СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа интегрированного курса по ручному ткачестве «Ткачество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы интегрированного курса является приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для самостоятельного творчества детей в области декоративно-прикладного искусства.  

Просмотр содержимого документа
«Программа интегрированного курса по ручному ткачестве «Ткачество»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Рассказовского района




ПРОГРАММА

ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА

ПО РУЧНОМУ ТКАЧЕСТВЕ «ТКАЧЕСТВО»

(в рамках учебного предмета «Технология»

и дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

художественной направленности «Ткачество»)


(для детей 12-14 лет)


Срок обучения – 2 месяца


АВТОРЫ:

Бузанова Татьяна Владимировна,

учитель технологии,

МБОУ Платоновской СОШ,

Карева Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУК «РДК Рассказовского района»







2023 год

Пояснительная записка


Программа интегрированного курса по ручному ткачеству имеет художественно-эстетическую направленность. Она обусловлена тем, что выполняя тканые изделия и занимаясь их отделкой, дети приобщаются к прикладному искусству, развивают творческие способности, эстетический вкус, получают новые и закрепляют уже имеющиеся знания по декоративной композиции, гармонизации цвета и орнаменту, приобретают специальные технические навыки, позволяющие выполнять разнообразные художественные работы по ткачеству: от простых одноцветных ковриков до многоцветных полотен и гобеленов.

Актуальность программы состоит в том, что ручное ткачество – древнейший способ обработки волокнистых материалов и один из самых интересных видов декоративно-прикладного искусства, который вдохновляет не только умелых мастеров, профессиональных художников и дизайнеров на создание уникальных художественных произведений, но не оставляет равнодушными обычных зрителей. Изделия, выполненные в технике ручного ткачества, - красивы, оригинальны, востребованы и как объекты современного искусства, сувенирная продукция, и как утилитарные изделия: предметы быта, одежды или детали оформления интерьера. Технологии ручного ткачества доступны для освоения, позволяют выполнять неповторимые тканые полотна даже людям, не имеющим специальной художественной подготовки. Освоив необходимые технические приемы, даже ребенок сумеет выполнять не сложные, но самобытные декоративные работы в различных техниках ручного ткачества. Занятия ткачеством позволяют овладеть основами художественного ремесла, воспитывают усидчивость и аккуратность, позволяют и самовыражаться в материале, и работать по образцу, прививают интерес к художественному творчеству, формируют изобразительные навыки.

Практическая значимость программы «Ткачество» состоит в том, что она предлагает изучение основ декоративного оформления тканых изделий и технологии ручного ткачества, позволяет освоить технические приемы, необходимые для самостоятельного творчества: от выполнения полотен для декорирования предметов одежды или элементов интерьера до создания станковых мини-гобеленов.

Данная программа является составной частью художественно-эстетического направления дополнительного образования детей в области декоративно-прикладного творчества. Вместе с курсами по технологии ручной росписи ткани, вышивке относится к такому виду декоративно-прикладного искусства (ДПИ) как художественная обработка текстильных материалов. Изучение ручного ткачества не требует предварительного освоения других программ художественного образования.

Программа интегрированного курса по теме: «Ткачество» является авторской. Ее новизна состоит в том, что данный курс представлен в виде изучения отдельной технологии - «Гладкое ткачество». Она может изучаться независимо от других техник ручного ткачества. Причем этот курс может стать базовым для дальнейшего освоения разнообразных способов ткачества на ручных станках и ремизных рамах. Кроме того, в программу включено изучение таких элементов народного ткачества и плетения, которые ранее не изучались с детьми школьного возраста: бранное и лучевое ткачество, «столбики», «фенечки». В программе, кроме изучения технологии, большое внимание уделяется обучению основам декоративной композиции, орнамента и колористики.

Целью данной программы интегрированного курса является приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества, для самостоятельного творчества детей в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • изучить специфику декоративной композиции, орнаментации, дизайна изделий и гармонизации цвета, характерную для ручного ткачества;

  • познакомить с художественными особенностями и творческими возможностями технологии гладкого ткачества;

  • научить применять полученные знания для творческой работы по ткачеству, соблюдая требования технологии.

Развивающие:
  • сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для освоения технологии ручного ткачества;

  • развивать внимание, память, воображение, образное, абстрактное, логическое и аналитическое мышление, творческие способности в процессе художественно-поисковой и практической деятельности по созданию эскизов и воплощению их в материале;

  • формировать адекватную оценку собственной творческой деятельности;

  • развивать эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:
  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать волевые качества детей, связанные с достижением качественных результатов практических работ на ткани: усидчивость, терпение, упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;

  • формировать коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.


