СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа, выполненная ученицей 9 класса для защиты учебного проекта по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученицы 9 класса по обществознанию. Тема "Права ребёнка". Руководитель: учитель обществознания Слемзина Н.А.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа, выполненная ученицей 9 класса для защиты учебного проекта по обществознанию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЖЕМЧУЖНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1












«Права ребёнка»



Проект









Работу выполнила:

Кокова Алина Владимировна

ученица 9 класса

Руководитель:

Слемзина Надежда Александровна,
учитель обществознания

МБОУ Жемчужненская СШ №1







П. Колодезный

2022 г.


Оглавление

Введение 2

Глава 1. Нормативные документы о правах ребёнка 4

Глава 2. Социальный опрос школьников МБОУ Жемчужненской СШ №1

о знании и соблюдении прав ребёнка. Результаты опроса. 12

Заключение 15

Список использованной литературы 17































Введение

Для своего исследования я выбрала тему, связанную с соблюдением прав ребёнка в нашей стране. Эта тема мне наиболее интересна, потому что я хочу убедиться, соблюдаются ли права ребенка в нашей стране, школе, и знают ли свои права обучающиеся МБОУ Жемчужненской СШ №1

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права.

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни?

Цель проекта

Целью нашего проекта является помощь обучающимся МБОУ Жемчужненской СШ №1, которая поможет им лучше знать свои права и понимать, куда им обратиться в случае нарушений.

Задачи:

1. Ознакомиться с нормативными документами о правах ребёнка

2. Создать социальный опросник для школьников МБОУ Жемчужненской школы №1 и опросить учеников, знают ли они свои права и обязанности.

3. Проанализировать результаты опроса.

4. Выполнить отчёт о проделанной работе.

5. Изготовить памятки «Твои права и обязанности» и раздать участникам социального опроса.

Объект исследования – права ребёнка в РФ

Предмет исследования – соблюдение прав ребёнка в МБОУ Жемчужненская СШ №1

Гипотеза: Если учащиеся будут знать свои права и понимать, к кому они могут обратиться со своими переживаниями, то это станет гарантом их психологического благополучия.

Практическая значимость работы в том, что она позволит учащимся задуматься о своём отношении к окружающим с точки зрения соблюдения их прав и положительно повлияет на взаимоотношения в школьном коллективе.

В своей работе я использовала следующие методы:

  • Анализ информационных материалов в сети интернет;

  • Анкетирование и собеседование;

  • Обобщение и классификация анализируемого материала.



















Глава 1. Нормативные документы о правах ребёнка

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство. [ 7 ]

Принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, то его правам уделено особое внимание в различных нормативных документах.[7]

Необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, и

Генеральная Ассамблея провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечения детям счастливого детства и пользования, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены, и призывают родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер. Декларация прав ребёнка построена на принципах:

  • права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;

  • должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;

  • ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;

  • ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения;

  • ребёнку должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; уход и охрану как ему, так и его матери; должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание;

  • должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • проживание в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; особой заботы к детям, не имеющим семьи и детям, не имеющим достаточных средств к существованию; предоставление государственных или иных пособий на содержание детей;

  • право на получение бесплатного и обязательного образования,

наилучшее обеспечение интересов ребенка его родителями или лицами, замещающими их, при получении образования;

  • должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием;

  • ребенок должен при всех обстоятельствах получать защиту и помощь;

  • ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;

  • не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию;

  • должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации и должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства и в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.[8]

Вот уже 20 лет действует Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ, в том числе и дети уже с момента рождения обладают определенными правами.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.

Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.

Дееспособность - это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет. [2]

Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на воспитание в семье; право на образование; право на жилище; право собственности и наследования.

Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.

Данное право подразумевает под собой запрет на произвольное лишение человека жизни, а также ответственность государства за обеспечение охраны жизни. В связи с этим, государством принимаются  меры, направленные на защиту жизни каждого человека, например, путем установления уголовной ответственности. Жизнь детей является наивысшей ценностью, поэтому все законы, принятые во исполнение Конституции РФ, направлены в первую очередь охрану жизни детей, создание благоприятных условий для их проживания.

Право на свободу составляет фундамент всех индивидуальных прав, является главной ценностью права и критерием правового государства

Свобода заключается в возможности жить по-своему, по собственному самовыражению, делать все, что не приносит вреда другому человеку, а также в отсутствии препятствий к совершению действий. Свобода является противопоставлением всякому рабству и неволе, физическому и духовному насилию и принуждению. Так, торговля детьми, их похищение и эксплуатация, в том числе рабский труд детей, в Российской Федерации запрещены. За совершение таких действий также установлена уголовная ответственность.

Здоровье - одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами.

Поэтому согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. [8]

Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Согласно действующему законодательству несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет вправе самостоятельно принимать решение о согласии на медицинское вмешательство или об отказе от него.

