МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Рассмотрено на заседании ШМО филологического цикла протокол №5 от12.02.2020г. | Согласовано: зам. директора по УВР _________/Г. С. Миранова/ 13.02.2020г. | Утверждаю: Директор школы: ______/Т. Н. Мурадханова/ 13.02.2020г. |
ПРОГРАММА
элективного курса по литературе
для 11 класса
«Литература родного края ХХ вв.ые образы откуественной культуры»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
О. И. Атанасова
2020-2021 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аннотация …………………………………………………………….3
Пояснительная записка……………………………………………….5
Требования к уровню подготовки учащихся………………………7
Содержание курса…………………………………………………….8
Тематическое планирование…………………………………………10
Литература…………………………………………………………….12
АННОТАЦИЯ.
Программа элективного курса «Литература родного края XX века» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы (как профильных, так и непрофильных). Курс, построенный на хронологической основе, рассчитан на 17 часов. Его изучение более целесообразно в 11 классе, параллельно с изучением литературы XX века и новейшей литературы. Также допустимо проведение занятий и в первом полугодии 11 класса, и в 9 предпрофильном, и 10 классе (в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности учащихся и возможностей учителя).
Основу содержания элективного курса «Литература родного края XX века» составляет материал о жизни и творчестве писателей и поэтов Ставропольского края XX века.
На нашей земле в этот период создавали свои произведения многие известные писатели и поэты, изучение творчества которых не входит
в базовую программу. В данный элективный курс, включено знакомство с творчеством наиболее значимых из них, таких как В.Г. Гнеушева, И.В. Кашпурова, А.Т. Губина, В.П. Бутенко, Г. С. Фатеева, А. Е. Екимцева и др. Среди перечисленных есть те, чьи имена уже заняли место в литературных энциклопедиях, а также имена наших современников.
Основные цели элективного курса:
дать возможность учащимся более глубоко и разносторонне изучить литературу родного края XX века,
познакомить учащихся с жизнью писателей-земляков, сформировать представление об их творчестве,
приобщить учащихся к исследовательской работе в области литературного краеведения,
развивать познавательную активность в процессе овладения навыками исследования,
нацелить на дальнейшую работу по изучения творчества ульяновских литераторов,
воспитывать чувство гордости за свой родной край, столь богатый талантливыми прозаиками и поэтами.
Достоинством данного курса является предоставляемая учащимся возможность личных творческих встреч с ныне живущими в нашем крае, районе, селе и создающими свои произведения поэтами и писателями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Литература родного края XX века» предназначен для учащихся 11 класса средних общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов. Программа составлена в соответствии с федеральным Базисным учебным планом, приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края от 12. 05.2004 г. No331-пр «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ставропольского края.
Региональный базисный учебный план филологического образования в школах Ставропольского края предполагает наличие регионального компонента в содержании учебных дисциплин. Сочетание уроков основного курса литературы с уроками филологического краеведения даёт возможность формирования у учащихся более полного представления о творчестве писателей - земляков.
Для наиболее глубокого изучения творчества современных писателей и поэтов, наших земляков, будет целесообразным выведение данного материала в элективный курс «Литература родного края XX века».
Программа элективного курса «Литература родного края XX века» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы (как профильных, так и непрофильных). Курс, построенный на хронологической основе, рассчитан на 17 часов. Его изучение более целесообразно в 11 классе, параллельно с изучением литературы XX века и новейшей литературы. Также допустимо проведение занятий и в 9 предпрофильном, и в 10 классе (в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности учащихся и возможностей учителя).
Программа составлена с учётом рекомендаций о региональном компоненте содержания образования в области филологии. Основу содержания элективного курса «Литература родного края XX века» составляет материал о жизни и творчестве писателей и поэтов Ставропольского края XX века.
На нашей земле в этот период создавали свои произведения многие известные писатели и поэты, изучение творчества которых не входит
в базовую программу. В данный элективный курс, включено знакомство с творчеством наиболее значимых из них, таких как В.Г. Гнеушева, И.В. Кашпурова, А.Т. Губина, В.П. Бутенко, Г. С. Фатеева, А. Е. Екимцева и др. Среди перечисленных есть те, чьи имена уже заняли место в литературных энциклопедиях, а также имена наших современников.
Достоинством данного курса является предоставляемая учащимся возможность личных творческих встреч с ныне живущими в нашем селе, районе, крае и создающими свои произведения поэтами и писателями.
