СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему: "Автоматизированное рабочее место медсестры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под моим руководством была разработана проектная работа на тему АРМ медсестры. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: "Автоматизированное рабочее место медсестры"»

Министерство здравоохранения Республики Дагестан

ГБПОУ РД «Буйнакское Медицинское училище»





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАТИКЕ


на тему:


«АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО МЕДСЕСТРЫ»



Выполнила: Омарова Айшат

Студентка 1 курса, группы 1 мс «Д»

Руководитель проекта:

Преподаватель информатики

Бугаева А.Р.



Буйнакск 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ



Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Основные функции автоматизированного рабочего места медицинской сестры 3

1.3 Автоматизация рабочие места медсестры 3

2. Функции автоматизированного рабочего места медицинской сестры 7

3. Классификация автоматизированных рабочих мест в здравоохранении 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

















ВВЕДЕНИЕ

Автоматизация уже давно прочно вошла в нашу жизнь. Она сопровождает различные сферы профессиональной деятельности человека, позволяя ускорить, упростить и структурировать выполняемую работу. Автоматизация бизнеса посредством CRM может использоваться в строительстве различных объектов недвижимости, когда осуществляется организация продажи товаров на автостоянках, в пропускных пунктах и даже в учебных заведениях. В нашей стране в последние годы быстрыми темпами начал развиваться малый и средний бизнес. Расширение бизнеса требует своевременного четкого контроля, который может предоставить только автоматизация бизнес-процессов

Медико-технологические системы в той или иной мере предусматривают накопление и хранение медицинской и сопутствующей информации о пациентах. Настоящий этап перехода к комплексной автоматизации медицинских учреждений включает интеграцию систем поддержки врачебных решений (или автоматизированных рабочих мест) в информационные системы. В течение последнего десятилетия задача качественных преобразований отечественной системы здравоохранения стала одной из центральных и наиболее обсуждаемых в государственной политике. Продолжающийся в настоящее время период реформирования государственной системы здравоохранения текущего столетия хронологически совпал с глобальным лавинообразным развитием сферы информационных технологий, поэтапным становлением информационного общества в РФ. В связи с изложенным, с научной точки зрения следует искать пути совершенствования системы здравоохранения, направленные как на изучение потребностей системы здравоохранения в информационном обеспечении, так и на повышение качества информации и создание новых методов её получения, хранения и распределения, в т.ч. путем повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Цель курсовой работы – анализ средств автоматизации рабочего места медицинской сестры.

Глава 1 Основные функции автоматизированного рабочего места медицинской сестры 1.3 Автоматизация рабочие места медсестры


Автоматизированное рабочее место сестры предназначено для повышения эффективности ежедневной работы дежурных сестер лечебных учреждений. Компьютер позволяет не переписывать одни и те же данные по много раз и находить нужную информацию в удобном виде. Очень удобно, что документы не нужно разносить или пересылать по назначению. Если получены какие-то сведения о пациенте, они будут присутствовать во всех документах, где есть соответствующие графы, а это значит, что выполнена большая часть работы по заполнению бланков.

В электронную историю болезни вводят данные многие специалисты и этими данными пользуются другие специалисты по мере необходимости. Например, в обязанности дежурной медсестры входит каждый день просматривать все истории болезни и выписывать из них все назначения, сделанные лечащими врачами каждому пациенту. При этом сами истории болезней находятся в разных кабинетах специалистов, их надо собрать и просмотреть. Одна из функций АРМ медсестры — по нажатию клавиши составить список назначений всех пациентов данного отделения на текущий день.

Манипуляционная медсестра видит все назначения, отсортированные по времени, палатам, ведет учет выполненных манипуляций.

А также автоматизируется: регистрация движения пациентов; ввод ежедневных сведений, включая данные для столовой и справочной; ввод назначений, сделанных врачами на анализы и исследования; ввод заявок на временные и разовые пропуска для посетителей.

Каждую неделю старшая медсестра должна выписать из больничной аптеки определенную порцию медикаментов. Ранее старшей медсестре приходилось каждый раз практически заново повторять полный список прошлой недели. Сейчас такой список составляется на основании назначений врачей с учетом уже имеющихся медикоментов и необходимого запаса. Автоматизируется: формирование заявок на медикаменты в аптеку; оприходование медикаментов из аптеки; ежедневное списание медикаментов на посты.

