СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОД изобразительное искусство.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ДОД изобразительное искусство.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»



Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «____» __________________ 20___ г.

П ротокол № _________

Утверждаю:

Директор МБОУ«________________»

_______________ Фамилия И.О.

от «____» __________________ 20___ г.













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

« Изобразительное искусство »


Базовый уровень


Возраст обучающихся: 11-16лет

Срок реализации: 1 год






Составитель:

Козлова Людмила Викторовна

учитель изобразительного искусства и технологии











Прокопьевский МО, 2021



СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………….4

1.3. Содержание программы ………………………………………………….5

1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………5

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………..7

1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….12

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………..14

2.1. Календарный учебный график …………………………………………14

2.2. Условия реализации программы ………………………………………14

2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………….14

2.4. Оценочные материалы …………………………………………………..15

2.5. Методические материалы ……………………………………………….15

2.6. Список литературы ………………………………………………………16

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..17

















РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность и реализуется в рамках модели «Мейкер» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020г. №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вступили с 01.01.2021г);

  1. Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» от 05.05.2019 г. № 740)

  2. Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Терентьевская СОШ».

Актуальность программы заключается в раскрытие творческого потенциала учащегося, которое происходит при непосредственном включении в творческую изобразительную деятельность. Учащиеся осваивают не только классические художественные знания. и навыки изобразительного творчества, но и самостоятельно придумывают и создают новые художественные образы, тем самым развивая фантазию и художественный вкус

Отличительные особенности программы в том, что она позволяет учащимся выбирать вид творческой деятельности и средства исполнения, исходя из степени подготовленности, что обеспечивает собственную траекторию обучения, позволяет педагогу дифференцировать и индивидуализировать образовательный 6 процесс. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В работе по данной программе педагоги ориентируются на учащихся без особенностей в развитии и к занятиям допускаются без конкурсного отбора и независимо от наличия у них природных способностей.

Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте 11-16 лет . Набор детей добровольный на основании заявления родителей (законных представителей).

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 10 - 15 человек.

Объем и срок освоения программы

Продолжительность образовательного цикла – один учебный год.

Общая продолжительность обучения составляет 34 часа.

Количество лет

Количество месяцев

Количество недель

1

9

34


Режим занятий, периодичность и продолжительность


Год обучен ия

Продолжительн ость занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год

1 час

1 раз

1 час

34 часов

Длительность занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительность одного учебного занятия составляет не более 30 минут.

Форма обучения

Индивидуальная ,очная с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса

Учитываются особенности и содержание работы учебной  группы, исходя из педагогической  целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями – ОВЗ.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие художественно -эстетического вкуса учащихся, образного мышления, чувства цвета, формы через овладение элементами техники рисунка и живописи.

Задачи программы:

1. Личностные:

- способствовать развитию умений и навыков в создании художественных образов рисунка и живописи;

- развивать умения различать выразительные средства изобразительного искусства;

- передачи объема и формы, конструкции предметов.

2. Метапредметные:

 - художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;

-  художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;

- обучение  художественным навыкам и основным простейшим законам изобразительного искусства;                                                                                  

 - обучение практическим умениям в изобразительном творчестве

3. Предметные (образовательные):

- способствовать формированию интереса к творчеству;

- способствовать формированию понимания содержания произведений искусства;

- способствовать формированию умения выражать свои мысли и чувства в рисунке;

- развитию образного мышления, воображения, творческих способностей;

- способствовать формированию умения строить композицию рисунка;

- передавать движения людей и животных, растений;

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план



п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Повторение. Основы

композиции.

1

0,5

0,5

Устный опрос

2. Рисунок

2

Перспектива

1

0,5

0,5

Тестовые задания, практические

упражнения, выставка работ

3

Форма

1

0,5

0,5

4

Пятно

1

0,5

0,5

5

Точка

1

0,5

0,5

6

Линия

1

0,5

0,5

7

Светотень

1

0,5

0,5

8

Статика и динамика форм

1

0,5

0,5

9

Контраст форм

1

0,5

0,5

10

Рисунок предмета с натуры

1

0,5

0,5

3. Живопись

11

Виды и жанры

живописи

1

0,5

0,5

Устный фронтальный опрос, практические упражнения.

12

Роль рисунка в

живописи

1

0,5

0,5

13

Цвет поверхности предмета

1

0,5

0,5

14

Спектральные цвета

1

0,5

0,5

15

Нейтральные цвета

1

0,5

0,5

16

Красочное

настроение

1

0,5

0,5

Выставка работ.

