СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа по предмету "Изобразительное искусство" на тему"Пуантилизм. Оптическое смешение цветов".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа по предмету "Изобразительное искусство" на тему"Пуантилизм. Оптическое смешение цветов".»


Проектно-исследовательская работа по предмету

«Изобразительное искусство»

на тему:

«Пуантилизм. Оптическое смешение цветов».


Содержание




1. Введение………………………………………………………................... 3

2. Основная часть……………………………………………….…………….5

2.1 История происхождения нового направления в живописи XIX века – «пуантилизм»………………………………………….……………………...5

2.2. Виды «пуантилизма»………………………………………………... 7

2.3.Оптическое и механическое смешение цветов……………………...7

2.4.”Пуантилизм” в современном искусстве……………..……………...8

3. Практическая часть……………………………………………………….10

4. Заключение………………………………………………………………..11

5. Список литературы………………………………………………………12

6. Приложение…………………………………………………………….....13
















1. Введение


«Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль», - так выразил свою мысль о цвете великий Иоганн Вольфганг Гёте.

В жизни каждого человека цвет играет значительную роль. Он способен радовать и огорчать, может влиять на наше самочувствие и трудоспособность.

Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи. Цветом интересовались Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гёте, а в наше время – И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

В этой живописной технике «пуантилизм» всё богатство палитры передается чистыми, несмешанными красками при помощи нанесения множества точек или мазков вместо плавных линий. Работа в этой технике с помощью цветовых оттенков и колорита дает более красочное, "живое" изображение.

Скопление точек составляет цельное изображение. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

На протяжении многих лет, начиная с детства, меня очень интересовало художественное творчество. Особенно меня привлекает работа с живописными материалами, которые позволяют в процессе творческой деятельности использовать разные техники рисования. Рассматривая работы художников разных стран и эпох, я заинтересовалась такой необычной манерой письма в живописи в стиле «пуантилизм», основной особенностью которого является нанесение отдельных красочных точек, историей происхождения этого стиля, особенностями живописной техники.


Цель: Познакомиться с возможностями и приемами живописной техники в стиле «пуантилизм».


Задачи:

  1. Познакомиться с историей происхождения нового направления в живописи XIX века – «пуантилизм»;

  2. Рассмотреть виды «пуантелей», найти сходство и отличительные особенности этой живописной техники;

  3. Изучать процесс оптического и механического смешения цветов;

  4. Проанализировать развитие «пуантилизма» в современном искусстве;

  5. Опробовать живописную технику при выполнении практической работы, развить умение создавать новые оттенки цвета не на палитре, а с помощью оптического смешения.


Объект исследования: техника живописи в стиле «пуантилизм».







































2. Основная часть.


2.1. История происхождения нового направления в живописи XIX века – «пуантилизм».


Название стиля «Пуантилизм» происходит от французского слова pointel - точечное письмо, писать точками. Реже используется и другое название – сокращенно «пуантель» или же «дивизионизм», что означает «разделение». Под пуантилизмом в живописи подразумевается манера письма путем нанесения отдельных красочных точек или какой-либо простой формы (круглой, прямоугольной, треугольной, овальной, штриха). От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты.

Пуантилизм уделял больше внимания разделению цветов - вместо того, чтобы смешивать цвета механически, на палитре, художники предоставили делать это самому зрителю: сливаясь на сетчатке человеческого глаза, точки и штрихи чистых цветов образуют цельную картину.

Работы, выполненные с помощью цветных точек, подвергают сомнению прочность и материальность окружающих вещей, меняется отношение к изображению мира. Главным становится трепетный свет, воздух, в который погружены фигуры людей и предметы. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. А глаз зрителя сам добавляет ей движения и естественности. Эффект пуантели создаёт некую визуальную вибрацию, одни картины словно шевелятся, другие выглядят загадочно нечёткими, и все они завораживают и притягивают взгляд.

Жорж-Пьер Сёра (1859-1891) был разочарован в классической живописной манере и стремился найти свой уникальный стиль. Ему стало тесно в рамках импрессионизма после того, как он стал изучать научные изыскания Эжена Шевреля, Германа Гельмгольца, Огдена Руда. Он разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза - то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света. Для этого он активно изучал научные труды по теории цвета. Большое влияние на его творческую деятельность оказали работы по физике и химии, а также исследования Шарля Блана по колористике.

Техника пуантилизма в живописи - это не просто хаотичное нанесение цветных точек. Ее суть в том, что есть три основных адаптивных цвета - красный, желтый и синий, смешивая которые, можно получить любой.

