ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЛИ ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ
Автор: Аржанова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназия № 6 г. Новороссийска
Данная программа внеурочной деятельности - возможность использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.
Данная работа адресована учителям русского языка и литературы, ведущим внеурочные курсы.
Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.
Цель программы - подготовить учащихся 5-6 классов к олимпиаде по русскому языку.
Задачи курса:
Совершенствовать навыки учащихся по углубленному изучению русского языка
Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся
Совершенствовать навыки устной монологической и диалогической речи
Подготовить учеников к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
Научить пользоваться справочной литературой и словарями.
Сроки реализации программы: 2 года.
Планируемые результаты
Личностные результаты. Повышение мотивации к изучению предмета «Русский язык», осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные УУД:
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников,
- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели),
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и(или) письменной форме,
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Регулятивные УУД:
- целеполагание и планирование своей деятельности,
-умение оценивать и корректировать полученный результат,
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты.
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного языкознания и литературоведения в процессе чтения и анализа художественных произведений;
- сформированность умения самостоятельно описать и классифицировать языковые факты;
- сформированность умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. В целях соблюдения принципа доступности, материал подается в занимательной форме, с опорой на интересные лингвистические факты.
Формы работы: групповая (в малых группах), индивидуальная, самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании курса ученик научится:
- различать виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
- владеть нормами литературного русского языка;
-знать назначение речевого этикета;
-владеть языковыми средствами для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
-знать различные виды словарей в жизни человека;
-владеть навыками хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
-знать особенности ударения в русском языке;
-уметь выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
Получит возможность научиться:
- Нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- Пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку;
-Самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;
-Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
-Толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
-Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Введение (1ч)
Секреты устной речи (8ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Ударение в словах. Орфоэпические нормы русского языка. История современных знаков препинания.
Секреты письменной речи (5ч)
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тайны русского слова (10ч)
В царстве смыслов много дорог. Русский язык – наше национальное богатство. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. О многозначности слова. Об одном и том же разными словами. О фразеологических оборотах. Крылатые слова и выражения. Словари «чужих» слов. Словарь-грамотей.
Решение олимпиадных заданий (9ч.)
Итоговое занятие (1ч)
6 класс
История языка (2ч.)
Исторические сведения. Русские лингвисты.
Орфоэпия (5ч.)
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.
Лексикология (5ч.)
Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Загадки русского словообразования (5ч)
Структура слова. Различные способы образования слов. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения.
Различные виды анализа текста (3 ч.)
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.
Речевой этикет (4ч)
Правила речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха.
Решение олимпиадных заданий (8 ч.)
Итоговое занятие (1ч)
3. Тематическое планирование
5 класс
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение | 1 | Введение. Зачем нужна речь? | 1 | |
Секреты устной речи | 8 | Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | Углубить знания норм современного литературного произношения, орфоэпических норм русского языка; соблюдать основные языковые нормы в устной речи; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; развивать устную речь учащихся |
Для чего используют звуковые повторы в речи. | 1 |
Какова роль интонации в устной речи. | 1 |
Разговор как искусство устной речи. | 1 |
Основные нормы современного литературного произношения. | 1 |
Ударение в словах. | 1 |
Орфоэпические нормы русского языка. | 1 |
История современных знаков препинания. | 1 |
Секреты письменной речи. | 5 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость |
В чём секрет правописания морфем. | |
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. | 1 |
Не пером пишут – умом. | |
Тайны письма. | 1 |
