Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____» __________________ 20___ г. П ротокол № _________ | Утверждаю: Директор МБОУ«________________» _______________ Фамилия И.О. от «____» __________________ 20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
« Изобразительное искусство »
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 11-16лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Козлова Людмила Викторовна
учитель изобразительного искусства и технологии
Прокопьевский МО, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ………………………………………………… 3 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………….4 1.3. Содержание программы ………………………………………………….5 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………5 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………..7 1.4. Планируемые результаты ……………………………………………….12 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………………………………………………..14 2.1. Календарный учебный график …………………………………………14 2.2. Условия реализации программы ………………………………………14 2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………….14 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………..15 2.5. Методические материалы ……………………………………………….15 2.6. Список литературы ………………………………………………………16 ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..17 | |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» имеет художественно-эстетическую направленность и реализуется в рамках модели «Мейкер» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вступили с 01.01.2021г);
Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» от 05.05.2019 г. № 740)
Устав и локальные нормативные акты МБОУ «Терентьевская СОШ».
Актуальность программы заключается в раскрытие творческого потенциала учащегося, которое происходит при непосредственном включении в творческую изобразительную деятельность. Учащиеся осваивают не только классические художественные знания. и навыки изобразительного творчества, но и самостоятельно придумывают и создают новые художественные образы, тем самым развивая фантазию и художественный вкус
Отличительные особенности программы в том, что она позволяет учащимся выбирать вид творческой деятельности и средства исполнения, исходя из степени подготовленности, что обеспечивает собственную траекторию обучения, позволяет педагогу дифференцировать и индивидуализировать образовательный 6 процесс. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В работе по данной программе педагоги ориентируются на учащихся без особенностей в развитии и к занятиям допускаются без конкурсного отбора и независимо от наличия у них природных способностей.
Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте 11-16 лет . Набор детей добровольный на основании заявления родителей (законных представителей).
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью 10 - 15 человек.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность образовательного цикла – один учебный год.
Общая продолжительность обучения составляет 34 часа.
Количество лет | Количество месяцев | Количество недель |
1 | 9 | 34 |
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Год обучен ия | Продолжительн ость занятия | Количество занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 год | 1 час | 1 раз | 1 час | 34 часов |
Длительность занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий продолжительность одного учебного занятия составляет не более 30 минут.
Форма обучения
Индивидуальная ,очная с применением дистанционных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Учитываются особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по подгруппам, индивидуально.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями – ОВЗ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие художественно -эстетического вкуса учащихся, образного мышления, чувства цвета, формы через овладение элементами техники рисунка и живописи.
Задачи программы:
1. Личностные:
- способствовать развитию умений и навыков в создании художественных образов рисунка и живописи;
- развивать умения различать выразительные средства изобразительного искусства;
- передачи объема и формы, конструкции предметов.
2. Метапредметные:
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к изобразительному искусству;
- обучение художественным навыкам и основным простейшим законам изобразительного искусства;
- обучение практическим умениям в изобразительном творчестве
3. Предметные (образовательные):
- способствовать формированию интереса к творчеству;
- способствовать формированию понимания содержания произведений искусства;
- способствовать формированию умения выражать свои мысли и чувства в рисунке;
- развитию образного мышления, воображения, творческих способностей;
- способствовать формированию умения строить композицию рисунка;
- передавать движения людей и животных, растений;
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Повторение. Основы композиции. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный опрос |
2. Рисунок |
2 | Перспектива | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовые задания, практические упражнения, выставка работ |
3 | Форма | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Пятно | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Точка | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Линия | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Светотень | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Статика и динамика форм | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Контраст форм | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Рисунок предмета с натуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. Живопись |
11 | Виды и жанры живописи | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный фронтальный опрос, практические упражнения. |
12 | Роль рисунка в живописи | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Цвет поверхности предмета | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Спектральные цвета | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Нейтральные цвета | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Красочное настроение | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ. |
17 | Растяжка цвета от насыщенного к слабонасыщенному | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка работ. |
18 | Натюрморт | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Пейзаж | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. Декоративное рисование |
20 | Особенности русских народных промыслов | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная творческая работа, практические упражнения по карточкам, выставка работ. |
21 | Ритм в орнаменте | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Композиционное построение. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Цвет в орнаменте | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Кистевая роспись | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Художественная роспись. Гжель. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Хохломская роспись. | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Жостовская роспись. | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Городецкая роспись | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. Нетрадиционные техники рисования |
29 | Граттаж | 1 | 0,5 | 0,5 | Практические упражнения, устный опрос, творческое задание. |
30 | Монотипия | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Витраж | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Батик | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Пуантилизм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Выставка работ. | 1 | | 1 | Выставка работ. |
Итого | 34 | 20 | 20 | |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1.Повторение. Основы композиции.