17

Растяжка цвета от насыщенного к

слабонасыщенному

1

0,5

0,5

Выставка работ.

18

Натюрморт

1

0,5

0,5

19

Пейзаж

1

0,5

0,5

4. Декоративное рисование

20

Особенности русских

народных промыслов

1

0,5

0,5

Индивидуальная творческая работа, практические

упражнения по

карточкам, выставка работ.

21

Ритм в орнаменте

1

0,5

0,5

22

Композиционное

построение.

1

0,5

0,5

23

Цвет в орнаменте

1

0,5

0,5

24

Кистевая роспись

1

0,5

0,5

25

Художественная

роспись. Гжель.

1

0,5

0,5

26

Хохломская роспись.

1

0,5

0,5

27

Жостовская роспись.

1

0,5

0,5

28

Городецкая роспись

1

0,5

0,5

6. Нетрадиционные техники рисования

29

Граттаж

1

0,5

0,5

Практические упражнения, устный опрос, творческое задание.

30

Монотипия

1

0,5

0,5

31

Витраж

1

0,5

0,5

32

Батик

1

0,5

0,5

33

Пуантилизм.

1

0,5

0,5

34

Выставка работ.

1


1

Выставка работ.

Итого

34

20

20









1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1.Повторение. Основы композиции.

Теория: повторение правил поведения на занятиях, техники безопасности. Повторение основы композиционного построения работы: композиционный центр, линия горизонта. .

Практика: творческая работа на свободную тему с учетом правил композиции.

Форма контроля: устный опрос

Раздел 2. Рисунок

Тема 2. Перспектива

Теория: перспектива (от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Практика: выполнение практического задания «Нарисовать здание в перспективе»

Форма контроля: устный фронтальный опрос.

Тема 3. Форма.

Теория: Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.

Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Распределение света и тени, форма первична по отношению к свету и тени.

Практика: Выполнение заданий: «Кувшин», «Яблоко».

Форма контроля: Опрос, беседа, практические упражнения.

Тема 4 . Пятно.

Теория: пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно всегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть.

Практика: выполнение заданий: «Сюжетный рисунок»

Форма контроля: беседа, практические упражнения.

Тема 5 . Точка.

Теория: точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов. Из точек может состоять и все изображение.

Практика: выполнение заданий: «Полевые цветы», «Земляника»

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 6. Линия.

Теория: линии придают динамичность композиции. Диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.

Практика: практические задания: «Геометрический орнамент с прямыми и изогнутыми линиями»

Форма контроля: практические упражнения, опрос.

Тема 7. Светотень.

Теория: Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.

Практика: примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица».

Форма контроля: тестовые задания с практическими упражнениями.


Тема 8. Статика и динамика форм.

Теория: Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. «Динамика» в композиции - это движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию), глаза движутся по определенным линиям (направлениям).

Практика: Примерные задания: «Движение в пейзаже», «Движение в натюрморте», «Статичная композиция».

Форма контроля: Выставка работ.

Тема 9. Контраст форм.

Теория: контраст – расположение контрастирующих цветов непосредственно друг около друга. Контрасты делятся на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, пограничный и последовательный.

Практика: выполнение заданий: «Светлотный (ахроматический) контраст», «Светлотный (монохромный) контраст».

Форма контроля: тестовые задания, практические упражнения.

Тема 10. Рисунок предмета с натуры.

Теория: рисования с натуры заключается в следующем: определяется предмет, натура, и рисуют ее так, как мы ее видим со своего места, рисующий не должен изменять своего положения и положения предмета до конца работы.

Практика: выполнение заданий: «Предметы простой формы», «Натюрморт».

Форма контроля: беседа, практические упражнения.

Раздел 3. Живопись.

Тема 11. Виды и жанры живописи.

Теория: живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую. Жанры живописи (фр. genre -- род, вид)-исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Практика: выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Форма контроля: выставка работ

Тема 12. Роль рисунка в живописи.

Теория: рисунок как станковое произведение изобразительного искусства или как вспомогательное средство построения изображения является линейно- графическим выражением объемной формы предмета. Живопись базируется на закономерностях цветового построения реалистической формы.

Практика: «Пейзаж», « Времена года».

Форма контроля: выставка работ

Тема 13. Цвет поверхности предмета.

