице, ему привычней и роднее за границей, ведь там люди, по его мнению, умнее. Именно это качество русские консерваторы порицают, и в какой-то степени опасаются. В том числе из-за этого нашему герою было так некомфортно в «Третьем Риме».



Можно сказать, что лица Фамусова, Молчалина, Скалозуба и другие врезались в память так же твердо, как короли, валеты и дамы в колоде карт, и у всех сложилось более или менее согласное понятие обо всех лицах, кроме одного – Чацкого. Так все они начертаны верно и строго и так примелькались всем. Только о Чацком многие недоумевают: кто он такой? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде.

В целом, комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый, между могилами старых и колыбелями новых людей.

Сам Чацкий появился раньше Онегина и Печорина, пережил их, прошел невредимо через гоголевский период, и все еще живет. Между тем Александр Андреевич, как личность, несравненно выше и у умнее их обоих. Он искренний и горячий деятель, а Онегин и Печорин, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

























2.2.Аналитика характера Чацкого на основе цитат «Горе от ума»

Начиная с момента, когда наш герой еще не приехал, Лиза и Софья обсуждают его:

Лиза

Да-с, так сказать речист, а больно не хитёр;

Но будь военный, будь он статский,

Кто так, чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий! ...

София

Что помниться? Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит, мне забавно;

Делить со всяким можно смех.

Софья считает, что его юмор является чисто негативным, и порицает Александра Андреевича. Лиза же наоборот, восхваляет его шутки, и думает, что Чацкого нельзя не с кем сравнивать. Следовательно, прочитав этот отрывок, в нашем герое можно выделить остроумие, сильное, иногда не всем понятное, чувство юмора и эмоциональность.

Анализируя следующую цитату, акцентируем внимание на необычное поведение Александра Андреевича и выписываем, какие черты характера заметны в нашем герое.

Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног.

(с жаром целует руку.)

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? И только? Вот прием!

Как будто не прошло недели;

Как будто бы вчера вдвоем

Мы мочи нет друг другу надоели;

Именно таковыми были первые слова нашего героя сразу после приезда в Москву. Сразу заметно, что Чацкий красноречив, а также очень скучал по своей возлюбленной, Софье Павловне, ведь любит ее всей душой, даже несмотря на свой продолжительный отъезд. Ради любви Александр готов пренебречь гордостью и эгом. На протяжении почти всего произведения Чацкий делает комплименты Фамусовой и проявляет беспокойство о ней. К примеру:

… В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно,

Неподражаемо, и это вам известно,

И потому скромны, не смотрите на свет.

«… И всё-таки я вас без памяти люблю.»

«Как Софья Павловна у вас похорошела!

«Как хороша!»

« Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?...»

« Я только, что спросил два слова

Об Софье Павловне: быть может, нездорова?»

«Пускай себе сломил бы шею,

Вас чуть было не уморил.»

Это показывает нашего героя, как человека любящего, верного и заботливого. Однако, любимая девушка Чацкого не видит все его положительные черты, наоборот, она считает, что Александр Андреевич остёр на язык: «Не человек, змея!».

Чацкий необычайно гордый, ни перед какими заслугами и почестями он не преклонит голову, хотя готов работать во благо родной стране, что подтверждает в своей фразе, которая впоследствии стала всемирно известной: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

По цитате:

Дождусь ее и вынужу признанье!

Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!

Молчалин прежде был так глуп!...

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?.. А тот –

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

Судьба любви – играть ей в жмурки.

А мне… - можно заметить заносчивость, нетерпеливость и завышенную самооценку в нашем «новом человеке». Он считает себя намного лучше своих оппонентов, и лично я считаю, что это оправдано. Видно, что Александр Андреевич спешит наконец-то разузнать, кому же отдано сердце Софьи, хотя сама она не желает ему этого рассказывать. Сам по себе, Чацкий – не завистливый человек, но в любовных делах это качество проявляется как никогда, особенно в этой фразе нашего героя:

«Ах, Софья! Неужли Молчалин избран ей!

А чем не муж? Ума в нем только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

(Входит Молчалин)

Вон он на цыпочках, и не богат словами;

Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Очень сильно ощутим сарказм в словах Чацкого, когда он описывает конкурента. Этот сатирический приём он использует неоднократно, что показывает его как язвительного человека.

Несмотря на все это, Чацкий очень рассудительная личность, по его словам:

«Когда в делах – я от веселья прячусь,

Когда дурачиться – дурачусь…»



Есть необычная, но очень точна цитата об Александре Андреевиче – «Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить». Безусловна, он человек, который не желает никому зла своими колкостями, и ими лишь выражает своё отношение к миру. В целом, Чацкий не плохой человек, а все в обществе недолюбливают из-за его нестандартного характера.

