СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе "Литература родного края XX века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе "Литература родного края XX века"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



Рассмотрено

на заседании ШМО

филологического цикла

протокол №5 от12.02.2020г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/Г. С. Миранова/

13.02.2020г.

Утверждаю:

Директор школы:

______/Т. Н. Мурадханова/

13.02.2020г.









ПРОГРАММА

элективного курса по литературе

для 11 класса


«Литература родного края ХХ вв.ые образы откуественной культуры»




Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

О. И. Атанасова









2020-2021 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Аннотация …………………………………………………………….3

  2. Пояснительная записка……………………………………………….5

  3. Требования к уровню подготовки учащихся………………………7

  4. Содержание курса…………………………………………………….8

  5. Тематическое планирование…………………………………………10

  6. Литература…………………………………………………………….12























АННОТАЦИЯ.



Программа элективного курса «Литература родного края XX века» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы (как профильных, так и непрофильных). Курс, построенный на хронологической основе, рассчитан на 17 часов. Его изучение более целесообразно в 11 классе, параллельно с изучением литературы XX века и новейшей литературы. Также допустимо проведение занятий и в первом полугодии 11 класса, и в 9 предпрофильном, и 10 классе (в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности учащихся и возможностей учителя).

Основу содержания элективного курса «Литература родного края XX века» составляет материал о жизни и творчестве писателей и поэтов Ставропольского края XX века.

На нашей земле в этот период создавали свои произведения многие известные писатели и поэты, изучение творчества которых не входит

в базовую программу. В данный элективный курс, включено знакомство с творчеством наиболее значимых из них, таких как В.Г. Гнеушева, И.В. Кашпурова, А.Т. Губина, В.П. Бутенко, Г. С. Фатеева, А. Е. Екимцева и др. Среди перечисленных есть те, чьи имена уже заняли место в литературных энциклопедиях, а также имена наших современников.

Основные цели элективного курса:

  • дать возможность учащимся более глубоко и разносторонне изучить литературу родного края XX века,

  • познакомить учащихся с жизнью писателей-земляков, сформировать представление об их творчестве,

  • приобщить учащихся к исследовательской работе в области литературного краеведения,

  • развивать познавательную активность в процессе овладения навыками исследования,

  • нацелить на дальнейшую работу по изучения творчества ульяновских литераторов,

  • воспитывать чувство гордости за свой родной край, столь богатый талантливыми прозаиками и поэтами.


Достоинством данного курса является предоставляемая учащимся возможность личных творческих встреч с ныне живущими в нашем крае, районе, селе и создающими свои произведения поэтами и писателями.







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Литература родного края XX века» предназначен для учащихся 11 класса средних общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов. Программа составлена в соответствии с федеральным Базисным учебным планом, приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, в соответствии с приказом министерства образования Ставропольского края от 12. 05.2004 г. No331-пр «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ставропольского края.

Региональный базисный учебный план филологического образования в школах Ставропольского края предполагает наличие регионального компонента в содержании учебных дисциплин. Сочетание уроков основного курса литературы с уроками филологического краеведения даёт возможность формирования у учащихся более полного представления о творчестве писателей - земляков.

Для наиболее глубокого изучения творчества современных писателей и поэтов, наших земляков, будет целесообразным выведение данного материала в элективный курс «Литература родного края XX века».

Программа элективного курса «Литература родного края XX века» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы (как профильных, так и непрофильных). Курс, построенный на хронологической основе, рассчитан на 17 часов. Его изучение более целесообразно в 11 классе, параллельно с изучением литературы XX века и новейшей литературы. Также допустимо проведение занятий и в 9 предпрофильном, и в 10 классе (в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности учащихся и возможностей учителя).

Программа составлена с учётом рекомендаций о региональном компоненте содержания образования в области филологии. Основу содержания элективного курса «Литература родного края XX века» составляет материал о жизни и творчестве писателей и поэтов Ставропольского края XX века.

На нашей земле в этот период создавали свои произведения многие известные писатели и поэты, изучение творчества которых не входит

в базовую программу. В данный элективный курс, включено знакомство с творчеством наиболее значимых из них, таких как В.Г. Гнеушева, И.В. Кашпурова, А.Т. Губина, В.П. Бутенко, Г. С. Фатеева, А. Е. Екимцева и др. Среди перечисленных есть те, чьи имена уже заняли место в литературных энциклопедиях, а также имена наших современников.

