СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Теория и практика написания сочинения различных жанров" (8-9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Теория и практика написания сочинения различных жанров " предназначена для учителей русского языка и может быть использована в 8-9 классах. Цели курса:

  1. совершенствование навыков устной и письменной речи;
  2. систематизация  знаний по теории сочинения, выработка навыка применять  полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
  3. развитие творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Теория и практика написания сочинения различных жанров" (8-9 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 38» города Смоленска


«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«ПРИНЯТО» на

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ШМО

Заместитель директора

педагогическом совете

Директор МБОУ «СШ № 38»

_________/__________

_________ /__________

Протокол № __

___________ /____________

Протокол № __________

« »________ 2017 г.

от « »______ 2017 г.

Приказ № ____ -ОД

от « »_______ 2017 г.



от « »________ 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности по русскому языку

для 8-9 классов


"Теория и практика написания сочинений разных жанров"



Учитель: Грищенко Галина Владимировна










Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8-9 классов "Теория и практика написания сочинений разных жанров" составлена на основе следующих документов:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями от 31.12.205 года;

- Основной образовательной программы основного общего образования для классов, реализующих ФГОС МБОУ «СШ №38» города Смоленска;

- Учебного плана МБОУ «СШ № 38» города Смоленска;

- Примерной программы по русскому языку (ФГОС) 5 – 9 классы;

- Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2011);

- Положения о рабочих программах учебных предметов, элективных учебных предметов, факультативных курсов, групповых и индивидуальных учебных занятий и курсов внеурочной деятельности МБОУ «СШ № 38» города Смоленска.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест, зачет, сочинение, контрольное изложение, письмо по памяти, защита проектов.

Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам в рамках освоения основных образовательных программ за учебный год.




Цели курса:

  1. совершенствование навыков устной и письменной речи;

  2. систематизация знаний по теории сочинения, выработка навыка применять полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;

  3. развитие творческих способностей обучающихся.


Задачи курса:

      1. научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;

      2. формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;

      3. воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;

      4. совершенствовать речевую культуру учащихся;

      5. развивать коммуникативнось обучающихся.


Новизна данного курса заключается в осуществлении системно - деятельностного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и русского языка и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Обучение по данному курсу позволяет развивать коммуникативные, литературоведческие компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.


Актуальность курса.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.

Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».



Место курса в учебном плане


Программа курса внеурочной деятельности « Теория и практика написания сочинений различных жанров языку рассчитана на 2 учебных года по 1 часу в неделю, что составляет 68 часов за 2 года.


Формы промежуточной аттестации :

8 класс - сочинение – рассуждение в формате ОГЭ;

9 класс - сочинение – рассуждение в формате ОГЭ;




Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки , развитие творческих способностей.


Личностные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся:


• ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности;

• чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;

• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

• осознать свое место в мире;

• оптимистически воспринимать мир.



Познавательные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся:


• анализировать и обобщать на основе фактов;

• устанавливать причинные явления и их следствия;

• представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• выполнять проекты в устной и письменной форме;

• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия• - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;

• - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

-самостоятельно создавать тексты разных стилей и типов речи;

• - расширить, систематизировать исходные представления о языке.



Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся:


• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Коммуникативные универсальные учебные действия


Обучающиеся научатся:


• адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• взаимодействовать со сверстниками;

• совершенствовать собственную речь.




Содержание курса


п-п

Кол-во часов

Тема занятия

1.

1ч.

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.


2.

1ч.

Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.


3.

1ч.

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.


4.

1ч.

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).


5.

1ч.

Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.


6.

1ч.

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.


7.

1ч.

Сложный план. Языковые средства его оформления.


8.

1ч.

Словотворчество.


9.

1ч.

Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация.


10.

1ч.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.


11.

1ч.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.


12.

1ч.


Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях.

13.

1ч.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле.


14.

1ч.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.


15.

1ч.

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.


16.

1ч.

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.


17.

1ч.

Сочинение-рассуждение в научном стиле.

18.

1ч.

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.


19.

1ч.

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.


20.

1ч.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.


21.

1ч.

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.


22.

1ч.

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.


23.

1ч.

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.


24.

1ч.

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.


25.

1ч.

Рассказ от лица животного.


