СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива "История религий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "История религий"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

с углубленным изучением отдельных предметов г. Ангарска








Программа факультативного курса


История религий


(духовно-нравственное направление, общеобразовательный уровень, 8 класс,

количество часов: 1 час в неделю, всего 33 часа)











Никонорова Наталья Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №10»











Ангарск

2022/2023 учебный год


Содержание



  1. Рецензии…………………………………………………………………………………..3-4

  2. Пояснительная записка к факультативному курсу………………………………………………………….……….……..…...….…….5-8


  1. Календарно-тематическое планирование………………………………………………….………………….….……8-9

  1. Содержание курса………...………………………………………..….…………….…..9-12


  1. Результаты обучения и освоения программы факультативного курса…………………………………………………………………………….…...….12-14




  1. Место факультативного курса в учебном плане школы………..……………………………………………………………….………..……14



  1. Программно-методическое обеспечение……………………………………………..14-16



  1. Приложения…………………………………………………..………………….....…..16-22















Рецензия

на факультативный курс «История религий», разработанную Никоноровой Н.Г. – учителем МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ангарска


Представленная программа включает в себя:

  • Пояснительную записку с описанием актуальности, целей и задач курса;

  • Разработку содержания темы курса;

  • Календарно-тематическое планирование с указанием форм и методов работы, основных форм контроля, результатов обучения и освоения программы курса.

  • Приложение с раздаточным материалом к уроку, практической работой, алгоритмом написания эссе и контрольной работой за курс.

Программа относится к информативно-познавательному и интегрированному виду программ, так как при его изучении реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. Программа курса позволяет школьникам, склонным к овладению историко-социальными знаниями, осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор в пользу данного образовательного профиля обучения в старшей школе. Актуальность программы обусловлена:

  • личной необходимостью учебного заведения и автора, так как в учреждении не преподается предмет «религиоведение», расширяющий базовый компонент и дающий возможность получить более высокий результат на итоговой аттестации.

  • Значительным потенциалом развития поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии в обществе.

Содержание программы курса соответствует целям и задачам предпрофильной подготовки учащихся, степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития познавательно - аналитических наклонностей школьников. Содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. Учебный материал представлен системой состоящей из 4 разделов и 19 тем. Система оценивания учащихся осуществляется по мере освоения материала и выполнения ими соответствующей практической работы. В программе задействованы разнообразные виды деятельности, курс не дублирует базовые обществоведческие курсы и дает возможность проведения интерактивных занятий. Автор предлагает широкий список литературы и интернет-ресурсы, как основа для изучения курса.

В работе указывается на использование метапредметных программ в методике обучения. Развитие универсальных имений и компетенций осуществляется в ходе интегрированного курса, заимствования приемов и методов из других учебных дисциплин. Такая преемственность имеют целью совершенствования школьника не только как участника учебного процесса, но всесторонне развитой личности. Разнообразные формы контроля и оценки качества образования направлены на реализацию личностного подхода, стимулирование школьников на дальнейшее саморазвитие. Данный факультативный курс может быть рекомендован и использован как на второй ступени образования, так и в старшей школе.


Учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 10 с углубленным

изучением отдельных предметов» Берсенева Л.В.


Рецензия


на факультативный курс «История религий» Никоноровой Н.Г., учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов»


Работа автора соответствует основным требованиям написания, критериям оценивания программ факультативных курсов.

Разработка состоит из: титульного листа, пояснительной записки, описания разделов (изложение содержания программы курса), приложения (дидактических материалов, разработок уроков, заданий для самостоятельной и групповой работы, списка литературы).

При написании факультативного курса педагог руководствовался идеей необходимости вовлечения школьников в процесс познания мультикультурности мира, наделения их практически полезной информацией; формирования у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям различных конфессий. Поставленные в работе цели и задачи автор раскрывает через собственное отношение к проблеме, систему теорий и концепций. Педагог указывает на роль факультативного курса в реализации общешкольного учебно-воспитательного процесса. Курс не только позволит повысить и развить информационные, познавательные компетенции учащихся, но и посодействует их коммуникативному росту. Новым, что отмечается в разработке, станет применение различных форм, методов, средств, приемов реализации содержания программы, что в рамках традиционного школьного урока весьма затруднительно. Актуальные, особо значимые понятия, на основе которых строится разработка: «религия», «свобода совести», «толерантность», «золотое правило нравственности», проходят через всю структуру курса, являются основными ориентирами для деятельности педагога и учащихся.

