1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5», с учётом авторской программы для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством А.А.Летягина. География 5-9 классы / сост. А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя .-М.: Вентана-Граф, 2012.
Главная цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
• познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
• понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
• формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся осуществляется согласно действующему Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «СОШ №5».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю), что соответствует учебному плану.
Сроки реализации рабочей программы – 2019-2020 учебный год.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка культуры своего народа, своего края основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. Содержание учебного предмета
Раздел «Введение. Географическое познание нашей планеты» (3 ч)
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов.
Раздел «Земля как планета Солнечной системы» (4 ч)
Тема «Планета Земля» (4 ч)
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирование Земная ось географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Раздел «Геосферы Земли» (25 ч)
Тема «Литосфера» (8 ч)
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.
Тема «Атмосфера» (4 ч)
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Симбирска» Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.
Тема «Водная оболочка Земли» (7 ч)
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».
Тема «Биосфера» (6 ч)
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.
Практическая часть
Четверть | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы |
I четверть | | | |
II четверть | | | |
III четверть | | | |
IV четверть | | | |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Географическое познание нашей планеты | 3 |
2 | Раздел I. Земля как планета Солнечной системы | 4 |
2.1 | Планета Земля | 4 |
3 | Раздел II. Геосферы Земли | 25 |
3.1 | Литосфера | 8 |
3.2 | Атмосфера | 4 |
3.3 | Водная оболочка Земли | 7 |
3.4 | Биосфера | 6 |
| Резерв | 3 |
| Всего | 35 |
5. УМК
Программа | Учебник, аудиоприложение, тетрадь на печатной основе | Методические рекомендации для учителя (книга для учителя, поурочные разработки и т.д.) | Фонд оценочных средств (сборник упражнений, тестов, диктантов, контрольных/проверочных/лабораторных работ) |
1. География: Программа 5 – 9 классы ФГОС. Алгоритм успеха. Авторы составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2012 г | 1.Летягин А.А. География. Начальный курс: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений—М.: Вентана-Граф, 2013. 2.Летягин А.А. География: дневник географа-следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс» М.: Вентана-Граф. | 1.Летягин А.А. География: начальный курс: 5-6 класс: Методическое пособие.-М.: Вентана-Граф, 2014. – 240 с. 2.Г.Н.Паневина География. Начальный курс. Технологические карты 5 класс 3.Е.А. Беловолова География. Формирование универсальных учебных действий 5–9 классы Методическое пособие 4.Ю.С.Репринцева География. Формирование личностных образовательных результатов на уроках географии 5–9 классы Методическое пособие | 1.А.А.Летягин География. Начальный курс 5 класс Тетрадь для контрольных и проверочных работ |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
5 а | 5 б | 5 в |
Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч) | |
1 | География - одна из наук о планете Земля. | | | |
2 | География - одна из наук о планете Земля. | | | |
3 | Наблюдение – метод географической науки | | | |
Раздел I. Земля как планета Солнечной системы. Планета Земля (4 ч) | |
4 | Земля среди других планет Солнечной системы | | | |
5 | Движение Земли по околосолнечной орбите | | | |
6 | Движение Земли по околосолнечной орбите | | | |
7 | Суточное вращение Земли | | | |
Раздел II. Геосферы Земли (25 ч). Литосфера (8 ч) | |
8 | Слои «твердой» Земли | | | |
9 | Вулканы Земли | | | |
10 | Из чего состоит земная кора | | | |
11 | Из чего состоит земная кора | | | |
12 | Строение земной коры. Землетрясения | | | |
13 | Рельеф земной поверхности | | | |
14 | Рельеф земной поверхности. | | | |
15 | Человек и литосфера | | | |
Атмосфера (4 ч) | |
16 | Воздушная оболочка Земли | | | |
17 | Погода и метеорологические наблюдения. | | | |
18 | Погода и метеорологические наблюдения. | | | |
19 | Человек и атмосфера | | | |
Водная оболочка Земли (7 ч) | |
20 | Вода на Земле | | | |
21 | Вода на Земле | | | |
22 | Мировой океан – главная часть гидросферы | | | |
23 | Воды суши. Реки | | | |
24 | Озера. Вода в «земных кладовых» | | | |
25 | Озера. Вода в «земных кладовых» | | | |
26 | Человек и гидросфера | | | |
Биосфера (6 ч) | |
27 | Оболочка жизни | | | |
28 | Жизнь в тропическом поясе | | | |
29 | Растительный и животный мир умеренных поясов | | | |
30 | Жизнь в полярных поясах и океане | | | |
31 | Природная среда. Охрана природы | | | |
32 | Природная среда. Охрана природы | | | |
33 | Повторение по теме «Литосфера» | | | |
34 | Повторение по теме « Атмосфера» | | | |
35 | Повторение по теме «Водная оболочка Земли» | | | |