Преимущества автоматизации работы:

1. Простота работы с выборкой врачебных назначений, исключение при этом непроизвольных ошибок.

2. Автоматизированное оформление документов ежедневной медицинской отчётности (справки -доклада, строевой записки, расчет диетического питания, наличие свободного коечного фонда)

3. Упрощение работы медицинской сестры в организации забора материала для исследований и в проведении инфузионной терапии с возможностью оперативного контроля о выполнении данных назначений.

4. Простота «выборки» лечебных назначений для доведения медикаментов до пациентов.

5. Автоматизированное оформление заявок на лабораторные, инструментальные и др. виды исследований.

6. Оперативный доступ к листам назначений и получение информации при внесении изменений врачами.

7. Осуществление выписки требований на медикаменты из подразделений медицинского снабжения согласно руководящим документам, по принятой форме и исключение ошибок при их составлении, возможность их электронной пересылки.

8. Возможность контролирования врачами своевременности и полноты обследования, лечения и выполнения врачебных назначений средним медицинским персоналом

Необходимо знать: понятие автоматизированного рабочего места, общие принципы его создания, требования к организации; функции АРМ; классификацию АРМ сотрудников МО; понятие электронной истории болезни, концептуальная основа и технологии построения электронных историй болезни.

Необходимо уметь: определять класс АРМ сотрудника МО, указывать функции заданного АРМ; уметь работать с готовой базой электронных историй болезни, вносить новые данные в базу и редактировать их.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Создание АРМ значительно улучшает качество лечебно-диагностической помощи. Сокращает время, затрачиваемое на оформление документации, позволяя уделять больше внимания работе с пациентами.

Существует четыре общих принципа создания АРМ:

Системность: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов, при этом структура АРМ должна строго соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место. Гибкость: данный принцип предполагает возможность модернизации АРМ, для этого все подсистемы рабочего места выполняются в виде отдельных легко заменяемых модулей, а для того, чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизованы. Устойчивость: АРМ должно выполнять свои функции независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов, при возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться. Эффективность: затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать выгоду от ее использования.

К автоматизированному рабочему месту предъявляются следующие требования:

полнота удовлетворения информационных потребностей пользователя (например, АРМ должно предоставлять доступ к различной справочной информации, руководствам по специальности и т. д.); минимальное время ответа на запросы пользователя, чем быстрее получена информация, тем выше ее ценность; адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых действий; возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы; надежность и простота обслуживания; дружественный интерфейс (работа с АРМ должна быть комфортной для пользователя); возможность работы в составе вычислительной сети (наличие коммуникаций объединяет АРМы в АСУ).

При создании автоматизированного рабочего места конкретного сотрудника, прежде всего, необходимо определить круг его должностных обязанностей, перечень наиболее типичных манипуляций, выполняемых на рабочем месте и потребность в той или иной информации. Следующим шагом является выбор функций, которые могут быть автоматизированы. На основе этих сведений создается АРМ с характерным набором технических и программных средств, наиболее полно отвечающее потребностям работника.

В настоящее время разработаны автоматизированные рабочие места практически для всех, нуждающихся в них, сотрудников лечебно-профилактических учреждений. Так существуют АРМ руководителя, сотрудника административно-хозяйственных служб (бухгалтера, специалиста по кадрам, юриста, секретаря и т. д.), АРМ врачей различных специальностей, медрегистратора, старшей сестры, постовой сестры и т. д.