Выявленную проблему, актуализацию вопроса в отношении современного поминания (отношения) религии автор предполагает рассмотреть в ходе изучения курса. Содержание программы детализировано. Указаны разделы, количество часов, формы и методы обучения. Помимо традиционных средств, приемов и технологий преподавания отмечены элементы интерактивных уроков. Такой подход позволяет применить дифференцированный подход к оценке качества обучения и усвоения материала, развить универсальные учебные действия обучающихся. По мере освоения программы происходит дальнейшее развитие коммуникативных, личностных, информационных, регулятивных и познавательных компетенций школьников.

Факультативный курс практически ориентирован. Только человек с широким кругозором может быть социально успешен. В этом отношении курс выполняет информационно-познавательную функцию. Структурированная система ценностей содействует всестороннему развитию личности ребенка, дальнейшему процессу социализации. Положительный общественный опыт усваивается посредством как индивидуальной, так и коллективной деятельности, совершенствования навыков и умений. Много вариативные задания учитывают уровень подготовки ребенка, его интеллектуальные и психологические особенности. Курс ориентирован на активизацию деятельности учащихся, повышение уровня самостоятельного изучения, закрепления ими необходимого материала. Данный подход соответствует новым стандартам, направлен на перспективное развитие.

Факультатив представляется суммарным результатом деятельности педагога за предшествующие годы. Автором уже применялись отдельные методологические компоненты. Отмечается апробация некоторых приемов обучения. Предлагаемый комбинаторный курс учитывает наиболее приемлемые технологии обучения, подходящие под индивидуальные особенности детей, классов в целом.

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории Шалашова М.А.

МАОУ «Ангарский лицей № 1»

  1. Пояснительная записка

к факультативному курсу

«История религий»


Религия на протяжении многих тысячелетий оказывала определяющее влияние на мировоззрение людей, выступала основой для организации частной жизни, общественного уклада. На современном этапе в ведущих развитых странах предпочтение отдается человеческому разуму, науке. Общество, в первую очередь западное, стремится жить не по религиозным заветам, а общепринятым социальным нормам. Проблема состоит в том, что современный человек зачастую просто не знает о существовании религиозных канонов, способных стать универсальным средством в разрешении многих жизненных ситуаций, проблем. Определяя религию как пережиток прошлого, человек отказывается от ценнейшего исторического опыта, выработанного многими поколениями людей.

Признание за человеком права на свободу совести и вероисповедания спровоцировало появление различных форм свободомыслия и сепаратизма, что не всегда можно оценить положительно. Сектантство, радикальный атеизм сформировали неблагонадежный образ религии в глазах подрастающего поколения. Тем самым истинные религиозные ценности, основанные на гуманизме, вступают в противоречия с его вырожденными формами, обращенными к самоидентификации, а зачастую и борьбе с источником. Поэтому причиной, побудившей к написанию курса, явилось желание содействовать развитию религиозной культуры школьников, основанной на признании ценности заветов как универсальных, а так же сформировать толерантное отношение к представителям другой веры (конфессии).

Программа курса «История религий» актуальна в наше время. Неправильное понимание молодыми людьми религиозных верований, недооценка их значения и просто не знание основ иррационального сознания выражается в повышении уровня насилия и жестокости в мире. Данный факт свидетельствует о кризисе религиозной этики. Идея курса заключается в том, что учащимся необходимо иметь представление об истории и существовании различных религиозных представлений, отмечать их ценность и в современных условиях. Авторский подход предполагает эффективное вовлечение учащихся в процесс познания и осмысления религиозных канонов, развитие у них толерантных позиций посредством применения различных форм, методов и средств обучения. Исходя из этого, можно отметить концептуальные позиции, на которых базируется изучение курса (теоретические идеи):

- религия - социокультурный феномен, важная составляющая мировой, национальных культур;

- знание истории религии проживающих рядом народов, их духовно-нравственного наследия - основа формирования межнациональной, межконфессиональной толерантности, средство профилактики религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии, консолидации российского общества;

- изучение истории религий - фактор осознанного мировоззренческого и ценностного выбора, позитивного отношения к культурному многообразию.

