СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультативного курса "Школьный редактор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности.  Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и  теорией литературы.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса "Школьный редактор"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»




РАССМОТРЕНО

на заседании экспертного совета

Протокол №1от 31 августа 2024


УТВЕРЖДЕНО


Директор _________ Е.А. Пакулев

Приказ № 809 от 31 августа 2024


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора школы

___________________ /Л.А. Матвийчук/

31 августа 2024 г.


ПРИНЯТО на заседании

педагогического совета школы

от 29 августа 2024

Протокол № 8







Программа факультатива

по русскому языку


«Школьный редактор»


9 класс.










Составитель: Черепанова Е.А.

учитель русского языка

и литературы

СОШ № 1 г. Белоярский

















2023 г.



Пояснительная записка.

Владение родным языком, умение правильно выражать свои мысли устно и письменно – это то, что сейчас во многом определяет достижения личности во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей личности.

Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека. Постоянное повышение уровня речевой и письменной грамотности расширяет возможности социализации.

Программа курса «Школьный редактор» предназначена для организации работы с детьми, обладающими повышенными способностями в области русского языка и имеющими интерес к более глубокому изучению предмета. На занятиях учащиеся знакомятся с основами редактирования текста, овладевают различными видами правки, повышают уровень речевой грамотности. Курс неразрывно связан как с разделами языкознания («Лексика», «Словообразование», « Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и теорией литературы.

Цель курса «Школьный редактор» - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать навыки редакторского анализа и редактирования текста.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- углубить теоретические знания о тексте как единице речи;

- совершенствовать умение выявлять особенности текстов разных стилей и жанров;

- сформировать навыки анализа литературного текста;

- развить мотивацию к познанию и творчеству;

- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.


Исходя из задач преподавания курса «Школьный редактор», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:

- соблюдать нормы современного литературного языка;

- различать виды ошибок и устранять их;

- анализировать и редактировать тесты разных стилей и жанров;

- использовать средства художественной изобразительности в тексте.

Программа предполагает дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.


Содержание программы может быть реализовано через взаимодействие педагога и учащихся в следующих формах:

  1. Групповой практикум

  2. Выпуск стенгазеты

  3. Создание таблиц

  4. Исследование

  5. Лабораторная работа

  6. Игра

  7. Исследование

  8. Создание презентаций

  9. Экскурсия в редакцию газеты.


Программа предназначена для элективного курса, повышающего уровень речевой и письменной грамотности учащихся 10-11 классов. Реализуется в объёме 35 часов.

Кроме того, изучение курса «Школьный редактор» поможет подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.


Содержание программы.

Введение. Задачи редактирования. Общие понятии о культуре устной и письменной речи. Языковая норма.

Текст как единица речи. Пути анализа . Тема и идея текста. Микротема.

Абзац. Сложное синтаксическое целое.

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.

Заголовок текста. Способы оформления вступительной и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Смешанный тип речи.

Литературная норма.

Логичность речи. Логические ошибки и способы их устранения.

Композиционные ошибки.

Стилевая и контекстуальная уместность.

Стили речи.

Лесико-фразеологические средства язика.

Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи.

Синтаксические средства языка.

Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы). Стиль и стилизация. Стиль автора.

Стилистические тропы и фигуры.

Художественно-изобразительные средства языка. Роль в тексте.

Культура письменной речи.

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм. Лексические ошибки.

Морфологические ошибки.

Синтаксические ошибки.

Словообразовательные ошибки.

«Стилистический эксперимент». Каламбур.

Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)


Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема занятия

часы

Форма проведения

Вид работы и образовательный продукт

Литература

1

Введение. Понятие редактирования. Задачи редактирования. Черновик и рукопись.

1

Игра «Я – главный редактор»

Составление должностной инструкции редактора.


Текст как основная единица речи.

4 часа

2

Тема и идея текста. Пути анализа. Микротема.

1

Заседание редакционного совета

Составление опорного конспекта по теме


3

Абзац. Сложное синтаксическое целое.


1

Групповой практикум

Членение текста на абзацы. Восстановление текста.


4

Способы связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь.


1

Практикум.

Составление таблицы с примерами средств связи в текстах. Подбор текстов с разными видами связи предложений.


5

Заголовок текста. Способы оформления вступительной и заключительной частей. Основные композиционные приёмы.


1

Творческая мастерская

Редактирование текста.

Составление таблицы «Виды зачинов и концовок»


Типы речи.

8 часов.

6

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта или опорной таблицы.


7- 8

Смешанный тип речи: повествование с элементами рассуждения и описания; описание с элементами рассуждения.

2

Лекция и практикум

Создание текста смешанного типа речи.


9-10

Литературная норма. Императивная ( обязательная) норма и диспозитивная (вариативная)норма.

2

Практикум

Составление таблицы с примерами. Оформление карточек.


11

Логичность речи. Условия логичности. Логические ошибки и способы их устранения.

1

Исследование текстов.

Редактирование текста


12

Композиционные ошибки.

1

Игра «Редакционный совет»

Мини-рецензии учащихся на данные учителем тексты


13

Разновидности уместности. Стилевая и контекстуальная уместность

1

Практикум

Составление опорного конспекта по теме.


Стили речи.

6 часов.

14

Лесико-фразеологические средства языка.

1

Научный совет

Составление таблицы «Лексические средства языка»


14-15

Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи.

2

Лабораторная работа.

Сочинение учащихся «Письмо редактору»


16

Синтаксические средства языка.

1

Практикум

Создание презентации с заданиями «Синтаксические средства языка»


17

Функциональные стили речи (разговорный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы).

1

Деловая игра «Заседание редколлегии»

Распределение материала по стилям. («Сборник документов», Сборник заметок и очерков», «Сборник текстов худ. литературы» и т.д.)


18

Стиль и стилизация. Стиль автора.

1

Исследование

Анализ отрывков текстов разных авторов.


Стилистические тропы и фигуры.

4 часа.

19

Художественно-изобразительные средства языка.

1

Лекция и практикум

Составление таблицы с примерами


20

Роль художественно-изобразительных средств в тексте.

1

Исследование

Составление статьи о роли художественно-изобразительных средств.


21-22

Использование средств художественой изобразительности в тексте.

2

Практикум

Редактирование текстов .



Культура письменной речи.

13 часов

23

Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.


1

Лекция

Анализ текста, исправление ошибок, определение вида ошибки.


24-25

Лексические ошибки.


2

Практикум (проверка сочинений учащихся)

Мини-рецензии на сочинения с указанием вида ошибки.


26

Морфологические ошибки.

1

Лабораторная работа

Создание презентации с примерами


27

Синтаксические ошибки.


1

Практикум

Редактирование текста


28-29

Грамматические ошибки.


2

Практикум

Создание тестов или карточек


30

«Стилистический эксперимент»

1

Практикум

Анализ текстов и «стилистическая отделка « произведения.


31

Что такое каламбур?

1

Практикум

Анализ текста и нахождение примеров каламбура.


32-33

Языковая реставрация (редактирование текстов разных стилей)


2

Практикум

Редактирование текстов разных стилей. Взаимопроверка.


34

Анализ поэтических текстов

2

Исследование

Анализ стихотворения, написать отзыв о стихотворении. Создание «Книги отзывов»


35

Экскурсия в редакцию газеты (встреча с представителями редакций местных газет или журналов)

1

Круглый стол или экскурсия

Оформление интервью










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!