Конспект урока №38
Предмет: литература
Класс:9-Б
Дата:05.12.20
Учитель: Кандымова Н.Р.
Тема урока: «Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа».
Цели:
Образовательные:
познакомить с понятием «реализм»;
представить общую характеристику романа;
провести обзор содержания романа;
познакомить с мнением критиков.
Развивающие:
осуществление системно - деятельностного подхода:
развитие умений и навыков проектной деятельности;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;
умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;
формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
вовлечь в активную практическую деятельность;
создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;
воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;
воспитание ценностного отношения к слову
Оборудование: проектор, презентация, тексты произведения.
Ход урока
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( урок сопровождает презентация)СЛАЙД№1
Слово учителя.
-Добрый день, дорогие ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по роману
А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На уроке русской литературы мы будем говорить о романе великого, гениального писателя А. С. Пушкина, об истории человеческой судьбы, о двойственности и противоречивости мыслей, чувств, поступков.
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
1. Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа В.Белинского:
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»
2. Постановка проблемного вопроса: сегодня на уроке мы должны с вами попробовать доказать, что роман «Евгений Онегин» можно считать энциклопедией русской жизни.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Слово учителя: - Для того, чтобы суметь ответить на проблемный вопрос , мы должны с вами вспомнить сюжетные особенности романа, для этого я предлагаю Вам пройти интеллектуальную разминку в виде БЛИЦ- теста
1.Кому посвящен роман «Евгений Онегин»?
(Петру Плетневу, другу А.С.Пушкина, а 1 глава романа брату, Льву Сергеевичу Пушкину)
Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?
(Стихотворение «Первый снег» П. А. Вяземского)
Дайте определение: роман в стихах –это... Чем отличается роман в стихах от традиционного романа?
(Роман в стихах — лиро-эпический жанр, синтезирующий в себе свойства эпического романного жанра (объективность, изображение жизни во всем многообразии ее проявлений, интерес к отдельно взятой личности) и лирическое субъективное начало. СЛАЙД №2
Роман в стихах от традиционного романа в прозе роман в стихах отличается большим количеством лирических элементов. В нем чаще всего сам автор становится лирическим героем, и иногда судьбы главного персонажа и автора пересекаются в сюжете)
Дайте определение онегинской строфы.
( Строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина«Евгений Онегин», 14 строк четырёхстопного ямба.
В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой)СЛАЙД №3,№4
Кого из драматургов Пушкин называет в своём романе «другом свободы»?
(Д. И. Фонвизина)
6. Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр?
(А. Истоминой)
7. В каком городе родился Евгений Онегин?
(В Петербурге)
8. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?
(Из Германии)
9. Назовите автора сонника, который читала Татьяна?
( Шиллера)
10. В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?
(В шахматы)
11. Чей портрет украшал кабинет Онегина?
(Портрет Байрона)
12. Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?
(Котильон)
Усвоение новых знаний.
-Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попробуем выстроить алгоритм работы над ним.
(ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД «Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни») СЛАЙД №5
-Обратите внимание на определение В.Белинского. Как вы понимаете слово энциклопедия?
Энциклопедия – это сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей. СЛАЙД №6
Цель энциклопедии — собрать знания, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас.
Дидро говорил: « Цель энциклопедии- собрать знания, рассеянные по свету,привести их в систему, понятную для людей ,ныне живущих,и передать тем,кто придёт после нас…»
А почему данный роман - роман-энциклопедия? ( Ответы учащихся) потому что автор в своем романе с замечательной реалистичностью передал обычаи, нравы и характеры своих современников . СЛАЙД №7
О чём же этот роман?(о том, как жили люди 20 годов 19 века, о любви Онегина и Татьяны и т.д) СЛАЙД №8,9
А что вы узнаёте из романа(как жили люди, как одевались,знакомимся с социальными слоями общества 19 века, картинах русской природы) СЛАЙД №10
Молодцы!!!