В курсе предполагается использование разнообразных форм деятельности учащихся: исследовательская работа с текстом, со справочной и научной литературой, краеведческими материалами и публикациями в периодической печати, подготовка сообщений.
При изучении тематики, предусмотренной данным элективным курсом, возможно использование таких форм работы, как беседы, лекции с элементами беседы, творческие встречи с авторами произведений, уроки-концерты.
Применяются различные методы и приёмы: поисково-исследовательский, творческий, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный. Более доступными и интересными занятия элективного курса делает использование информационно - компьютерных технологий. Многие занятия предусматривают демонстрацию презентаций.
Основные цели элективного курса:
дать возможность учащимся более глубоко и разносторонне изучить литературу родного края XX века,
познакомить учащихся с жизнью писателей-земляков, сформировать представление об их творчестве,
приобщить учащихся к исследовательской работе в области литературного краеведения,
развивать познавательную активность в процессе овладения навыками исследования,
нацелить на дальнейшую работу по изучения творчества ставропольских литераторов,
воспитывать чувство гордости за свой родной край, столь богатый талантливыми прозаиками и поэтами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Программа курса «Литература родного края XX века» предполагает следующие результаты работы.
Изучив курс, учащиеся должны знать:
наиболее ярких писателей и поэтов нашего края;
основные периоды их жизни,
тематику их творчества,
наиболее значимые произведения,
наизусть понравившиеся стихи;
должны уметь:
находить прямые и косвенные связи содержания произведений писателей-земляков с реальной действительностью нашего края,
работать с научной и справочной литературой, краеведческими материалами, с публикациями в периодической печати,
вести самостоятельное (индивидуальное или коллективное) исследование творчества изучаемых литераторов,
вести беседу, подготавливать и брать интервью.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Наш край и музы. Творчество писателей и поэтов XX века, наших земляков. (2ч. )
Культурная жизнь Ставропольского края XX века. Обзорное знакомство с программой элективного курса.
Наш край и наиболее выдающие художники слова, творившие в XX веке. Ставропольское литературное краеведение и ведущие краеведы:
Г. А. Беликов, В. Г. Гниловский, Г. Н. Прозрителев. Широкий диапазон их исследований.
Сохранение литературного наследия и работа с ним в центральной, сельской и школьной библиотеках Курского района.
2. Методы и формы работы с краеведческими материалами литературного наследия. (1ч.)
Знакомство с краеведческим отделом библиотек края, основными методами и формами работы по отбору необходимого материала для исследовательской деятельности.
3. Любовь к простому человеку и вера в его светлое будущее – основная тема творчества В. Г. Гнеушева. (2ч.)
Слово о В. Г. Гнеушеве. Ставропольский период жизни Грушнева. Поэзия В. Г. Гнеушева. Трилогия «Тайна Маруханского ледника», «Партизанский заслон», «Дыхание лавин».
4.Певец степных просторов – И. В. Кашпуров. (1ч.)
Основные этапы жизни и творчества поэта. Отражение малой родины в лирике И.В. Кашпурова. Образ степного Ставрополья.
5. Жизнеутверждающий характер произведений нашего земляка А.Т. Губина. (2 ч.)
Слово о А. Т. Губине. История создания и публикация романа «Молоко волчицы». Автобиографический аспект романа. Осмысление романа литературной критикой.
6. Владимир Бутенко – писатель, с обострённым чувством языка и совести. (1ч.)
Слово о жизни и творчестве писателя. Проблематика и образная система повести В. Бутенко «Девочка на джипе».
7. Отображение жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях Г. С. Фатеева. (2 ч.)
Основные этапы жизни и творчества писателя. Стихи о ВОВ «Летят над Кисловодском журавли»… Повесть «Доктор Алексеев».
8. Поэт и гражданин Екимцев А. Е. (1 ч.)
Жизнь и творческий путь Екимцева А. Е., истоки его поэзии. Певец России и родного края. Выставка книг Екимцева.
9. Художественный мир поэзии А. А. Моисенко, В. А. Ашеулова, А. М. Исакова. (1 ч.)
Особенности художественного мира представленных поэтов-земляков.
10. Тема малой Родины в творчестве современной поэтессы Валентины Дмитриченко. (1 ч.)
Слово о В. Дмитриченко. Особенности её поэзии.
11. Художественное мастерство и тематика творчества А. Бичеева (1 ч.)