Актуальность факультатива определяется и запросом самих учащихся, объективной необходимостью более глубокого изучения темы мировых религий. Не смотря на то, что в начальной школе преподается курс ОРКСЭ, и освящаются общечеловеческие этические ценности, для повышения общекультурного уровня учащихся, их успешной подготовки к ГИА необходимы дополнительные внеурочные занятия. Тем более, что в рамках предмета «Обществознание» в 8 классе на изучение темы «Религия как форма культуры» отводится только один урок. Таким образом, факультатив отражает преемственность в программе развития школы, позволяет расширить и углубить базовый компонент, усиливая содержательную сторону курсов обществознания и истории.

Выявленные проблема и противоречия, актуальность курса и необходимость его освоения детьми, основные идеи позволяют выстроить цели и задачи предлагаемой разработки:

Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе.

Задачи данного курса:

  • Способствовать воспитанию уважения ко всем религиозным учениям и праву, признанию права быть верующим или атеистом;

  • Способствовать формированию знаний об истории развития религиозных представлений и учений разных народов с древности до нашего времени, так и знаний, основанных на неверии в Бога - атеизме;

  • Формировать умения свободного самоопределения молодежи в мировоззренческих позициях;

  • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы;

  • Формировать умения самостоятельно анализировать исторический источник, осмысливая его содержание и проверить знания.

Программа разработана для учащихся 8 классов и рассчитана на 33 ч. Общие принципы отбора содержания материала - научность, целостность, системность, доступность, реальность (возможность усвоения), учет индивидуальных способностей учащихся, их интересов, создание устойчивой мотивации на изучение истории.

Учащимся предлагается 19 тем. Выделены отдельные часы для практических работ. Занятия не предполагают глубокого исследования, рассмотрения подходов (методов) изучения религии. Поэтому курс соответствует возрастным особенностям школьников.

Факультативный курс учитывает интересы обучающихся, носит информативно-познавательный характер, что способствует удовлетворению познавательных интересов учащихся. Помимо этого курс носит общеобразовательную, светскую основу. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни.

Предлагаемый курс представляется интегрированным, так как при его изучении реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. АПР предполагает использование метапрограмм для развития у учащихся универсальных учебных действий. Применение различных форм, методов, приемов обучения имеет практическую направленность, так как полученные умения и навыки можно будет использовать в других дисциплинах, в обыденной жизни. Сочетание личностно-ориентированного, предметного и метапредметного (надпредметного) подходов позволяет повысить не только интеллектуальные способности ребенка, но и уровень его вовлеченности в социальную среду.

Поставленные в разработке цели и задачи, ключевая идея реализуются в рамках использования различных форм, методов, средств, приемов обучения. Так как ограниченность времени не позволяет классный урок сделать белее продуктивным, основной упор на факультативных занятиях отводится методике реализации содержания программы. Следует отметить, что указанные технологии и методика не используются в чистом виде – для этого нужно иметь отработанную схему действий и определенное количество проведенных уроков. На практике применяются только отдельные элементы технологий, приемы, подходы. При этом учитывается уровень подготовки класса, отдельных учащихся (дифференцированный подход).


Методы обучения

способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся

  • Словесные (лекция; беседа; рассказ; инструктаж)

  • Наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, карты; просмотр кино- и телепрограмм)

  • Практические (упражнения; решение задач; работа с книгой; использование электронных таблиц; создание презентации Power Point; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций; исследовательский метод; частично-поисковый метод; аналитический метод; метод критического мышления)

П риемы обучения


Средства обучения

это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию "метод"

все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс)

  • «Дерево решений»

  • «Мозговой штурм»

  • «Интеллект-карта»

  • «Кейс»

  • «Рыцарский турнир»

  • «Рыбья кость», «Маклеры» (работа с текстом)

  • «Письмо по кругу» и др.

  • дидактическая материалы (+ исторические источники);

  • учебно-наглядные пособия;

  • технические средства обучения и автоматизированные системы обучения;

  • организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.)



