СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка " Разноцветная радуга" и ктп

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка изобразительного искусства»

Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор Нижегородской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Редькинская основная школа

городского округа город Бор Нижегородской обл.




Принята

педагогическим советом

протокол №1 от 28.08.2023

Утверждена

Приказом № 205/1-о от 01.09.2023

Директор школы

________________ А.А.Денисова










Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественного направления

«Разноцветная радуга»

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Васягина С.Н.

Учитель начальных классов








г.о.г.Бор

2023 г




Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
2. Учебный план …………………………………………………………………… 7
3. Календарный учебный график …………………………………………………. 8
4. Рабочая программа ……………………………………………………………… 9
5. Содержание программы ………………………………………………………… 10
6. Методическое обеспечение программы ……………………………………….. 13
7. Оценочные материалы …………………………………………………………. 17
8. Список литературы ……………………………………………………………… 20




































  1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разноцветная радуга» художественной направленности, базового уровня разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с нормативными документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года №273-ФЗ);

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

- СанПиН 2.4.3648-20 Постановление №28 от 28.09.2020;

- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

Начальная школа– фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Для развития воображения, творческого мышления и творческой активности младших школьников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

В возрасте 8-9 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. . Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать информацию о видах изобразительного искусства.

Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания картины, жизнь и творчество художников). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

У младших школьников пропорционально большую роль в оценке играет момент сопереживания (в сравнении с общей эрудицией и способностью к анализу художественной формы)

Процесс развития художественного восприятия и мышления учащихся включает аспекты:

1. Следование природе ученика, индивидуальный подход к нему, учет индивидуальных психических и личностных особенностей ребенка при организации учебного процесса.  

2. Развитие активности самого школьника. Эта трактовка подразумевает активность ученика в процессе учения, обучение самообразованию и самоопределению и обозначается также как субъективация процесса обучения. 

Программа имеет художественную направленность.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на данных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Программа имеет развивающую направленность

Уровень освоения: базовый

Цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;


  • развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;


  • освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Прогнозируемые результата

Предметные:

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой

  • основы графики;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.



Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к оценке своей работы;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно оценивать свою работу;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

Срок реализации программы рассчитан на ___1__ год .

Адресат (возраст обучающихся): 8-9 лет. Программа может быть реализована для детей с ОВЗ с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью. Количество обучающихся в группе 15 человек. При реализации программы учитываются возрастные особенности учащихся.

Формы обучения. Занятия проводятся в традиционных групповых и индивидуальных формах, в форме практических занятий, презентаций, конкурсов, самостоятельной работы, защиты проектов.

Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, например, посредством программы Zoom и др., записи лекций. Такая двухсторонняя форма коммуникации позволяет обучающимся, не имеющим возможности посещать все занятия в силу различных обстоятельств, получить доступ к изучению программы.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 академический час.



2. Учебный план



п/п

Название модуля программы

Количество часов

Промежуточная аттестация

теория

практика

всего

1

Модуль 1полугодия

15

19

27

1час

2

Модуль 2 полугодия

16

20

16

1час


Итого

31

39

70

2часа









3. Календарный учебный график

к программе «Разноцветная радуга» на 2023-2024 уч.год

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

01.09.2022

31.05.2024

36

72

2 занятия в неделю






1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

3

0

3

1

Сентябрь






1


1





1


1





1


1





1


1



Октябрь




1


1





1


1





1


1





1


1





Ноябрь

1


1





1


1





1


1





1


1





1



Декабрь

1





1


1





1


1





1


1п/а





к


к



Январь



к


к





1


1





1


1





1


1





1

Февраль


1





1


1





1


1





1


1





1




Март

1





1


1





1


1





1


1





1


1



Апрель



1


1





1


1





1


1





1


1






Май

п


1





1


1





1


1





1


1па








4. Рабочая программа

Тематический план

Тема

Теория

Практика

Раздел 1

Основы художественной грамоты.




1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

1


2.

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1

2

3.

Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.

1

2

4.

Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

1

2

5.

Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

1

2

6.

Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций.

1

2

7.

Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

1

2

8.

Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.

1

1

9.

Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

1

2

10.

«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

1

3

11.

Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.

1

3

12.

«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

1

2

13.

«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

1

3

14.