2. Функции автоматизированного рабочего места медицинской сестры


Регистрация пациентов (в АРМ медицинской сестры регистратуры, приемного отделения) и направление на обследование, к врачам-специалистам и на госпитализацию (в АРМ врача, заведующего отделением, главного врача и его заместителя, главного специалиста). Ведение медицинской документации. Эта функция реализуется в большинстве АРМ медицинских работников. Она включает обеспечение ввода, коррекции и хранения данных. Специальный модуль обеспечивает доступ к личному архиву и общим архивным данным с целью поиска прецедентов, что особенно важно при диагностике редких и сложных случаев заболеваний и выборе оптимальной для конкретного случая схемы лечения. Сортировка заявок в АРМ врачей, фельдшеров и медицинских сестер: в системе скорой медицинской помощи, при телемедицинском консультировании, массовом поражении в чрезвычайных ситуациях и военно-полевых условиях. Планирование профилактических эпидемиологических мероприятий (вакцинации, иммунизации) и контроль их выполнения в установленные сроки (в АРМ медицинской сестры прививочного кабинета). Модуль вакцинации и иммунизации должен включать медицинские показания и противопоказания к проведению прививок как постоянного, так и временного характера (например, эпидемиологическая обстановка в регионе, недавно перенесенное пациентом заболевание, выраженные аллергические реакции в анамнезе и т. д.). Этот АРМ строится в соответ­ствии с установленными нормативными требованиями, включая автоматическое формирование журнала прививочного кабинета. Планирование диспансерных осмотров. Это функция АРМ врача поликлиники (общей практики, участкового, специалистов). Поддержка лечебно-диагностических мероприятий. В АРМ врачей эта функция включает компьютерную диагностику, прогнозирование осложнений и динамики патологического процесса, выбор плана обследования и лечения (на основе утвержденных для конкретной патологии стандартов). Поддержка процесса выбора лечебной тактики предусматривает прогностическую оценку предлагаемого подхода, а конкретные методы лечения - учет показаний, противопоказаний, ограничений, совместимости и побочных эффектов препаратов для конкретного больного, расчет дозировок, ингредиентного баланса жидкостей и парентерального питания в перерасчете на массу или поверхность тела. При планировании оперативного вмешательства проводится автоматическая оценка риска предполагаемого исследования с учетом критерия альтернативы, обусловленного тяжестью состояния. Обработка данных и ведение электронного документооборота при проведении лабораторных, функциональных, радиологических и инструментальных исследований, в том числе с использованием программно-аппаратных комплексов. Поддержка лабораторной диагностики включает оценку результатов исследований в сравнении с нормальными половозрастными значениями показателей, при учете установленного или предполагаемого диагноза и тяжести состояния, а также контроль качества исследований для оценки воспроизводимости, точности, правильности получаемых результатов. Поддержка функциональной и лучевой диагностики в рамках соответствующих АРМ включает: а) проведение расчетов (например, при анализе медицинских сигналов); б) сравнительный анализ физиологических параметров в разные возрастные периоды жизни и при различной патологии, масштабирование и контрастирование изображений, их наложение и сопоставление за различные временные интервалы, т. е. сравнение различных наблюдаемых паттернов (образов) с возможностью их представления в графической форме. Возможен просмотр как отдельных хранимых изображений, так и видеорядов, характеризующих процесс в динамике. Поддержка врачебных решений в процессе контроля мониторируемых показателей физиологического состояния организма. Непрерывный или дискретный контроль параметров жизненно важных систем организма с учетом диагноза и тяжести состояния пациента при одновременном анализе предшествующих и текущих записей в БД позволяет повысить эффективность поддержки принятия врачом оперативных решений. Компьютерное экспериментирование в фармакологии при создании новых фармакологических препаратов и при анализе взаимодействия лекарственных средств между собой. Виртуальный аспект процесса разработки новых медикаментов предполагает использование БД имеющихся фармакологических средств, включающее полный спектр их структуры и физико-химических свойств. Это необходимо для определения будущей реакционной способности метаболита, оценки потенциальной биотрансформации веществ, прогнозирования антипродуктивных качеств лекарственных препаратов и т. д. Аналогичным образом на основании знаний о химических и физических свойствах препаратов обеспечивается анализ взаимодействия лекарственных средств между собой. Поддержка организационных решений, включая прогнозирование и медико-тактические решения в чрезвычайных ситуациях. Медико-статистическая обработка данных. Эта функция должна быть предусмотрена в любом АРМ, но только в АРМ врача статистика является основной наряду с поддержкой базы медико-статистических данных. Расчет стоимости консультаций, обследования и лечения. Эта функция может осуществляться при необходимости на любом АРМ, но является основной для АРМ экономиста МО, в котором обычно предусмотрены возможности для углубленного экономического анализа деятельности медицинского учреждения, специальных служб или системы здравоохранения. Доступ к информационным ресурсам и дистанционный обмен данными. Эта функция предполагает возможность: а) обращения к разнообразным базам медицинских данных внутри учреждения (включая БД других АРМ), в специализированной корпоративной сети, в Интернете; б) обмена данными с использованием wifi-технологий в целях телеконсультирования и интерактивного аудио/видеообмена при видеоконсультациях.

