Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования г. Нижнеудинск»
ПРОГРАММА
профессиональных проб по профессии «Повар»
для обучающихся 8-9 классов
«Шаг в профессию»
Автор-составитель: Сафьянова Г.В.
г. Нижнеудинск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание профессиональной пробы
Материально-техническое обеспечение программы
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб учащихся. Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии. Ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями профессиональной деятельности профессии «Повар».
Приобретенный социальный опыт поможет школьникам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.
Профессиональная проба – это испытание, применение различных упражнений, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид. Так как, для школьников моделируются конкретные условия деятельности: ученики включаются искусственно в возможно свою будущую профессиональную деятельность.
Программа профессиональной пробы знакомит учащихся 8-9-х классов с профессией «Повар». Профессия «Повар» сегодня является довольно престижной и очень востребованной. Программа предназначена для желающих, овладеть интересной, увлекательной и престижной профессией, научиться разбираться в правилах современного поварского искусства.
В результате обучения, учащиеся будут иметь представление о профессии и научатся выполнять несложные работы по приготовлению отдельных блюд, кулинарных изделий и сервировки стола.
Продолжительность программы: Программа рассчитана на 8 часов: теоретическая часть – 4 часа, практическая – 4 часа. Работа в группах численностью не более 10 человек. По итоговой реализации программы предусмотрено анкетирование участников профессиональных проб, выдача сертификата и проведение ярмарки профессий.
Профессия «Повар» имеет перспективы карьерного роста.
Целью программы профессиональных проб является - формирование у учащихся первоначальных знаний, умений, навыков, интереса к профессии «Повар».
Задачи пробы:
- ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности повара;
- формирование до профессиональных знаний, умений и навыков;
- развитие и укрепление интереса к будущей профессии;
- создание условий для качественного выполнения профессиональной проб с использованием ресурсов профессиональной образовательной организации;
- воспитание готовности к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Профессиональные пробы предусматривают три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии.
Профессиональные пробы направлены на формирование и развитие следующих компетенций:
- планировать собственную деятельность;
- работать с инвентарем и посудой;
- готовить и оформлять простейшие блюда, кулинарные изделия;
- определять уровень своей готовности к выбору профессии.
В результате освоения программы учащиеся должны:
знать:
- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы.
Материально- техническое оснащение:
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет теории «Поварское дело» оборудован доской учебной, рабочим местом учителя, стульями, раздаточным дидактическим материалом, наглядными пособиями, плакатами, ноутбуком, мультимедийным проектором.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Введение в профессию. Актуальность профессии «Повар». | 2 | 1 | 1 |
2. | Простые формы нарезки овощей. Кулинарное использование. | 2 | 1 | 1 |
3. | Песочное тесто. Кулинарное использование. | 2 | 1 | 1 |
4. | Сервировка стола. | 2 | 1 | 1 |
| Всего: | 8 | | |
Программа профессиональной пробы
Проба №1. Введение в профессию. Актуальность профессии «Повар».
Теоретические сведения: общая информация о профессии «Повар». Основные виды деятельности. Профессионально важные качества. Медицинские противопоказания. Область применения профессиональных знаний. Охрана труда. Организация рабочего места. Успешный опыт трудоустройства и карьерного роста. Общая характеристика оборудования и инвентаря, соблюдение техники безопасности. Знакомство с предприятиями общественного питания.
Вводное анкетирование.
Проба №2. Простые формы нарезки овощей. Кулинарное использование.
Теоретические сведения: основные правила механической кулинарной обработки овощей. Рассмотрение технологии нарезки овощей простыми формами. Кулинарное использование овощей.
Проба №3. Песочное тесто. Кулинарное использование.
Теоретические сведения: характеристика песочного полуфабриката. Используемое сырье. Принципы замеса песочного полуфабриката, режим выпечки, требования к качеству. Виды и причины брака, способы его устранения.
Проба №4. Сервировка стола.
Теоретические сведения: основные правила и элементами сервировки стола к завтраку, обеду и ужину. Варианты сервировки и украшения стола.