Теория: повторение правил поведения на занятиях, техники безопасности. Повторение основы композиционного построения работы: композиционный центр, линия горизонта. .
Практика: творческая работа на свободную тему с учетом правил композиции.
Форма контроля: устный опрос
Раздел 2. Рисунок
Тема 2. Перспектива
Теория: перспектива (от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Практика: выполнение практического задания «Нарисовать здание в перспективе»
Форма контроля: устный фронтальный опрос.
Тема 3. Форма.
Теория: Форма предмета – видимое расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек и линий.
Форма – одна их основополагающих характеристик объекта, которой оперирует художник. С формой связаны и другие зрительно воспринимаемые признаки предмета. Распределение света и тени, форма первична по отношению к свету и тени.
Практика: Выполнение заданий: «Кувшин», «Яблоко».
Форма контроля: Опрос, беседа, практические упражнения.
Тема 4 . Пятно.
Теория: пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Пятно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно всегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. Пятна в изображении составляют большую его часть.
Практика: выполнение заданий: «Сюжетный рисунок»
Форма контроля: беседа, практические упражнения.
Тема 5 . Точка.
Теория: точка - это очень меленький элемент в изображении. Например, отдельно лежащая меленькая ягода в натюрморте или небольшие полевые цветы на фоне огромного поля можно считать точками. Для композиции они служат в качестве центра или для уравновешивания других более крупных объектов. Из точек может состоять и все изображение.
Практика: выполнение заданий: «Полевые цветы», «Земляника»
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 6. Линия.
Теория: линии придают динамичность композиции. Диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
Практика: практические задания: «Геометрический орнамент с прямыми и изогнутыми линиями»
Форма контроля: практические упражнения, опрос.
Тема 7. Светотень.
Теория: Распределение света и тени на всем, что нас окружает в мире, называется светотенью. Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму. Чем достовернее переданы взаимоотношения между светом и тенью, тем объемнее и живее будет выглядеть нарисованный нами мир. Поэтому одной из первостепенных задач для художника стоит грамотное изображение светотени.
Практика: примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица».
Форма контроля: тестовые задания с практическими упражнениями.
Тема 8. Статика и динамика форм.
Теория: Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. «Динамика» в композиции - это движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию), глаза движутся по определенным линиям (направлениям).
Практика: Примерные задания: «Движение в пейзаже», «Движение в натюрморте», «Статичная композиция».
Форма контроля: Выставка работ.
Тема 9. Контраст форм.
Теория: контраст – расположение контрастирующих цветов непосредственно друг около друга. Контрасты делятся на два вида: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой). В каждом из названных контрастов в свою очередь различаются контрасты: одновременный, пограничный и последовательный.
Практика: выполнение заданий: «Светлотный (ахроматический) контраст», «Светлотный (монохромный) контраст».
Форма контроля: тестовые задания, практические упражнения.
Тема 10. Рисунок предмета с натуры.
Теория: рисования с натуры заключается в следующем: определяется предмет, натура, и рисуют ее так, как мы ее видим со своего места, рисующий не должен изменять своего положения и положения предмета до конца работы.
Практика: выполнение заданий: «Предметы простой формы», «Натюрморт».
Форма контроля: беседа, практические упражнения.
Раздел 3. Живопись.
Тема 11. Виды и жанры живописи.
Теория: живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую. Жанры живописи (фр. genre -- род, вид)-исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Практика: выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Форма контроля: выставка работ
Тема 12. Роль рисунка в живописи.
Теория: рисунок как станковое произведение изобразительного искусства или как вспомогательное средство построения изображения является линейно- графическим выражением объемной формы предмета. Живопись базируется на закономерностях цветового построения реалистической формы.
Практика: «Пейзаж», « Времена года».
Форма контроля: выставка работ
Тема 13. Цвет поверхности предмета.
Теория: предметы имеют свой собственный, присущий им цвет. Однако при определѐнных условиях освещения жѐлтый предмет может казаться оранжевым или зеленоватым, синий - чѐрным или фиолетовым. При отсутствии освещения все предметы будут казаться чѐрными. Но, несмотря на незначительные изменения цвета, мы понимаем, что помидор - красный, а трава - зелѐная.