26.

1ч.

Анализ сочинения. Редактирование языковых средств.


27.

1ч.

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).


28.

1ч.

Сочинение рифмованного текста-лимерика.


29.

1ч.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями.

30.

1ч.

Этюд «Мой Пушкин».


31.

1ч.

Очерк о трагическом герое.


32.

1ч.

Составление речевой характеристики комических персонажей.


33.

1ч.

Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).


34.

1ч.

Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров.



Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

8 -9 класс

(34 ч.: 1 ч. в неделю)


п-п

Кол-во часов

Тема занятия

Виды деятельности

Формирование

УУД

1.

1ч.

Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста.


Лингвистическая игра


Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

2.

1ч.

Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме.


Тренировочные упражнения

Работа с текстами

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение

3.

1ч.

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.


Творческая работа в группах

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

4.

1ч.

Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации).


Творческая работа в группах

Работа с текстами

Познавательные: формирование и развитие способности изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон

5.

1ч.

Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств.


Лингвистический турнир

Познавательные: формирование умения поиска ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая школьника к умственному труду

6.

1ч.

Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально.


Конкурс ораторов

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.


7.

1ч.

Сложный план. Языковые средства его оформления.


Тренировочные упражнения

Работа с текстами

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

8.

1ч.

Словотворчество.


Тренировочные упражнения

Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно-следственных связей.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

9.

1ч.

Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация.


Тренировочные упражнения





Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно-следственных связей.


Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

10.

1ч.

Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле.


Творческая работа в парах

11.

1ч.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле.


Тренировочная работа

Работа с текстами

12.

1ч.

Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях.

Тренировочная работа

13.

1ч.

Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле.


Тренировочная работа

Работа с текстами

14.

1ч.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле.


Тренировочная работа

Работа с текстами

15.

1ч.

Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки.


Тренировочная работа

Работа с текстами

16.

1ч.

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле.


Тренировочная работа

Работа с текстами

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация; доброжелательное отношение к окружающим.


Познавательные УУД:

выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, структурировать изученный материал.


Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности.


Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической речью, учитывать разные мнения.


Регулятивные УУД:

соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы

Личностные УУД:

готовность к самообразованию


17.

1ч.

Сочинение-рассуждение в научном стиле.

Тренировочная работа

18.

1ч.

Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного.


Коллективное творчество

Работа с текстами

19.

1ч.

Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле.


Творческая работа в группах

20.

1ч.

Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам.


Творческая работа в группах

Работа с текстами

21.

1ч.

Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле.


Творческая работа в группах

22.

1ч.

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.


Творческая работа в группах

23.

1ч.

Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции.


Тренировочная работа

24.

1ч.

Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов.


Творческая работа в группах

25.

1ч.

Рассказ от лица животного.


Творческая работа в группах

Работа с текстами

26.

1ч.

Анализ сочинения. Редактирование языковых средств.


Индивидуальные тренировочные упражнения

Личностные УУД: самоопределение



Познавательные УУД:

выделять главное,  структурировать

изученный материал.


Регулятивные УУД: уметь самостоятельно  регулировать время на отведенное задание.


Познавательные УУД:

работать со справочной литературой, анализировать, обобщать, делать выводы


Познавательные УУД:

давать определения

понятиям, соблюдать орфографические нормы русского языка.


Регулятивные УУД:

находить и исправлять ошибки, оценивать,

 осуществлять самопроверку и взаимопроверку.


27.

1ч.

Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья).


Тренировочные упражнения

28.

1ч.

Сочинение рифмованного текста-лимерика.


Лингвистическая игра

29.

1ч.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями.

Творческая работа в группах

30.

1ч.

Этюд «Мой Пушкин».


Творческая работа в группах

31.

1ч.

Очерк о трагическом герое.


Творческая работа в группах

Работа с текстами

32.

1ч.

Составление речевой характеристики комических персонажей.


Индивидуальная работа

Работа с текстами

33.

1ч.

Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве).


Творческая работа в группах

Работа с текстами

34.

1ч.

Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров.

Индивидуальная работа

Работа с текстами

Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование,  установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение




Описание учебно - методического обеспечения



Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова). – М., 1990 .

Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.

Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977.

Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.

Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!