Профессиональная проба №1
Тема: «Введение в профессию. Актуальность профессии «Повар».
Цель - создать условия:
- для формирования у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар»;
Задачи: организовать деятельность обучающихся по:
- определению отличительных особенностей профессии;
- изучению требований к личной гигиене повара;
- практическому выявлению профессиональной пригодности;
- выработке умений органично и последовательно действовать в новой обстановке.
Оснащение:
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация «Введение в профессию».
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Отведенное время: 1 ч.
Содержание профессиональной пробы:
(изучение материала сопровождается показом презентации)
Здравствуйте ребята, вы пришли в нашу школу с целью познакомиться с профессией «Повар». Эта профессия очень интересная, многогранная и творческая. А начнем мы с вами с истории появления профессии «Повар». Что же это за профессия, так необходимая людям? На этот вопрос сегодня нам и предстоит найти ответ вместе.
Общая характеристика профессии.
Повар готовит разнообразные блюда, знает, как правильно хранить продукты, помнит рецепты приготовления разных блюд и умеет красиво оформлять. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
Для деятельности повара необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация. Он должен быть физически выносливым, иметь хорошую память, объемный и линейный глазомер, умением концентрировать внимание. Повар должен обладать тонким чувством времени, высокой чувствительностью к оттенкам запаха и вкуса, ответственностью, честностью.
Преимущества профессии: стабильный доход, востребованность на рынке труда, разнообразие деятельности, творческий подход, возможность профессионального роста – получение более высокого разряда, приобретение бесценных знаний и навыков, которые обязательно пригодятся в жизни.
Условия труда: Работа повара происходит преимущественно стоя, в движении, с использованием специальных инструментов. Как правило, это подвижная деятельность, связанная с активностью и физическим трудом.
Медицинские противопоказания:
- инфекционные заболевания;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- психические заболевания;
- болезни, связанные с потерей сознания;
- варикозное расширение вен;
- заболевания желудочно-кишечного тракта.
Родственные профессии: повар-технолог, технолог общественного питания, повар-кулинар, пекарь, бармен, изготовитель пищевых полуфабрикатов.
Итак, теперь вы знаете достаточно о профессии «Повар».
Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос: «Должен ли повар, по Вашему мнению, быть творческим человеком, и в чем заключается его творчество?»
Теперь мы можем сделать вывод, что повар – специалист, умеющий искусно приготавливать различные блюда, закуски, напитки и т.д. может готовить, экспериментируя, изобретая новые блюда, оригинальные сочетания вкусов и запахов (ответьте на вопросы):
- понравилось ли вам занятие?
- интересно ли вам было сотрудничать со мной и друг с другом?
- не потеряли ли вы интерес к профессии «Повар»?
Предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Конкурс «Лучший по профессии», с участием обучающихся нашей школы.
Анкетирование
Профессиональная проба №2
Тема: «Формы нарезки овощей. Кулинарное использование»
Цель:
- способствовать актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника.
Задачи:
1. Рассмотреть варианты простых и сложных форм нарезки овощей, кулинарное использование.
2.Ознакомиться со специальными инструментами и инвентарем для выполнения простых форм нарезки овощей.
По итогам профессиональной пробы обучающиеся должны:
Знать:
Основные правила механической кулинарной обработки овощей, простые формы нарезки овощей, кулинарное использование.
Уметь:
Применять формы нарезки овощей при приготовлении различных видов блюд.
Оснащение:
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация ««Простые формы нарезки овощей»; раздаточный материал по теме занятия.
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Отведенное время: 1 ч.
Содержание профессиональной пробы:
(изучение материала сопровождается показом презентации)
Рациональное питание человека невозможно без овощей. Люди научились ценить овощи в глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки. Овощи широко используются в кулинарии. Овощи улучшают процесс пищеварения, поддерживают кислотно-щелочной баланс и жидкостный объем в организме. Являясь одним из основных источников витаминов, они богаты углеводами, минеральными, ароматическими и вкусовыми веществами.
Давайте познакомимся с овощами, наиболее часто употребляемыми для приготовления пищи.