Достоинством данного курса является предоставляемая учащимся возможность личных творческих встреч с ныне живущими в нашем селе, районе, крае и создающими свои произведения поэтами и писателями.

В курсе предполагается использование разнообразных форм деятельности учащихся: исследовательская работа с текстом, со справочной и научной литературой, краеведческими материалами и публикациями в периодической печати, подготовка сообщений.

При изучении тематики, предусмотренной данным элективным курсом, возможно использование таких форм работы, как беседы, лекции с элементами беседы, творческие встречи с авторами произведений, уроки-концерты.

Применяются различные методы и приёмы: поисково-исследовательский, творческий, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный. Более доступными и интересными занятия элективного курса делает использование информационно - компьютерных технологий. Многие занятия предусматривают демонстрацию презентаций.

Основные цели элективного курса:

  • дать возможность учащимся более глубоко и разносторонне изучить литературу родного края XX века,

  • познакомить учащихся с жизнью писателей-земляков, сформировать представление об их творчестве,

  • приобщить учащихся к исследовательской работе в области литературного краеведения,

  • развивать познавательную активность в процессе овладения навыками исследования,

  • нацелить на дальнейшую работу по изучения творчества ставропольских литераторов,

  • воспитывать чувство гордости за свой родной край, столь богатый талантливыми прозаиками и поэтами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Программа курса «Литература родного края XX века» предполагает следующие результаты работы.

Изучив курс, учащиеся должны знать:

  • наиболее ярких писателей и поэтов нашего края;

  • основные периоды их жизни,

  • тематику их творчества,

  • наиболее значимые произведения,

  • наизусть понравившиеся стихи;

должны уметь:

  • находить прямые и косвенные связи содержания произведений писателей-земляков с реальной действительностью нашего края,

  • работать с научной и справочной литературой, краеведческими материалами, с публикациями в периодической печати,

  • вести самостоятельное (индивидуальное или коллективное) исследование творчества изучаемых литераторов,

  • вести беседу, подготавливать и брать интервью.






СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Наш край и музы. Творчество писателей и поэтов XX века, наших земляков. (2ч. )

Культурная жизнь Ставропольского края XX века. Обзорное знакомство с программой элективного курса.

Наш край и наиболее выдающие художники слова, творившие в XX веке. Ставропольское литературное краеведение и ведущие краеведы:

Г. А. Беликов, В. Г. Гниловский, Г. Н. Прозрителев. Широкий диапазон их исследований.

Сохранение литературного наследия и работа с ним в центральной, сельской и школьной библиотеках Курского района.

2. Методы и формы работы с краеведческими материалами литературного наследия. (1ч.)

Знакомство с краеведческим отделом библиотек края, основными методами и формами работы по отбору необходимого материала для исследовательской деятельности.

3. Любовь к простому человеку и вера в его светлое будущее – основная тема творчества В. Г. Гнеушева. (2ч.)

Слово о В. Г. Гнеушеве. Ставропольский период жизни Грушнева. Поэзия В. Г. Гнеушева. Трилогия «Тайна Маруханского ледника», «Партизанский заслон», «Дыхание лавин».

4.Певец степных просторов – И. В. Кашпуров. (1ч.)

Основные этапы жизни и творчества поэта. Отражение малой родины в лирике И.В. Кашпурова. Образ степного Ставрополья.

5. Жизнеутверждающий характер произведений нашего земляка А.Т. Губина. (2 ч.)

Слово о А. Т. Губине. История создания и публикация романа «Молоко волчицы». Автобиографический аспект романа. Осмысление романа литературной критикой.

6. Владимир Бутенко писатель, с обострённым чувством языка и совести. (1ч.)

Слово о жизни и творчестве писателя. Проблематика и образная система повести В. Бутенко «Девочка на джипе».

7. Отображение жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях Г. С. Фатеева. (2 ч.)

Основные этапы жизни и творчества писателя. Стихи о ВОВ «Летят над Кисловодском журавли»… Повесть «Доктор Алексеев».

8. Поэт и гражданин Екимцев А. Е. (1 ч.)

Жизнь и творческий путь Екимцева А. Е., истоки его поэзии. Певец России и родного края. Выставка книг Екимцева.

9. Художественный мир поэзии А. А. Моисенко, В. А. Ашеулова, А. М. Исакова. (1 ч.)

Особенности художественного мира представленных поэтов-земляков.

10. Тема малой Родины в творчестве современной поэтессы Валентины Дмитриченко. (1 ч.)