Теория: предметы имеют свой собственный, присущий им цвет. Однако при определѐнных условиях освещения жѐлтый предмет может казаться оранжевым или зеленоватым, синий - чѐрным или фиолетовым. При отсутствии освещения все предметы будут казаться чѐрными. Но, несмотря на незначительные изменения цвета, мы понимаем, что помидор - красный, а трава - зелѐная.

Практика: «Натюрморт»

Форма контроля: тестовые задания

Тема 14. Спектральные цвета.

Теория: спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра, которые расположены строго друг за другом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Практика: «Радужный пейзаж », «Декоративный натюрморт»,

Форма контроля: практические упражнения

Тема 15. Нейтральные цвета

Теория: ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло- серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практика: выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,«Туман».

Форма контроля: выставка работ.

Тема 16. Красочное настроение.

Теория: деления цветов по насыщенности: яркие и блеклые (малонасыщенные). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чѐрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практик: выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Форма контроля: беседа, практическая работа. Выставка работ.

Тема 17. Растяжка цвета от насыщенного к слабонасыщенному.

Теория: растительные цвета от более насыщенного к слабо насыщенному - это прием отмывки, который позволяет сразу, без поправок, осуществить плавный, незаметный для глаза переход от насыщенного цвета к слабонасыщенному.

Практика: «Жар-птица», «Сказочные кони».

Форма контроля: практические упражнения по карточкам.

Тема 18. Натюрморт.

Теория: натюрмо рт (фр. nature morte — «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, предметов быта, музыкальных инструментов, фрукты, овощи, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.

Практика: «Натюрморт из фруктов», «Чайный сервиз».

Форма контроля: выставка работ.

Тема 19. Пейзаж.

Теория: Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображѐнная человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаѐтся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Практика: «Времена года», «Цветущая сирень».

Форма контроля: Практические упражнения.

Раздел 4. Декоративное рисование Тема 20. Особенности русских народных промыслов.

Теория: народные промыслы, сохранившиеся в разных уголках мира, представляют собой важнейший пласт народной культуры. Изделия народных промыслов хранят в себе следы аутентичных практик разных народов. В связи с этим, многочисленные виды народных промыслов составляют неотъемлемую часть культурного наследия того или иного народа.

Практика: выполнение заданий: Особенности росписи различных поверхностей (ткани, пластмасса, кожа, дерево)

Форма контроля: практические упражнения по карточкам.

Тема 21. Ритм в орнаменте.

Теория: Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая

повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.

Практика: «Поднос круглый», «Шарф».

Форма контроля: Выставка работ.

Тема 22.Композиционное построение.

Теория: существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт. Розетта - замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Бордюр- замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Раппорт -статический сетчатый орнамент - это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.

Практика: выполнение заданий: «Орнамент в круге», «Орнамент в полосе».

Форма контроля: беседа, практическое задание.

Тема 23 .Цвет в орнаменте.

Теория: в орнаменте, как и во всех видах творчества, очень важную роль играет цвет. Это гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Все цвета в орнаменте должны чередоваться в определенном порядке. Всякое изменение его расцветки будет отражаться на композиции в целом.

Практика: выполнение заданий: «Русский костюм», «Русский кокошник».

Форма контроля: выставка работ.

Тема 24. Кистевая роспись.

Теория: кистевой или свободно-кистевой роспись назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна

мастерам Киевской Руси.

Практика: выполнение заданий: «Травный орнамент», Узор «Ягодка», Узор «Цветок».

Форма контроля: практические упражнения по карточкам.

Тема 25. Художественная роспись. Гжель.

Теория: гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет своей популярности. Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст».

Практика: «Тарелка», «Чайник»

Форма контроля: индивидуальная творческая работа.

Тема 26. Хохломская роспись.

Теория: хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла

– использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.

Практика: «Ложка», «Ваза».

Форма контроля: практические упражнения.

Тема 27. Жостовская роспись.

Теория: жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Роспись кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщѐнностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках.

Практика: «Поднос овальный», «Туесок».

Форма контроля: практические упражнения

Тема 28. Городецкая роспись.

Теория: городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Практика: «Шкатулка», «Доска», «Элементы мебели».

Форма контроля: выставка работ

Раздел 6. Нетрадиционные техники рисования.

Тема 29. Граттаж

Теория: граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Выполняется работа в три этапа (Цветные пятна, воск, тѐмный фон).

Практика: «Космос», «Цветочная поляна».

Форма контроля: практическое упражнение.

Тема 30. Монотипия.

Теория: моноти пия (от моно и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции.