Группа овощей | Название овощей, относящихся к данной |
Корнеплоды | Брюква, свекла, морковь, репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой |
Клубнеплоды | Картофель, батат, земляной миндаль |
Капустные | Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская |
Тыквенные | Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны |
Бобовые | Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех |
Томатные | Томаты, баклажаны, перец сладкий |
Листовые | Салат, латук, кресс-салат |
Луковые | Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун |
Пряные | Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон |
На предприятии общественного питания центральное место принадлежит повару. От его квалификации, профессиональных навыков, образования и духовных качеств зависит и качество приготовленных блюд.
Форма нарезки овощей оказывает определенное влияние на качество кулинарной продукции. Необходимыми требованиями при нарезке овощей являются: точность, соответствие формы нарезки, стабильность качества нарезки, производительность (знакомство с простыми формами нарезки). Сама же нарезка на предприятиях общепита, может осуществляться несколькими способами: ручная, традиционная нарезка при помощи ножей, механическая нарезка при помощи специального инструмента, автоматическая нарезка при помощи овощерезательных машин. От красоты и правильности нарезки зависят внешний вид блюда, равномерность тепловой обработки. Фигурно нарезанные овощи придают блюдам привлекательность, тем самым возбуждает аппетит.
Закрепление изученного материала
Сегодня на занятии мы с вами ребята хорошо поработали и вы, думаю, усвоили материал по теме ««Простые формы нарезки овощей. Кулинарное использование» (предлагается игра «Мозговой штурм»)
Условия игры: Игра проводится одновременно, в игре принимают участие всея группа. Каждому задается по одному вопросу. Если учащийся не отвечает в течение секунды, то вопрос переходит к следующему. Учащиеся пользуются раздаточным материалом с вопросами
И в заключении хочу сказать, что нарезка овощей и формовка, подобранная в соответствии с условиями кулинарного использования, позволяет правильно осуществить технологический процесс и получить изделия с высокими вкусовыми качествами. Я надеюсь, что полученные знания, вы примените в учебной практике и в домашних условиях. Со временем, к вам придет опыт, я очень рада, что вы проявили интерес к профессии « Повар».
Анкетирование
Профессиональная проба №3
Тема: «Песочное тесто. Кулинарное использование».
Цель: Получить первичные знания по изготовлению песочного теста и изделий из него.
Задачи:
- ознакомить учащихся с технологией приготовления песочного теста и изделий из него;
- научить слушать и принимать информацию;
- научить составлять технологическую схему приготовления песочного теста.
По итогам профессиональной пробы обучающиеся должны:
Знать:
Технологию замеса песочного теста, формовку изделий из него.
Оснащение:
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация «Приготовление песочного теста»; раздаточный материал по теме урока.
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
ноутбук, мультимедийный проектор.
Отведенное время: 1 ч.
Содержание профессиональной пробы
(изучение материала сопровождается показом презентации)
Ребята, нам необходимо рассмотреть значение основных терминов, которые будем применять при рассмотрении сегодняшнего материала.
Методическая игра «незаконченное предложение»
Мука - это…
Тесто - это…
Замес - это…
Выпечка-это…
Деление на куски - это…
Упек - это…
Припек – это …
Выход - это….
Объяснение нового материала (работа с презентацией):
Ничто так не украшает чайный стол, как обилие всевозможных мучных кондитерских изделий, в котором с особой полнотой проявляются все искусное умение повара и его фантазии.
- Какие ассоциативные слова вы можете назвать с понятием «тесто»?
Пример: (сырье, обработка сырья, ассортимент и т.д. (запись на доске).
Прием Кластер»
Задание:
Учитель: Предлагает учащимся заполнить соответствующий кластер из слов, записанных
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с технологией приготовления песочного теста.