Отличительные особенности программы.

Данная программа дополнительного образования школьников базируется на основе педагогических принципов:

  • доступности (соответствует возрастным особенностям детей 12-14 лет);

  • последовательности (учебный материал изучается от простого к сложному, от упражнений на освоение технических приемов ткачества к самостоятельным творческим работам)

  • наглядности (предусматривает использование наглядно-дидактических материалов, иллюстраций, демонстраций технических приемов);

  • научности (практическое освоение технологий росписи ткани опирается на изучение теории);

  • индивидуальности (освоение программы предполагает индивидуальный подход и вариативность заданий);

  • результативности (предусмотрены различные виды учета образовательных результатов).

Ключевые понятия, которые включает содержание данной программы по ручной росписи ткани:

Тканое полотно – полотно, полученной путем переплетения вертикальных нитей (основы) с горизонтальными нитями (утком).

Основа – прочная нить, которую навивают на станок или ткацкую раму, образуя каркас для будущего полотна из множества вертикально натянутых нитей.

Уток – пряжа, которую прокладывают горизонтально, последовательно пропуская между четными и нечетными нитями основы.

Один ряд ткачества – пропуск уточной пряжи между четными и нечетными нитями основы туда и обратно.

Челнок – приспособление, на которое наматывают пряжу, для того чтобы пропустить ее сквозь нити основы.

Бердо – деталь ручного ткацкого станка, с помощью которого можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.

Ремизки, проборная планка – детали устройства ремизной рамы, с помощью которых можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.

Технический рисунок ткачества – рисунок для выполнения многоцветных орнаментов для полотен или сюжетов для гобеленов, заключенный в модульную сетку, где одна клетка соответствует прокидке одного ряда утка между двумя нитями основы.

Этапы освоения программы распределены от простого к сложному. Изучение начинается с ознакомления с историей развития данной технологии ткачества, с основными материалами, оборудованием и организацией рабочего места, проводится инструктаж по технике безопасности. Далее выполняются упражнения по освоению основных технических приемов и операций с использованием образцов, шаблонов, технологических карт и прямого копирования действий педагога. Затем учащихся знакомят с теоретическими основами, необходимыми для выполнения эскизов и шаблонов к самостоятельным творческим работам в технике ручного ткачества с учетом требований технологии гладкого ткачества. Школьники учатся выполнять эскизы, подчиняясь законам построения декоративной композиции или орнамента, грамотно стилизуя мотивы и сочетая цвета. Воплощение в тканых изделиях творческих идей, представленных в эскизах или технических рисунках, является итогом освоения технологии гладкого ткачества.


Особенности возрастной группы, которой адресована программа.

Данная программа ориентирована на детей среднего и старшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах. Она расчитана на обучение школьников в профильных группах. При этом состав группы является постоянным. В группы принимаются все желающие изучать ручное ткачество.

Количество детей в группах независимо от года обучения не должно превышать15 человек, так как обучение ведется в условиях мастерской по художественной обработке материалов и ограничено наличием станков и рабочих мест.


Режим занятий.

Программа рассчитана на 12 часов. Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа, при сроке обучения -2 месяца или одна учебная четверть.


Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения дети должны уметь:

выполнять различные виды декоративных работ: орнаменты, декоративные композиции, декоративные изделия в техниках ручного ткачества;

выполнять основные технологические операции по художественной обработке материалов;

воплощать творческий замысел в материале с учетом его декоративных свойств;

применять основные технологии ручного ткачества;

определять цели, задачи, содержание, методы и средства обучения детей ручному ткачеству в рамках дополнительного художественного образования;

знать:

техники и технологические приемы выполнения произведений декоративно-прикладного искусства в различных технологиях и материалах ручного ткачества;

специфику художественного оформления тканых изделий;

оборудование и технологии художественной обработки материалов.

В процессе освоения различных технологий росписи ткани учащиеся развивают следующие качества личности:

внимание, память, воображение, образное, абстрактное, логическое и аналитическое мышление, творческие способности;

адекватную оценку собственной творческой деятельности;

эстетический вкус, эмоциональное отношение к окружающему миру, интерес к декоративно-прикладному искусству.

волевые качества, связанные с достижением качественных результатов практических работ в технике ткачества: усидчивость, терпение, упорство, аккуратность, желание исправлять ошибки;

коммуникативную культуру, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе.