Практика: «Бабочка», «Маки».

Форма контроля: творческое задание.

Форма контроля: творческое задание.

Тема 31. Витраж.

Теория: витраж - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», что означает стекло. С давних пор витраж использовался в храмах.

Практика: «Черепаха», «Декоративный кот».

Форма контроля: творческое задание.

Тема 32. Батик

Теория: батик-роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром), который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаѐт неповторимый эффект росписи.

Практика: «Улитка», «Декоративная сова».

Форма контроля: творческое задание. Опрос.

Тема 33. Пуантилизм.

Теория: Пуантилизм- нетрадиционная техника рисования. Пуантилизм- это такой способ рисования, который был придуман импрессионистами в конце XIX века. Пуантилисты создавали свои рисунки, не смешивая краски на палитре, они наносили на холст точки или отдельные мазки разного цвета.

Практика: «Пейзаж», «Цветы».

Форма контроля: творческое задание.

Тема 34. Выставка работ.

1.4. Планируемые результаты

По окончанию программы обучения учащийся будет знать:

- отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

- разнообразие возможных выразительных средств изображения;

- значение понятий: живопись, рисунок, декоративное рисование, нетрадиционные техники рисования;

- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

Будет уметь:

- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

- анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;

- работать в определённой цветовой гамме;

- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

Регулятивные УУД:

-способность справляться с жизненными задачами;

-планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;

-контролировать своё время и управлять им;

-решать задачи;

-принимать решения и вести переговоры

Познавательные УУД:

-формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;

-владение различными техниками работы с материалами;

-приобретение практических навыков различного вида мастерства.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и художественной форме;

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы, находить ответы.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график


Количество учебных недель – 34 недели.

Количество учебных дней –210 дней.

Продолжительность каникул –92 дня.

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –– 01 сентября – 31 мая.

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

  • наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;

  • обеспеченность учащихся необходимыми материалами.

Техническое обеспечение:

-- компьютер с выходом в интернет

  • доска или мольберт для демонстрации выполнения работы

  • художественный набор (краски гуашь, акварель, кисти белка и щетинка разных размеров, стакан-непроливайка, палитра, листы формата А3, цветные карандаши)

  • набор витражных красок, набор для батика.

2. Информационное обеспечение:

  • научно-популярные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии по изобразительному творчеству, специальная литература;

  • альбомы с образцами мирового искусства;

  • портреты художников;

  • видео «Музеи России. Эрмитаж»;

  • коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»;

  • видео «Шедевры русской живописи»;

  • коллекция для видео «Видеоматериалы по темам;

  • учебные презентации.

- методические пособия;

- конспекты занятий;

- дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

3. Кадровое обеспечения

Реализацию данной дополнительной общеразвивающей программы осуществляет учитель изобразительного искусства и технологии (образование высшее профессиональное).

2.3. Формы аттестации / контроля


  1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

-творческое задание

-устный опрос

-тестовые задания

-практические упражнения

-индивидуальная творческая работа

-практические упражнения по карточкам

  1. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

-выставка работ.

2.4. Оценочные материалы

Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, сотрудничество в группе. Для анализа различных показателей педагог использует диагностические карты.

Для входного контроля используется диагностическая карта (Приложение1) по выявлению первоначальных знаний, умений и навыков.

Для выявления ошибок и успехов в работах учащихся применяется текущий контроль: беседа, опрос, практические упражнения, выставка работ, тестовые задания. (Приложение2)

Промежуточный контроль – проверка уровня освоения детьми программы по каждому разделу: выставка творческих индивидуальных работ.

Итоговый контроль - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения. Учащиеся выполняют творческие задания и тестирование. Оценка тестирования осуществляется по 10-балльной системе педагогом. (Приложение3)

2.5. Методические материалы

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность учащихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

  1. словесные методы (рассказ, беседа);

  2. наглядные (показ, демонстрация и пр.);

  3. практические (самостоятельная творческая деятельность).

В процессе реализации программы используются личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технологии, технология проектной деятельности и коллективного творчества, что способствует лучшему освоению материала программы, развитию технических способностей учащихся, метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.

Алгоритм учебного занятия

  • организационный момент (актуализация знаний): знакомство учащихся с новыми инструментами и приемами;

  • просмотр последовательности выполнения работы;

  • выполнение практического задания;

  • подведение итогов: обсуждение выполненных работ, выставка.

Подведение итогов проходит в формах, как: беседа, демонстрация и выставка работ.