Педагогические технологии

(элементы технологий)

Формы обучения

совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок

устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов

  • Проектная деятельность (широкое применение)

  • Проблемное обучение;

  • Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа);

  • Игровые технологии;

  • ИКТ

  • Разноуровневое обучение;

  • Исследовательские методы в обучении;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • лекция,

  • семинар,

  • зачет,

  • практика (+ лабораторная работа)

  • беседа;

  • индивидуальные сообщения учащихся;

  • викторина;

  • диспут;

  • "бой эрудитов";

  • урок-просмотр видео материала и др.


Основными формами контроля выступают:

- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, тесты);

- творческие работы (презентации, эссе, индивидуальные и коллективные сообщения);

- выступления во время дискуссий, лекций

Являясь универсальными измерителями обученности и качества усвоения полученных знаний, данные средства контроля учитывают индивидуальные особенности школьников. Личностный рост, формирование новых умений у ребенка также рассматриваются как достижение планируемых результатов.

Интегративная направленность курса, использование метапредметных программ позволяет сделать факультатив практически применимым. УУД получают дальнейшее развитие в ходе освоения материала. Навыки, расширение кругозора, совершенствование компетенций учащегося становятся залогом его перспективного будущего. Данный подход отвечает современным реалиям, программам и требованиям образования. Всесторонне развитая личность, реализующая себя и приносящая пользу социуму – запросы сегодняшнего дня. Факультативный курс «История религий» может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.







  1. Календарно-тематическое планирование


Названия разделов

Всего часов

Теория

Прак­тика

Проект

Введение. Общая характеристика курса

1

1



Раздел 1. Религиозные представления первобытности и Древнего мира

9

5,5

3

0,5

Тема 1. Ранние формы религии

(фетишизм, анимизм, шаманство, тотемизм)

2

1,5

0,5


Тема 2. Религиозные верования индейцев. Религия майя, инков, ацтеков

2

1,5

0,5


Тема 3. Религиозные представления в египетской и античной культурах

3

2

1


Тема 4. Религия древних славян

1

0,5

0,5


Практическая работа «Религиозные представления Древнего мира»

1


0,5

0,5

Раздел 2. Национально-государственные религии

6

2,5

3

0,5

Тема 5. Зороастризм

1

0,5

0,5


Тема 6. Индуизм

1

0,5

0,5


Тема 7. Синтоизм

1

0,5

0,5


Тема 8. Конфуцианство

1

0,5

0,5


Тема 9. Иудаизм

1

0,5

0,5


Практическая работа «Национально-государственные религии»

1


0,5

0,5

Раздел 3. Мировые религии

9

4,5

4

0,5

Тема 10. Буддизм

1

0,5

0,5


Тема 11. Христианство

3

2

1


Тема 12. Библия. Библейские сказания

1

0,5

0,5


Тема 13. Церковные ордена

2

1

1


Тема 14. Ислам

1

0,5

0,5


Практическая работа «Мировые религии»

1


0,5

0,5

Раздел 4. Религия в наше время

7

3

3,5

0,5

Тема 15. Свободомыслие и свобода совести

1

0,5

0,5


Тема 16. Этнорелигиозные конфликты

1

0,5

0,5


Тема 17. Церковь в современном мире

1

0,5

0,5


Тема 18. Наука и религия

1

0,5

0,5


Тема 19. Сектантство

2

1

1


Практическая работа «Религия в наше время»

1


0,5

0,5

Заключение

1

0,5

0,5


Всего

33

17

14

2





  1. Содержание курса

Введение (1 ч.) Возникновение религии. Элементы и структура религии. Понятие вероучения. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики. Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии. Раздел 1. Религиозные представления первобытности и Древнего мир (9 ч.) Ранние формы религии (2ч.)

Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание.

Религиозные верования индейцев. Религия майя, инков, ацтеков (2 ч.)

Священные культы индейцев. Города, храмы жителей Северной и Южной Америки.

Религия Древнего Египта (1 ч.)

Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы.

Древнегреческая религия (1 ч.)

Религиозные представления Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы.

Древнеримская религия (1 ч.)

Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы

Религия древних славян (1 ч.)

Политеизм славянских народов. Языческие празднества и предания. Христианизация восточных славян.