Как видно из изложенного, АРМ медицинского работника - это общее понятие, объединяющее большой ряд АРМ, специализированных в соответствии с профилем деятельности работника. Почти любые проблемно-ориентированные АРМ могут функционировать самостоятельно или в составе ИМС.


3. Классификация автоматизированных рабочих мест в здравоохранении


Автоматизированные рабочие места классифицируют по разным критериям: назначению, технологии построения и т. д.


Рассмотрим классификацию АРМ, используемых в медицинских учреждениях, в соответствии с их предназначением. Они подразделяются на три класса, внутри которых выделяют еще по несколько подклассов.

Медико-технологические:

клинические - АРМ врачей лечебных отделений, врачей - консультантов, фельдшеров, медицинских сестер; функциональные, радиологические, лабораторные - АРМ врачей функциональной диагностики, радиологических отделений, клинико-биохимических лабораторий и др.; фармакологические - АРМ специалистов, осуществляющих разработку лекарственных средств.

Организационно-технологические:

организационно-клинические - АРМ заведующих отделениями, заместителей главных врачей по лечебной работе, главных специалистов; телемедицинские - АРМ сотрудников, обеспечивающих проведение телеконсультаций.

Административные:

административно-управленческие - АРМ главных врачей, руководителей органов управления здравоохранением всех уровней; медико-статистические - АРМ сотрудников организационно-методических отделов и отделов статистики МО; медико-экономические - АРМ заместителей главных врачей МО по экономике, сотрудников экономических подразделений органов управления здравоохранением.

Рассмотрим один из видов АРМ – интеллектуальное АРМ.

Интеллектуальное АРМ - это программный продукт, в котором некоторая часть или все модули поддержки процесса принятая решений реализованы с использованием систем, основанных на знаниях (экспертных и(или) литературных). Такое АРМ позволяет осуществлять содержательный (в отличие от формального) анализ данных и предоставлять врачу объяснение предложенного решения, учитывающее его профессиональный уровень.

Все сведения, сообщаемые экспертом или извлекаемые из литературных источников при создании интеллектуального АРМ, должны быть проверены на внутреннюю непротиворечивость, полноту и соответствие реальной врачебной практике с учетом предполагаемого использования конкретного АРМ. Для этого можно осуществлять сопоставление с реальными медицинскими картами (историями болезни), описывающими результаты исследований и их медицинскую интерпретацию. Проверку полноты и избыточности списка заболеваний и состояний, а также используемой терминологии проводят путем формального сравнения фраз из предложенного экспертом списка с реальными врачебными заключениями. Для этого выписываются фразы из реальных заключений, не вошедшие в список возможных заключений (это носит название предположительного нарушения полноты), и фразы из списка, не встретившиеся в реальных заключениях (это носит название нарушения не избыточности).

Особенно важна проверка на соответствие заключения и клинического описания. При этом проверяются две альтернативы:

- в описании могут быть указаны признаки, сочетание которых практически наверняка достаточно для справедливости определенной фразы из заключения, но врачом эта фраза не указана; может быть такой вариант заключения, для которого в описании не указан ни один из необходимых для этого признаков.

Интеллектуальное АРМ, содержимое БЗ которого отвечает всем принципам верификации в конкретной предметной области, обеспечивает более высокое качество предлагаемых врачу-пользователю решений.

Специализированные рабочие места

Понятие «типовое АРМ» базируется на общих принципах его построения и функционирования. Это необходимое условие для разработки совместимых АРМ. Такой подход не исключает, однако, того, что в реальности большинство АРМ имеет особенности, обусловленные их профилем, которые реализуются в виде определенного набора функций. Рассмотрим примеры АРМ различного профиля.

