СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Мягкая игрушка"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности с"сягкая игрушка" расчитана для детей 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Мягкая игрушка"»

Пояснительная записка.

Данная программа курса «Умельцы» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Корниловской СОШ с учётом Примерной и авторской программы А.В.Горского. (Москва «Просвещение» 2011г.). Программа имеет направление художественно-эстетическое.

Новизна программы «Мягкая игрушка», разработанной для начальной школы по сравнению с программами – аналогами, заключается в том, что поставленная цель обучения реализуется через проектную деятельность, как в группах, так и индивидуально. Решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, формирования внутреннего плана действий, что является непременным условием для формирования навыков проектной деятельности.

Основная цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности.

Задачи: развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изготовлении такого вида декоративно-прикладного творчества, как изготовление мягких игрушек; - научить приёмам мастерства; - научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; - научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров.

Программа помогает решать различные учебные задачи: освоение детьми основных правил раскроя, сборки и декорирования изделий; овладение инструментами (игла, ножницы) и материалами (ткани, мех, кожа); развитие стремления к познанию предметов искусства; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование положительных чувств от результатов как индивидуальной, так и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознано использовать выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации.

Курс программы рассчитан на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю 34 часа в год. Эта программа адресована учащимся начальной школы (7-11 лет). В коллектив принимаются все желающие.

Занятия по данной программе предлагается проводить в форме практических занятий, мастер-классов; итоговые - выставок, защиты проектов, которые будут представлены в виде дневников достижений учащихся.




 

Планируемые результаты

Во время занятий учащиеся от простых лёгких игрушек постепенно переходят к освоению более сложных форм, накапливая практический опыт. Во время работы над изделием учащиеся знакомятся с различными видами и свойствами тканей, правилами раскроя и пошива. Они изучают национальные традиции, народные промыслы, знакомятся с историей игрушки.

Личностные УУД

- проявлять интерес к жизни живых объектов; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, между деятельностью и её результатом; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей; - уметь описывать свои чувства и ощущения от созерцания произведений народно-прикладного искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей.

Познавательные УУД

- устанавливать правильную последовательность работы над игрушкой; - определять основные этапы работы над проектом; - развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических свойств; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания-незнания), находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала, сравнения, уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Регулятивные УУД

- принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом; - контролировать и корректировать свою работу; - распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности; - оценивать результат выполненного задания; - учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности; - осуществлять самоконтроль, совместно с педагогом и товарищами давать оценку своей деятельности; - работать по предложенному плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные УУД

- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли; - слушать и принимать речь других, адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества; - формулировать монологическое высказывание для представления проекта; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1 начальный контроль (сентябрь); 2 текущий (в течение всего учебного года); 3 промежуточный (январь); 4 итоговый (май).

Увидеть результаты достижений каждого ребёнка поможет педагогическое наблюдение, мониторинг, участие обучающихся в выставках (муниципальных, региональных), их активности на открытых занятиях, защите проектов.

Содержание программы

Тема 1.1.Вводное занятие.

Формирование групп. Проведение инструктажа по правилам поведения на улице, в кабинете. Инструктаж по техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

Тема 2.1. Леший.

Теория. Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Закрепление правил раскроя ткани – трикотажа, драпа. Подбор ткани.

Практика. Раскроить деталей туловища и головы из трикотажа, всех остальных – из драпа. Собрать детали туловища швом «петельным», головы - «вперёд иголку» по кругу выполнить набивку. Изготовить волосы из шерстяных ниток, глаза - из пуговиц. Изготовить юбку из трикотажа. Выполнить отделку работ.

Тема 2.2. Скоморох.

Теория .Исторические данные о появлении скоморохов на Руси. Просмотр образцов, составление эскизов игрушек. Зарисовывание их в альбом.

Практика. Закрепить знания об особенностях изготовления плоских игрушек. Выполнить подбор тканей. Раскроить детали туловища из трикотажа. Раскрой деталей одежды из разноцветного ситца. Собрать детали туловища швом «петельный». Пришить глаза из пуговиц, рот и нос вышить швом «назад иголка». Выполнить отделку игрушек в соответствии с выбранным образом. Провести анализ работы в форме выставки – ярмарки.

