Проектная деятельность на уроках русского языка.
Ι. Тип проекта: Информационно- исследовательский.
Тема: Создание проекта справочника по русскому языку « Текст: типы речи .»
Участники: ученики 9 класса.
Состав группы: 9 человек.
Продолжительность: проектная неделя.
Цель практическая: сделать сравнительно- сопоставительный анализ типов речи, их структурных и языковых особенностей; разработать проект справочника «Текст: типы речи».
Цель педагогическая: развивать умение творчески применять знания в практических целях; учиться работать с разнородной информацией, грамотно использовать ее; формировать умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; контролировать уровень практической грамотности учащихся; развивать внутреннее побуждение к учению.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
Изучение литературы по теме «Типы речи»
Проведение собственного исследования (подбор текстов из литературы разных жанров, их сравнительно- сопоставительный анализ ).
Обобщение и систематизация результатов полученных данных.
Составление проекта справочника « Типы речи».
Оборудование: ПК с широкой переферией и выходом в Интернет.
Аннотация.
Развитие речи - важнейшая задача обучения родному языку. Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. И, пожалуй, это главная проблема, стоящая перед каждым учителем и реализуемая им на уроке. Задаче всестороннего развития речи подчинено изучение всех разделов программы по русскому языку и литературе, особенно работе над связной речью, в частности работе с текстом. Самостоятельное написание учащимися « Справочника» позволяет провести глубокий анализ текстов, соединяющий наблюдения над их разными особенностями, необходимыми для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком. В работе содержатся теоретические сведения о типах речи ( закономерностях построения и ресурсах языка ), а также практический анализ текстов разных типов.
Предполагаемый продукт проекта: презентация проекта « Справочника» в виде доклада с демонстрацией слайд- фильмов( 8-12 слайдов).
ΙΙ. Гипотеза №1 В типах речи отражается зависимость наших высказываний от описываемой ситуации. Гипотеза проверяется работой со справочными материалами, сравнением и сопоставлением текстов разных типов, их языкового материала. Подтверждается с помощью методик анализа текста.
Гипотеза №2 Каждый из типов речи имеет свои особенности, подчиняется своим законам построения. Гипотеза проверяется изучением справочников и пособий, учебников разных авторов. Подтверждается исследованием текстов литературы разных жанров.
Гипотеза №3 Повествование, описание, рассуждение часто связывают с определенными видами литературы. (Доказать, что это деление условно).Гипотеза проверяется путем подбора текстов разных жанров, анализа и синтеза языкового материала, его обобщением. Подтверждается методиками анализа текста.
ΙΙΙ. Наиболее приемлемыми методами исследования для исследований по русскому языку являются:
1.Теоретические методы исследования
1)анализ и синтез;
2)индуктивно- дедуктивный подход;
2.Эмпирические методы исследования
1)сравнение и сопоставление;
2)обобщение и систематизация;
3.Специальные методы1)анализ текстов литературы разных жанров;
2)анализ понятийно- терминологической системы;
3)анализ языкового материала;
Краткое содержание некоторых методов:
Анализ- способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез- способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
Индукция- определение общих существенных признаков двух и более объектов и фиксирование их в форме понятия или суждения.
Дедукция- актуализация понятия или суждения и отождествление с ним соответствующих существенных признаков одного и более объектов.
Сравнение- способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.
Обобщение- способ познания посредством определения общих существенных признаков объекта.
ΙV. Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования выражается в анализе закономерностей построения текста, в уточнении понятия «Типы речи», в выделении критериев и показателей анализа текста. Сформулированные в работе основные положения дополняют и углубляют знания учащихся о типах речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы и результаты исследования могут быть использованы в работе над текстом как учащихся, так и учителей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены исходными методическими материалами, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели, задачам, общей логике исследования.
V. Вопросы проекта:
Отражается ли в типах речи зависимость наших высказываний от описываемой ситуации?
Каковы особенности, законы построения каждого из типов речи?