Основные темы и особенности произведений А. Бичеева. Творческая
12. Исследовательский диапазон писателя-краеведа Германа Алексеевича Беликова. (1 ч.)
Учащиеся, работая в творческих группах, заранее знакомятся с творчеством писателя-краеведа, продумывают вопросы для исследовательской работы.
13. Итоговое занятие. (1 ч.)
Защита подготовленных творческих проектов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Наш край и музы. Творчество писателей и поэтов XX века, наших земляков. (2 ч.) |
1 | Культурная жизнь Ставропольского края XX века. Обзорное знакомство с программой элективного курса. Наш край и наиболее выдающие художники слова, творившие в XX веке. Ставропольское литературное краеведение и ведущие краеведы: Г. А. Беликов, В. Г. Гниловский, Г. Н. Прозрителев. Широкий диапазон их исследований. | 1 |
2 | Сохранение литературного наследия и работа с ним в центральной, сельской и школьной библиотеках Курского района. | 1 |
Методы и формы работы с краеведческими материалами литературного наследия. (1 ч.) |
3 | Знакомство с краеведческим отделом библиотек края, основными методами и формами работы по отбору необходимого материала для исследовательской деятельности. | 1 |
Любовь к простому человеку и вера в его светлое будущее – основная тема творчества В. Г. Гнеушева. (2 ч.) |
4 | Слово о В. Г. Гнеушеве. Ставропольский период жизни Грушнева. Поэзия В. Г. Гнеушева. | 1 |
5 | Трилогия «Тайна Маруханского ледника», «Партизанский заслон», «Дыхание лавин». | 1 |
Певец степных просторов – И. В. Кашпуров. (1 ч.) |
6 | Основные этапы жизни и творчества поэта. Отражение малой родины в лирике И.В. Кашпурова. Образ степного Ставрополья. | 1 |
Жизнеутверждающий характер произведений нашего земляка А.Т. Губина. (2 ч.) |
7 | Слово о А. Т. Губине. История создания и публикация романа «Молоко волчицы». | 1 |
8 | Автобиографический аспект романа. Осмысление романа литературной критикой. | 1 |
Владимир Бутенко – писатель, с обострённым чувством языка и совести. (1 ч.) |
9 | Слово о жизни и творчестве писателя. Проблематика и образная система повести В. Бутенко «Девочка на джипе». | 1 |
Отображение жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях Г. С. Фатеева. (2 ч.) |
10 | Основные этапы жизни и творчества писателя. Стихи о ВОВ «Летят над Кисловодском журавли»… | 1 |
11 | Повесть «Доктор Алексеев» Г. С. Фатеева | 1 |
Поэт и гражданин Екимцев А. Е. (2 ч.) |
12 | Жизнь и творческий путь Екимцева А. Е., истоки его поэзии. Певец России и родного края. Выставка книг Екимцева | 1 |
Художественный мир поэзии А. А. Моисенко, В. А. Ашеулова, А. М. Исакова. (1 ч.) |
13 | Особенности художественного мира представленных поэтов-земляков | 1 |
Тема малой Родины в творчестве современной поэтессы Валентины Дмитриченко. (1 ч.) |
14 | Слово о В. Дмитриченко. Особенности её поэзии. | 1 |
Художественное мастерство и тематика творчества А. Бичеева (1 ч.) |
15 | Основные темы и особенности произведений А. Бичеева. Творческая встреча с писателем. | 1 |
Исследовательский диапазон писателя-краеведа Германа Алексеевича Беликова.(1ч.) |
16 | Работа в творческих группах, над вопросами для исследовательской работы. | 1 |
Итоговое занятие (1ч.) |
17 | Защита подготовленных творческих проектов | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1.Егорова Л.П. История литературы Ставрополья. ХХ век. – Ставрополь, 2012. – 580 с.
2.Лекции по современной отечественной и региональной литературе. Для слушателей курсов повышения квалификации / Автор-составитель – П.К. Чекалов. – Ставрополь, 2012. – 134 с.
3.Русская литература Северного Кавказа. Исследования и материалы. – Ставрополь: СГУ, 2011. – 352 с.
4.Сахвадзе Н. Ставропольские писатели. – Ставрополь, 2012. – 108 с.
5.Современные писатели Ставрополья. Антология. – Новопавловск, 2009. – 502 с.
6.Фесенко О.П. Литературное краеведение: Программа. Планы практических занятий. – Ставрополь, 2000. – 49 с.