Тема 2.3. Матрёшка (мини-проект)

Теория. Знакомство с таким видом декоративно-прикладного искусство, как изготовление матрёшек. Изучение особенностей русских национальных костюмов, разных видов народных игрушек, анализ литературы. Подбор материалов и инструментов для изготовления игрушек из картона и ткани. Знакомство с приёмами изготовления игрушек, обтянутых тканью. Составление обоснования для проекта.

Практика. Раскроить детали сарафана и кокошника из картона, из ситца – сделав прибавку на шов; остальных деталей - из ситца. Склеить детали из ткани с деталями из картона, соединить заготовку в конус швом «через край». Сшить детали одежды швом «петельный». Выполнить отделку одежды и головного убора бисером, лентами, мехом. Провести ярмарку-выставку как защиту проектов.

Тема 2.4. Попугайчик.

Теория. Продолжение знакомства с техникой лоскутной пластики. Изучение особенностей изготовления полуобъёмных игрушек – имеющих небольшие вставки. Просмотр литературы о попугаях, их формах, цветовом решении. Составление эскизов игрушек. Подбор ткани: целесообразность применения ситца, драпа, меха и пр.

Практика. Раскроить детали из ткани (драпа, меха). Сшить детали туловища швом «петельный». Вшить вставку в лоб швом «петельный». Изготовить глаза из кожи или из бусин, деталь хвоста - приёмом плетения шерстяных ниток. Выполнить отделку игрушек.

Тема 2.5. Кукла-скрутка (мини-проект)

Теория. Знакомство с традиционной куклой-скруткой из двух квадратов ткани, особенностями изготовления русской народной одежды. Изучения литературы, составление обоснования. Зарисовка эскизов.

Практика. Раскроить детали туловища и головы из ситца. Выполнить куклу-скрутку из квадратов и набивки. Раскроить детали одежды из разнообразных тканей. Сшить их. Изготовить волосы из шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей одежды. Провести защиту проектов в форме ярмарки.

Тема 2.6. Кукла. Одежда для куклы.

Теория. Продолжение знакомства с историей появления куклы. Приёмы изготовления одежды. Зарисовка эскизов.

Практика. Раскроить детали туловища и головы из ситца. Раскроить детали одежды из разных тканей. Сшить их, соединить детали между собой. Изготовить волосы из шерстяных ниток. Выполнить отделку деталей одежды. Провести анализ работы в форме выставки.

Тема 3.1. Зайчик.

Теория. Знакомство с особенностями изготовления объёмных игрушек из меха. Просмотр литературы, образцов. Зарисовка эскизов в альбом.

Практика. Раскроить детали туловища, лба, брюха, ушей, хвоста из драпа. Вшивание деталей лба и брюха. Сшивание деталей лап, ушей между собой. Выполнить глаза из бусин, пуговиц, а нос – из бусины. Провести анализ работы в форме выставки.

Тема 3.2. Птица - Каркуша.

Теория. Закрепление знаний об особенностях изготовления объёмных игрушек из меха и ткани. Просмотр образца. Зарисовка эскизов.

Практика. Раскроить детали туловища, клюва, крыльев, хвоста, тапок из драпа. Изготовление деталей ног из шерстяных ниток путём скручивания витого шнурка, сшивание их с деталями тапок. Пришить деталь клюва. Сшить все детали. Выполнить отделку. Провести выставку работ в форме модуля.

Тема 3.3. Львёнок.

Теория. Знакомство с животным – львом, внешние особенности семейства кошачьих, их повадки. Просмотр образцов игрушек. Зарисовка эскизов.

Практика. Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из меха. Вшить детали брюха и лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в форме выставки.

Тема 3.4. Бегемот.

Теория. Знакомство с животным – бегемотом, внешние особенности семейства, их повадки. Просмотр образцов игрушек сидящего и стоящего бегемота, выбор образа. Зарисовка эскизов. Подбор соответствующих тканей.

Практика. Раскроить детали туловища, брюха, ушей, лба из драпа. Вшить детали брюха и лба. Собрать всю игрушку. Выполнить отделку. Провести анализ работы в форме выставки.

Тема 3.5. Выполнение проектов.

Теория. Выбор и обоснование темы. Подбор и анализ литературы. Подбор необходимых материалов и инструментов.

Практика. Изготовление самой проектной работы. Защита проекта в форме выступления, мастер-класса, презентации.

Тема 4.1. Экскурсии, выставки и подведение итогов.

В течение учебного года посещение муниципальных, проходящих ДДЮ, участие в конкурсах, которые они проводят.

