Управление образования администрации Северо - Енисейского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Северо-Енисейский детско-юношеский центр»
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБОУ ДО «ДЮЦ»
от "01" сентября 2019г. Фоминых/ФИО/
Протокол N 2 "1" сентября 2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Мир искусства»
(Срок реализации: 1 год, возраст обучающихся – 12-15 лет.)
Автор программы:
Львова И.А.– учитель изобразительного искусства МБОУ ССШ №1 им.Е.С. Белинского
педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДЮЦ»
гп Северо-Енисейский, 2019г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественная. Программа предполагает развитие интереса обучающихся к мировой художественной культуре, теоретическую и практическую подготовку обучающихся для участия в олимпиаде по искусству (МХК) и участию в НОУ. Программа предполагает приобретение учащимися расширенных знаний по мировой художественной культуре, привитие интереса к изучению памятников культурного наследия, развитие способности диалогового взаимодействия с произведениями искусства и обучение основам анализа художественных произведений.
Актуальность, новизна программы. Актуальность программы заключается в создании условий для развития одаренных детей, заинтересованных в серьезной подготовке.
Новизна программы заключается в использовании современных педагогических технологий в подготовке к олимпиаде по искусству (МХК), таких как образовательное путешествие, метод диалогового взаимодействия с объектами культурного наследия, метод проектной деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что обучающиеся смогут приобрести знания и навыки по созданию презентаций, овладеть приёмами публичного выступления, участия в конференциях. В программе в сделан акцент на формирование навыков использования полученных знаний в практической деятельности. Большое внимание уделяется освоению различных моделей работы по овладению основами художественного анализа, интереса к исследовательской проектной деятельности и навыков написания творческих и научных работ.
Программа направлена на предоставление учащимся возможности реализовать себя в выбранной профессии.
Адресат программы: возраст обучающихся – 12-15 лет.
Портрет выпускника: ребенок, умеющий творчески мыслить. Может применять полученные знания на практике в исследовательской и проектной деятельности.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 144 часа. Срок реализации программы 1 год обучения.
Место реализации программы: МБОУ ССШ №1
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы организации учебной деятельности:
-групповая;
-фронтальная;
-индивидуальная;
-парная.
Формы занятий:
Лекции ;
игры, викторины, конкурсы;
экскурсии;
Цель: Создание образовательных условий для формирования опыта применения полученных знаний в решении олимпиадных заданий по искусству (МХК) и участию в НОУ.
Задачи программы:
Научить использовать полученные знания по мировой художественной культуре для участия в олимпиадах по мировой художественной культуре и участию в НОУ.
изучить шедевры мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения, доброе отношение к товарищам, умения работать в команде.
выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
Развивающие:
познакомить с основными приемами анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
развивать творческое мышление;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное диагностическое тестирование | 2 | - | 2 | Тестирование. |
2. | Искусство древних цивилизаций. | 56 | 46 | 10 | Викторина. |
3. | Искусство Средневековья. | 20 | 18 | 2 | Тестирование. |
4. | «МИР НОУ» | 20 | 4 | 16 | Защита реферата. |
5. | Возрождение. | 16 | 14 | 2 | Викторина. |
6. | Искусство Нового времени . | 30 | 28 | 2 | Итоговое тестирование. |
ВСЕГО: | 144 | 110 | 34 | |
Вводное диагностическое тестирование (2 часа).
Искусство древних цивилизаций. (56 часов)
Теория: Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы. Зарождение искусства. Месопотамский зиккурат. Основные декоративные средства искусства Месопотамии. Древний Египет. Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. Древняя Индия. Индуистский храм – мистический аналог тела – жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Буддистские культовые сооружения – символ космоса и божественного присутствия. Особенности буддистской пластики и живописи. Китай. Архитектура Древнего Китая. Япония. Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и филосовско – религиозных воззрений буддизма. Древняя Америка. Храмовая архитектура индейцев. Скульптура эллинизма. Искусство Древнего Рима.