Правомерно ли деление текстов на типы речи? Каждый тип речи проявляется только в одном виде литературы?
Распределение ролей (учитываются индивидуальные особенности учащихся).
Председатель - отвечает за принятие решений, ведет собрания.
Организатор - следит за этапами выполнения работы ,а также ведет запись работы (портфолио).
Исследователи ресурсов (3 человека)- собирают материал, хорошо работают с источниками информации.
Творец - придумывает, сочиняет, оформляет. Отвечает за создание слайд- фильмов.
Завершитель - отвечает за конечный вид общего результата, совершенствует, устраняет мелкие недочеты.
Докладчик - готовит вместе с участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.
Оценщик - контролирует, дает оценку решениям и продуктам.
Ход работы над проектом:
Понедельник. Собрание членов проектной группы. Планирование работы над проектом. Сбор информации, работа в Интернете. «Творец» пишет введение к проекту «Справочника». Введение содержит в сжатой форме все основные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение включает в себя: формулировку темы, проблему исследования, актуальность исследования, объект, предмет, цель, гипотезы, задачи, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы и других источников информации. Это наиболее ответственная часть исследовательской работы. Объем работы- 2 страницы. Также введение включает в себя ответ на первый вопрос исследования. Здесь нужно отметить, что в типах речи отражается зависимость наших высказываний от описываемой ситуации. Все разнообразие наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;3) мир в причинно- следственных связях
Необходимо изучить следующие источники:
Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи.- М, 1984г
Голуб И. Б. Культура устной и письменной речи.- КноРус, 2010г
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория 5-9 классы.- М: Дрофа, 2011г
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. Учебник 9 класс.- М: Дрофа, 2014г
Русский язык 9 класс- учебники разных авторов.
Сбор информации: работа с источниками, работа в Интернет. Наблюдения, анализ , обобщение и систематизация полученных сведений.
Выход дня - план работы над проектом, готовое введение к проекту «Справочника».
Вторник. Работа проектной группы. Уточнение формы выхода проекта. Зачитывается и утверждается введение. Завершение этапа сбора информации ,начало оформления выхода проекта. Работа над основной частью проекта. Оформление ответа на 2-й вопрос ( по каждому типу речи исследователи ресурсов пишут рефераты). В этой части проектной работы рассказывается, что каждый из типов речи имеет свои особенности, подчиняется своим законам построения.
Тип речи описание. Работа включает в себя теоретическую часть (это анализ и синтез материала источников, обобщение и систематизация, сбор собственного языкового материала) и практическую часть (анализ образцов делового и художественного описания, анализ научного описания в учебниках, примеры описания из художественной литературы).
Необходимо изучить следующую литературу:
Баранов М. Т. И др. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся.- М, Просвещение, 1989г
Степанов Л. С. ГИА 9 класс. Русский язык. Практический справочник для подготовки к ГИА.- Астрель,2013г
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. Учебник 9 класс.- М: Дрофа, 2014г
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 класс.- М, Дрофа, 2
Львова С. И. Практикум по русскому языку 9 класс.- М.,2010г
Смирнова Л. Н. Культура русской речи: учебное пособие по развитию речи.- Русское слово, 2005г
Колесова Д. В., Харитонов А. А. «Золотое перо». Пособие по развитию навыков письменной речи. Книга для учащихся.- Златоуст, 2009г
Лосева Л. М. Как строится текст.- М, 1980г
Тип речи повествование. Этот тип речи по жанру является сообщением, рассказом. Соответственно он и строится (вступление- завязка- кульминация- развязка- заключение). Иллюстрируется повествование подбором текстов художественной литературы.