Для этого нам понадобиться сырье: мука, сахарный песок, пудра ванильная, масло сливочное, яйца, соль. Для разрыхления теста используют химические разрыхлители. Готовят тесто в помещении при температуре не выше 20 градусов. При более высокой температуре тесто крошится при раскатывании, так как масло в нем находится в размягченном состоянии. Изделия из такого теста получается жесткими. При изготовлении песочного теста ручным способом на стол насыпают горку муки, делают в ней воронку, в которую кладут столов сахара, добавляют яйца, в которых растворяют соду питьевую, аммоний углекислый, соль, эссенцию, и замешивают тесто до однородного состояния, начиная с основания горки. Готовое тесто после замеса должно иметь температуру не выше 20 градусов. Тесто раскатывают в пласт требуемой толщины (от 3 до 8 мм) при помощи металлических или деревянных скалок. Во время разделки и формования изделий стол посыпают мукой во избежание прилипания теста. Песочное тесто выпекают целым пластом или предварительно формуют, пользуясь дисковыми резцами и металлическими выемками, а затем выпекают. Выпекают при температуре 260-270 градусов 10-12 мин.
Требования к качеству: песочный полуфабрикат светло-коричневого цвета с золотистым оттенком, рассыпчатый, сухой. Влажность 5,5 %.Изделия правильной формы, края ровные при надавливании крошится.
Вопросы для закрепления:
Вставить пропущенные в тексте слова
Для приготовления песочного теста используют _____________ способ разрыхления, в качестве разрыхлителей берут ___________ и _________. Большое содержание в песочном тесте _________ и _________и отсутствие _________ придают ему __________ консистенцию.
(химический, сода пищевая, аммоний, жир, сахар, вода, рассыпчатая)
Чтобы песочное тесто получилось хорошего качества, нужно соблюдать следующие требования: муку использовать с _________ содержанием __________; температура _________ и помещения, в котором производят замес, не должна превышать _____ºС; замес теста производить _____ минуты. Все ингредиенты, кроме _________, перед замесом соединяют и перемешивают до __________ массы.
(небольшое, клейковина, продукты, 20, 1-2, мука, однородная)
Муку ___________. Масло сливочное, _________, меланж, соду, аммоний, соль и эссенцию перемешивают _______ минут до получения _________ массы. Затем всыпают __________ и замешивают тесто в течение _________ минут, не более. 7% муки оставляют для _________.
(просеивают, сахар, 20-30, однородная, мука, 1-2, подпыливание)
Анкетирование
Профессиональная проба №4
Тема: «Сервировка стола»
Цель:
Ознакомить учащихся с правилами и важными элементами сервировки стола к завтраку, обеду и ужину.
Задачи:
-Развить познавательную активность учащихся.
-Развить интерес к кулинарии и научить применять теоретические знания в будущей профессии.
По итогам профессиональной пробы обучающиеся должны:
Знать:
Основные правила и варианты и сервировки стола.
Оснащение:
Методическое обеспечение: мультимедийная презентация «Сервировка стола»; раздаточный материал по теме урока.
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
дидактический материал, ноутбук, мультимедийный проектор.
Отведенное время: 1 ч.
Содержание профессиональной пробы:
(изучение материала сопровождается показом презентации)
Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать. Тема сегодняшнего занятия «Сервировка стола». Вы познакомитесь с понятием и требованиями предъявляемые к сервировке стола, узнаете много интересных фактов о происхождении знакомых нам с детства вещей, расширите свой кругозор и обогатите словарный запас. Основные правила сервировки стола мы рассмотрим, и вы попробуете применить их на практическом занятии.
Что такое сервировка на ваш взгляд?
Сервировка стола – это расстановка в определенном порядке всех необходимых для приема пищи предметов и создания уюта гостям.
Сервируя стол, мы должны:
- добиваться простоты, практичности и согласованности предметов сервировки с интерьером зала, характером подаваемых блюд, максимума удобств, для посетителей;
- достигать с помощью эстетических свойств, предметов сервировки (форма, цвет, рисунок посуды, размещение салфеток и приемы их складывания) торжественности в оформлении стола, создания уюта и комфорта.
Форма сервировки зависит от класса и вида предприятия, метода и формы обслуживания. (Какие вы знаете формы обслуживания?) В утреннее и обеденное время применяется минимальная сервировка, а в вечернее время более полная.
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать виду обслуживания - завтрак, обед, ужин.
