Программа самоуправления «Совет министров» в начальной школе
Пояснительная записка.
Одним из путей решения проблемы повышение социальной активности, самоорганизованности и самореализации учащихся является развитие детских объединений и ученического самоуправления, которое дает возможность самовыражения, самоопределения, самореализации подростка в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения.
Процесс полноценного развития ученического самоуправления обязательно должен сопровождаться осознанной поддержкой педагогического и родительского коллективов школы. В работе с детским коллективом по развитию ученического самоуправления руководитель школы, его заместители, педагоги, классные руководители и родители выполняют особо важные функции - функции сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. Развитие ученического самоуправления является основой воспитательной системы школы. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
Актуальность: Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.
Цель: содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Задачи:
создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
формировать толерантность, умение общаться.
Программа самоуправления «Одуванчики» рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов.
Основные принципы программы:
принцип участия и активности предполагает: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма; рациональному использованию своего времени; создание благоприятной атмосферы общения; в проведении ключевых дел; обеспечение творческого характера видов коллективной деятельности в целях привлечения учащихся к самовыражению и участию в жизни детского коллектива;
принцип самореализации учащихся предполагает: осознание целей и значения предлагаемых видов деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ясных перспектив деятельности, в которую включается ребенок; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации школьника; признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели; подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения
принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предполагает: передачу учащимся меры ответственности за организацию деятельности детского коллектива, направленную на приобретение ими лидерского опыта в условиях взаимодействия детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям, обеспечивающую защиту каждого члена коллектива от негативного проявления социума, охрану их жизни и здоровья; создание ситуаций жизни коллектива, требующих принятия коллективного решения, осознанного исполнения этих решений; формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности;
принцип доброжелательности предполагает: создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов школьников, пробуждение новых интересов;
принцип толерантности предполагает: подготовку учащихся к необходимой ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их труду, их результатам.
Предполагаемые результаты:
повышение значимости роли школьного ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка;
раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;
развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;
формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.
Сроки реализации: 2018 – 2019 учебный год.
Участники: обучающиеся 4 класса, классный руководитель.
Девиз:
Недоволен – возражай!
Возражаешь? Предлагай!
Предлагаешь? Делай!.
Берись за дело смело!
Структура:
I. Министерство образования:
- взаимопомощь в учении;
- участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам;
- контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся занятий в школе;
- организует, планирует и проводит познавательные мероприятия.
II. Министерство здравоохранения:
- составление спортивной программы на год с указанием целей и плана основных событий;
- участие в организации спортивных мероприятий в школе;
- организация проведения ежедневных утренних школьных зарядок с учащимися своего класса;
- организация весёлых перемен;
- являются членом судейской коллегии в спортивных мероприятиях;
- помощь в организации и проведении в школе «дней здоровья», товарищеских встреч по различным видам спорта.
III. Министерство дисциплины и порядка:
- организация дежурства классов по школе;
- контроль за выполнением правил поведения для учащихся;
- организация дежурств во время проведения праздников, мероприятий;
- работа по профилактике правонарушений;
- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся, работа с нарушителями правил поведения и Устава школы;
- создание трудовых объединений обучающихся, организация субботников, благоустройство школьной территории.
IV. Министерство медиации:
- проведение примирительных программ восстановительных медиаций (кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;
- обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
- информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
V. Министерство волонтеров:
- содействие всестороннему развитию одноклассников, формированию у них активной жизненной позиции;
- формирование содружества учащихся, уважения традиций и соблюдения Устава школы, толерантности и товарищества;
- пропаганда среди детей и подростков идей добровольного труда на благо общества и здорового образа жизни.
VI. Министерство пресс-центра:
- предложение проектов, связанных с развитием школьных средств массовой информации;
- освещение о всех массовых мероприятий, касающихся работы ШУС;
- организация информационного обеспечения работы ШУС;
- своевременное публикование новостей в информационном сообществе;
- участие в конкурсах, мероприятиях и проектах, связанных с художественной, печатной, информационной деятельности школы.
VII. Культмассовое министерство:
- планирование и координация программы основных культурно - массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач;
- участие в организации всех культурно - массовых и просветительских мероприятий в школе;
- доведение информации о готовящемся мероприятии классным руководителям и старостам классов;
- выступление ведущими и исполнителями ролей в театрализованных праздниках.