Раздел 2. Национально – государственные религии (6 ч.)

Зороастризм (1 ч.)

Происхождение. География распространения. Мировоззрение и нравственность. Идеи Заратустры. Течения. Иерархия. Символика. Обрядовая практика. Связь с другими религиями. Современное положение

Индуизм (1 ч.)

Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Философские школы индуизма. Современный индуизм.

Синтоизм (1 ч.)

Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священный синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии.

Конфуцианство (1 ч.)

Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Культ императора, семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае.

Иудаизм (1 ч.)

Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Особенности вероучения и культа. Современные религиозные течения в иудаизме.


Раздел 3. Мировые религии (9 ч.)

Буддизм (1 ч.)

Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» - основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Буддизм в современном мире.

Христианство (3 ч.)

Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан.

Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ и таинства, посты и праздники.

Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности.

Раскол христианства 1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия.

Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития.

Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире.

Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма. Пуританизм.

Библия. Библейские сказания (1 ч.)

Библия как исторический источник и Священная книга. Библейские сказания: происхождение и содержание.

Церковные ордена (2 ч.)

Папская власть в борьбе за распространение католической веры. Крестовые походы и инквизиция над неверующими. Ордены тамплиеров, госпитальеров, доминиканцев, францисканцев, иезуитов.

Ислам.

Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Праздники и посты. Основные направление ислама и их особенности. Ислам в современном мире. Исламские государства.



Раздел 4. Религия и современность (7 ч.)

Свободомыслие и свобода совести (1 ч.)

Свободомыслие, его разновидности: вольнодумство, антиклерикализм,  атеизм, богоборчество, скептицизм, нигилизм, индифферентизм. Процесс секуляризации в современном мире.

Этнорелигиозные конфликты и их последствия (1 ч.)

Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом.

Церковь в современном мире (1 ч.)

Место религии в обществе. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России.

Наука и религия (1 ч.)

Сотрудничество или борьба религии и науки в человеческом сознании. Теории происхождения мира.

Сектантство (2 ч.)

Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов.

Заключение (1 ч.)

Вопрос о необходимости религии в современном мире. Обобщение курса. Выстраивание ценностных ориентиров.





  1. Результаты обучения и освоения программы факультативного курса


Изучение школьниками факультативного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.

Познавательная компетентность:

- способность адекватно понимать общественно – научные термины;

- учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;

- учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

Информационная компетентность:

- умение поиска и нахождения необходимой информации, ее обработка;

- умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

Гражданская компетентность:

- умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

- умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;

- умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

- способность к самоидентификации.

Социальная (социально – коммуникативная) компетентность:

- способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий;

- способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем.


В результате изучения курса обучающиеся достигают следующих личностных, предметных, метапаредметных результатов:


Личностные

  • осознание своей идентичности как гражданина многоконфессиональной страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к религии, культуре своего и других народов, толерантность.


Предметные

  • иметь четкое представление о религиозном понимании мира, причинах возникновения у людей религиозных верований, структуре (элементах) религии, формах религии (ранних, национально-государственных, мировых), развитии и состоянии церковной организации в современном мире, появлении новых религиозных объединениях, свободе совести и атеизме;

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических, религиозных и культурных памятников своей страны и мира;

  • формирование правильного, в первую очередь, толерантного отношения к представителям других религиозных конфессий


Метапредметные

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • развитие навыков публичной речи (через индивидуальные сообщения) и дискуссионной беседы.







  1. Место факультативного курса в учебном плане школы

Курс предназначен для учащихся 8-х классов и рассчитан на 33 часа из расчета 1 час в неделю.





  1. Программно-методическое обеспечение


Интернет-ресурсы:

  1. Ассоциация буддизм в Интернете. - http://buddism.org.ru.

  2. Библиологический словарь - http://slovari.yandex.ru/dict/men.

  3. Восточное полушарие - Академическое востоковедение. -http://polusharie.com.

  4. Геокультура: религиозные миры России. - См. Русский архипелаг. http://www.archipelag.ru.

  5. Древо: открытая православная энциклопедия -http://drevo.pravbeseda.ru.

  6. Ислам в России.- http://muslim.by.ru.

  7. История религий. - http://hoaxer.lantel.ru/religions/history/index.htm.