- соответствовать меню подаваемых закусок, блюд напитков.
- быть эстетичной - сочетаться с формой стола, с цветом скатерти и салфеток, и с общим интерьером зала.
- отражать национальную особенность и тематическую направленность предприятия зала.
Общие правила сервировки
Сервировку стола проводят последовательно:
- накрытие стола скатертями
- сервировка тарелками
- сервировка приборами
- сервировка посудой
- раскладывание салфеток
- расстановка приборов для специй, ваз с цветами.
Важными элементами сервировки является:
1.Форма стола.
Что касается общественного питания, столы бывают: столовые, обеденные и сервировочные, различных форм и стилей, изготовляемые из различных материалов.
Обеденные - этот вид отличается большими размерами. Предназначены для сбора гостей на обеды и ужины, а также различные праздники и мероприятия.
Сервировочный стол - это обеденный стол, предназначенный для сервировки - как правило, передвижной.
Столовый стол - это предназначенный для принятия пищи.
2. Наличие скатерти: защищает поверхность стола от повреждений, придает столу презентабельный вид, снижает звук тарелок и приборов о столешницу, улучшает сцепление тарелок и стола.
3. При сервировке столов и обслуживании обедов и ужинов, приемов, банкетов, свадебных и других праздничных вечеров используют полотняные салфетки, которые украшают стол и придают ему нарядный вид.
Салфетка - платок для вытирания губ, после еды. Произошло от итальянского слова salvo «защищаю, охраняю», таким образом, салфетка буквально значит «то, что охраняет одежду».
Сервировка — процесс творческий, отличающийся многовариантностью.
Столы сервируют в зависимости от вида меню (завтрак, обед, ужин, чай, кофе, банкет). Сервировка может быть предварительной и дополнительной.
Во всех ресторанах и кафе, для сокращения времени обслуживания посетителей проводят предварительную сервировку столов.
Она включает минимальное число предметов: пирожковые тарелки, фужеры, приборы для специй, столовые приборы (нож, вилка, ложка), салфетки, цветы.
В зависимости от материала на предприятия питания используют посуду:фаянсовую, хрустальную, фарфоровую, стеклянную.
Используются в основном следующие виды столовой посуды: тарелки – пирожковые, закусочные, для подачи первых и вторых блюд, подтарельники, супники, кокотницы, кокильницы, бульонные, чайные и кофейные чашки, салатники, мелажницы, супницы, соусники, молочники и другие виды столовой посуды.
Предварительная сервировка банкетного стола включает: мелкую столовую, закусочную и пирожковую тарелки, столовый (без ложки), рыбный и закусочный приборы, салфетку, фужер. Иногда к ним добавляют десертный прибор.
а, б - для обеда; в - для ужина; г, д, е - для завтрака.
Для завтрака сервировка стола включает:
пирожковую тарелку, закусочный прибор, чайную ложку и полотняную салфетку. В зависимости от предполагаемого меню могут быть еще нож для масла, закусочная тарелка.
Ребята, попробовать произвести сервировку стола вы сможете на практическом занятии с мастером производственного обучения.
Так же важным аспектом является правило этикета.
В заключении нашего занятия хотелось бы подвести итог. Сегодня вы познакомились с основными правилами сервировки. И я надеюсь, что знания, полученные на занятии, вам пригодятся в дальнейшем.
Анкетирование
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы профессиональной пробы «Повар» предполагает наличие:
- учебных столов и стульев;
- учебной доски;
- ноутбук;
- мультимедийный проектор.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
литература:
.Г. Шатун «Кулинария» Москва, Издательский центр «Академия» 2012;
И.И. Потапова «Калькуляция и учет» Издательский центр «Академия» 2012;
З.П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии», Издательский центр «Академия» 2009;
Ю.М. Бурашников, А.С. Максимов «Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговли», Издательский центр «Академия» 2012;
«Повар» Минск «Современная школа» 2009;
В.П. Золин «Технологическое оборудование предприятий общественного питания», Издательский центр «Академия» 2014;
З.П. Матюхина «Товароведение пищевых продуктов», Издательский центр «Академия» 2012;