Каждая из точек занимает свое строго определенное место. Например, синяя должна быть рядом с желтой, красная - с синей. Потому что, согласно цветовой теории, из точек двух разных цветов, находящихся рядом друг с другом, человеческий глаз сам смешивает третий цвет. Например, красные и синие точки, располагающиеся рядом, смешавшись на сетчатке глаза, покажутся нам фиолетовым цветом.

Жорж-Пьер Сёра отказался от импрессионистского подхода к живописи. По его мнению, художник не должен полагаться на вдохновение или сиюминутное ощущение, что характерно для импрессионизма, а должен каждый свой шаг тщательно рассчитывать, исходя из психофизиологических и физических знаний. Свои открытия в области цветоведения художник сначала сформулировал в теории хромолюминаризма, а позже обосновал новый подход – дивизионизм или пуантилизм.

В 1884-1886 годах он пишет огромное полотно, ставшее впоследствии очень знаменитым – «Воскресный день на острове Гранд-Жат» (См. Приложение 2.2). Размер данной работы – два на три метра, был рассчитан на восприятие на расстоянии. Работа стала классикой пуантилизма. К сожалению, Сёра не успел полностью развить свою теорию и воплотить ее в работах, он умер в молодом возрасте, и в дальнейшем развитие направления было связано с именем его ученика, Поля Синьяка, бывшего импрессиониста.

Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцену. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом.

Синьяк довел теорию Сёра до абсолюта и рассказал миру о том, что такое пуантилиз. Картинки-репродукции его работ появлялись в журналах и на открытках, так как были очень декоративными и необычными, их было приятного рассматривать. Синьяк также создал серьезную теоретическую работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», которая стала своеобразным учебником для художников этого направления. Художник преимущественно занимался написанием пейзажей, и точечная техника позволяет ему достичь невероятной атмосферности и воздушности. Он несколько видоизменил технику Сёра, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветная рябь в его работах, создавала впечатление движущегося воздуха.

Успех Синьяка привлёк внимание к пуантели и других выдающихся живописцев. В точечной технике работал в конце жизни Камиль Писсарро, также множество работ В. Ван Гога были написаны именно в данной технике, например знаменитая «Звёздная ночь» или «Автопортрет Ван Гога». Известными пуантилистами стали Ш. Ангран, М. Люс, Т. ван Рейссельберге, А. Ложе, А. Э. Кросс. (См. Приложение 2.2)

Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.

К 1890-м годам пуантилизм достиг своего пика, и многие художники того времени уже писали в этой технике. Но потом его популярность как нового стала слабеть. Однако, несмотря на то, многие концепции и идеи по-прежнему продолжают использоваться сегодня в разных средах.


2.2. Виды «пуантилизма».


В пуантельной технике могут быть использованы различные формы мазка:

- прямоугольная пуантель - с помощью плоской широкой кисти.

- круглая пуантель - от точки шариковой ручки (моноцветная пуантель), фломастера, круглой кисти, до отпечатка ватной палочки и т.п.

- штриховая пуантель – продолговатая форма мазка, граничащая с декоративным подходом;

Возможны вариации с направлением мазка, по форме объекта, по направлению плоскости, хаотичное направление мазков, заворачивающиеся клубами и т.д.

Квадратный и треугольный отпечаток можно создать, используя разрезанный ластик.

2.3. Оптическое и механическое смешение цветов.


Смешение цветов – процесс получения разнообразных цветов при помощи базовых цветовых излучений или красок. Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

В природе существует два типа смешения цветов: вычитательное (субтрактивное) смешение и слагательное (аддитивное) смешение.

Первое также называют механическим смешением, когда художник сам на палитре смешивает цвета, с целью получения нужного оттенка. Также к механическому смешению относится наложение полупрозрачных слоев друг на друга. Сущность субтрактивного смешения заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения. Этому виду смешения характерны три базовых цвета: красный, жёлтый и синий.

Второе (слагательное) смешение заключается в суммировании тем или иным способом световых лучей. К нему относятся:

- временное смешение — наблюдается при быстром движении различных цветов. В пример можно привести опыт Джеймса Кларка Максвелла, английского физика: “вертушка Максвелла”, когда круг, секторы которого окрашены в отдельные цвета, при быстром вращении кажется белым.

- бинокулярное смешение — данный эффект создаётся в том случае, если надеты очки с линзами различных цветов. Если смотреть одним глазом на один цвет, а другим глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийся от бинокулярного смешения тех двух цветов. Самым распространённым примером являются очки для просмотра 3D фильмов.