Для АРМ врача в операционных (рабочее место анестезиолога) и последующего наблюдения в палатах интенсивной терапии (рабочее место реаниматолога) важной частью является система сбора, хранения и представления мониторируемых непрерывно (ЭКГ, артериального давления и т. п.) и дискретно (неинвазивного артериального давления, сердечного выброса и т. п.) параметров, а также данных с устройств, например, с автоматических капельниц (скорость, время подачи лекарств и т. п.), аппарата искусственного дыхания (газовый состав, объем вдыхаемой смеси и т. п.), аппарата искусственного кровообращения (расход крови, температура и т. п.).

Автоматизированное рабочее место врача-хирурга должно включать конструктор протоколов операций на основе типовых шаблонов в соответствии с профилем отделения, что ускоряет работу врача и предотвращает пропуск необходимых записей.

Автоматизированное рабочее место врача-эндоскописта обеспечивает привязку описания к технологии обследования и включает диагностические описания, сопровождаемые видеозаписями наблюдаемой у больного картины и произведенных манипуляций.

Автоматизированное рабочее место клинического фармаколога поддерживает следующие функции:

- ведение фармакологического справочника; ведение стандартных схем лечения; анализ взаимодействия лекарственных средств; анализ и профилактика побочных эффектов лекарственных веществ; разработка индивидуальных схем лечения; формирование, анализ и корректировка назначений с учетом подбора оптимальных для конкретного больного препаратов среди медикаментов-аналогов.

Автоматизированное рабочее место руководителя МО предполагает доступ к электронным записям о пациентах, статистической, финансовой и хозяйственной информации, а также предоставляет современные средства обмена данными.

Автоматизированное рабочее место главного специалиста той или иной службы региона позволяет анализировать деятельность службы в целом и ее структурных подразделений в разрезе районов и городов территории.

Автоматизированное рабочее место организатора здравоохранения должно обеспечивать поддержку текущих и перспективных решений, включая прогнозирование уровня заболеваемости населения в разных ситуациях и при различном уровне экологического загрязнения района проживания, экономические аспекты деятельности.

Электронная история болезни

Электронная история болезни (ЭИБ) - это составляющая информационной системы, обеспечивающая автоматизацию ведения и формирования медицинской документации, оперативный обмен между участниками лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и поддержку их деятельности.

Концептуальная основа компьютеризированной или электронной истории болезни заключается в следующих принципах:

- единство информации о пациенте, предполагающее однократный ввод данных в систему; доступность информации о больных для просмотра всеми участниками ЛДП в любой момент времени в любом месте (с учетом ограничений по принципам конфиденциальности на основе санкционированных прав доступа) при одновременной защищенности от внесения изменений; единые классификаторы (периодически обновляемые); автоматическое вычисление производных показателей (длительность госпитализации, количество дней до и после операции, опасность инфекционных осложнений, наличие шока, необходимый объем инфузионной терапии и др.) после введения первичной информации; технологически функциональное включение СППР; диспетчеризация (управление) в вопросах обследования пациентов.

Концепция ЭИБ определяет соответствующую технологию их построения, включающую следующее:

- модульный принцип, обеспечивающий возможность наращивания и модификации системы без ее перестройки в целом, что избавляет пользователей от необходимости ее повторного освоения; создание компьютерной сети сложной топологии, т. е. включающей иерархию локальных сетей подразделений в многопрофильных больницах; включение ранее созданного прикладного математического обеспечения медицинского назначения для решения различных задач (например, расчет специальных диет); подключение АРМ и аппаратно-программных комплексов; открытые для пополнения врачами-пользователями классификаторы клинических записей (при условии модификации и пополнения общих классификаторов нормативно-справочной информации только администратором БД по указанию главного врача или его заместителя по лечебной работе); автоматическое формирование медицинских документов и заявок на исследования на основе ранее введенных данных; автоматическое направление результатов исследований и осмотров больных консультантами в соответствующие лечебные подразделения; автоматическое формирование листа назначений (для медицинской сестры) на основе врачебных записей; ведение листа назначений (отметок о выполнении) медицинской сестрой.

Ядром базы данных ЭИБ является «запись пациента», представляющая собой электронный аналог истории болезни.

Функции и общие принципы построения ЭИБ многопрофильного стационара едины для всех учреждений, в то время как ее структура и методы реализации определяются особенностями конкретной больницы и техническими возможностями (особенностями) построения.