  8. Католическая Церковь в СПБ: история и современность. - http://www.catholic.spb.ru.

  9. Мир Православия - популярная энциклопедия. - http://www.orthodoxworld.ru.

  10. Мир религий. http://www.religio.ru.

  11. Мифологическая энциклопедия. - http://myfhology.narod.ru.

  12. Народы и религии мира. - http://www.cbook.ru/peoples.

  13. Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. -http://www.pimen.ru.

  14. Религиозные термины - http://dic.academic.ru/contents.nsf/relig.

  15. Религиозный словарь - http://lib.deport.ru/slovar/rel.

  16. Религия и СМИ.- http://www.religarer.ru.

  17. Религия: Энциклопедия - http://slovari.yandex.ru/dict/religion

  18. Философия. Ру: электронная библиотека философии и религии.- http://filosofia/literature.

  19. Человек. Научно-популярный журнал Института человека РАН.- http://www.techno.ru.


Рекомендуемая литература для учителя:

1. Григулевич И.Р. История инквизиции: XIII-XX века. – М.: Наука, 1970.

2. История религии./А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский, С. Булгаков. – М.: Центр «Руник», 1991

3. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

4. Конституция Российской Федерации.

5. Конституция Республики Татарстан.

6. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения: Казань: РИЦ «Школа», 2000

7. Сальникова. И.В. «Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /И.В.Сальникова.- М.: Просвещение, 2010

8. Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999

9. Федоренко Ф. И. Секты, их вера и дела. – М., Политиздат, 1965. 360 с.


Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Библия. Синодальный перевод (Любое издание).

2. Брилёв Д.В. Религии мира. Ислам. М., ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006.

3. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

4. Быт и история в античности /Отв. ред. Г. С. Кнабе. М., Наука, 1988.

5. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы. М., Изд-во Эксмо, 2005.

6. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., Церковь, 1995.

7. Ислам: Словарь. М., 1991.

8. Из истории гуманистической мысли Востока: Хрестоматия для учащихся ст. кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997

9. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского (Любое издание).

10. Конституция Российской Федерации.

11. Керрам К. Боги, гробницы, ученые. / Пер. с нем. А. С. Варшавского. М., Наука, 1986.

12. Кравченко А. И. Обществознание 9 класс. Учебник для 9 класса. Ч.II.- М.: «Русское слово», 2009 г.

13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. (Мыслители ХХ века). М., Политиздат, 1991.

15. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. М., Республика, 1992.

16. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., (разные годы издания).

17. Основы религиоведения /Под ред. И. Н. Яблокова. М., 1994.

18. Православие: словарь школьника/Священник Ярослав Шипов. М., ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.

19. Пилкингтон С.М. Иудаизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

19. Рожков В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви. М., Терра, 1996 .

20. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., Изд-во Московского ун-та, 1984.

21. Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М., Владос, 2005.

22. Религии мира. Пособие для учителя /Под ред. Я.Н.Щапова. М., Просвещение, 1994.

23. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М., Политиздат, 1994.

24. Священная история для детей / Изложено кн. М.А.Львовой. Репринтн. изд. М., 1991.

25. Смирнов Е.И. История христианской церкви. М., Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996.

26. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

27. Синова И.В. Мировые религии в России. Справочник школьника. СПб., Издательский дом «Литера», 2007.

29. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. 3-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 1986.

30. Флоренский П. Вопросы религиозного самосознания. М., «Издательство АТ», 2004.

31. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во полит. лит., 1990.

32. Харисова Л.А. Религия мира и добра: школьникам об исламе: Учеб. пособие для факультативных занятий. – Казань: Магариф, 1999

33. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989.

34. Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.







  1. Приложения

Приложение 1

Раздаточный материал


Религия – взгляды и представления, основанные на вере в сверхъестественное, а также соответствующие обряды и культы.

Значение религии: 1) нравственно-воспитательное, 2) культурно-историческое


Р елигии

родоплеменные национальные мировые


Первоначальные формы религии

культы

фетишизм

магия

анимизм

тотемизм

шаманство

спиритизм


  • Предков

  • Природы

  • Вождей

Поклонение неодушевлен.