Промежуточная аттестация

1


15

Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали

3

3


Всего часов (46)

17

29


Тема

Теория

Практика

Раздел 2

Графика



1.

Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

1


2.

«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.


2

3

«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

1

2

4.

Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

1

2

5.

«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.


3

6.

«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

1

2

7.

Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.

1

1

8.

Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.


2

9.

Промежуточная аттестация

1



Экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали

3

3


Всего часов (26)

9

17





5. Содержание рабочей программы

Раздел 1. Основы художественной грамоты.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Раздел 2.Графика.

.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

6.Оценочные материалы Оценка промежуточной аттестации в форме зачета. 7. Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет. Оборудование:

  1. Ноутбук (1 для педагога);

  2. Медиа проектор, экран;

  3. Учебные столы и стулья в соответствии с ростом детей;

  4. Учебный стол и стул для педагога;

  5. Классная доска (классическая или интерактивная);

Материалы и инструменты: Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Информационное обеспечение.

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования; памятки для родителей; электронные образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение.

Занятия проводит педагог дополнительного образования по данной направленности с соответствующим образованием.



7*.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

кол-во

Библиотечный фонд

М. Коэрц Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения, 2010

1

Елена Ступак Оригами, подарки к праздникам, 2007

1

И.Агапова, М.Дапвидова Лучшие модели, оригами для детей, 2007

1

Т.Б. Сержантова Оригами, лучшие модели, 2006

1

Н. Докучаева Игрушки из бумаги и картона, 1997

1

М.Антипова Соленое тесто, 2007

1

Геннадий Федотов Послушная глина, 1997

1

Ольга Никологорская Волшебные краски, 1997

1

Екатерина Румянцева Простые поделки без помощи мамы, 2006

1

Е.Г.Лебедва Простые поделки из бумаги и пластилина, 2005

1

Барбара Рейд Обыкновенный пластилин, 1998

1

Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, 1996

1

А.Э. Тимановский Развитие творческого мышления у детей, 1996

1

Печатные пособия

Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009

1

Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009.

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Методические материалы

Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Дет-ство – Пресс, 2007

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009.

1

Светлана Вохринцева Знакомимся с разными странами, национальные костюмы народов России, 2000

1

Светлана Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей, национальные костюмы ближнего зарубежья, 2000

1

Дидактические материалы

Комплект технологических карт пооперационного изготовления моделей оригами: Часть 1 (первая ступень), Часть 2 (вторая ступень), Часть 3 (третья ступень), Часть 4 (четвёртая часть)

4

Коллекции, еженедельные издания

Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013


50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011

Папка-накопитель

Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013

Папка-накопитель

Экранно-звуковые пособия

Презентации к занятиям.


Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления

Гуашь, акварель, уголь художественный, сангина; кисти


Наборы цветной бумаги, картона


Пластилин, наборы стек и др. приспособлений для оттисков и прорезания


Ножницы, клей

10

Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши


Образцы готовых изделий


Оборудование кабинета

Учительский стол, стул

1

Ученические столы, стулья ученические (винтовой табурет)

12, 24

Стенды для размещения рисунков и готовых поделок

2

Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий

2



































5. Содержание рабочей программы

Раздел 1. Основы художественной грамоты.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Раздел 2.Графика.

.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.










6. Методическое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет. Оборудование:

  1. Ноутбук (1 для педагога);

  2. Медиа проектор, экран;

  3. Учебные столы и стулья в соответствии с ростом детей;

  4. Учебный стол и стул для педагога;

  5. Классная доска (классическая или интерактивная);

Материалы и инструменты: Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Информационное обеспечение.

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования; памятки для родителей; электронные образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение.

Занятия проводит педагог дополнительного образования по данной направленности с соответствующим образованием.



6.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ


НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

кол-во

Библиотечный фонд

М. Коэрц Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения, 2010

1

Елена Ступак Оригами, подарки к праздникам, 2007

1

И.Агапова, М.Дапвидова Лучшие модели, оригами для детей, 2007

1

Т.Б. Сержантова Оригами, лучшие модели, 2006

1

Н. Докучаева Игрушки из бумаги и картона, 1997

1

М.Антипова Соленое тесто, 2007

1

Геннадий Федотов Послушная глина, 1997

1

Ольга Никологорская Волшебные краски, 1997

1

Екатерина Румянцева Простые поделки без помощи мамы, 2006

1

Е.Г.Лебедва Простые поделки из бумаги и пластилина, 2005

1

Барбара Рейд Обыкновенный пластилин, 1998

1

Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, 1996

1

А.Э. Тимановский Развитие творческого мышления у детей, 1996

1

Печатные пособия

Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009

1

Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009.