Дидактические материалы

п/п

Название наглядного пособия

Репродукции картин художников.

Образцы рисунков в технике: рисунок, живопись, декоративное рисование, нетрадиционные техники.

Наглядное пособие «Способы получения изображения»

Наглядное пособие последовательное рисование росписи

Наглядное пособие свето-тонового решения предметов


2.6. Список литературы

Основная литература:

Для педагога и учащихся:

1.

- Базанова, М.Д. Пленэ. Изобразительное искусство: учебное пособие/ М.Д.

-Базанова. – М.: Изобразительное искусство, 1994, 123 с.

2.

- Белашов, А. М. Как рисовать животных: учебное пособие/ А. М. Белашов.

М.: Юный художник, 2002, 34 с.

3.

- Брагинский, В.Э. Пастель: учебное пособие/ В.Э. Брагинский. – М.: Юный

художник, 2002., 89 с.

4.

- Дикинс, Р. Как научиться рисовать лица: учеб. пособие/ Р. Дикинс, Я.

- Маккафферти. – М.: РОСМЭН, 2002, 165с.

5.

- Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей:

учеб. пособие/ Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2001. 159 с;

6.

- Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник: учеб. пособие/

М.Г. Дрезнина, – М.: ЮВЕНТА, 2002.78 с.

7.

- Иванов, В. И. О тоне и цвете: учеб. пособие/ В. И. Иванов. – М.: Юный

художник, 2002. 35с.

8.

- Комарова, Т.С. Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве: учеб. пособие/ Т.С. Комарова, А. В. Размыслова – М.:

Педагогическое общество России, 2002, 78 с.

9.

- Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке: учеб.

пособие/ Л. В. Компанцева – М.: Просвещение, 1985, 155 с.

10.

- Михайлов, А.М. Искусство акварели: учеб. пособие/ А.М. Михайлов, – М.:

Изобразительное искусство, 1995, 78с.

11.

-Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд:

учеб. пособие/Б.М. Неменский– М.: МИПКРО, 2003, 109 с.

13.

- Панов, В. П. Искусство силуэта: учеб. пособие/ В. П.Панов – М.: Юный

художник, 2005, 56с.

14.

- Юный художник, 2006, 43с.

Интернет-ресурсы:

- Новые направления [Электронный ресурс] / Центр интерактивного онлайн образования. Режим доступа: https://newdirections.ru/conferences - Загл. с экрана.

- Секреты мастеров – Время твоего развития [Электронный ресурс] / Международный центр онлайн обучения. Режим доступа: https://www.mastersecrets.ru/ - Загл.с экрана

- http://nsportal.ru

- http://pedsovet.su


Приложение 1. Оценочные материалы

Диагностическая карта для входного контроля


№ п/ п

Ф И

Понимание основных

средств изобразител ьного

творчества

Воображ ение и фантазия

Внима ние

Память

Образн ое

мышле ние

Аккура тность

Трудол юбие

Дисциплинирова нность













Приложение 2.

Таблица выполнения творческих работ по разделам программы

«Изобразительное искусство »



п/п

ФИ ребенка

Название творческой работы

Степень самостоятельности в творческом поиске

Развитие эстетического вкуса и чувства меры

Соответствие ЗУН программе обучения

Уровень качества изготовленного изделия

Мастерство, культура, техника исполнения

Сумма баллов

1









2









3










Характеристики результативности

  1. балл – слабо справляется с заданием, низкий уровень качества выполнения работы

  2. балла – обращается к помощи педагога, выполняет задание самостоятельно медленно

  3. балла – полностью выполняет работу самостоятельно, помогает другим детям

Приложение 2.

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса учащихся

на выявление уровня знаний теоретического материала



Фами



Ответы (в


лия,

Перечень вопросов

баллах)

Оценка

имя



Правильный


ребѐн



ответ


ка






1

Какие цвета нужно смешать, чтобы





получить



-оранжевый цвет



-Фиолетовый



-зелѐный


2

Какие цвета относятся к тѐплой





гамме?


3

Какие цвета относятся к холодной

гамме?



4

Что такое симметрия? Какие

предметы имеют симметричную форму?



5

Какие геометрические фигуры ты

знаешь?



6

Чем отличаются предметы,

изображенные на первом и дальнем планах?



7

Какая разница между вертикальным и

горизонтальным форматом листа?



8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных

частей)?



9.

Что такое орнамент?









  1. балла – полностью выполняет работу самостоятельно, помогает другим детям

















31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!