Тема 4.2. Награждение победителей, анализ работы объединения.

Итоговые занятия проводятся в игровой форме, в форме викторины, защиты проектов и др.


 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Раздел программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидакти-ческий материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Сувениры из ткани.

Наблюдение, мастер-класс, практическое занятие

Объяснительно-иллюстративныйнаглядный, практический

Картинки, фотографии, инструкционные карты

Инструменты и материалы, образцы

Выставка-ярмарка представление мини-проектов,

2

Плоские комбинированные игрушки

«Мозговой штурм», игра-путешествие, практическое занятие, творческая мастерская

Объяснительно-иллюстративныйнаглядный, практический, вербальный,

защита проектов

Специальная литература, мультимедий ные материалы, раздаточный материал, таблицы графического изображения игрушек.

Инструменты и материалы, компьютер, проектор, образцы

Выставка в форме модуля, защита проектов, презентация

3

Объёмные игрушки из меха и ткани

Творческая мастерская, круглый стол,

Объяснительно-иллюстративныйнаглядный, практический, вербальный, репродуктивный, защита проектов

Научная и специальная литература, мультимедий ные материалы, раздаточный материал, таблицы графического изображения игрушек, памятки

Инструменты и материалы, компьютер, проектор, образцы

Выставка-ярмарка, защита проектов, презентация

 Тематический план

п/п

Тема, название игрушки.

Кол. часов

Теория

Практика

Вводное занятие

1

Вводное занятие.

1

1


Плоские комбинированные игрушки.

2

Леший.

3

1

2

3

Скоморох.

3

1

2

4

Матрёшка.

3

1

2

5

Попугайчик.

2

1

1

6

Кукла-скрутка.

2

1

1

7

Кукла. Одежда для куклы.

2

1

1

Объёмные игрушки из меха и ткани.

8

Зайчик.

3

1

2

9

Птица - Каркуша.

3

1

2

10

Львёнок.

2

1

1

11

Бегемот.

3

1

2

12

Выполнение проектов.

4

1

3

Экскурсии, выставки и подведение итогов.

13

Экскурсии, выставки.

2


2

14

Награждение победителей, анализ работы объединения.

1


1



34

12

21

Тематическое планирование

№ раздела п/п

Название раздела, темы, количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1/1

Вводное занятие. в учебный курс. Инструктаж

Соблюдать правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Плоские комбинированные игрушки 15 часов

2/1 3/2 4/3

Леший.

Свойства ткани. Изготовление деталей и сборка изделия по технологической карте

5/4 6/5 7/6

Скоморох.

Новый вид аппликации на ткани. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами

8/7 9/8 10/9

Матрёшка.

Способы сборки изделий. Способ «сшивания» деталей.

11/10 12/11

Попугайчик.

Декоративное оформление изделий. Способы крепления деталей.

13/12 14/13

Кукла-скрутка.

Особенности объемного изделия.

15/14 16/15

Кукла. Одежда для куклы.

История создания кукол. Виды текстильных игрушек

Объёмные игрушки из меха и ткани 15 часов

17/1 18/2 19/3

Зайчик.

Выкройка. Сшивание деталей изделия. Набивка

20/4 21/5 22/6

Птица - Каркуша.

Выкройка деталей. Особенности выкройки для придания объемности готовому изделию

23/7 24/8

Львёнок.

Сборка изделия. Декоративное оформление изделия.

25/9 26/10 27/11

Бегемот.

Особенности выкройки. Приемы сшивания деталей.

28/12 29/13 30/14 31/15

Выполнение проектов.


Экскурсии, выставки и подведение итогов 3 часа

32/1 33/2

Экскурсии, выставки.

Представление изделий, изготовленных в процессе обучения

34/3

Награждение победителей, анализ работы объединения.




Литература для учителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2011- 33с.

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева Технология 1 – 4 классы. Образовательная система «Школа 2100». М.: Баласс, 2011 – 300с. /О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, Сборник Программ отдельных предметов, курсов для начальной школы/

О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” М.: Просвещение, 1983 – 176 с.: ил.

Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Х.: Астра, 2005 – 40 с.

Литература для учащихся.

В.Деревянко Мягкая игрушка. - М.: ЭКСМО, 2003 – 43 с.

Ю. Соколова Мягкая игрушка. - СПб.: Литера, 2001, 36 с.

Опубликовано 04.06.17 в 16:20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!