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Методические материалы

Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Дет-ство – Пресс, 2007

1

Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009.

1

Светлана Вохринцева Знакомимся с разными странами, национальные костюмы народов России, 2000

1

Светлана Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей, национальные костюмы ближнего зарубежья, 2000

1

Дидактические материалы

Комплект технологических карт пооперационного изготовления моделей оригами: Часть 1 (первая ступень), Часть 2 (вторая ступень), Часть 3 (третья ступень), Часть 4 (четвёртая часть)

4

Коллекции, еженедельные издания

Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013


50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011

Папка-накопитель

Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013

Папка-накопитель

Экранно-звуковые пособия

Презентации к занятиям.


Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления

Гуашь, акварель, уголь художественный, сангина; кисти


Наборы цветной бумаги, картона


Пластилин, наборы стек и др. приспособлений для оттисков и прорезания


Ножницы, клей

10

Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши


Образцы готовых изделий


Оборудование кабинета

Учительский стол, стул

1

Ученические столы, стулья ученические (винтовой табурет)

12, 24

Стенды для размещения рисунков и готовых поделок

2

Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий

2

7. Оценочные материалы. Система оценивания результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся по программе

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения. Контроль предполагает участие обучающихся в творческих мероприятиях образовательного учреждения.

Промежуточная аттестация обучающихся «Разноцветная радуга» проводится 2 раза в год.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию программы в форме: выставки работ учащихся, презентация работ

Критерии эффективности обучения учащихся:

  • точность и системность усвоенных знаний;

  • уровень творческого применения знаний и умений и навыков;

  • нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.

Основными формами проведения аттестационных занятий в кружке можно считать:

  • открытое занятие, творческий зачет, мастер-класс;

  • индивидуальный, авторский, коллективный творческий проекты, смотр

  • конкурс;

  • участие в конкурсах, фестивалях, других творческих мероприятиях разного уровня.

Для оценки успешного развития обучающихся разработаны следующие критерии:

  • Образовательные результаты обучающихся;

  • Творческая активность воспитанника.

Оценка результативности обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе имеет три уровня усвоения:

  • Высокий

  • Средний

  • Низкий

Критерии и показатели оценки работ обучающихся 1 года обучения



Критерии

Показатели

Уровни проявления показателей

Способы оценки результатов

Н(низкий)

С(средний )

В(высокий)


Содержание рисунка

1. Реализация замысла.

2. Статика, динамика

3. Пространство

4. Светотень

-основной замысел не выявлен

- изображение статично

- пространство отсутствует

- светотень не

наблюдается

-замысел есть, но слабо выражен

- изображение статично

- пространство присутствует

- светотень не

наблюдается

-замысел выявлен достаточно четко,

- проявление некоторой динамики

- простр-во присутствует

- светотень проявляется, но слабо;




Рисунок по памяти и представлению (визуальная оценка рисунка по показателям)


Передача формы




1.Передача формы, пропорций.

2.Передача деталей

-передача формы неправильная,

наблюдается непропорциональность.

- обобщенность, отсутствие де-

талей

-форма четко читается, пропорции искажены;

- обобщенность, отсутствие де-

талей;


-форма четко читается,

верная передача пропорций;

- схематичность

Рисование с натуры

Цвет

1.Передача цвета.

2.Использование оттенков

-передача цвета не всегда верная;

-не использование оттенков в работе.

-слабые знания основ цветоведения;

-не всегда правильное использование оттенков в работе.

Знания основ цветоведения. Редкое использование оттенков в работе

Рисование по памяти и представлению (декоративная композиция )

Умение пользоваться различными средствами выразительности


1.Умение выбрать наиболее подходящие средства выразительности 2.Проявление самостоятельности в выборе средств выразительности

-не умение использования отдельных средств выразительности.

- нет самостоятельности в выборе.