Главной задачей ЭИБ является документирование ЛДП в сочетании с управлением этим процессом.

Рассмотрим некоторые преимущества электронных карт перед рукописными:

- удобочитаемость и точность (по сравнению с рукописными);

- могут включать различные виды информации (результаты исследований в виде звуковых файлов, видео - файлов, графических файлов);

- сокращение времени на оформление документов за счет уменьшения набора текста при использовании шаблонов, выбора из предложенного списка, автозаполнения;

- быстрый доступ (уменьшается время доступа; доступ не локальный, а глобальный: сколь угодно большое число медработников одновременно могут использовать информацию);

- оптимизация поиска необходимой информации (по фамилии, дате, диагнозу и т. д.);

- возможность напоминания и сигналов; оптимизация хранения информации; поддержка статистических отчетов и научных исследований (быстро осуществляются выборки данных, генерируются отчеты в автоматическом режиме);

- защита данных (разрешение/запрет просмотра и редактирования данных); конфиденциальность информации (возможность организации ограниченного доступа к карте по системе паролей);

- информация может быть в любой момент распечатана на принтере любом количестве экземпляров.

Электронная история болезни – это не столько автоматизация ведения медицинских записей, сколько новая технология, освобождающая медицинский персонал от значительной части действий, не требующих осмысления, и обеспечивающая представление первично обработанной информации, а также создание новых условий для взаимодействия различных подразделений МО.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, должность медицинской сестры отделения может занимать человек, который соответствует квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, прошел обучение в образовательном учреждении.

Медицинская сестра, должна владеть определенными навыками работы, имеет должностные обязанности, наделена правами и при необходимости несет ответственность за свои действия или бездействия.

При рассмотрении особенностей, связанных с работой медицинской сестры, были выявлено следующее:

- необходимость дополнительного практического обучения уже на рабочем месте;

- освоение всевозможных узких специализаций: оказание неотложной помощи, реанимации, работу в анестезиологии и перевязочной;

- ответственность перед пациентом;

- требует большой эмоциональной устойчивости, а также физической выносливости;

- в работе медсестры имеют значение и личные качества: уравновешенность, такт, коммуникабельность, способность к высокой концентрации внимания;









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гасников В. К. Основы научного управления и информатизации в здра-воохранении : учеб. пособие/В.К.Гасников ; под ред. В.Н.Савельева, В.Ф.Мартыненко. — Ижевск, 1997.

2. Гаспарян С. Л. Медико-социальный мониторинг в управлении здраво-охранением/С. А. Гаспарян. — М., 2014. – 152 с.

3. Гаспарян С. А. Страницы истории информатизации здравоохранения России/С.А.Гаспарян, Е.С.Пашкина. — М., 2014. – 214 с.

4. Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум/В.Я.Гельман. — СПб., 2014. – 121 с.

5. Григорьев А. И. Клиническая телемедицина/А. И. Григорьев, О. И. Ор-лов, В.А.Логинов. — М., 2013. – 163 с.

6. Капустинская В. И. Автоматизация подготовки документов с использованием программной системы MS WORD. В 2 ч. Ч. 1. Средства автоматизации при наборе, редактировании, форматировании текста: метод, пособие (практикум)/В. И. Капустинская. — М., 2013. – 162 с.

7. Кудрина В. Г. Медицинская информатика/В.Г.Кудрина. — М., 2013. – 157 с.

8. Назаренко Г. И. Медицинские информационные системы: теория и практика/Г.И.Назаренко, Я.И.Гулиев, Д.Е.Ермаков; под ред. Г.И.На-заренко, ГС.Осипова. — М., 2014. – 241 с.

9. Тюрин Ю. Н. Анализ данных на компьютере / Ю.Н.Тюрин, А.А. Ма-каров. — М., 2013. – 112 с.

10. Устинов Л. Г. Автоматизированные медико-технологические системы. В 3 ч./А.Г.Устинов, Е.А.Ситарчук, Н.А.Кореневский ; под ред. А.Г.Ус-тинова. — Курск, 2013. – 153 с.

11. Шифрин М.А. Создание единой информационной среды здравоохра-нения — миссия медицинской информатики//Врач и информационные технологии. — 2014. — № 1. — С. 18 — 21.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!