Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
г.о. Люберцы Московской области
Методическая разработка
открытого урока
«Проектирование урока по информатике в контексте ФГОС»
Тема: «Ветвление. Метод последовательной детализации алгоритма»
9 класс
Составила:
Давыдова О.Н. –
учитель информатики
.
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей
математики, информатики, физики
протокол № ________от________
Председатель ШМО: Лелецкая С.В.
26.11.2018
Технологическая карта ОТКРЫТОГО урока по ФГОС
Предмет: Информатика
Тема урока: Ветвление. Метод последовательной детализации алгоритма
Количество часов: 1 академический час
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: научить обучающихся новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины и расширить знания учеников за счет включения новых определений
Задачи:
Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.
Деятельность учителя направлена на формирование УУД:
Личностные:
формирование алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Метапредметные:
умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе - находить общее решение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий.
Предметные:
представление об алгоритмической конструкции «ветвление»;
умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд;
умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд.
Регулятивные:
формирование саморегуляции деятельности, коррекции в обучении при изучении темы;
Коммуникативные:
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, взрослыми в различных видах деятельности.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для индивидуальной работы.
Оборудование: проектор, персональный компьютер, Интернет
Используемая технология: технология разноуровневого обучения, с применением элементов модульного обучения.
ХОД урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
1. Мотивационный этап | Создание рабочей обстановки на уроке | Приветствие, проверка готовности к уроку | Отвечают на приветствие, настраиваются на урок | Смыслообразование, самоопределение | | учебное сотрудничество, управление | планирование, волевая саморегуляция, прогнозирование |
2. Актуализация знаний | Подготовка к восприятию нового учебного материала | Тест по пройденному материалу раздела «Основы программирования» | Отвечают на вопросы | Смыслообразование, самоопределение | поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний | планирование, умение выражать свои мысли, постановка вопроса | контроль, оценка, коррекция |
3. Постановка учебной задачи | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Погружение в проблему, подведение к формулированию проблемы. | Слушают учителя, осмысливают полученную информацию, пытаются сформулировать проблему | | действия по постановке и решению проблемы | постановка вопросов, умение выражать свои мысли | целеполагание. |
Анализ алгоритма решения квадратного уравнения, рассмотренного на предыдущем уроке. Вопрос: В чем недостаток этого алгоритма? Ответ: В том, что проверка дискриминанта выполняется трижды. Вопрос: Можно ли изменить алгоритм так, чтобы устранить это недостаток? |
4. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | | поиск решения проблемы, анализ, сравнение, синтез | постановка вопросов, умение выражать свои мысли | оценка, контроль, коррекция |
Разработка алгоритма решения квадратного уравнения с использованием вложенного условного оператора, запись программы, запись вложенного условного оператора в общем виде, обратить внимание обучающихся на возможные варианты записи вложенного оператора: if then if then else else ; или if then else if then else ; Подчеркнуть, что при использовании вложенных условных операторов else всегда относится к ближайшему оператору if. |
5. Первичное закрепление | Установление понимания изученного материала, выявление пробелов и их коррекция | Организация практической работы обучающихся | Решают задачу на компьютере | | применение полученных знаний на практике | умение выражать свои мысли и взаимодействовать с товарищами | контроль, коррекция, оценка |
При выполнении задания на компьютере обучающиеся должны протестировать программу для различных значений коэффициентов a,b,c, чтобы проверить ее правильность для дискриминанта 0. Обучающиеся должны понимать, что является исходными данными и результатом выполнения программы. |
6. Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задание по учебнику, комментарии | Записывают обязательные задания, выбирают и записывают дополнительные задания | | | | |
§ 4.5.3, задача 13 |
7. Подведение итогов урока и рефлексия | Инициирование рефлексии учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Подводит итоги урока и организует рефлексию | Дают оценку своему психоэмоциональному состоянию и своей деятельности на уроке | самоопределение | | | контроль, оценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Разработка этапов урока
Разработка 7 этапа
«Домашнее задание»
в опорном конспекте (любые два задания). Оценка в зависимости от уровня сложности (1ур. – 3, 2ур. – 4, 3 ур. - 5)
Запись задания в дневники
Регулятивные: Волевая саморегуляция.
Личностные: Адекватное реагирование на трудности.
Домашнее задание:
1 уровень сложности
2 уровень сложности
уровень сложности
Составьте блок-схему:
Если шоколад стоит не больше 50-ти рублей, то купить его, иначе (если больше 50-ти рублей) вернуться домой и взять недостающую сумму.
Составьте блок-схему:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
А.С. Пушкин
Составьте блок-схему, определяющую остаток от деления числа A на число В.
Составьте блок-схему вычисления значения функции:
Составьте блок-схему вычисления значения функции:
Составьте блок-схему, заменяющую из двух данных чисел большее число модулем суммы, а меньшее — модулем полуразности этих чисел.
Разработка 6этапа
«Подведение итогов урока. Рефлексия»
Оценивание работы учащихся на уроке.
Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся» структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
- Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.
- Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?
Высказывают свое мнение об уроке.
Личностные: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения.
Разработка 5этапа
«Первичное закрепление изученного материала»
Повторение рассмотренных понятий, разбор примеров; выявление пробелов и корректировка неверных представлений.
Задание №1. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных.
Задание №2. Написать программу на языке Pascal (с помощью учителя)
Самостоятельная работа. Каждый ученик садится за компьютер. На рабочем столе открыв файл «Задание. 9 класс», он выбирает одно любое из предложенных заданий и строит в тетради блок-схему. Тетради в конце урока сдаются учителю на проверку.
Работа в группах,
Фронтальная работа, индивидуальная работа в тетради.
Регулятивные: Умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.