СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Юный краевед для детей 7-16 лет!.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  " Юный краевед для детей 7-16 лет!".

Просмотр содержимого документа
«Программа " Юный краевед для детей 7-16 лет!.»


























Пояснительная записка

Программа «Юный краевед» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа рассчитана для обучающихся 7-16 лет.

Школьный краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся.  Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему.  Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

  Работа школьного музея способствует реализации компетентного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

- ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения;
общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;

учебно–познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность;

-информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее.

-коммуникативных:владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе.

- личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.




Цель программы:  

- осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи школьного музея

1.Эффективное использование сохраненных и экспонируемых подлинных исторических документов для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

2.Исследование школьных традиций прошлого.

3.Организация поисковой работы в целях пополнения фонда музея.

4.Помощь обучающимся в раскрытии своих способностей, реализации их в различных видах исследовательской деятельности.

5.Воспитание культуры общения с людьми старшего поколения.

6.Заполнение досуга детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций.

7.Проведение на базе музея уроков мира, мужества, организация встреч с ветеранами войны и труда.

8.В процессе исследовательской деятельности обучение учащихся овладению различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основам многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

 Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности; 
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.



Основные виды деятельности школьного музея:

1.Поисковая деятельность.

2.Исследовательская деятельность учащихся.

3.Экскурсионно – просветительская деятельность.

4.Оформительская деятельность.

5. Методическая работа


Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях в родном крае.

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы.

- Проведение экскурсионной работы в музее.


Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание воспоминаний участников различных войн, учителей, выпускников школы.

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество со СМИ;

Методическая деятельность

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических разработок

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.


Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково- собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.


Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, села, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.


Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществознания.






Содержание программы «Юный краевед»


Тема 1. Основы музейных знаний. (3 часа) О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы

Теоретические занятия. Инструктажи

Цели, задачи, участники музейного движения. Принцип работы школьного музея: связь с современностью, учебно-исследовательская и поисковая работа, связь с общественностью, ветеранами, проживающими в селе, ветеранами педагогического труда, родителями.


Практические занятия (3часа)

Участие в конкурсе о символике России, региона, района.

Тема 2. Работа с историческими источниками. (4 часа)

Теоретические занятия

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой тем, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Практические занятия

Тема 3. История села - частица истории Воронежской области (4 часа)

Теоретические занятия

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Практические занятия

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 4. Моя семья и родной край (3 часа)


Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Составление презентации, видеороликов

Тема 5. Комплектование фондов школьного музея (2 часа)

Теоретические занятия

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, других полевых изысканий.

Практические занятия

Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы.


Тема 6. Наша школа в истории района (3 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы.

Практические занятия

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа с.Елизаветино – «кузница кадров».

Тема 7. Фонды школьного музея (3часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций.

Тема 8. Учет и описание музейных предметов (3 часа)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия 

Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 10. Военная слава земляков (2 часа)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии – почетная обязанность гражданина России.

Практические занятия

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Книга Памяти.

Тема 11. Наследие в школьном музее (3часа)

Теоретические занятия

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Практическое занятие


Тема 12. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)

Теоретические занятия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.  Проведение экскурсий.  Создание презентаций на основе собранного материала 

Учебно-тематический план к программе «Юный краевед»



№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата план

Дата факт

1.

Введение

1



2.

Виды музеев и их назначение. Как работать в музее

1



3.

Функции школьного музея

1



4-7

Родной край в истории государства российского.

Страницы истории Бутурлиновского района.

4



8-10

Государственная символика. Конкурс поделок, рисунков на тему « Символы России»

3



11-13

Моя семья и родной край

3


14-15

Комплектование фондов школьного музея

2



16-18

Наша школа в истории района

3



19-20

Социально-экономическая история района

2



21-23

Фонды школьного музея

3



24-26

Учёт и описание музейных предметов

3



27-28.

Военная слава земляков

2



29-30.

Наше природное наследие

2



31-34.

Экскурсионная работа в школьном музее

4



Итого:

34







Список литературы:

1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.

2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.

3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2015г.

5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2017.

6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.

7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.

8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!