Из положений Конституции РФ следует, что каждый ребенок имеет право на воспитание в семье. Детство и семья находятся под защитой государства. Семья, материнство, отцовство и детство являются социальными ценностями общества. Забота о семье, материнстве, детстве, отцовстве означает создание обществом и государством социально-экономических, политических, идеологических и нравственных предпосылок для прочной, здоровой семьи, полноценного материнства, отцовства и детства, заботу о матери и ребенке, охрану их прав. Воспитание ребёнка в семье является приоритетным. Каждый ребенок имеет право на заботу со сторону родителей. Государством принята целая система социальных мер поддержки семей, в которых воспитываются дети (например, поддержка многодетных семей). Никто не может просто так забрать ребенка у родителей и разрушить семью.

Каждый ребенок имеет право на образование.

С 01 сентября 2013 года получение образования регулируется новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно Конституции РФ и новому Закону в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Кроме того, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Лицам, которые не имеют жилья и возможности приобрести его самостоятельно, государством предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договорам социального найма, предоставления субсидий, жилищных сертификатов и т.д. 

Каждый вправе иметь имущество в собственности, в том числе и ребёнок. Сейчас многие дети являются собственниками квартир, приобретенных в долях  родителями, полученных в дар или по наследству. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Помимо этого государством предусмотрен особый механизм охраны имущественных прав детей. Так, например, родители не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделки по отчуждению квартиры, принадлежащей ребенку.

Право на получение наследства гарантировано детям. Они вправе получать наследство, как по закону, так и по завещанию. Кроме того, несовершеннолетние дети в случаях, установленных законом, имеют право на обязательную долю в наследстве.

Защиту прав детей осуществляют, в первую очередь, их родители (законные представители), а также: органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и правозащитные организации. Помимо этого, в России уже длительное время существует Уполномоченный по правам ребёнка, деятельность которого направлена только на защиту прав детей.

Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребёнка (неофициально детский омбудсмен) — должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации.  В нашей стране данную должность с 27 октября 2021 года выполняет Мария Львова – Белова.

Обеспечение прав детей в настоящем – это залог стабильного развития и процветания России в будущем.[9]























Глава 2. Социальный опрос школьников МБОУ Жемчужненской СШ №1 о знании и соблюдении прав ребёнка. Результаты опроса.

Мною под руководством куратора был проведён социальный опрос обучающихся 7ого и 8ого классов. Всего приняли участие 33 ученика. Ребятам была предложена анкета с вопросами о правах ребёнка и их соблюдении в нашей школе. Опрос привёл к следующим результатам.

На вопрос о том, какие права знают учащиеся, многие из респондентов перечислили такие, как право на образование, медицинскую помощь, бесплатное образование, право на жизнь, на выражение своего мнения. Из 33 опрошенных так ответили 16 человек. Выделили среди прочих право на дистанционное обучение и право выбора учебного заведения при поступлении, также иметь семью – 4 обучающихся. Оставили без ответа вопрос 13 учеников. Это говорит о том, что эти обучающиеся не задумываются о своих правах.

Следующий вопрос, на который отвечали обучающиеся, касался их обязанностей. Большинство ответило, что главные обязанности ребёнка, это учёба, помощь в домашних делах родителям, соблюдение законов. Так ответили 24 человека. 2 ребёнка вспомнили об уважении чужих прав и достоинств, защите близких. 7 обучающихся не ответили на данный вопрос.

Ни один из учеников не привёл в пример такие обязанности, как:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. [10]

В третьем вопросе меня интересовало, напоминают ли обучающимся об их правах и обязанностях в семье, в школе, во дворе. 8 человек ответили, что часто; редко – 13 учеников; совсем не напоминают – 0 человек. Никак не ответили на данный вопрос 12 человек. Подобные ответы на данный вопрос говорят нам о том, что большинство членов нашего общества помнят о соблюдении прав и обязанностей ребёнка.

В четвёртом вопросе нас интересовало, знают ли ученики название международного документа, защищающего его права.

16 учеников считают, что международный документ, защищающий их права, называется «Конвенция о правах ребёнка»; 4 человека думают, что это Конституция РФ; не знают либо дают неправильные ответы (паспорт, кодекс, статья) – 8 детей; совсем не ответили на данный вопрос 5 обучающихся. Ни один из респондентов не упомянул Декларацию прав ребёнка.

Следующий вопрос касался функций Уполномоченного по правам ребёнка. 17 респондентов ответили, что они знают, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка. 8 учеников ответили отрицательно. И оставшиеся 8 опрашиваемых никак не ответили на данный вопрос. Это навело меня на мысль, что в исходном продукте нашего проекта обязательно будет находиться информация по этому вопросу.

Также меня интересовало, к кому обращаются ученики при нарушении их прав, и знают ли они, кто из учителей выполняет обязанности Уполномоченного по правам ребёнка в МБОУ Жемчужненская СШ №1. 18 обучающихся обращаются за помощью либо к социальному педагогу, либо к классному руководителю. Трое опрошенных упомянули психолога, инспектора по делам несовершеннолетних и родителей. Без ответа оставили этот вопрос 11 участников опроса. Таким образом, мне стало понятно, что ученики 7 и 8 классов не совсем понимают, к кому им обращаться в случае проблем и совсем забыли, что в нашей школе есть учитель, выполняющий функции Уполномоченного по правам ребёнка.