4.Составление кластера СЛАЙД №11,12
5.Физкультминутка СЛАЙД №13
6. Закрепление изученного материала
Так каковы же энциклопедические темы романа???(Мода, народная жизнь, социальные слои населения, реальный фон, герои того времени в романе…) СЛАЙД №14
А теперь давайте всё это рассмотрим…
1.Выступление «Творческая история создания романа «Евгений Онегин»»( Караманов Эмир) СЛАЙД №15
Слово учителя: - Перед тем, как перейти к обсуждению следующей темы, предлагаю вспомнить картины жизни в романе. На примере каких героев автор нам показывает панораму русской жизни? ( Семья Лариных, Онегин, его дядя, Ленский)
Правильно, в романе автор рассказывает и о столичных кругах, и о провинции . Предлагаю вашему вниманию проект «Столичное и провинциальное дворянство», где на примерах системы образов главных героев будет рассказано о картинах жизни.
2. «Столичное и провинциальное дворянство» ( Аблаев Эдем) СЛАЙД №16
3.Следующее сообщение «Картины народной жизни в романе»(Марцен Эвелина) СЛАЙД №17
4.Слово учителя: Чтоб еще глубже окунуться в атмосферу эпохи 19 века представляем вам моду и кулинарный фон в романе. «Мода 19 века»( Муратова Мавиле)
СЛАЙД №18
5. Предлагаю вашему вниманию проект « Герои произведения. Их характеристики» (Гордеев Р.) СЛАЙД №19
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
1.К какому литературному направлению можно отнести роман “Евгений Онегин”?(«Евгению Онегину» присущи черты реалистического романа) СЛАЙД №20
Реализм-это литературное направление образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью.
2. Вы действительно думаете, что роман “Евгений Онегин” является энциклопедией русской жизни 1 пол.19 в.? уточняющий вопрос
«Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». В этом произведении отразился «век и современный человек». Действительно, прочитав роман, можно получить полное представление об эпохе Пушкина. В «Евгении Онегине», как в энциклопедии, можно узнать все о первой четверти XIX века: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность. Здесь и глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа.).
3. Почему нельзя утверждать, что Онегин – это прообраз Пушкина?
(Онегина нельзя считать прообразом Пушкина, потому что Евгений Онегин – это прототип Петра Чаадаева, друга Пушкина, а также сам поэт писал: “Всегда рад заметить разность Между Онегиным и мной» )
4.Как бы вы поступили на месте Татьяны ,когда к ней пришел изменившийся Онегин ? практический вопрос
(Простила бы, потому что ради любви люди готовы на все.
Нет, не простила, так как Татьяна уже замужем, а семья- это самое святое)
4. Как вы думаете, мог ли А.С.Пушкин закончить свой роман по-другому?
(Приступив к работе над «Онегиным», даже успев написать несколько глав, Пушкин, однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называет его в предисловии к публикуемой первой главе большим стихотворением, оговариваясь, что оно «вероятно не будет окончено». Стало быть, в «Онегине» Пушкин ставил задачу, разрешать которую собирался всю жизнь. Так оно, собственно и получилось: роман не окончен, но оборван, как порою обрывается жизнь человека в самом расцвете ее.)
-Молодцы!!! Все справились с заданием.
Составление синквейна .слайды №21,22
7.РЕФЛЕКСИЯ. СЛАЙД №23
А сейчас давайте ответим на вопросы :
Сегодня на уроке я узнал…
2. Было трудно …
3. Я понял, что …
4. Я приобрел …
5. Я научился …
6. Урок дал мне для жизни …
7. Мне захотелось …
(прослушивание фрагмента оперы « Евгений Онегин»)
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. по группам : 1. мое представление об Онегине;
2. мое представление о Ленском;
3. мое представление о Татьяне в виде небольших презентаций
2.Индивидуально: сопоставление взглядов Белинского и Писарева (цитаты)
3. Задание творческого характера. Напишите небольшое сочинение «Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский (по желанию) СЛАЙД №24