Контроль за освоением программы ведется путем проверки результатов выполнения практических заданий на занятиях и самостоятельных работ.

Контроль за текущим уровнем подготовки детей осуществляется в следующих формах: наблюдение за практической деятельностью в процессе выполнения эскизов и рисунков на бумаге, упражнений и творческих заданий в технике ручного ткачества, обсуждение и оценка ее результатов.

При этом практические работы могут оцениваться по следующим критериям:

  1. Соблюдение технологии;

  2. Соответствие изображения используемой технике;

  3. Качество исполнения.

Для творческих работ по художественному оформлению текстильных изделий добавляются еще такие критерии, как:

  1. Соответствие выразительных средств технологии росписи ткани художественному замыслу;

  2. Грамотность построения декоративной композиции;

  3. Соответствие художественного оформления назначению и форме изделия;

  4. Гармоничная передача цветовых сочетаний;

  5. Оригинальность замысла.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

Для диагностики уровня полученных знаний предусматривается проведение тестирования, а для подведения итогов практического освоения технологий росписи – участие в творческих выставках, конкурсах, мастер-классах.







Учебно-тематический план.



№№ п/п


Наименование

разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теория

Практические занятия

11.

Гладкое ткачество

12

3

9


11.1.

Введение в изучаемый курс: «Гладкое ткачество».

1

1

-

Проверка готовности оборудования

11.2.

Материалы, оборудование и инструменты для гладкого ткачества.

1

1

-

Руководство подготовкой к ткачеству, обсуждение ошибок.

11.3.

Подготовка к ткачеству.

1

1

-

11.4.

Технология ткачества гладкого полотна.

1

-

1

Наблюдение за ткачеством, обсуждение и оценка результатов.

11.5.

Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

1

-

1

11.6.

Техника и приемы бранного ткачества.

1

-

1

11.7.

Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

1

-

1

Проверка эскизов и технических рисунков.

1.8.

Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

1

-

1

Наблюдение за ткачеством, обсуждение и оценка результатов.

11.9.

Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

1

-

1

11.10.

Техника и приемы ткачества на картоне.

1

-

1

11.11

Технология ткачества фенечек.

1

-

1

11.12

Итоговое занятие: «Умелые мастера»

1

-

1

Тестирование. Выставка детских работ.



Всего часов:

12

3

9









Содержание курса


Раздел 1.Гладкое ткачество.


Тема 1.1. Введение в изучаемый курс: «Гладкое ткачество».

Цель, задачи и содержание изучаемого курса. Основные требования к выполнению учебных заданий, практических аудиторных и самостоятельных работ.

Возникновение, развитие и современное состояние техники гладкого ткачества. Художественные и технические особенности технологии гладкого ткачества с одноцветным перебором. Ассортимент утилитарных изделий, сувенирной продукции и декоративно-художественных произведений, выполненных в технике гладкого ткачества.


Тема 1.2. Материалы, оборудование и инструменты для гладкого ткачества.

Художественные и технологические характеристики пряжи, различного состава и фактуры, применяемой в технике гладкого ткачества. Разновидности нитей основы, их назначение, состав и техническая характеристика. Советы по хранению нитей и пряжи.

Виды ткацких рам и станков, их назначение, характеристика с точки зрения домашнего творчества и доступности для обучения детей. Советы по изготовлению ремизной рамы.

Инструменты и приспособления для гладкого ткачества: челноки, деревянные расчески, ножницы, гобеленовые иглы и др., их описание, способы подготовки к работе, правила применения.

Инструктаж по технике безопасности выполнения практических работ в технике гладкого ткачества в мастерской художественной обработки материалов.


Тема 1.3. Подготовка к ткачеству

Классификация ткацких станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического. Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Механизм и детали, связанные с пуском ткацкого станка в работу, осуществляющие движение основы и подачу утка на примере крестьянского стана. Изучение названий и назначение его основных деталей и механизмов таких как: сволок, притужальник, ниченки, ремизки, бердо, набилки, челнок, подножки, поднебник и т.д.

Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Различные способы подготовки их к работе.

Способы натягивания основы, их преимущества и недостатки для различных видов декоративных работ.

Подготовка к выполнению работ в технике гладкого ткачества, организация рабочего места. Технология подготовки ремизной рамы к работе: сновка основы, прокладывание полоски картона и проборной планки, привязывание ремизок, выполнение уравнительной плетенки.