материальным

предметам

Действия для

сверхъестест-

венного воздействия

на мир

Вера во всеобщую одухотворенность

в природе

Вера в связь между человеком и животным

(растением)

Вера в людей, посредников меду ч-м и духом

Вера в посмертное

существование

душ и общение с ними людей


Национальные (локально ограниченные религии)

И удаизм Зороастризм Индуизм Даосизм Синтоизм

(со II тыс. Палестина (II-I тыс. Ю-З Джайнизм Индия Конфуцианство Китай (VI-VII в.) Япония

до н.э.) до н.э.) Азия Сикхизм (VI-V вв. до н.э.)


Мировые религии

Место появления

Буддизм

Христианство

Ислам

Дата

С VI-V вв. до н.э. в Индии

С I в. в Палестине

С VII в. в Аравии

Перевод (иное название)

Будда (санкр.) – «пробудившийся»


Ислам (араб.) – покорность

Мусульманство (магометанство)

Основоположник

Будда (царевич Сиддхартха Гаутама)


Бог триедин:

Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус), Бог-Святой дух

Аллах (божество) через архангела Гавриила (Джабраила) пророку Мухаммеду (Магомету)

Писание (книга)

Трипитака

Библия (Священное Писание):

  1. Ветхий Завет (39 книг)

  2. Новый Завет (27 книг)

Коран

Основа учения:

«четыре благородные истины»,

«благородный срединный восьмеричный путь»


  1. Заповеди

  2. 7 таинств: брак, миропомазание, крещение,покаяние, елеосвящение, причащение, священство

  3. 7 грехов: гордыня, чревоугодие, лень, уныние, похоть, гнев, алчность


«пять столпов культа»:

  1. один бог,

  2. молитва (5 раз в день),

  3. пост,

  4. налог,

  5. паломничество в

Мекку и Кааб (хадж)

Направления

  • Хинаяна

  • Махаяна

  • Ламаизм

  • Дзэн-буддизм

православие

католичество

протестантство

  • Сунниты,

  • Шииты,

  • Хариджиты,

  • Ваххабиты

  • Друзы и др.


1054 г.

XVI в.

М. Лютер,

Ж. Кальвин

≈ 200 млн.

≈ 800 млн.

≈ 400 млн.

Численность,

Страны

≈ 300-350 млн.

(18 стран)

≈ 1,5 млрд.

≈ 800 млн.

(120 стран)

Численность в России

≈ 380 тыс.

Бурятия, Тува, Калмыкия

≈ 120 млн.

≈ 20 млн.

Кавказ, Татарстан,

Башкортостан

Приложение 2

Практическая работа «Мировые религии» (фрагмент)


  • Индивидуальное задание:


Заполните таблицу

Мировые религии

Основатель

Записи, книга

Храм

Основные районы распространения

Христианство





Ислам





Буддизм






Творческое задание.

Используя приведённые ниже слова, составьте статьи для исторической энциклопедии. Определите темы своих статей.

Моисей, Вифлеем, скрижали, суры, Иерусалим, минарет, Будда, Мария, имам, Мекка, каллиграфия, пагода, икона, Синай,священник, распятие, апостолы, Египет, намаз, алтарь, мант



  • Задания по группам:


Группа № 1

Протестантизм


Допишите. Заполните пропуски.


Реформация - социально – политическое ________________________

против феодализма в Западной Европе в _________ принявшее форму ____________________ борьбы против _______________________ церкви.

Основатели реформации:

Мартин Лютер (1483 – 1546)

Проповедовал:

___________________________________________________________________________________

_____________________________________


Жан Кальвин (1509 – 1564)

Проповедовал:

________________________________________________________________________________________________________________________


Перечислите течения протестантизма, которые вы знаете:

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________и др.




Группа №2

Католицизм

Допишите. Заполните пропуски.


- Год разделения христианской Церкви ______________________.


- Католическая церковь представляет собой единую мировую организацию, главой которой является ________________________, а центром – государство ______________________.


- Католическая церковь утверждает существование не только рая и ада, но и _________________- это особое место между раем и адом, где очищаются от своих грехов в преддверии страшного______.

Индульгенция - это ___________________________________________.


В православном храме верующие молятся стоя, в католическом _____;


В православии богослужение сопровождается только хоровой музыкой, в католицизме добавляется и __________________________.


