Конспект урока русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы Костюкова Людмила Тихоновна
Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой
частью)
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний
по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными»,
«Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» -
умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Ход урока.
Конспект урока русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы Костюкова Людмила Тихоновна
Тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой
частью)
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний
по трудным темам тестовой части: «СПП с несколькими придаточными»,
«Грамматическая основа», «Фразеологизмы как средство выразительности» -
умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Ход урока.
тоскливо глядя на белую госпитальную дверь,(10) спрашивал по утрам
хрипло… (Ответ: 1,2,7)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа» п. Краснофарфорный Чудовского района Новгородской области
«Принято» На педсовете Протокол № ___1________ От «30 » августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______Толченова И.В. 01.09.2017 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «ООШ» п.Краснофарфорный _____________ Г.В.Чернильникова «01» сентября 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кузьменко Натальи Владимировны
учителя русского языка и литературы
по элективному курсу для 9 класса
«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров»
кол-во часов в неделю - 0,5
кол-во часов в год - 17
п. Краснофарфорный
2017-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании:
На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9 – 11 классы / под общей ред. С.А. Войтас. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению - это значит формировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.
Цель программы - восполнить пробелы в знаниях учеников.
Задачи:
познавательные: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном языке и речи;
практические: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
лингвистические: овладение знаниями о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарными сведениями о методах, этапах развития, выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка;
общепредметные: воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа рассчитана на 17 часов в неделю – 0,5 час.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
урок закрепления знаний, умений и навыков,
урок-беседа,
повторительно-обобщающий урок,
урок-лекция,
урок-практикум,
урок развития речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения элективного курса ученик должен
знать/понимать
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
•основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени |
| | |
1 | Углубление понятия о тексте. | 1 |
2 | Связанность текста. Виды связи-цепная и параллельная. | 1 |
3 | Роль заглавия в раскрытии содержания произведения. Тема и идея. | 1 |
4 | Стили речи. Характерные особенности стилей речи. | 1 |
5 | Типы речи (описание, повествование, рассуждение) и их особенности. | 1 |
6 | Жанры школьных сочинений в 9 классе, их роль в общем, языковом и литературном развитии. | 1 |
7 | Виды письменных работ. Литературно-критическая статья. | 1 |
8 | Очерк. Рецензия. Эссе | 1 |
9 | Сочинение по картине. | 1 |
10 | Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование. | 1 |
11 | Отбор, систематизация материала к сочинению. | 1 |
12 | Сочинения на литературную тему. | 1 |
13 | Сочинение на основе жизненных наблюдений. | 1 |
14 | Структура сочинения (вступление, главная часть, заключительная часть). | 1 |
15 | Эпиграф, его роль в раскрытии темы. | 1 |
16 | План - самая краткая запись. Виды планов и их роль в создании текста. | 1 |
17 | Анализ художественных текстов и школьных сочинений. | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Углубление понятия о тексте.
Типы речи.
Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.
Отбор материала к сочинению.
Структура сочинения.
Анализ, редактирование и совершенствование написанного.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Входной контроль(позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся на начало учебного года)
Промежуточный контроль (проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, соответствующие этапу обучения).
Текущий контроль (позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения).
Итоговый контроль (призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий. Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Сенина, Н.А. ГИА по русскому языку. 9 класс. –Ростов-на-Дону, 2012.
Контрольно-измерительные материалы ФИПИ по русскому языку. 9 класс. – М.: Просвещение, 2012.
4. Иванова, В.А., Потиха,З.А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
5. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.