Тема 1.4. Технология ткачества гладкого полотна.

Понятие о строении тканого полотна. Переплетение нитей основы с нитями утка в различных ткацких переплетениях. Виды переплетений в гладком ткачестве: полотняное, саржевое, атласное, рогожка. Репсовое переплетение и его значение для гладкого ткачества.

Последовательность выполнения технических операций по изготовлению тканого полотна с одноцветным перебором. Навивание утка на челнок, закрепление конца уточной нити. Прокидка уточных рядов путем поднятия четных или нечетных нитей основы с помощью берда, ремизок или разделительной палки. Правила прокладки и прибивки уточной нити. Приемы формирования боковых кромок. Завершение работы, снятие изделий со станка, закрепление нитей основы.

Пороки тканого полотна, возникающие в процессе ткачества, их виды, характеристика и способы устранения: стягивание краев, пропуск основы, узлы и петли на полотне, петли и узлы по краям, видны нити основы, слабое рыхлое полотно и т.д.

Техника выполнения цветных полос в гладком ткачестве с одноцветным перебором.

Приемы ткачества двумя челноками. Последовательность выполнения узора «столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити.


Тема 1.5. Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

Особенности саржевого плетения и сфера его применения в гладком ткачестве. Чередование нитей основы с помощью проборной планки в саржевом переплетении.

Приемы ткачества двумя челноками с использованием саржевого переплетения. Последовательность выполнения узора «диагональные столбики» с помощью двух челноков на ткацкой раме. Правила чередования челноков и переплетения цветных нитей для образования правильной кромки.

Приемы создания рельефной поверхности полотна с помощью беспорядочных широких петель в саржевом переплетении.


Тема 1.6. Техника и приемы бранного ткачества.

Роль и место бранного ткачества в русском народном костюме. Примеры орнаментов русского бранного ткачества.

Применение технических рисунков, и орнаментальных схем для выполнения практических работ в технике бранного ткачества.

Приемы ткачества двумя челноками в бранном ткачестве. Последовательность выполнения двухцветных узоров с помощью двух челноков на ткацкой раме. Чередование нитей основы с помощью проборной планки или дощечки-бральницы в бранном ткачестве.


Тема 1.7. Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

Примеры простых орнаментов, включающих полосы, столбики, клетки, характерных для ручного гладкого ткачества с одноцветным перебором у разных народов. Правила построения технического рисунка для ткачества по канве с учетом плотности полотна.

Требования к эскизу и шаблону. Технология ткачества по техническому рисунку, эскизу, шаблону.

Ассортиментный ряд текстильных изделий, в которых используются тканые полотна, выполненные в технике гладкого ткачества. Особенности их внешнего вида, цветовой гаммы и декоративного оформления.

Алгоритм работы над созданием модели текстильного изделия от набросков до дизайн-проекта и разработки технологической карты.


Тема 1.8. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

Роль накладных элементов в декоративной отделке тканых полотен, выполненных в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Многообразие элементов отделки, выполненных из текстильных материалов, в том числе и из нитей и пряжи: кисти, помпоны, шнуры, цепочки. Их художественные характеристики. Материалы и инструменты для изготовления элементов отделки. Техника и приемы их выполнения.

Технические приемы вышивки тканого полотна гобеленовыми иглами и пряжей. Примеры применения для отделки тканого полотна аппликации, пришивания бусин и фурнитуры в изделиях ручного ткачества.


Тема 1.9. Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

Требования к эскизу гобелена. Особенности тематики его изображения, цветового и фактурного решения в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором с использованием накладных элементов отделки. Выбор в эскизе вариантов оформления гобеленов: в раме, на подвеске, с бахромой.

Роль шаблона в ткачестве гобелена. Требования к его изготовлению. Расчет размера шаблона, технология его использования в процессе ткачества.

Подготовка рамы к работе. Подбор пряжи, подготовка челноков. Прикрепление шаблона. Ткачество полотна. Снятие полотна с рамы, завязывание концов основы. Изготовление элементов отделки гобелена и пришивание их к полотну согласно намеченному рисунку.

Техническое приемы оформления гобеленов.


Тема 1.10. Техника и приемы ткачества на картоне.

Примеры изделий: сувениров, игрушек, салфеток, элементов одежды вазочек и т.д., которые можно выполнить путем ткачества на картоне. Особенности внешнего вида, варианты отделки и технологические карты для их изготовления.

Материалы и инструменты для ткачества на картоне. Специфика натягивания основы на прямоугольную, круглую и цилиндрическую форму.