Различные способы образования слов. | 1 |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. | 1 |
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. | 1 |
Сказочные превращения. | 1 |
Тайны русского слова | 10 | В царстве смыслов много дорог. | 1 | Углубить знания по разделу «Лексика и фразеология»; правильно определять лексическое значение слова в контексте; владеть навыками работы с учебной книгой, с толковым словарем и словарем иностранных слов, и другими информационными источниками; подбирать синонимы к фразеологизмам |
Русский язык – наше национальное богатство. | 1 |
Литературный язык и местные говоры. | 1 |
Лексические диалектные различия и их типы. | 1 |
О многозначности слова. | 1 |
Об одном и том же разными словами. | 1 |
О фразеологических оборотах. | 1 |
Крылатые слова и выражения. | 1 |
Словарь-грамотей | 1 |
Словари «чужих» слов. | 1 |
Обращение в русском речевом этикете. | |
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. | 1 |
Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха. | 1 |
Решение олимпиадных заданий | 9 | Решение олимпиадных заданий | 9 | |
| 1 | Итоговое занятие | 1 | |
| | Итого: | 34 | |
6 класс
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
История языка | 2 | Реформы азбуки (изменения в славянской азбуке) | 1 | Тренировочные упражнения расширенного характера. |
Русские лингвисты. | 1 |
Орфоэпия | 5 | Фонетическая система современного русского языка. | 1 | Углубить знания норм современного литературного произношения, орфоэпических норм русского языка; развивать устную речь учащихся |
Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. | 2 |
Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. | 1 |
Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. | 1 |
Лексикология | 6 | Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). | 1 | Углубить знания по разделу «Лексикология»; развивать устную речь учащихся |
Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи. | 1 |
Антонимия, энантиосемия и полисимия. | 1 |
Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка. | 2 |
Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка. | 2 |
Загадки русского словообразования . | 3 | Структура слова. Различные способы образования слов. | 1 | Углубить знания по разделу «Морфемика»; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав |
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения | 2 |
Различные виды анализа текста | 4 | Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. | 1 | Углубить знания по анализу текста, развитие навыков комплексного анализа текста |
Типы речи и их характеристика. | 1 |
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте. | 2 |
Речевой этикет | 4 | Правила речевого этикета. | 1 | Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм речевого этикета; развивать устную речь |
Обращение в русском речевом этикете. | 1 |
Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. | 1 |
Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха. | 1 |
Решение олимпиадных заданий | 9 | Решение олимпиадных заданий | 9 | Решение заданий олимпиад разных уровней |
Итоговое занятие | 1 | Итоговое занятие | 1 | |
| | Итого: | 34 | |
Полезные ссылки в сети Интернет
1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).
2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)
5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)
6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).
7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank
Литература для учителя
1. Сергеева Т. Ф. Система работы с одарёнными детьми. Теория и практика.
Ростов – на- Дону: «Феникс» - Р, 2011.
2. Казбек-Казиева М. М. Готовимся к олимпиаде по русскому языку.
5 – 11 классы. М.: Оникс – М, 2011.
3. Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы.
М. : Айрис-пресс – М, 2010.
4. И. Б. Голуб. Занимательная стилистика. М.: Просвещение – М., 1988.
5. Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней
школы. М.: Учпедгиз – М, 1961.
6. Чешко Л. А. Русский язык. А – Я. М.: Высшая школа – М, 1981.
7. Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. М.: С-Инфо Баласс – М, 1999.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
М.: ОНИКС. Мир и Образование – М, 2008.
9. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа –
М, 2008.
10. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.
М.: Айрис Пресс – М, 2001.
11. Голуб И. Б. Занимательная стилистика. М.: Просвещение – М., 1988.
12. Казарина С. Г. Стилистика и культура речи. Стань грамотным.
Ростов - на – Дону: Феникс – Р, 2004.
13. Мирошниченко И. В. Лингвистический анализ текста. Конспект
лекций. М.: А-Приор – М, 2009.
14. Шанский Н. М. Сборник упражнений по лингвистическому анализу
художественного текста. Санкт-Петербург: Просвещение – С-П, 1992.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.
Заключение
Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
Всероссийский конкурс сочинений
Конкурсы сочинений
интернет-конкурс сайта «Инфоурок»;
олимпиада «Олимписс»
олимпиада «Русский медвежонок»
всероссийский конкурс «Таланты России»;
дистанционные олимпиады;
дистанционные творческие конкурсы;
интеллектуальный марафон.
Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.
18