По словам И.А.Гончарова: «Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам»…».

Вернёмся к Онегину и Печорину. Они слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а наш персонаж напротив, отличается искренностью и простотой. Его идеал жизни определён: это – свобода от всех этих исчисленных цепей рабства и «ум, алчущий познаний». Лучшее общество, по его мнению, - в будущем.

Кстати, в Чацком мы можем увидеть 4 амплуа – злого умника, говоруна, ложного жениха и героя-резонёра. А ум в его представлении связан с личной независимостью, свободой духа и чувства, с гражданским служением на пользу общества.

Сила Александра Андреевича – в пылкости и свежести впечатлений, в нетерпимости, с какой он отстаивает свои убеждения, невзирая на лица и обстоятельства, которые могут ему повредить. Слабость – в той же нетерпимости, в той же пылкости, которые мешают ему обдумать поступки, трезво взглянуть и на себя, и на барскую Москву.

Обратим своё внимание на приложение 1. В сети-интернет существует достаточное количество рисунков с шуточным умыслом, чтобы через юмор передать основные идеи персонажа. По данному изображению можем понять, что Чацкий в своих речах «любит» монологи. Если он начинает повествовать мысль, то пока она не закончиться в его голове, она будет идти из его уст. Также несложно понять, что после третьего действия Александра Андреевича не восхищают балы и настораживают собрания людей из «высшего общества».

По иллюстрации приложения 2 нельзя засомневаться в том, что речи Чацкого остры буквально словно ножи. Они проникают внутрь каждого героя, и будто находит самое уязвимое место в них.

На основании всего вышеперечисленного определим основные качества Александра Андреевича Чацкого для создания его портрета с помощью физиогномики. Итак, нашему герою присущи остроумие, эмоциональность, гордость, заносчивость, рассудительность и искренность. Он человек, способный на всё ради любви. У Чацкого странное чувство юмора, и к тому же завышенная самооценка. Александр Андреевич нетерпелив, язвителен и остёр на язык. Но стоит отметить его верность и заботливость по отношению к Софье, а также красноречие и некая простота.































2.3. Создание внешнего образа героя, опираясь на теории физиогномики

Начнём с определения физиогномики.

«Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей».

По другому определению, физиогномика — это область знаний, позволяющая через восприятие и «чтение» лица человека получить информацию о его личностных особенностях, определяющих поведение и отражающих индивидуальность жизнедеятельности.

Перейдем к чертам характера нашего героя. Для начала возьмем то, как он борется с устаревшими порядками. На основании приложения 3, выявляем, что у Чацкого в жизни был бы, скорее всего крутой лоб.

Приступим к форме головы нашего персонажа. Человек с формой головы, напоминающей ромб, всегда решителен и напорист. На него положиться, хоть иногда и придётся считаться с упрямствомжёсткостью. Ромбовидное лицо свойственно  достаточно взрывоопасным натурам. Про таких говорят, что у них от любви до ненависти один шагБыстрые, сообразительные. Однако не любят, когда их самих подгоняют. Всё вышесказанное точно подходит под характеристику Александра Андреевича. Следовательно, предполагаем, что форма головы нашего персонажа – ромб.

Можно сказать, что Чацкий – эмоционально неустойчивый человек, а таким людям свойствен острый подбородок. Что подтверждается в приложении 4.

Толщина верхней губы показывает нам, насколько человек любит поговорить – и чем толще она, тем с большим удовольствием человек это делает. При этом рассказ нередко изобилует массой красочных деталей. Это как никогда описывает нашего героя.

По приложению 5 мы можем сразу определить и нос, и брови Чацкого. Смотря на свойства, присущие людям с курносым носом, нельзя не заметить, что они полностью подходят под описание персонажа, выбранного мною для проекта. К тому же, у Александра Андреевича были бы изломанные брови, ведь он человек, который стремиться во всём быть правым и критиковать всех.

Перейдём к цвету глаз нашего героя. Говорят, что удлинённые глаза признак решительности у мужчин, а тёмно-карие – импульсивности.

Приложение 6 явно показывает нам, что у Чацкого в реальности были бы маленькие уши. А людям, которые проявляют свою индивидуальность в обществе, но нетерпеливы, характерна треугольная форма ушей.

Брови. Владельцы высоко расположенных бровей пристрастны. Однако общаться с ними легко ввиду дружелюбия, открытости, весёлого нрава. Это тонкие нежные натуры, которых очень легко впечатлить. А разве Александр Андреевич не такой? Точно такой.

