Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты урока |
Целеполагание | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на работу Учащиеся по цепочке выполняют вычисления и сталкиваются с проблемой: как разделить 1 на 5? Записать результат деления натуральным числом нельзя Учащиеся дают разные ответы на вопрос (должны научиться делить 1 на 5 или научиться записывать результат деления 1 на 5 и т. д.) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Настроить учащихся на работу в классе через устный счёт по цепочке и решению задач (устно) -Как записать результат деления? Можно записать результат деления натуральным числом? -Чему мы сегодня должны научиться? | На партах лежит лист учёта знаний (Приложение 1) 1) Устный счёт: 33 · 2 = … + 6 = … ·7 =… - 419 = =… : 5 = ? (Слайд 1.) | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
Мотивация учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность Учащиеся дают разные варианты ответов -Часть апельсина называется долей. Учащиеся выполняют самостоятельно практическое задание и фиксируют, что практически можно 1:4 | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. -Как разделить поровну один апельсин на пятерых? Далее учитель ставит мультфильм «Мы делили апельсин» -Как называется часть апельсина, которая досталась каждому? Далее учитель предлагает практическое задание (возможно в паре). | 2) Мультфильм «Мы делили апельсин» (Слайд 2) 3) Практическое задание: разделите один лист бумаги на 4 равные части. Лист бумаге заранее лежит на парте | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Логические: – формулирование проблемы. |
Актуализация знаний Постановка задачи Формулирование проблемы | Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения). Отгадывают ребус -Понятие дроби. Записывают тему урока в тетрадь -Изучить понятие дроби, научиться записывать и читать дроби , решать задачи. | Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает -Итак, чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата таких действий, отгадаем ребус - А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Учитель формулирует цель урока: сформировать понятие «дробь» - Какие задачи стоят сегодня перед нами? (используем глаголы: изучить…, научиться…, решать…) Подвести промежуточный итог. | Р ебус (Слайд 3) На экране высвечивается тема урока «Понятие дроби» (Слайд 4) На доске записано: изучить … научиться … решать … | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные: планирование учебной деятельности |
Изучение нового материала: А) самостоятельная познавательная деятельность Б) школьная лекция В)………………………………… Г)………………………………… | -Найти значение слова «дробь» в словаре и энциклопедии. Учащиеся слушают Работа в группах по изучению новой темы, используя инструкцию. Зафиксировать новые знания в заполнении конспекта в тетради. Работа в парах (группах). Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать). Записывают в тетрадь - обыкновенные дроби | -Где можно найти значение слова «дробь»? -Давайте посмотрим значение слова «дробь» в толковом словаре Ожегова С.И. и в Большой Российской энциклопедии -Изучите новую тему по тексту из различных учебников (кроме основного учебника, на парте у учащихся ксерокопии стр. учебников др. авторов), используя инструкцию Подвести промежуточный итог после выступлений каждой пары (группы) -Каждый может за версту -Видеть дробную черту. -Над чертой – числитель, знайте, -Под чертою – знаменатель. -Дробь такую, непременно, -Надо звать обыкновенной. Акцентировать внимание учащихся на название некоторых дробей: – половина; – треть; – четверть | Толковый словарь «Дробь – число, состоящее из частей единицы». Большая Российская энциклопедия «Дробь арифметическая – число, состоящее из одной или несколько равных частей единицы». (Слайд 5.) Инструкция к изучению новой темы. (Слайд 6) Прочитать текст. Заполнить краткий конспект: Для записи дроби используют … . Число под чертой называют … и оно показывает … . Число над чертой называют … и оно показывает … Высвечиваются дроби (Слайд 7) Историческая справка (Слайды 8, 9,10) | Коммуникативные: развитие умения работать в группе Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать и работать с текстом и дополнительными источниками информации |
Закрепление | Читают дроби, называют числитель и знаменатель в дробях и что они показывают Называют дробь, которая соответствует рисунку Работают в тетрадях на печатной основе Взаимопроверка +самооценка | Организовывает решение типовых заданий (фронтально). -При чтении дробей важно: числитель количественное числительное женского рода (отвечает на вопрос: сколько?) знаменатель порядковое числительное (отвечает на вопрос: какая, каких?) - Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. - Что показывают числитель, знаменатель дробей? -Задание на доске (устно). Какая часть закрашенная на рисунке? (можно сократить кол-во слайдов) -Работа в тетрадях с печатной основой №270, (работа в парах – цель отработать навык определения части по рисунку и умение записать это в виде дроби) Даёт ключ к взаимопроверке и шкалу к самооценке (за каждый верный ответ – 1б.) | Прочитайте дроби (Слайд 11, 12) Соотнеси рисунок с дробью (Слайды 13-22) Проверка (Слайд 23) | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач. Личностные. Развитие навыков взаимопроверки и самооценки. |
Релаксация | Выполняют физические упражнения и упражнения для глаз. | Учитель принимает участие. | Физминутка (Слайд 24) | Личностные: забота о своём здоровье. |
Контроль | Индивидуальная работа при выполнении диктанта в тетрадях. Взаимопроверка +самооценка № 744(а) решают у доски, № 744(б, в) – комментирование с места. № 741(б, в) решают два учащихся у доски Самопроверка + самооценка | Запишите в виде обыкновенной дроби. 1. Две седьмых 2. Четыре девятых. 3.Одна сотая. 4.Шесть восьмых. 5. Три двадцать пятых. 6.Половина. Даёт ключ для проверки (за каждый верный ответ – 1б.) Решение задач из учебника, № 744(а, б, в) № 741 (б, в) Учитель дает тестовую работу на листках Тестовая работа, содержит задания разного уровня (цель – первичный контроль знаний, умений и навыков по теме). Организует проверку по ключу и оценивание (1б. – за каждое верно решенное задание) | Математический диктант (Слайд 25) Тестовая работа (Приложение 2) Проверка (Слайд 26 ) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Предметные: развитие представлений о числе х, умение применять изученный материал Личностные. Развитие навыков взаимопроверки и самооценки. |
Подведение итогов Рефлексия | -Дробь -Знаменатель -Числитель Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении самостоятельных видов работ, соотносит цель и результаты Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке Намечают перспективу последующей работы Запись домашнего задания | С помощью (анаграммы) определяют ключевые слова урока и их значение. Организует обсуждение по выполнению поставленных задач. Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке по рейтинговой шкале Организует рефлексию с учащимися Намечаются цели дальнейшей деятельности. Комментирует домашнее задание: п. 4.1., № 737, 744(г, д, е) и вкусное домашнее задание по выбору. | Итог урока (Слайд 27) Рейтинговая шкала оценки за урок (Слайд 28) Рефлексия (Слайд 29) Домашнее задание записано на доске заранее Доп. вкусное дом. задание на листках (Приложение 3) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. |
Ф.И. учащегося ________________________________
Ф.И. учащегося ________________________________
Ф.И. учащегося ________________________________
Ф.И. учащегося ________________________________
Ф.И. учащегося ________________________________
б) знаменатель показывает, сколько равных частей предмета взято.
в) 5 –числитель дроби.
5) В книге 100 страниц. Лена прочитала всей книги. Сколько страниц прочитала Лена?
в) 100 страниц.
б) числитель показывает, на сколько равных частей делили предмет.
Вкусное задание: 1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе. | Вкусное задание: 1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе. |
Вкусное задание: 1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе. | Вкусное задание: 1) Купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе. 2) Купи большую шоколадку. Раздели её на дольки, посчитай, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть шоколадки получил каждый, и какая часть досталась тебе. |