Технология ткачества на прямоугольной и цилиндрической форме. Приемы лучевого ткачества.


Тема 1.11.Технология ткачества фенечек.

Примеры ткачества фенечек, ремешков, шнуров, поясов и различных тканых полос на различных ручных приспособлениях: берде, бердечке и т.п.Инструменты и оборудование для ткачества подобных изделий.

Техника и приемы ткачества и плетения при изготовлении фенечек различными способами: с применением ремизок, приспособлений для плетения или просто ручным перебором. Правила использования орнаментальных схем и технических рисунков для выполнения рисунков в процессе плетения фенечек.


Тема 1.12. Итоговое занятие: «Умелые мастера».

Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Ручное ткачество» (Тестовые задания в приложении к программе.)

Организация выставки детских работ, включая работы по ткачеству и эскизы, выполненные в течение учебного года.


Практические занятия.


Тема 1.3. Подготовка к ткачеству.

1. Подготовка к работе ремизной рамы: разметка, набивание гвоздиков, натягивание основы, подвязывание ремизок, прокладывание уравнительной плетенки. – 1 часа.

2. Упражнение по натягиванию основы вкруговую – 1 часа.

3. Подготовка к работе рамы с бердом. – 1 часа.

Тема 1.4. Технология ткачества гладкого полотна.

1. Ткачество гладкого одноцветного полотна. – 1 часа.

2. Упражнения по выполнению цветных полос. – 1 часа.

3. Упражнения по ткачеству двумя челноками узора: «столбики». – 1 часа.

4. Выполнение узоров «змейки», «узелки» с помощью фактурно-скрученной нити. – 1 часа.


Тема 1.5. Техника и приемы ткачества саржевого полотна.

1. Ткачество одноцветного саржевого полотна с узором: «диагональные столбики» - 1 часа.

2. Упражнения по ткачеству двумя челноками узора: «диагональные столбики». – 1 часа.

3. Выполнение приемов ткачества фактурного саржевого полотна. – 1 час.


Тема 1.6. Техника и приемы бранного ткачества.

1. Выполнение простых элементов бранного ткачества. – 1 часа.

2. Ткачество геометрического орнамента с использованием схемы. -1 часа.


Тема 1.7. Основы проектирования художественных изделий в технике гладкого ткачества.

1. Выполнение технического рисунка по канве для ткачества орнаментального полотна с использованием узоров из цветных полос и «столбиков». (А4, цветные маркеры) – 1 часа.

2. Выполнение эскиза гобелена с учетом накладных элементов. (А3, акварель, цветные фломастеры) – 1 часа.


Тема 1.8. Техника и приемы изготовления элементов отделки тканых изделий.

1. Упражнения по выполнению из пряжи шнуров и цепочек. – 1 час.

2. Упражнения по выполнению из пряжи помпонов и кистей. – 1 часа.

3. Упражнения по вышивке тканого полотна гобеленовой иглой. – 1 часа.

Тема 1.9. Технология выполнения гобелена в технике гладкого ткачества с одноцветным перебором.

1. Выполнение эскиза и шаблона гобелена. (А3, акварель, цветные фломастеры) – 1 часа.

2. Ткачество гобелена. – 1 часа.

3. Отделка гобелена. – 1 часа.

Тема 1.10. Техника и приемы ткачества на картоне.

1. Упражнения по натягиванию основы на картон. – 1 час.

2. Освоение приемов ткачества на прямом картоне. – 1 часа.

3. Освоение приемов лучевого ткачества. – 1 часа.

Тема 1.11. Технология ткачества фенечек.

1. Упражнения по выполнению из пряжи цветных шнуров на специальных приспособлениях для плетения – 1 час.

2. Плетение фенечек по схеме. – 1 часа.

3. Упражнения по ткачеству на берде. – 1 часа.


Тема 1.12. Итоговое занятие: «Умелые мастера».

1. Проверка уровня усвоения теоретических знаний по теме: «Ручное ткачество» - 1 час.

2. Организация выставки детских работ, включая работы на ткани и эскизы, выполненные в течение учебного года в процессе изучения технологии гладкого ткачества– 1 час.


Методическое обеспечение программы.


Учебные занятия по ручному ткачеству включают в себя освоение теоретических материалов и выполнение практических заданий. Кроме того, предусматривается выполнение некоторых заданий в процессе самостоятельной работы. Основная форма проведения занятия – групповая, но при этом не исключен индивидуальный подход к учащимся разного возраста и разных уровней освоения программы.