В следующем вопросе мы интересовались, какие из прав ребёнка нарушались у опрашиваемых. Ученикам были предложен список прав, который было необходимо проанализировать. 10 опрошенных отметили, что столкнулись с нарушением права ребёнка выражать своё мнение. 5 учеников упомянули право ребёнка на защиту. Возможно эти дети подвергались физическим побоям. Некоторые респонденты высказали мнение, что столкнулись с нарушением их права на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью. Отметили нарушение права на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов – 3 ученика. Право на доступ к информации и материал, закреплённое в Конституции РФ, статье 24, и в Конвенции о правах ребёнка, статье 17, нарушалось, как считают сами дети, у 4х обучающихся. Некоторые ученики, принявшие участие в опросе, выделили право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождение или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка. Таких участников было четверо. 3 человека подчеркнули право на создание и участие в общественных молодёжных и детских организациях. Меня заинтересовало, что имеют в виду опрошенные. Так как анкетирование было проведено анонимно, я не смогу узнать, что имели в виду ребята.

Среди опрошенных были и такие, которые считают, что их права не нарушались – 13 человек.

В результате ответов на 7 вопрос я смогла выяснить, с какими нарушениями прав ребёнка столкнулись ребята нашей школы, и попрошу обратить внимание на данный факт Уполномоченного по правам ребёнка в МБОУ Жемчужненской СШ №1.

Не менее важным был вопрос: «Уважают ли твои права как ребёнка и человека дома, в семье?» Было предложено два варианта ответа: да, нет. 29 человек ответили – да, уважают; нет – 1: оставили вопрос без ответа – 3.

Одним из самых сложных вопросов был 9. Нас интересовало, есть ли в жизни детей взрослые, которые стараются раскрыть их тайны, и поэтому читают записки, подслушивают разговоры и делают что-то похожее. Во время опроса 7 обучающихся сознались, что есть такие взрослые, которые тотально контролируют их жизнь таким образом. 21 опрошенный ответили, что в их окружении нет таких людей. Двое испытали затруднения при ответе, и трое оставили вопрос без ответа.

В 10 вопросе хотелось узнать, какими бы правами школьники хотели обладать. 26 обучающихся посчитали, что прав достаточно и не стали писать дополнительные. Бесплатное питание в школе всех учеников отметили 3 человека. Уходить с уроков и не делать домашнее задание пожелали 2 ребёнка. Один ученик написал о праве на свободный дресс-код в школьной одежде, и один респондент – на бесплатное высшее образование.

Таким образом, мы выяснили ответы на интересующие нас вопросы и осталось подвести итог и сделать выводы









Заключение

В своей работе я хотела выяснить, знают ли ученики 7 и 8 классов о своих правах и обязанностях, и их мнение о соблюдении прав ребёнка в МБОУ Жемчужненской СШ №1.

В ходе исследования я изучила документы о правах ребёнка, провела социальный опрос школьников, для того чтобы понять, насколько ученики знают и понимают эту проблему.

Выяснилось, что не все обучающиеся знают свои права и обязанности в полном объёме, затрудняются назвать документы, в которых закреплены их права. Не смогли написать, кто в нашей школе является Уполномоченным по правам ребёнка. Мы выяснили, какие права нарушаются.

Для себя я сделала вывод, что ученики мало интересуются этой проблемой. Возможно, потому, что наибольшее количество респондентов ответили, что в МБОУ Жемчужненская СШ №1 соблюдаются права ребёнка. Но всё же для психологического благополучия каждого этого недостаточно. Поэтому я подготовила для данных детей материал, который поможет им лучше справляться с данной проблемой: памятки «Твои права и обязанности» и видеоролик о правах ребёнка. Я надеюсь, что это позволит учащимся задуматься о своём отношении к окружающим с точки зрения соблюдения их прав и положительно повлияет на взаимоотношения в школьном коллективе.









Список использованной литературы

1. Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. ─ М.: Школьная Пресса, 2005.

2. Глисков А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / под ред. С. Н. Бабурина. ─ Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

3. Тубельский А. Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие: учеб. пособие для вузов / А. Н. Тубельский. ─ М.: МИРОС, 2001. ─ 112 с. Ч/з.

4. Яковлев Ю. Я. Ваши права, дети. ─ М.: Международные отношения, 1992.

5.Конвенция о правах ребёнка, 1989

6.Конституция Российской Федерации с изменениями , внесёнными на общероссийское голосование. –Москва, 2020

Интернет-ресурсы

7. https://donoyabrsk.yanao.ru.

8.https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml 9.http://vetluga.omsu-nnov.ru/

10. https://donoyabrsk.yanao.ru.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!