На основе вышеперечисленных слов в данном пункте в голове вырисовывается тщательный портрет нашего героя. Это молодой человек с ромбовидной формой головы, крутым лбом, острым подбородком. У него утолщённая верхняя губа, курносый нос и удлинённые тёмно-карие глаза. Также у Чацкого были бы, скорее всего, маленькие уши треугольной формы, а брови изломанные и расположены высоко относительно глаз. Создаётся образ достаточно привлекательного молодого человека, обаятельного.

Дальше мы перейдём к практической части, где с помощью сайтов нейросети мы воссоздадим фотопортрет Александра Андреевича.








3.Практическая часть.

3.1 Генерация с помощью нейросети предположительной внешности героя с характеристиками из пункта 2.4 и перенесение это на холст

Начнём с того, что дадим определение слову нейросеть.

Нейросеть — математическая модель, работающая по принципам нервной системы живых организмов. Ее основное назначение — решать интеллектуальные задачи. То есть те, в которых нет изначально заданного алгоритма действий и спрогнозированного результата.

Для того, чтобы создать качественный портрет Александра Андреевича Чацкого, нужно написать несколько критерий для изображения. Например:

  1. Картинка должна быть чёткой и отображать все детали запроса.

  2. Портрет должен быть реалистичным, иллюстрировать атмосферу начала XIX века.

  3. Изображение должно быть в стиле портрета маслом, чтобы было легче рисовать на холсте.

Пока ограничимся тремя пунктами.

Нейросетей, которые мы можем использовать для проекта, существует достаточно много, но будем создавать портрет на бесплатных сайтах. Приведу список тех, которые применю для работы:

  • Midjourney

  • Craiyon

  • Starryai

  • Dream by Wombo

  • Pixai

  • Fusion Brain

  • Акулы нейронных сетей

  • Шедеврум

  • Playground

  • Simple designv2

  • Kandinsky 2.1

Для генерирования рисунка нужен конкретный запрос, одинаковый для каждого сайта. Для этого обратимся к окончанию п. 2.3. Переформулируем описание внешнего вида Чацкого, так, чтобы нейросеть поняла и проиллюстрировала точнее все пункты портрета. Получаем такой текст: «парень, 19 век, 21 год, курносый нос, ромбовидная форма головы, крутой лоб, острый подбородок, толстая верхняя губа, изломанные высокие брови, маленькие уши треугольной формы, удлиненные карие глаза, веселый, остроумный».

Пойдем по порядку списка. Начнем с нейросети Midjourney. Вбив это, мы получаем сразу 4 изображения в одном (приложение 7). Причем они соответствуют трём вышеперечисленным критериям. Но не будем останавливаться на них, а сгенерируем фотопортреты во всех нейросетях из списка.

Перейдем к Craiyon. Здесь не так всё красочно как в предыдущей нейросети. Черты лица смазаны и нереалистичны. Внешность не притягивает внимание, а как раз наоборот, лишь отталкивает (приложение 8). К этому варианту мы возвращаться не будем, но приведем как отрицательный пример.

Starryai. Фото получается правдоподобным, но оно не отражает тот временной отрезок, который нам нужен. Перед нами скорее молодой человек нашего столетия, к тому же, невооружённым взглядом можно заметить на нём военную форму, которую носят солдаты XXI века (приложение 9). Изображение хорошее, но его мы брать не будем из-за несоответствии с критериями.

Dream by Wombo. Когда рисунок сгенерировался, мы можем увидеть достаточно качественную картинку (приложение 9) . Но она получилась не в том стиле, который нам требуется, поэтому для перенесения на холст и для демонстрации в классе литературы изображение не подходит.

Pixai. В полученном изображении мы замечаем некую схожесть с прошлым (приложение 10). Оно симпатичное. В тоже время стиль аниме – не то, что нам подходит.

Fusion Brain. В данной нейросети будем использовать стиль «Цифровая живопись». Рисунок получается красивым, реалистичным, и соответствующим всем трём критериям (приложение 11). Он нам полностью подходит, но выбирать его мы сразу не будем. Разберём дальнейшие варианты.

Акулы нейронных сетей. Картинка, полученная в процессе, подходит по всем условиям, но по моему субъективному мнению она не привлекает взгляд. Смотря на неё, у меня не появляется даже и мысли о том, что передо мной человек, высокого культурного развития, и тот, кто несмотря не на что будет отстаивать свой взгляд на этот мир (приложение 12).

Шедеврум. Данное изображение и по критериям, и по моему собственному мнению на 100 % соответствует проекту. И задний фон, и внешний вид человека на фотографии иллюстрирует атмосферу XIX века (приложение 13). Отметим данную картинку как возможный конечный вариант.