Практика: «Натюрморт»
Форма контроля: тестовые задания
Тема 14. Спектральные цвета.
Теория: спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра, которые расположены строго друг за другом (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Практика: «Радужный пейзаж », «Декоративный натюрморт»,
Форма контроля: практические упражнения
Тема 15. Нейтральные цвета
Теория: ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло- серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практика: выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,«Туман».
Форма контроля: выставка работ.
Тема 16. Красочное настроение.
Теория: деления цветов по насыщенности: яркие и блеклые (малонасыщенные). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чѐрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практик: выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Форма контроля: беседа, практическая работа. Выставка работ.
Тема 17. Растяжка цвета от насыщенного к слабонасыщенному.
Теория: растительные цвета от более насыщенного к слабо насыщенному - это прием отмывки, который позволяет сразу, без поправок, осуществить плавный, незаметный для глаза переход от насыщенного цвета к слабонасыщенному.
Практика: «Жар-птица», «Сказочные кони».
Форма контроля: практические упражнения по карточкам.
Тема 18. Натюрморт.
Теория: натюрмо рт (фр. nature morte — «мертвая природа») — изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, предметов быта, музыкальных инструментов, фрукты, овощи, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.
Практика: «Натюрморт из фруктов», «Чайный сервиз».
Форма контроля: выставка работ.
Тема 19. Пейзаж.
Теория: Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображѐнная человеком природа. В пейзажном произведении особое значение придаѐтся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Практика: «Времена года», «Цветущая сирень».
Форма контроля: Практические упражнения.
Раздел 4. Декоративное рисование Тема 20. Особенности русских народных промыслов.
Теория: народные промыслы, сохранившиеся в разных уголках мира, представляют собой важнейший пласт народной культуры. Изделия народных промыслов хранят в себе следы аутентичных практик разных народов. В связи с этим, многочисленные виды народных промыслов составляют неотъемлемую часть культурного наследия того или иного народа.
Практика: выполнение заданий: Особенности росписи различных поверхностей (ткани, пластмасса, кожа, дерево)
Форма контроля: практические упражнения по карточкам.
Тема 21. Ритм в орнаменте.
Теория: Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая
повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Практика: «Поднос круглый», «Шарф».
Форма контроля: Выставка работ.
Тема 22.Композиционное построение.
Теория: существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт. Розетта - замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. Бордюр- замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Раппорт -статический сетчатый орнамент - это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом, образуя сетку.
Практика: выполнение заданий: «Орнамент в круге», «Орнамент в полосе».
Форма контроля: беседа, практическое задание.
Тема 23 .Цвет в орнаменте.
Теория: в орнаменте, как и во всех видах творчества, очень важную роль играет цвет. Это гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Все цвета в орнаменте должны чередоваться в определенном порядке. Всякое изменение его расцветки будет отражаться на композиции в целом.
Практика: выполнение заданий: «Русский костюм», «Русский кокошник».
Форма контроля: выставка работ.
Тема 24. Кистевая роспись.
Теория: кистевой или свободно-кистевой роспись назвали потому, что наносится она при помощи мягкой кисти, свободным мазком. Техника исполнения растительного орнамента в свободной живописной манере была известна
мастерам Киевской Руси.
Практика: выполнение заданий: «Травный орнамент», Узор «Ягодка», Узор «Цветок».
Форма контроля: практические упражнения по карточкам.
Тема 25. Художественная роспись. Гжель.
Теория: гжель – это традиционный промысел славян. Роспись на керамике, выполненная в кобальтовых оттенках и сочетающая гармонию рисунка и орнамента, на протяжении многих веков не теряет своей популярности. Свое наименование ремесло получило благодаря району в Подмосковье, известному под названием «Гжельский куст».
Практика: «Тарелка», «Чайник»
Форма контроля: индивидуальная творческая работа.
Тема 26. Хохломская роспись.
Теория: хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий из древесины. Отличительная черта промысла
– использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.
Практика: «Ложка», «Ваза».
Форма контроля: практические упражнения.
Тема 27. Жостовская роспись.
Теория: жостовская роспись — русский народный художественный промысел. Роспись кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года. В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщѐнностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках.
Практика: «Поднос овальный», «Туесок».
Форма контроля: практические упражнения
Тема 28. Городецкая роспись.
Теория: городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Практика: «Шкатулка», «Доска», «Элементы мебели».
Форма контроля: выставка работ
Раздел 6. Нетрадиционные техники рисования.