Каждый раздел программы изучается в единой логической последовательности, при которой одинаково чередуются различные формы организации занятий:

  • Вначале проводится беседа, знакомящая детей с историей, художественными особенностями изучаемой технологии.

  • Затем предусмотрен инструктаж для ознакомления с материалами, оборудованием и техникой безопасности по работе с ними. При этом можно использовать смешанный тип занятия, предложив детям после беседы выполнить несколько заданий, связанных с подготовкой оборудования к работе и организацией рабочего места.

  • При выполнении упражнений по освоению технических приемов ткачества проводятся только практические занятия.

  • Для того чтобы научить детей грамотно выполнять эскизы творческих работ в технике ткачества, проводят занятия, включающие и объяснение теоретического материала и выполнение практических работ в виде рисунков.

  • Воплощение творческих замыслов в тканых изделиях согласно разработанным эскизам или проектам происходит на практических занятиях.

  • Итоговые занятия по разделам можно проводить в форме опроса, тестирования или в игровых досуговых формах: выставки, конкурса, викторины, ярмарки.

Методы преподавания

В процессе преподавания данного курса могут применяться обьяснительно-иллюстративные методы для изложения материала по основам теории декоративного оформления текстильных изделий и технологии выполнения художественно-творческих работ. При этом объяснение должно сопровождаться обязательным показом декоративных изделий, инструментов, оборудования, репродукций, методических плакатов, эскизов. При необходимости в качестве наглядных материалов также можно использовать видеофильмы и компьютерные презентации.

На начальной стадии освоения практических умений и навыков ручного ткачества необходимо применять репродуктивные методы, связанные с прямым повтором действий преподавателя и копированием образцов. При этом возможно проведение мастер-классов. По мере овладения мастерством можно предоставить большую самостоятельность детям, предложив осваивать технические приемы с помощью технологических карт и схем.

В процессе выполнения творческих заданий могут применяться проблемные и частично-поисковые методы, связанные с поисками содержательного, изобразительного материала, работой над построением композиции и гармонизации цвета.

Для проведения занятий по ручному ткачеству в рамках дополнительного образования детей необходимы наглядно-методические пособия по следующей тематике:

  • Примеры художественных изделий и станковых работ, выполненных в различных техниках ткачества.

  • Примеры декоративных композиций, орнаментов, стилизаций и цветовых гармоний, характерных для тканых изделий.

  • Материалы, инструменты и оборудование для ручного ткачества.

  • Технологические карты по выполнению различных изделий ручного ткачества.

  • Примеры различных выразительных приемов, применяемых в ручном ткачестве.


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение программе дополнительного образования «Ткачество»: высшее педагогическое образование по специальности обслуживающий труд, изобразительное искусство и черчение, опыт преподавательской деятельности - не менее 3-х лет.

Реализация программы данных курсов предполагает наличие мастерской по художественной обработке материалов.

Оборудование мастерской: парты, стулья, шкафы для хранения методических материалов, инструментов и оборудования.

Технические средства обучения: теле- и видеоаппаратура, компьютер.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: ремизные рамы и рамы с бердом 40:60, 50:70, 60:80 и т.п., основа, пряжа, челноки, ножницы, линейки, приспособления для плетения шнуров, булавки, иголки, гобеленовые иглы, фурнитура и отделка.

Формы подведения итогов:

В конце обучения после изучения технологии гладкого ткачества можно провести выставку и тестирование. Контрольные тесты проводятся для диагностики уровня знаний по теории и технологии ручного ткачества.

Список литературы

литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

Основная литература

1. Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.


2. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.

3. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.

Дополнительная литература

1. Зариф М. Ковры: [справочник]/Мехди Зариф; пер. с ит. И. Замойской – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.; ил.

2. Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно: сумки, пояса, панно. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 155с.

3. Хромова С.А. Гобелены. – М.: Профиздат, 2008. – 112с.


литература, рекомендуемая для детей и родителей

1. Бохан М.В. Необычный гобелен: сумки, пояса, игрушки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 144с.: ил.


2. Уталишвили Н.А. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. – 80 с.: ил.

3. Фрейтаг И.П., Аникина Л.Л. Что умеют мастера. Детям о традиционной культуре Русского Севера. – Выпуск 5. – Ткачество: учебное пособие по трудовому обучению для учащихся начальной школы. – СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2007. – 40 с.: ил.


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!