Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 38» города Смоленска
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «ПРИНЯТО» на | «УТВЕРЖДАЮ» |
Руководитель ШМО | Заместитель директора | педагогическом совете | Директор МБОУ «СШ № 38» |
_________/__________ | _________ /__________ | Протокол № __ | ___________ /____________ |
Протокол № __________ | « »________ 2017 г. | от « »______ 2017 г. | Приказ № ____ -ОД |
от « »_______ 2017 г. | | | от « »________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности по русскому языку
для 8-9 классов
"Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Учитель: Грищенко Галина Владимировна
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8-9 классов "Теория и практика написания сочинений разных жанров" составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями от 31.12.205 года;
- Основной образовательной программы основного общего образования для классов, реализующих ФГОС МБОУ «СШ №38» города Смоленска;
- Учебного плана МБОУ «СШ № 38» города Смоленска;
- Примерной программы по русскому языку (ФГОС) 5 – 9 классы;
- Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2011);
- Положения о рабочих программах учебных предметов, элективных учебных предметов, факультативных курсов, групповых и индивидуальных учебных занятий и курсов внеурочной деятельности МБОУ «СШ № 38» города Смоленска.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: тест, зачет, сочинение, контрольное изложение, письмо по памяти, защита проектов.
Освоение программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам в рамках освоения основных образовательных программ за учебный год.
Цели курса:
совершенствование навыков устной и письменной речи;
систематизация знаний по теории сочинения, выработка навыка применять полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи курса:
научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
совершенствовать речевую культуру учащихся;
развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системно - деятельностного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и русского языка и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Обучение по данному курсу позволяет развивать коммуникативные, литературоведческие компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности « Теория и практика написания сочинений различных жанров языку рассчитана на 2 учебных года по 1 часу в неделю, что составляет 68 часов за 2 года.
Формы промежуточной аттестации :
8 класс - сочинение – рассуждение в формате ОГЭ;
9 класс - сочинение – рассуждение в формате ОГЭ;
Планируемые результаты освоения обучающимися элективного курса
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценки , развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• оценивать себя на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
• чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
• приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
• осознать свое место в мире;
• оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• анализировать и обобщать на основе фактов;
• устанавливать причинные явления и их следствия;
• представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• выполнять проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия• - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
• - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
-самостоятельно создавать тексты разных стилей и типов речи;
• - расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
• адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• взаимодействовать со сверстниками;
• совершенствовать собственную речь.
Содержание курса
№ п-п | Кол-во часов | Тема занятия |
1. | 1ч. | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста. |
2. | 1ч. | Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме. |
3. | 1ч. | Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. |
4. | 1ч. | Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации). |
5. | 1ч. | Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств. |
6. | 1ч. | Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. |
7. | 1ч. | Сложный план. Языковые средства его оформления. |
8. | 1ч. | Словотворчество. |
9. | 1ч. | Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация. |
10. | 1ч. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле. |
11. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. |
12. | 1ч. | Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. |
13. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. |
14. | 1ч. | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. |
15. | 1ч. | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки. |
16. | 1ч. | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле. |
17. | 1ч. | Сочинение-рассуждение в научном стиле. |
18. | 1ч. | Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного. |
19. | 1ч. | Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле. |
20. | 1ч. | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. |
21. | 1ч. | Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле. |
22. | 1ч. | Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. |
23. | 1ч. | Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. |
24. | 1ч. | Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. |
25. | 1ч. | Рассказ от лица животного. |
26. | 1ч. | Анализ сочинения. Редактирование языковых средств. |
27. | 1ч. | Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья). |
28. | 1ч. | Сочинение рифмованного текста-лимерика. |
29. | 1ч. | Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями. |
30. | 1ч. | Этюд «Мой Пушкин». |
31. | 1ч. | Очерк о трагическом герое. |
32. | 1ч. | Составление речевой характеристики комических персонажей. |
33. | 1ч. | Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве). |
34. | 1ч. | Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров. |
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности
8 -9 класс
(34 ч.: 1 ч. в неделю)
№ п-п | Кол-во часов | Тема занятия | Виды деятельности | Формирование УУД |
1. | 1ч. | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста. | Лингвистическая игра | Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание |
2. | 1ч. | Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме. | Тренировочные упражнения Работа с текстами | Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение |
3. | 1ч. | Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. | Творческая работа в группах | Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. |
4. | 1ч. | Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации). | Творческая работа в группах Работа с текстами | Познавательные: формирование и развитие способности изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон |
5. | 1ч. | Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств. | Лингвистический турнир | Познавательные: формирование умения поиска ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая школьника к умственному труду |
6. | 1ч. | Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. | Конкурс ораторов | Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения. |
7. | 1ч. | Сложный план. Языковые средства его оформления. | Тренировочные упражнения Работа с текстами | Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. |
8. | 1ч. | Словотворчество. | Тренировочные упражнения | Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно-следственных связей. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование |
9. | 1ч. | Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация. | Тренировочные упражнения | Познавательные УУД: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно-следственных связей. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование |
10. | 1ч. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле. | Творческая работа в парах |
11. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. | Тренировочная работа Работа с текстами |
12. | 1ч. | Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. | Тренировочная работа |
13. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. | Тренировочная работа Работа с текстами |
14. | 1ч. | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. | Тренировочная работа Работа с текстами |
15. | 1ч. | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки. | Тренировочная работа Работа с текстами |
16. | 1ч. | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле. | Тренировочная работа Работа с текстами | Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация; доброжелательное отношение к окружающим. Познавательные УУД: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, структурировать изученный материал. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для собственной деятельности. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической речью, учитывать разные мнения. Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы Личностные УУД: готовность к самообразованию |
17. | 1ч. | Сочинение-рассуждение в научном стиле. | Тренировочная работа |
18. | 1ч. | Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного. | Коллективное творчество Работа с текстами |
19. | 1ч. | Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле. | Творческая работа в группах |
20. | 1ч. | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. | Творческая работа в группах Работа с текстами |
21. | 1ч. | Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле. | Творческая работа в группах |
22. | 1ч. | Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. | Творческая работа в группах |
23. | 1ч. | Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. | Тренировочная работа |
24. | 1ч. | Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. | Творческая работа в группах |
25. | 1ч. | Рассказ от лица животного. | Творческая работа в группах Работа с текстами |
26. | 1ч. | Анализ сочинения. Редактирование языковых средств. | Индивидуальные тренировочные упражнения | Личностные УУД: самоопределение Познавательные УУД: выделять главное, структурировать изученный материал. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно регулировать время на отведенное задание. Познавательные УУД: работать со справочной литературой, анализировать, обобщать, делать выводы Познавательные УУД: давать определения понятиям, соблюдать орфографические нормы русского языка. Регулятивные УУД: находить и исправлять ошибки, оценивать, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. |
27. | 1ч. | Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья). | Тренировочные упражнения |
28. | 1ч. | Сочинение рифмованного текста-лимерика. | Лингвистическая игра |
29. | 1ч. | Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями. | Творческая работа в группах |
30. | 1ч. | Этюд «Мой Пушкин». | Творческая работа в группах |
31. | 1ч. | Очерк о трагическом герое. | Творческая работа в группах Работа с текстами |
32. | 1ч. | Составление речевой характеристики комических персонажей. | Индивидуальная работа Работа с текстами |
33. | 1ч. | Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве). | Творческая работа в группах Работа с текстами |
34. | 1ч. | Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров. | Индивидуальная работа Работа с текстами | Познавательные УУД: работа с текстом, моделирование, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи, формулировать собственное мнение |
Описание учебно - методического обеспечения
Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова). – М., 1990 .
Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Гринина- Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – М., 1977.
Розенталь справочник по правописанию и литературной правке. – М., Айрис-пресс, 2003
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., Айрис-пресс, 2003.
Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.