Тема 29. Граттаж
Теория: граттаж - это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом. Выполняется работа в три этапа (Цветные пятна, воск, тѐмный фон).
Практика: «Космос», «Цветочная поляна».
Форма контроля: практическое упражнение.
Тема 30.
Монотипия.
Теория: моноти пия (от моно и греч. τυπος — отпечаток) — вид печатной графики. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции.
Практика: «Бабочка», «Маки».
Форма контроля: творческое задание.
Форма контроля: творческое задание.
Тема 31. Витраж.
Теория: витраж - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum», что означает стекло. С давних пор витраж использовался в храмах.
Практика: «Черепаха», «Декоративный кот».
Форма контроля: творческое задание.
Тема 32. Батик
Теория: батик-роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром), который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаѐт неповторимый эффект росписи.
Практика: «Улитка», «Декоративная сова».
Форма контроля: творческое задание. Опрос.
Тема 33. Пуантилизм
. Теория: Пуантилизм- нетрадиционная техника рисования. Пуантилизм- это такой способ рисования, который был придуман импрессионистами в конце XIX века. Пуантилисты создавали свои рисунки, не смешивая краски на палитре, они наносили на холст точки или отдельные мазки разного цвета.
Практика: «Пейзаж», «Цветы».
Форма контроля: творческое задание.
Тема 34. Выставка работ
. 1.4. Планируемые результаты
По окончанию программы обучения учащийся будет знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- разнообразие возможных выразительных средств изображения;
- значение понятий: живопись, рисунок, декоративное рисование, нетрадиционные техники рисования;
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
Будет уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
- работать в определённой цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
- сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
- решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
Регулятивные УУД:
-способность справляться с жизненными задачами;
-планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
-контролировать своё время и управлять им;
-решать задачи;
-принимать решения и вести переговоры
Познавательные УУД:
-формирование знаний об истории и современных направлениях развития декоративно-прикладного творчества;
-владение различными техниками работы с материалами;
-приобретение практических навыков различного вида мастерства.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме;
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, находить ответы.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 34 недели.
Количество учебных дней –210 дней.
Продолжительность каникул –92 дня.
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов –– 01 сентября – 31 мая.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;
обеспеченность учащихся необходимыми материалами.
Техническое обеспечение:
-- компьютер с выходом в интернет
доска или мольберт для демонстрации выполнения работы
художественный набор (краски гуашь, акварель, кисти белка и щетинка разных размеров, стакан-непроливайка, палитра, листы формата А3, цветные карандаши)
набор витражных красок, набор для батика.
2. Информационное обеспечение:
научно-популярные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии по изобразительному творчеству, специальная литература;
альбомы с образцами мирового искусства;
портреты художников;
видео «Музеи России. Эрмитаж»;
коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»;
видео «Шедевры русской живописи»;
коллекция для видео «Видеоматериалы по темам;
учебные презентации.
- методические пособия;
- конспекты занятий;
- дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
3. Кадровое обеспечения
Реализацию данной дополнительной общеразвивающей программы осуществляет учитель изобразительного искусства и технологии (образование высшее профессиональное).
2.3. Формы аттестации / контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
-творческое задание
-устный опрос
-тестовые задания
-практические упражнения
-индивидуальная творческая работа
-практические упражнения по карточкам
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
-выставка работ.
2.4. Оценочные материалы
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, сотрудничество в группе. Для анализа различных показателей педагог использует диагностические карты.
Для входного контроля используется диагностическая карта (Приложение1) по выявлению первоначальных знаний, умений и навыков.
Для выявления ошибок и успехов в работах учащихся применяется текущий контроль: беседа, опрос, практические упражнения, выставка работ, тестовые задания. (Приложение2)
Промежуточный контроль – проверка уровня освоения детьми программы по каждому разделу: выставка творческих индивидуальных работ.
Итоговый контроль - определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения. Учащиеся выполняют творческие задания и тестирование. Оценка тестирования осуществляется по 10-балльной системе педагогом. (Приложение3)
2.5. Методические материалы
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность учащихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
словесные методы (рассказ, беседа);
наглядные (показ, демонстрация и пр.);
практические (самостоятельная творческая деятельность).
В процессе реализации программы используются личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технологии, технология проектной деятельности и коллективного творчества, что способствует лучшему освоению материала программы, развитию технических способностей учащихся, метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.
Алгоритм учебного занятия
организационный момент (актуализация знаний): знакомство учащихся с новыми инструментами и приемами;
просмотр последовательности выполнения работы;
выполнение практического задания;
подведение итогов: обсуждение выполненных работ, выставка.
