Пояснительная записка
Программа «Юный краевед» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана для обучающихся 7-16 лет.
Школьный краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
- общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
- учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;
-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.
-коммуникативных:владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.
- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель программы:
- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи школьного музея
1.Эффективное использование сохраненных и экспонируемых подлинных исторических документов для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
2.Исследование школьных традиций прошлого.
3.Организация поисковой работы в целях пополнения фонда музея.
4.Помощь обучающимся в раскрытии своих способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности.
5.Воспитание культуры общения с людьми старшего поколения.
6.Заполнение досуга детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций.
7.Проведение на базе музея уроков мира, мужества, организация встреч с ветеранами войны и труда.
8.В процессе исследовательской деятельности обучение учащихся овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основам многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Основные виды деятельности школьного музея:
1.Поисковая деятельность.
2.Исследовательская деятельность учащихся.
3.Экскурсионно – просветительская деятельность.
4.Оформительская деятельность.
5. Методическая работа
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях в родном крае.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы.
- Проведение экскурсионной работы в музее.
Исследовательская деятельность
Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.
Оформительская деятельность:
- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;
- создание воспоминаний участников различных войн, учителей, выпускников школы.
Экскурсионно-просветительская деятельность:
- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;
- сотрудничество со СМИ;
Методическая деятельность
- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;
- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;
- создание презентаций PowerPoint по материалам музея;
- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических разработок
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково- собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания.
Содержание программы «Юный краевед»
Тема 1. Основы музейных знаний. (3 часа) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы
Теоретические занятия. Инструктажи
Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в селе, ветеранами педагогического труда, родителями.
Практические занятия (3часа)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Работа с историческими источниками. (4 часа)
Теоретические занятия
Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники
Практические занятия
Тема 3. История села - частица истории Воронежской области (4 часа)
Теоретические занятия
Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Тема 4. Моя семья и родной край (3 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов
Тема 5. Комплектование фондов школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.
Практические занятия
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.
Тема 6. Наша школа в истории района (3 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.
Практические занятия
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа с.Елизаветино – «кузница кадров».
Тема 7. Фонды школьного музея (3часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.
Тема 8. Учет и описание музейных предметов (3 часа)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 10. Военная слава земляков (2 часа)
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.
Практические занятия
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.
Тема 11. Наследие в школьном музее (3часа)
Теоретические занятия
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.
Практическое занятие
Тема 12. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Создание презентаций на основе собранного материала
Учебно-тематический план к программе «Юный краевед»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата план | Дата факт |
1. | Введение | 1 | | |
2. | Виды музеев и их назначение. Как работать в музее | 1 | | |
3. | Функции школьного музея | 1 | | |
4-7 | Родной край в истории государства российского. Страницы истории Бутурлиновского района. | 4 | | |
8-10 | Государственная символика. Конкурс поделок, рисунков на тему « Символы России» | 3 | | |
11-13 | Моя семья и родной край | 3 | | |
14-15 | Комплектование фондов школьного музея | 2 | | |
16-18 | Наша школа в истории района | 3 | | |
19-20 | Социально-экономическая история района | 2 | | |
21-23 | Фонды школьного музея | 3 | | |
24-26 | Учёт и описание музейных предметов | 3 | | |
27-28. | Военная слава земляков | 2 | | |
29-30. | Наше природное наследие | 2 | | |
31-34. | Экскурсионная работа в школьном музее | 4 | | |
Итого: | 34 | | |
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.