СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по элективному курсу для 9 класса «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Электив с целью восполнения пробелов  в знаниях учеников, обучения написания сочинений  разных жанров

Просмотр содержимого документа
«Программа по элективному курсу для 9 класса «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»»

Конспект урока русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и литературы Костюкова Людмила Тихоновна

Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой

частью)

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний

по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными»,

«Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» -

умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Ход урока.

Конспект урока русского языка в 9 классе

Учитель русского языка и литературы Костюкова Людмила Тихоновна

Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой

частью)

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний

по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными»,

«Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» -

умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Ход урока.

тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам

хрипло… (Ответ: 1,2,7)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области

«Принято»

На педсовете


Протокол № ___1________


От «30 » августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


_______Толченова И.В.


01.09.2017 г.


«Утверждено»

Директор

МБОУ «ООШ» п.Краснофарфорный

_____________ Г.В.Чернильникова


«01» сентября 2017 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кузьменко Натальи Владимировны

учителя русского языка и литературы

по элективному курсу для 9 класса

«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»








кол-во часов в неделю - 0,5

кол-во часов в год - 17



п. Краснофарфорный


2017-2018



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).

  • Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9 – 11 классы / под общей ред. С.А. Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению - это значит формировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.

Цель программы - восполнить пробелы в знаниях учеников.

Задачи:

  • познавательные: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи;

  • практические: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • лингвистические: овладение знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о методах, этапах развития, выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка;

  • общепредметные: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Программа рассчитана на 17 часов в неделю – 0,5 час.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  • урок закрепления знаний, умений и навыков,

  • урок-беседа,

  • повторительно-обобщающий урок,

  • урок-лекция,

  • урок-практикум,

  • урок развития речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения элективного курса ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

•основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени




1

Углубление понятия о тексте.

1

2

Связанность   текста.   Виды   связи-цепная и параллельная.

1

3

Роль заглавия в раскрытии содержания произведения. Тема и идея.

1

4

Стили речи. Характерные особенности стилей речи.

1

5

Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их особенности.

1

6

Жанры   школьных   сочинений   в   9 классе, их роль в общем, языковом и литературном развитии.

1

7

Виды письменных работ. Литературно-критическая статья.

1

8

Очерк. Рецензия. Эссе

1

9

Сочинение по картине.

1

10

Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование.

1

11

Отбор,   систематизация   материала   к сочинению.

1

12

Сочинения на литературную тему.

1

13

Сочинение    на    основе    жизненных наблюдений.

1

14

Структура    сочинения    (вступление, главная часть, заключительная часть).

1

15

Эпиграф, его роль в раскрытии темы.

1

16

План - самая краткая запись. Виды

планов и их роль в создании текста.

1

17

Анализ художественных текстов и школьных сочинений.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Углубление понятия о тексте.

  • Типы речи.

  • Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.

  • Отбор материала к сочинению.

  • Структура сочинения.

  • Анализ, редактирование и совершенствование написанного.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

  • Входной контроль(позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся на начало учебного года)

  • Промежуточный контроль (проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, соответствующие этапу обучения).

  • Текущий контроль (позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения).

  • Итоговый контроль (призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.  Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

  1. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  2. Сенина, Н.А. ГИА по русскому языку. 9 класс. –Ростов-на-Дону, 2012.

  3. Контрольно-измерительные материалы ФИПИ по русскому языку. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012.

4. Иванова, В.А., Потиха,З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

5. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

6. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.















































































































































































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!