Просмотр содержимого документа
«Простые и сложные предложения (на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»
Простые и сложные предложения
ЦЕЛИ
- научить различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении, различать сложные союзные и бессоюзные предложения, ставить запятую между частями сложного предложения, определять количество грамматических основ
- формировать умение различать роль союза и как средства связи между однородными членами предложения и между частями сложного предложения
- Запись стихотворения А. Фета, выделение грамматических основ. Какие из предложений связаны без союзов? Какие с их помощью?
- Чтение и запоминание определения сложного предложения.
- Комментирование схем, представленных в правиле и в упр. 239.
- Сопоставление предложений, объяснение знаков препинания, графическое сопровождение выводов. Все стихли и обернулись на говорившего (Союз и связывает однородные члены предложения → запятая не ставится). Шаги людей стихли, и я остался один (Союз и связывает части сложного предложения → запятая ставится).
- Упр. 245 сопровождается составлением схем, упр. 241.
Проверочная работа (по вариантам)
В предложениях знаки препинания опущены. Найти, выписать и составить схемы: 1-й вариант — простых предложений, 2-й вариант — сложных.
1. Утро папа начинает с чтения газет и чашечки кофе. 2. На уроке ребятам рассказали о планетах Солнечной системы и показали на глобусе их расположение. 3. Быстро стемнело и начался ужасный ливень. 4. Утренний ветерок ворвался в открытую форточку и подхватил разбросанные на столе листочки с записями. 5. На лесной опушке дружно выстроились сыроежки и малыши бросились их собирать. 6. На берёзе сидела огромная ворона и каркала она без умолку весь день.
ЦЕЛИ
- закрепить умения различать простые и сложные предложения и ставить запятую между частями сложного предложения
- развить представление о видах сложных предложений, дать первоначальное понятие о сложноподчинённом предложении
- совершенствовать умения составлять схемы предложений и создавать предложения по указанным схемам
- Работа со схемами упр. 240 с использованием пазла: к каждой схеме предлагается набор слов, которые нужно сложить в предложения, ставя конечные знаки препинания:
1 Что-то, заиграла, началось, и, невообразимое, музыка
Заиграла музыка, и началось что-то невообразимое!
2 Ручьи, затягивалось, снег, всё, небо, тучами, сошёл, побежали, реже
Снег сошёл, побежали ручьи, небо всё реже затягивалось тучами.
3 Сбор, когда, все, объявлен, запомнили
Все запомнили, когда объявлен сбор?
4 Вернуться, я, чтобы, домой, стал, о том, задумываться
Я стал задумываться о том, чтобы вернуться домой.
2. Сопоставление 1-го и 2-го предложений с 3-м и 4-м: выявление того, что вторая часть в последних двух не может существовать без первой. Присваиваем этим предложениям названия — главное и зависимое. Наблюдение над союзами, которые присоединяют зависимое предложение к главному.
3. Упр. 246. Запоминание союзов в рамочках. Упр. 242.
4. Комментированное письмо (сопровождается составлением схем). 1. Солнце скрылось, и стало очень холодно. 2. Скоро мы поняли, что заблудились. 3. Глаза мальчика блестели и немного слезились. 4. Разгадка пришла, когда мы были уже на другом конце города. 5. Отец решил не настаивать на поездке, хотя ему очень хотелось на рыбалку. 6. На душе было тревожно и горько, но я собрался с духом, потому что не мог подвести товарищей. 7. Каникулы закончились, и впереди был долгий путь домой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 244