СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по математике "Решение задач" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по математике "Решение задач" 5 класс, рассчитана на привлечение интереса учащихся к решению задач разной сложности.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по математике "Решение задач" 5 класс»






Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика элективного курса.

  3. Место элективного курса в учебном плане.

  4. Содержание программы элективного курса.

  5. Тематическое планирование.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  8. Планируемые результаты изучения элективного курса.

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентированная на учебник Мерзляк и др. и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.

Данная программа курса призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах, и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи.

Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.

Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения.


Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловече­ской культуры, о значимости математики в раз­витии цивилизации и современ­ного общества;

  • развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способно­сти к умствен­ному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объектив­ности, способно­сти к преодоле­нию мыслительных стереоти­пов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих соци­альную мобиль­ность, способ­ность принимать самостоятель­ные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современ­ном информа­ционном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и ма­тематических способ­ностей;

в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме опи­сания и методе позна­ния действи­тельности, создание условий для приобретения первоначаль­ного опыта математиче­ского моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной дея­тельности, характер­ных для мате­матики и являющихся осно­вой познавательной куль­туры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, не­обходимыми для про­долже­ния образования, изучения смеж­ных дисциплин, применения в повсе­дневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования меха­низмов мышле­ния, характерных для мате­матической деятельности.



  1. Общая характеристика курса


Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться.

Настоящая программа элективного курса по математике для 5 класса является логическим продолжением основной программы по математике для 5 класса. В ходе освоения содержания элективного курса математики в 5 классе учащиеся получают возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование, как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Исторически сложилось две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится решать достаточно сложные задачи, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.



Место элективного курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).

  1. Содержание программы элективного курса

  • Текстовые задачи (10 часов)

Выделение трёх этапов математического моделирования при решении текстовых задач. Перевод условия задачи на математический язык и составление математической модели. Решение задач с многозначными числами. Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение задач составлением числового выражения.

  • Задачи на движение (6 часов).

Основные понятия (скорость, время, расстояние) и формулы, по которым они находятся. Задачи на “одновременное” движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в разных направлениях. Задачи на движение по воде (по течению и против течения).

  • Геометрические задачи (10 часов).

Площади. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. Компоненты задачи: дано, рисунок, решение, ответ. Значение правильного письменного оформления геометрической задачи.

  • Логические задачи и задачи математических олимпиад (6 часов).

Сюжетные логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на сравнение.

  • Веселая математика (2 час).

  1. Тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока и тип урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты

УУД

1

2

3

4


I. Текстовые задачи

Решение задач с многозначными числами.


комбинированные уроки


4

Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Этапы решения текстовой задачи.

Предметные:

Выполнять арифметические действия в столбик.


Личностные:

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.


Метапредметные:

прослеживать связь и формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

Коммуникативные УУД

Аргументировать свою точку зрения.


Познавательные УУД

осуществлять сравнение, классификацию.


Регулятивные УУД

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

5

6

7


Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом.


уроки применения знаний и умений

2

Название компонентов и результатов арифметических действий. Решение текстовых задач.


Предметные:

Повторение арифметических действий и известных методов решения задач.


Личностные:

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

Метапредметные:

классифицировать; наблюдать; сравнивать,

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Познавательные УУД

составлять схемы и математические модели при решении задач

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.


Регулятивные УУД

Навыки самоконтроля.


8

9

10


Составление числовых и буквенных выражений для решения задач.


уроки применения знаний и умений

3

Определение компонентов, частей, составление схем решения задач. Алгоритм решения задач.


Предметные:

Читать и записывать числовые и буквенные выражения;

Находить значение числового выражения.


Личностные:

формирование качеств логического мышления.


Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные УУД

строить схемы и модели для решения задач.

Коммуникативные УУД

владеть устной и письменной речью.

Регулятивные УУД

самостоятельно выполнять действия на основе учёта выделенных учителем ориентиров.


11

12

13

14

15

16

17

18

19

20


II. Задачи на движение


уроки применения знаний и умений

10

Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения.

Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде.


Предметные:

Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки.

Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке. Используя формулу пути решать задачи на сближение или удаление объектов движения.


Личностные:

способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.


Метапредметные:

формирование общих способов интеллектуальной деятельности.

Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные УУД

работать в группе – устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные УУД

уметь реализовывать свои знания.

21

22

23

24

25

26


III. Решение геометрических задач


уроки практикум с элементами дидактической игры


6

Компоненты задачи: дано, решение, ответ, рисунок. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве.


Предметные:

При решении задач использовать геометрическую модель.


Личностные:

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Познавательные УУД

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.


Регулятивные УУД

планировать пути достижения целей.





Метапредметные:

Видеть межпредметную связь в школьном курсе.

Коммуникативные УУД

обучаться основам коммуникативной рефлексии.


27

28

29

30

31

32

IV. Логические задачи и задачи математических олимпиад


комбинированные уроки


6

Решение логических задач. Задачи со спичками. Задачи на сравнение. Решение задач табличным методом.

Предметные:

комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач.


Личностные:

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики.


Метапредметные:

формирование общих способов интеллектуальной деятельности.

Познавательные УУД

выделять характерные причинно-следственные связи


Регулятивные УУД

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


Коммуникативные УУД

строить монологическое контекстное высказывание.

33

34

V. Веселая Математика

Урок - путешествие

«По океану «Задача».


уроки проверки, учета и оценки знаний

2

Представление составленных и решенных задач, кроссвордов, ребусов; докладов, презентаций по вопросам курса.


Предметные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Метапредметные:

владеть устной и письменной речью.

Личностные:

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Коммуникативные УУД

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД

Обучать основам реализации исследовательской деятельности.


Регулятивные УУД

анализировать и сопоставлять свои знания.

35

Итоговый урок

1




  1. Описание учебно-методического

и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Учебно-методический комплекс:

Математика. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [Мерзляк и др.]. – М.:Просвещение, 2016

Математика. 5 класс. Дидактические материалы по математике/ [М. А. Попов]. – М.: Экзамен, 2013

Математика. 5 класс. Сборник практических задач по математике/ [Л. П. Попова]. – М.: Вако, 2012

Математика. 5-6 класс. Внеурочные занятия/ [Т. Б. Алфимова]. – М.: Илекса, 2011





  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты

Личностные УУД

  • ориентация в системе требований при обучении математике;

  • позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

  • умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

  • анализировать условие задачи;

  • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  • применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  • основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.


Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.


Познавательные УУД

Ученик научится:

  • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

  • формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

  • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


Предметные образовательные результаты

Ученик научится:

  • выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом.

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;

  • распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда,

  • определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объём прямоугольного параллелепипеда

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

  • выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений

Ученик получит возможность научиться:

  • научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными.

  • вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.

  • понимать существо понятия алгоритма



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!