Проявление средств выразительности, но в выборе нужна подсказка.


-проявление средств выразительности

-самостоятельность их выбора.


Роспись (визуальная оценка составления узора по показателям)


Эстетический вкус. Умение видеть прекрасное в жизни ив в произведениях искусства

1.Умение замечать красивое вокруг. 2.Способность видеть красоту в произведениях искусства и наслаждаться ей.


-слабая способность видеть красивое вокруг,

-не умение оценить по достоинству произведения искусства.

Способность видеть красивое вокруг,

- не умение оценить по достоинству произведения искусства.

Умение видеть, наблюдать, наслаждаться красотой произведений искусства. Но при реализации замысла в своих работах требуется помощь.

Рисование по памяти и представлению



Коммуникативные умения.

1.Умение работать в коллективе.

2.Способность к успешному общению и взаимопомощи.

- неспособность выполнять работу в коллективе

- не проявление стремления к взаимопомощи

- проявление способности работы в коллективе

- слабовыраженное стремление к взаимопомощи и общению

- элементарные навыки работы в коллективе

- проявление стремления к взаимопомощи и общению

Коллективное занятие

(метод наблюдения, визуальная оценка аппликации по показателям)

Развитие фантазии, воображения и памяти.

1.Проявление фантазии и воображения.

2.Развитие памяти.


- слабо развиты фантазия и воображение

- обучающиеся с трудом запоминают поставленные задачи, литературные отрывки.

- затруднения в проявлении обучающимися фантазии и воображения.

- память активизируется, но слабо.

- фантазия и воображение развиты хорошо, обучающиеся легко воспроизводят придуманный сюжет на бумаге.

- память становится более глубже.

Метод наблюдения, визуальная оценка рисунка по показателям)

Моторика, пластичность,гибкость рук.

Точность глазомера.

1.Развитие моторики, гибкости рук.

2.Развитие точности глазомера.

- моторика развита

слабо, нет уверенности в руках, сложности в работе с мелкими деталями.

- точность глазомера отсутствует, проблемы с соразмерностью изображаемых предметов.

- моторика более пластична, но сложности в работе на том же уровне.

- проявление слабых способностей определять размеры предметы, сопоставлять их друг с другом.

- проявление гибкости рук , моторики, руки более умело выполняют мелкие детали.

- развитие точности глазомера.

Тематическое занятие по промыслам

метод наблюдения,

визуальная оценка декоративной работы по показателям


Список литературы Нормативная правовая документация
  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года №273-ФЗ);

  2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

  3. -СанПиН 2.4.3648-20 Постановление №28 от 28.09.2020;

  4. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»;

  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;

  6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;

  7. Приказ от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

























Литература для учителя

1.Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985.

2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изоб- разительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей. Кн. 1 и 2. М., 2000. 3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991. 4 Учебно-методический комплект для учителя: Изобразительное искусство: Каждый народ- художник, авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2010. Горяева Н.А. Гуров Г.Е. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2010. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина.-Волгоград: Учитель, 2009. 5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996. 6. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. М., 1991. 7. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с. 8. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с. 9. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994. 10.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. 11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. 12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 13. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. 14. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001. 15. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000. 16. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. 17. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. 18. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000. 19. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 20. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982. 21. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001. 22. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001 .Интернет-ресурсы

1.http://www.ddtkotlas.ru

2. http://www.proshkolu.ru

3. http://www.nsportal.ru

4. http://www.lib2.znate.ru



Литература для учащихся и родителей:

1. В. С Кузин, Э. И. Кубышкина Комплект «Изобразительное искусство». 1-4 классы –

М.: «Дрофа», 2001.

2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

3.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

4. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

7.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

8.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

9.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

10.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс - УМК Планета

знаний (Астрель) , 2013.

12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс - УМК Планета

знаний (Астрель) , 2013.

13. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Изобразительное искусство. "Разноцветный мир".

Учебник. 1 класс - УМК Школа 2100 (Баласс)

14. Неменская Л. А. Учебник. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. – М.: УМК Школа России (Просвещение). 2013.

15. Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.

Учебник. 3 класс. – М.: Просвящение, 2012.

16. Островская О. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 4

класс. – М.: Просвещение, 2010.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!