Практика: Проведение тестирований по темам:
Искусство Древнего Египта.
Древняя Греция.
Искусство Древнего Рима
Особенности буддистской пластики и живописи.
Проведение викторины «Искусство древних цивилизаций»
3. Искусство Средневековья. ( 20 часов)
Теория: Раннехристианское искусство. Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика. Византийский центрально – купольный храм. Стилистическое многообразие крестово – купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа. Раннемосковское зодчество. Ренессансные черты в ансамбле Московского Кремля. Новый тип шатрового храма. Формирование Московской школы иконописи. Русский иконостас. Западная Европа. Романская культура. Отображение жизни человека средних веков в архитектуре и монументальной живописи. Готический храм – образ мира. Декор храма. Григорианский хорал. Проторенессанс в Италии. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Ближний Восток. Образ рая в архитектуре мечетей. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.
Практика. Решение олимпиадных заданий по теме раздела.
Проведение тестирования по теме «Средневековье»
4.Мир НОУ. (20 часов)
Теория. Введение в исследовательскую деятельность. Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы. Виды научных работ. Составление аннотаций. Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ. Требования к оформлению результатов работы. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.
Практика: Проработка индивидуальных исследовательских тем. Поиск, накопление и обработка информации. Поиск информации в Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Интервью. Анализ научных работ.
Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.
Защита исследовательских рефератов.
5. Возрождение. (16 часов)
Теория: Гуманизм-основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение идеи «идеального» города. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Музыка Возрождения. Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Мистический характер Возрождения в Германии. Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве.
Практика: Проведение викторины о искусстве эпохи Возрождения.
6. Искусство Нового времени. (30 часов)
Теория: Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Живопись барокко. Специфика русского барокко.
Искусство классицизма. Большой королевский стиль Людовика XIV. Рококо. Истоки рококо в живописи. Неоклассицизм, ампир Имперский стиль в архитектуре. Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. Неоклассицизм в живописи. Классические каноны в русской академической живописи. Романтизм. Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Литературная тематика, Экзотика и мистика. Социальная тематика в живописи Русская школа реализма. Передвижники. Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и музыке. Символизм в живописи. Постимпрессионизм. Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре.
Практика: Проведение викторины.
Проведение итогового тестирования.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Осуществляет поиск в различных источниках, в том числе используя ИКТ информацию.
Анализирует и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения .
Осуществляет синтез (составляет целое из частей).
Коммуникативные:
Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения
Регулятивные:
Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах)
Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями.
Личностные результаты:
оценивает и выстраивает на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.
Предметные результаты:
Будет знать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
После освоения данной программы учащиеся будут :
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления работ;
Условия реализации программы:
Для реализации данной программы необходимы:
Методическая литература по МХК;
Конспекты учебных занятий;
Кроссворды, тесты;
Технологические карты.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается материал, который дети изучают, анализируют и применяют для решения олимпиадных заданий по МХК и участия в научном обществе учащихся).
Исследовательско - поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения заданий, использование различных видов информации )
Игровой метод (набор игровых методик развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
Практические методы;
Метод наглядности;
Словесные методы.
Материалы и инструменты
Цифровые образовательные ресурсы.
Форма подведения итогов:
По итогам полугодий проходят олимпиады. После изучения тем тестирование, конкурсы.
После освоения всей программы проводится итоговое занятие в виде разнообразных форм деятельности. Викторины, конкурсы по изученным темам дают возможность проявить каждому свои знания в области мировой художественной культуры.
Список литературы:
Педагогика искусства. Б. М. Неменский .Просвещение 2008г.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2012.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2013.
Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2013.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2012.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2013.
Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2012.
Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2013.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2013.
Искусство : в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 2013.
История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2013.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2013 г.
Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2012.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2012.
Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2013.
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2012.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2013.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2013.
Приложение 1
Диагностическая работа№1