Подведение итогов проходит в формах, как: беседа, демонстрация и выставка работ.
Дидактические материалы
№ п/п | Название наглядного пособия |
| Репродукции картин художников. |
| Образцы рисунков в технике: рисунок, живопись, декоративное рисование, нетрадиционные техники. |
| Наглядное пособие «Способы получения изображения» |
| Наглядное пособие последовательное рисование росписи |
| Наглядное пособие свето-тонового решения предметов |
2.6. Список литературы
Основная литература:
Для педагога и учащихся:
1. | - Базанова, М.Д. Пленэ. Изобразительное искусство: учебное пособие/ М.Д. -Базанова. – М.: Изобразительное искусство, 1994, 123 с. |
2. | - Белашов, А. М. Как рисовать животных: учебное пособие/ А. М. Белашов. М.: Юный художник, 2002, 34 с. |
3. | - Брагинский, В.Э. Пастель: учебное пособие/ В.Э. Брагинский. – М.: Юный художник, 2002., 89 с. |
4. | - Дикинс, Р. Как научиться рисовать лица: учеб. пособие/ Р. Дикинс, Я. - Маккафферти. – М.: РОСМЭН, 2002, 165с. |
5. | - Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: учеб. пособие/ Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2001. 159 с; |
6. | - Дрезнина, М. Г. Каждый ребенок – художник: учеб. пособие/ М.Г. Дрезнина, – М.: ЮВЕНТА, 2002.78 с. |
7. | - Иванов, В. И. О тоне и цвете: учеб. пособие/ В. И. Иванов. – М.: Юный художник, 2002. 35с. |
8. | - Комарова, Т.С. Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве: учеб. пособие/ Т.С. Комарова, А. В. Размыслова – М.: Педагогическое общество России, 2002, 78 с. |
9. | - Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке: учеб. пособие/ Л. В. Компанцева – М.: Просвещение, 1985, 155 с. |
10. | - Михайлов, А.М. Искусство акварели: учеб. пособие/ А.М. Михайлов, – М.: Изобразительное искусство, 1995, 78с. |
11. | -Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: учеб. пособие/Б.М. Неменский– М.: МИПКРО, 2003, 109 с. |
13. | - Панов, В. П. Искусство силуэта: учеб. пособие/ В. П.Панов – М.: Юный художник, 2005, 56с. |
14. | - Юный художник, 2006, 43с. |
Интернет-ресурсы:
- Новые направления [Электронный ресурс] / Центр интерактивного онлайн образования. Режим доступа: https://newdirections.ru/conferences - Загл. с экрана.
- Секреты мастеров – Время твоего развития [Электронный ресурс] / Международный центр онлайн обучения. Режим доступа: https://www.mastersecrets.ru/ - Загл.с экрана
- http://nsportal.ru
- http://pedsovet.su
Приложение 1. Оценочные материалы
Диагностическая карта для входного контроля
№ п/ п | Ф И | Понимание основных средств изобразител ьного творчества | Воображ ение и фантазия | Внима ние | Память | Образн ое мышле ние | Аккура тность | Трудол юбие | Дисциплинирова нность |
| | | | | | | | | |
Приложение 2.
Таблица выполнения творческих работ по разделам программы
«Изобразительное искусство »
№ п/п | ФИ ребенка | Название творческой работы | Степень самостоятельности в творческом поиске | Развитие эстетического вкуса и чувства меры | Соответствие ЗУН программе обучения | Уровень качества изготовленного изделия | Мастерство, культура, техника исполнения | Сумма баллов |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
Характеристики результативности
балл – слабо справляется с заданием, низкий уровень качества выполнения работы
балла – обращается к помощи педагога, выполняет задание самостоятельно медленно
балла – полностью выполняет работу самостоятельно, помогает другим детям
Приложение 2.
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса учащихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Фами | | | Ответы (в | |
лия, | № | Перечень вопросов | баллах) | Оценка |
имя | | | Правильный | |
ребѐн | | | ответ | |
ка | | | | |
| 1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы | | |
| | получить |
| | -оранжевый цвет |
| | -Фиолетовый |
| | -зелѐный |
| 2 | Какие цвета относятся к тѐплой | | |
| | гамме? |
| 3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | | |
4 | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | | |
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? | | |
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | | |
7 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | | |
8 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? | | |
9. | Что такое орнамент? | | |
балла – полностью выполняет работу самостоятельно, помогает другим детям
31