Playground. То, что мы получаем на данном сайте, выглядит очень странно. Для перенесения на холст оно явно не подходит, но я приведу их тут для разнообразии вариантов (приложения 14,15,16).

Simple designv2. Самый необычный результат несравненно здесь. Это и граффити на стене дома, и рисунок углём, и даже фотография в стиле киберпанк (приложения 17,18,19). Несмотря на оригинальность этих картинок, мы не будем их использовать для конечного продукта.

Kandinsky 2.1. Оба получившихся изображения, являются предположительно окончательными вариантами проекта из-за их совпадения с критериями (приложения 20,21). Выберем эти рисунки как удачно получившиеся.

По итогу у нас есть выбор между приложением 7, приложением 11, приложением 13 и приложением 20. По моему субъективному мнению, мне кажется, что приложение 13 наилучший вариант. Человек на этой картинке отображает характеристики Чацкого, а также иллюстрирует XIX века.

Так как у меня нет художественного образования, поэтому для перенесения изображения на холст изначально распечатаем одно приложение 13 на 4 листах А4 и склеим в один. Сзади эти листы заштрихуем простым карандашом, чтобы впоследствии наложить рисунок на холст, обвести по основным контурам силуэта молодого человека, чтобы он отпечатался на холсте. Обведём фотографию по всем нужным нам контурам. Уберём листы с холста и сделаем так, чтобы обводка была нам хорошо видна. Для создания палитры воспользуемся специальном сайтом Создать бесплатно картину по номерам из любого фото (123mag.ru). Получаем приложение 22. Повторяем с ним тоже самое, что и с приложением 13, а именно распечатываем на 4 листа формата А4. Это нам пригодится для создания самой картины. Перерисовывать контуры мы не будем. Данный объект пригодится нам лишь для того, чтобы схематично наносить краску на холст. И уже в данный момент мы можем приступить написанию картины, чем я и займусь в ближайшее время.

Если каждый день рисовать, допустим, по 2 часа в день, то портрет будет закончен в течение 2 недель. Именно так я и поступлю.

Готовую картину покроем лаком. Когда лак засохнет, принесем портрет в школу и продемонстрируем его в кабинете литературы.














4.Заключение

Процесс создания портрета Александра Андреевича Чацкого был неописуемо интересным. В течение воплощения образа нашего персонажа мы узнали новые познавательные аспекты его личности. Ученики старшей школы теперь могут представить себе внешний облик героя в момент того, как погружаются в сюжет и обстановку произведения «Горе от ума». Благодаря этому, обучающиеся более внимательно смогут изучить данное произведение и приучить себе любовь к литературе и к самому чтению.

Мне удалось добиться поставленной цели: сформировать и создать портрет Александра Андреевича Чацкого. Мне удалось решить следующие задачи:

  • Привить интерес учеников среднего и старшего звена школы к произведению «Горе от ума».

  • Подробно познакомила обучающихся с главным героем комедии.

  • Предоставила ребятам визуальное примерное изображение.

Введение, основная и практическая части позволяют структурировать проект и подать информацию легче и более понятной для чтения.

Литература, которой я пользовалась относиться к классике критических этюдов. Кроме того, в сети интернет достаточно информации на тему моего проекта, поэтому я взяла ее с некоторых сайтов.

«Продуктом» моего исследование является портрет на холсте, выполненный акрилом, который я создала для учеников, чтобы они погрузились к классическую художественную литературу.





5.Список литературы

  1. «Горе от ума» А.С. Грибоедов. Государственное издательство художественной литературы 1959г.

  2. «Мильон терзаний» И.А. Гончаров. Издательство Нобель Пресс 2023г.

  3. Письмо А.С. Грибоедова к П.А. Катенину. Сайт http://griboedov.lit-info.ru/griboedov/pisma/letter-52.htm?ysclid=lrpeeagv6v248668890.

  4. Статья «Что такое физиогномика». Сайт Физиогномика — Википедия (wikipedia.org).

  5. Статьи о определении характера по внешности. Сайт Как читать характер человека по чертам лица — физиогномика. Физиогномика мужчины и женщины по форме лица: примеры с описанием, фото (heaclub.ru).

  6. Статья «Как по чертам определить характер человека?». Сайт Как по чертам лица определить характер человека? (sunmag.me).



























Приложение 1.



































Приложение 2.









Приложение 3.





Приложение 4.







Приложение 5.





Приложение 6.



Приложение 7.

























Приложение 8.































Приложение 9.

























Приложение 10.



Приложение 11.





























Приложение 12





























Приложение 13





























Приложение 14





























Приложение 15



























Приложение 16.





























Приложение 17.









Приложение 18

Приложение 19









Приложение 20





























Приложение 21































Приложение 22

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!