- оптическое (пространственное) смешение — восприятие человеком некоего суммарного цвета при том, что в реальности слагаемые цвета разделены, такой эффект работает, если смотреть на объект на расстоянии. Именно на этом работает пуантилизм. В классическом варианте пуантилизма используются открытые цвета, а оттенки создаются путём оптического смешения красок, по типу того, как были устроены старые телевизоры, когда в близи можно было различить красные, желтые, синие точки, а на расстоянии мы воспринимали многоцветное изображение, так как на расстоянии точки, сливаясь оптически, создавали разные цвета и оттенки. Кроме мониторов сюда можно от нести театральные лампы.

Правила смешения цветов здесь довольно просты:

- при смешении двух цветов, которые располагаются по хорде цветового круга (10-ти ступенчатого, включающего в себя красный цвет, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, зелёно-голубой, голубой, синий, фиолетовый и пурпурный) получается цвет промежуточного цветового тона (как пример — при смешении красного и зелёного выходит жёлтый);

- при смешении противоположных цветов из данного круга в итоге получается ахроматический цвет.

Данный вид смешения цветов основывается на системе RGB. Цветовая модель RGB может воспроизводить любой цвет путем сложения трех главных: красного (Red), зеленого (Green) и голубого (Blue). В 1861 году Максвелл предложил аддитивное слияние цветов как способ получения цветных изображений. Изначальное назначение цветной модели RGB – это описание цвета на мониторе. Изображение в цветовой модели RGB, как было сказано выше, состоит из трех цветов. Если мы будем смешивать эти цвета, то получается: красный (R) + синий (B) = пурпурный (M - Magenta); зеленый (G) + красный (R) = желтый (Y - Yellow); зеленый (G) + синий (B) = циановый (C - Cyan); красный (R) + зеленый (G) + синий (B) = белый (W - White).


2.4.”Пуантилизм” в современном искусстве.


Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах.

Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса (См. Приложение 2.4). Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.

Еще один художник, работающий в пуантилизме - это Херб Уильямс, который использовал тысячи красочных карандашей, чтобы создать красочный пикселизованный портрет в 60-х года. Художник объясняет: «Когда вы стоите близко к портрету, он абстрактный, но издалека он реалистичный». С тех пор он продолжает использовать карандаши и даже создал из них скульптуру собаки в натуральную величину.

Корейский художник Jihyun Park подходит к искусству пуантилизма неортодоксально, создавая его в обратном порядке. Художник использует ароматические палочки, выжигая тысячи крошечных отверстий в рисовой бумаге, пока не появится изображения облаков, гор и деревьев. Потом рисунки с отверстиями монтируются на лакированных полотнах, которые отражают свет и показывают изображение.

Пуантилизм заложил основу другому стилю, который является очень популярным в разных сферах современного искусства: графика, граффити, татуировки. Эта оставила от пуантилизма только форму нанесения мазков и оригинальность, то есть теперь оптическое смешение цветов ушло на задний план. В такой технике мазки или точки находятся на разном расстоянии, что позволяет показать именно тональность: тень полутень, свет. Самыми известными художниками в таком стиле считаются Бенджамин Лаадинг и Мигель Эндара (См. Приложение 2.4). Одну из сделанных им фотографий он решил нарисовать, работа заняла 210 часов работы, на бумаге он оставил безумные 3,2 миллиона точек, сделанных с помощью пера!

Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства в  зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть до фанатизма детальными или небрежно-расплывчатыми. Пуантилизм в чем-то перекликается с техникой мозаики, орнамента, декоративной вышивки и ткачества.

Пуантилизм повлиял на многих художников, и сегодня мы видим его следы в современном искусстве, даже в моде и татуировках. Также психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию. Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием.













3. Практическая часть.


Так как исполнение любого известного художественного произведения в другом стиле позволяет считать подобное произведение авторским, можно попытаться воспроизвести самостоятельно картину известного художника. Вдохновившись примерами работ художников-пуантилистов, я решила опробовать данную технику рисования самостоятельно.

Для наглядного примера описанной мной техники, я выбрала жанр изобразительного искусства - пейзаж. Первым этапом выполнения моей работы было выполнение эскиза на холст простым карандашом, вторым этапом было создание подмалёвка (некой подложки для будущей картины, чтобы в конце не образовалось белых просветов между мазками). Затем я приступила к нанесению плоской маленькой кистью точечных мазков, подбирая светлые и тёмные оттенки, не смешивая их на палитре.

На холсте я изобразила солнечный день в тихой деревушке на склоне гор. В моей картине с помощью пуантели я хотела передать дуновение летнего тёплого ветра, влажную после дождя, нагретую солнцем землю, аромат благоухающих луговых цветов. (См. Приложение 3)

При выполнении практической работы, я старалась использовать полученные знания об оптическом смешении цветов и о его правилах. Так, для того чтобы получить, например, более светлый и приглушенный оттенок голубого для написания гор, я ставила рядом точки синего и розового цвета.