Слово о В. Дмитриченко. Особенности её поэзии.

11. Художественное мастерство и тематика творчества А. Бичеева (1 ч.)

Основные темы и особенности произведений А. Бичеева. Творческая

12. Исследовательский диапазон писателя-краеведа Германа Алексеевича Беликова. (1 ч.)

Учащиеся, работая в творческих группах, заранее знакомятся с творчеством писателя-краеведа, продумывают вопросы для исследовательской работы.

13. Итоговое занятие. (1 ч.)

Защита подготовленных творческих проектов





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Наш край и музы. Творчество писателей и поэтов XX века, наших земляков. (2 ч.)

1


Культурная жизнь Ставропольского края XX века. Обзорное знакомство с программой элективного курса.

Наш край и наиболее выдающие художники слова, творившие в XX веке. Ставропольское литературное краеведение и ведущие краеведы: Г. А. Беликов, В. Г. Гниловский, Г. Н. Прозрителев. Широкий диапазон их исследований.

1


2

Сохранение литературного наследия и работа с ним в центральной, сельской и школьной библиотеках Курского района.

1

Методы и формы работы с краеведческими материалами литературного наследия. (1 ч.)

3

Знакомство с краеведческим отделом библиотек края, основными методами и формами работы по отбору необходимого материала для исследовательской деятельности.

1

Любовь к простому человеку и вера в его светлое будущее – основная тема творчества В. Г. Гнеушева. (2 ч.)

4

Слово о В. Г. Гнеушеве. Ставропольский период жизни Грушнева. Поэзия В. Г. Гнеушева.

1

5

Трилогия «Тайна Маруханского ледника», «Партизанский заслон», «Дыхание лавин».

1

Певец степных просторов – И. В. Кашпуров. (1 ч.)

6

Основные этапы жизни и творчества поэта. Отражение малой родины в лирике И.В. Кашпурова. Образ степного Ставрополья.

1

Жизнеутверждающий характер произведений нашего земляка А.Т. Губина. (2 ч.)

7

Слово о А. Т. Губине. История создания и публикация романа «Молоко волчицы».

1

8

Автобиографический аспект романа. Осмысление романа литературной критикой.

1

Владимир Бутенко – писатель, с обострённым чувством языка и совести. (1 ч.)

9

Слово о жизни и творчестве писателя. Проблематика и образная система повести В. Бутенко «Девочка на джипе».

1

Отображение жизни русского народа в годы Великой Отечественной войны в произведениях Г. С. Фатеева. (2 ч.)

10

Основные этапы жизни и творчества писателя. Стихи о ВОВ «Летят над Кисловодском журавли»…

1

11

Повесть «Доктор Алексеев» Г. С. Фатеева

1

Поэт и гражданин Екимцев А. Е. (2 ч.)

12

Жизнь и творческий путь Екимцева А. Е., истоки его поэзии. Певец России и родного края. Выставка книг Екимцева

1

Художественный мир поэзии А. А. Моисенко, В. А. Ашеулова, А. М. Исакова. (1 ч.)

13

Особенности художественного мира представленных поэтов-земляков

1

Тема малой Родины в творчестве современной поэтессы Валентины Дмитриченко. (1 ч.)

14

Слово о В. Дмитриченко. Особенности её поэзии.

1

Художественное мастерство и тематика творчества А. Бичеева (1 ч.)

15

Основные темы и особенности произведений А. Бичеева. Творческая встреча с писателем.

1

Исследовательский диапазон писателя-краеведа Германа Алексеевича Беликова.(1ч.)

16

Работа в творческих группах, над вопросами для исследовательской работы.

1

Итоговое занятие (1ч.)

17

Защита подготовленных творческих проектов

1



























ЛИТЕРАТУРА


1.Егорова Л.П. История литературы Ставрополья. ХХ век. – Ставрополь, 2012. – 580 с.

2.Лекции по современной отечественной и региональной литературе. Для слушателей курсов повышения квалификации / Автор-составитель – П.К. Чекалов. – Ставрополь, 2012. – 134 с.

3.Русская литература Северного Кавказа. Исследования и материалы. – Ставрополь: СГУ, 2011. – 352 с.

4.Сахвадзе Н. Ставропольские писатели. – Ставрополь, 2012. – 108 с.

5.Современные писатели Ставрополья. Антология. – Новопавловск, 2009. – 502 с.

6.Фесенко О.П. Литературное краеведение: Программа. Планы практических занятий. – Ставрополь, 2000. – 49 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!