  • Самостоятельная поисковая деятельность:

Задание:

« Найти и показать в цвете основные районы распространения религий на контурной карте при помощи графического редактора Paint.


- Пуск Программы Стандартные Paint. На экране появляется контурная карта мира в программе Paint. Используя графический редактор, каждый член группы отмечает определённым цветом соответствующую по заданию религию.



  • Диспут, осуждение проблемных заданий по определенной теме или ситуации:

Ситуация.

«Кораблекрушение. В живых осталось только три человека, разного вероисповедания: мусульманин, женщина – христианка и мужчина буддийской веры. Прошёл некоторый период относительно спокойной жизни, но время от времени стали возникать конфликтные ситуации на религиозной почве, причём они стали регулярными и вести к самоуничтожению».

Что делать? Как найти выход из сложившейся ситуации, учитывая интересы трёх вероисповеданий и придерживаясь общепринятых человеческих норм?



  • Эссе:

Темы на выбор:

«Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами» (Николо Макиавелли)

«Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом их родители делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками» (Саади)

«Человек никогда не станет свободным, пока он не изгонит Бога из своего разума» (Дени Дидро)

Алгоритм:

  1. Выявление проблемы.

  2. Высказывание собственного мнения

  3. Аргументация своего мнения, приведение примера из истории, общественной или частной жизни

  4. Обобщение, выводы

Приложение 3

Контрольный тест по курсу

1 вариант


1. Какому понятию соответствует данное определение: «Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали»


А) религия Б) культура В) цивилизация


2. Крупнейшая по числу верующих религия


А) христианство Б) буддизм В) ислам


3. Ислам исповедует большая часть населения


А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки


4. Самая «католическая» (по числу верующих» страна мира – это..


А) Бразилия Б) Испания В) Италия


  1. Какой город является центром паломничества буддистов – ламаистов


А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим


6. Страна с наибольшим количеством мусульман


А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия


7. Определите с какой религией связаны понятия:


А) нирвана 1) буддизм

Б) троица 2) ислам

В) каббала 3) христианство

Г) хадж


8. Определите, в каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:


А) буддизм 1) Рим

Б) ислам 2) Мекка

В) католицизм 3) Лумбини


  1. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства


А) католицизм Б) конфуцианство В) православие


10. В каких странах господствующей религией является ислам


А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран

Б) Саудовская Аравия, Иран, Индия

В) Саудовская Аравия, Ирак, Индия





  • Работа с источником по теме: «Государство и церковь на современном этапе».

Задание: Прочитайте «Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 1-3) и ответе на вопросы:


  1. Как закон РФ защищает верующих?

  2. Какие права имеют верующие граждане и атеисты?





  • Головоломка: «Вставь пропущенные буквы» по теме «Буддизм».

  1. Необходимо вставить пропущенные буквы и дать определение понятиям.

  2. Восстановить термины и дать им определение.


1) Дх..р..а 2) армахд

С..н..а..а рнианав

Н..р...а..а нссарас

С..у..а охстиадтвыб

М..х….на спату



  • Кроссворд


  • По горизонтали
    1. Религиозно-философское учение, возникшее около vi века до н. э. в Древней Индии
    3. Вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения Богу
    4. фараон Др. Египта, который первым в мире провозгласил монотеизм
    6. Ветвь христианства
    8. Монотеистическая мировая религия
    9. Совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности
    10. царь богов в древнеримской мифологи
    11. Термин, не связанный с понятием научных знаний
    12. Наука,изучающая религию как особую сферу культуры человечества
    13. Направление в христианстве
    14. Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей
    16. Религиозно-нравственное предписание
    17. Вера в единого Бога
    19. Архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов
    20. Обожествление объектов
    21. Отрицание существования Бога


  • По вертикали
    2. Обращение человека к Богу
    5. богиня правосудия и права в древнеримской мифологии
    6. Этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием
    7. Совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога
    10. богиня правосудия и права в древнеримской мифологии
    11. Вера в одного Бога
    13. Вера в множество богов
    15. Организация возникшая в результате отделения части мирян от церкви
    18. Важнейший внутренней контролер поведения человека

30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!