Выполнив работу и проанализировав весь процесс рисования и результат, я сделала вывод, что работа над пуантелью трудозатратная, она требует усидчивости, а если ещё ставится задача добиться оптического смешения цветов, то и логического мышления и сосредоточенности, поскольку работа ведется осмысленно, тщательно подбирается палитра исходных открытых цветов и масса каждого цвета, для достижения нужного эффекта.

















4. Заключение.


Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. В картинах пуантилистов синий цвет находится по соседству с желтым, красный – рядом с зеленым, желтый цвет – возле синего.

В данном исследовании была раскрыта история техники «пуантилизм» из этого я сделала вывод, что данная техника не утратила своей оригинальности с истории её возникновения и до сегодняшнего дня.

Техника «пуантилизм» помогает развить у детей цветовосприятие, учит правильно сочетать цвета и показывает, как использовать знания цветоведения и колорита при создании работ с оптическим смешением цветов. Работа в технике «пуантилизм» развивает образное мышление, и помогает постичь основы изобразительной грамоты.

Преимущество этой техники заключается в том, что она не ограничивает художника в выборе живописных материалов. Главное заключается в том, что эта техника не стирает индивидуальность художника. У каждого оказывается свой характерный мазок, свой размер мазка, свое расстояние между мазками. Чтобы писать в этой технике, надо иметь базовые знания построения простых форм, передачи объема, материальности предметов, а также знания линейной и воздушной перспективы, как и в любой другой технике.

Подводя итог своему исследованию, могу сказать, что выбранное мной направление в искусстве «пуантилизм», появившееся в XIX веке и имевшее особую уникальность и новаторство, несхожесть с другими видами живописи и графики, оказало значительное влияние на творчество многих живописцев того времени, сформировало желание исследовать различные способы смешения цветов, соединило в себе науку и искусство. А также оно повлекло образование более современных, декоративных способов рисования в разных видах творчества.
















  1. Список литературы.


  1. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. - М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.

  2. Иллюстрирование в общеобразовательной школе / Изобразительное искусство в школе / О. В. Кулакова - М., 2006. - N 5. - С. 64-69.

  3. Импрессионизм в русской живописи / В.А. Филиппов.

  4. История русского искусства конца XIX начала XX вв. / Д. В. Сарабьянов - М., 2001.- 96 с.

  5. Краткая история искусств: учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Дмитриева - М., 2001. - 656 с.

  6. Культурология: учебник / Э.В. Соколов. - М.,2005.- 200 с.

  7. Культурология: учебное пособие / П.С. Гуревич - М.: Знание, 2004.- 356 с.

  8. Культурология: учебное пособие / Столяров, Д.Ю., Кортунов В.В., отв. ред. Столяров Д.Ю. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003 - 327 с.

  9. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов / Омский научный вестник / Н. И. Лазарева - М., 2008. - № 4. - С. 136-140.

  10. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства / Изобразительное искусство в школе / О. Ф. Орлова - М., 2008. - N 4. - С. 49-58.

  11. Передвижники и импрессионисты. Из истории русского искусства XIX - нач. XX вв. / Н. А. Дмитриева - М., 2006 - 268 с.

  12. Средства художественно-творческого развития / И. В. Гетман. - Изобразительное искусство в школе. - М., 2008.

  13. Теория культуры и современная наука: учебное пособие / Э.С. Маркарян. - М.,2003. - 174 с.

  14. Энциклопедический словарь школьника Искусство/ Сост. П.Кошель - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

  15. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство, ч.2/ М.Д.Аксенова – М.:Аванта+, 2000.

  16. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Сост. Т.Г.Петровец - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

  17. VIKENT.RU выдающиеся достижения / http://vikent.ru/enc/5802/









Приложение.



Приложение 2.1


Воскресный день на острове Гранд-Жатт, Жорж Сера 1886


Порт на закате, Поль Синьяк 1892

Гаврская площадь, Камиль Писсарро 1893


Автопортрет Ван Гога

Жнецы, Шарль Ангран 1892


Нотр-Дам де Пари, Максимилиан Люс 1900


Восточный ветер, Тео ван Рейссельберге 1904


Портрет мадам Астр, Ашиль Ложе 1892


Море возле Сан-Тропе, Анри Эдмон Кросс XX век




















Приложение 2.4


Работы Мэтью Дэвиса



Приложение 3.


Летний луг, Чугунова Ульяна, 2021

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!