Необходимо изучить источники:
Баранов М. Т.и др. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. – М, Просвещение, 1989г
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. Учебник 9 класс.- М, Дрофа, 2014г
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория 5- 9 классы.- М, Дрофа, 2011г
Колесова Д. В., Харитонов А. А. «Золотое перо». Пособие по развитию навыков письменной речи. Книга для учащихся.- Златоуст,2009г
Лосева Л. И. Как строится текст.- М, 1980г
Кобзарева Л. А. Русский язык 9 класс. Элективный курс. Практический курс речеведения.- Учитель: Профильное образование, 2008г
Тип речи рассуждение. Здесь внимание акцентируется на том, что в нем утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие, устанавливаются причинно- следственные связи. Отсюда и построение текстов данного типа( Тезис- обоснование, аргументы, примеры).
Полученные из источников теоретические сведения подтверждаются с помощью самостоятельного подбора текстов научно- деловой литературы.
Необходимо изучить следующие источники:
Морозов В. Э. Культура письменной научной речи:- ИКАР ,2008г
Баранов М. Т.и др. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся.- М, Просвещение, 1989г
Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. Учебник 9 класс.- М: Дрофа,2014г
Бабайцева В. В. Русский язык. Теория 5- 9 классы.- М: Дрофа, 2011г
Лосева Л. И. Как строится текст. М, 1980г
Граник Г. Т. Русский язык 9 класс. Учебник ФГОС 1 том.- Мнемозина: Русский язык, 2013г
Голуб И. Б. Культура устной и письменной речи.- КноРус, 2010г
Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум.- Флинта: Наука, 2009г
Выход дня: собрана информация по теме проекта.
Среда. Работа проектной группы. Зачитываются рефераты, исправляются ошибки и недочеты. На основании рефератов пишется основная часть доклада. Завершитель пишет выводы к докладу( включая ответ на 3-й вопрос), а также обобщает и систематизирует весь материал доклада. На собрании уточняется форма презентации проекта, оформляется выход проекта, начинается подготовка презентации.
При написании выводов к докладу следует отметить, что деление текстов на типы речи достаточно условно, так как они взаимопроникаемы. И описание, и повествование, как правило, содержат элементы рассуждения. В рассказе мотивируются те или иные действия, поступки героев. В описании аргументируется наличие у объекта тех или иных признаков. Как правило, Выделяется доминирующий тип речи. В практической части проводится анализ текстов разных жанров.
Необходимо изучить следующие источники:
Васенков А. М. Развивающее обучение русскому языку. –М,1983г
Речь. Речь. Речь. /под редакцией Ладыженской Т. А. – М,1990г
Колесова Д. В., Харитонов А. А. «Золотое перо». Пособие по развитию речи.- Златоуст,2009г
Смирнова Л. Н. Культура русской речи: учебное пособие по развитию речи.- Русское слово, 2005г
Войлова К. А. Русский язык. Культура речи./ М.: Дрофа,2006г
Степанова Л. С. ГИА 9 класс. Практический справочник для подготовки к ГИА.- Астрель, 2010г
Петров В. Весь русский язык. Теория 5- 9 классы.- Харвест ,20011г
Выход дня: готовый доклад и готовый сценарий проекта.
Четверг. Работа проектной группы. Обсуждение, что необходимо выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта; подготовка презентации, генеральная репетиция.( Творец и Докладчик).Выход дня: подготовленные продукт и презентация проекта.
Пятница. Защита проекта.
Критерии оценки.
Постановка проблемы исследования, сформулированность цели и задач работы. Соответствие содержания работы заявленной теме.
Наличие обзора научной и научно- популярной лингвистической литературы по проблеме исследования; точное изложение взглядов авторов; обоснованность выбора методов и источников информации; владение методами исследования.
Самостоятельность в сборе и анализе языкового материала, соблюдение единого стиля, логичность изложения материала, наличие собственного мнения; Творческое применение задания в практических целях; умение работать с разнородной информацией, грамотное использование ее.
Виды фиксирования информации. Сбор портфолио (Все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и так далее).
Культура оформления работы (композиционное строение, грамотность изложения, аргументированность, единый научный стиль, наличие библиографических ссылок, списка использованной литературы, приложений, оформление результатов исследования).