СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Координатный метод решения стереометрических задач"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс представлен в виде практикума, который позволит, расширить  и систематизировать знания учащихся в  использовании решения стереометрических  задач. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Координатный метод решения стереометрических задач"»

5

Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 29 г.Красный Луч


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ООШ № 29

___________ Н.Л.Охрименко

(подпись)

_________________ 2015 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Координатный метод решения стереометрических задач»

11 класс





Составитель рабочей программы:

Михалькова Ирина Николаевна,

учитель высшей квалификационной категории























2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Геометрия –  раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и  взаимное расположение предметов, развивающих  пространственные представления, образное мышление учащихся, изобразительно — графические умения, приемы конструктивной деятельности, формируют геометрическое мышление. Несмотря  на цели и задачи, сформулированные в  учебных программах по математике и геометрии 5-9 классов, согласно которым у учеников на протяжении пяти лет должны быть сформированы пространственное мышление и воображение, умение выделять плоскостные объекты в составе пространственных объектов, на практике дело обстоит иначе.  Анализ современных учебников геометрии  показывает, что школьный курс стереометрии  страдает  в  своей практической  части недостаточной преемственностью курса планиметрии, слабой взаимосвязью с другими учебными предметами и не является в полной мере составной частью базы знаний, необходимых учащимся для продолжения образования в высших учебных заведениях. Недостаточное количество часов, данное на изучение геометрии в 10-11 классах,  повлекло за собой уменьшение практической направленности курса и тем самым в результате – неумение решения стереометрических задач.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 34 ч. и предназначен для реализации в 11 классе общеобразовательной школы, для расширения теоретических и практических знаний учащихся.

Данный элективный курс представлен в виде практикума, который позволит, расширить  и систематизировать знания учащихся в  использовании решения стереометрических  задач. Умение решать задачи по геометрии, используя метод координат, является одним из основных критериев уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированный.

Одна из целей обучения математике – научить учащихся решать задачи по стереометрии, используя метод координат. Применение координатного метода в стереометрии чаще встречается в задачах на нахождение угла между двумя прямыми. Между тем возможности его намного шире. В рамках курса представлен вывод уравнения плоскости и перпендикулярного ей вектора n – вектора нормали; используя уравнение плоскости, легко решаются задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью, угла между двумя плоскостями, расстояния от прямой до плоскости, расстояния между скрещивающимися прямыми. В данном курсе предлагаются применение метода координат к основным типам задач.

В методе координат главная нагрузка приходится на алгебраические выкладки, однако их целесообразность, безусловно, базируется на наглядном осмыслении задачи. Как показывает практика, этот метод доступен учащимся, даже учащимся с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить их подготовки к ЕГЭ.

Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений. Изучение данного курса, ставит перед учащимися 11 класса новые проблемы, стимулирует развитие их математической культуры и навыков аналитического мышления.

Программа курса выходит за рамки предмета математики (геометрии) 11 класса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и математический анализ, геометрия. Курс призван помочь ученику (выпускнику) оценить как свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения, так и повысить уровень его общей математической культуры.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о методах и приемах решения стереометрических задач.

  • Развитие интереса к предмету и возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы применения полученных знаний в своей будущей профессии.

  • Развитие умений самостоятельно приобретать знания, дать возможность ученикам проявить себя и добиться успеха.

  • Подготовка к экзаменам.

 Задачи курса:

  • Развивать пространственные представления и воображения учащихся;

  • Систематизировать теоретические знания учащихся по стереометрии;

  • Познакомить учащихся с координатным методом решения стереометрических задач и развивать навыки использования его.

  • Познакомить учеников с разными типами геометрических задач, с особенностями методики и способами их решения.

  • Готовить выпускников к успешной сдаче итоговых экзаменов и конкурсных экзаменов в вузы.


При изучении курса используются такие формы занятий, как лекция, практикум, выступления учащихся с докладами по выполнению индивидуальных заданий, составление презентаций по одной или группе задач.

Содержание каждой темы включает в себя работу с различными источниками математической литературы.


Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

1

Уравнения прямой и плоскости в пространстве

6

2

  1. Расстояния в пространстве

10

3

Нахождение углов в пространстве

9

4

Решение стереометрических задач.

9


Итого

34













Содержание рабочей программы

1. Уравнения прямой и плоскости в пространстве – 6 часов

Общее уравнение прямой. Уравнение прямой, проходящей через две точки. Уравнение прямой, проходящей через заданную точку и имеющей направляющий вектор. Общее уравнение плоскости. Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку и перпендикулярной вектору n. Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки.

2. Расстояния в пространстве – 10 часов

Расстояние от точки до прямой. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Деление отрезка в данном отношении.

3. Нахождение углов в пространстве – 9 часов

Угол между прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями.

4. Решение стереометрических задач – 9 часа

Использование изученных формул для нахождения углов и расстояний в многогранниках.


Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса учащиеся должны:

иметь представление:

  • о всех формулах, которые используются в координатном методе;

  • о многогранниках (чертеж, вид, свойства и особенности);

знать:

  • определенные формулы;

  • алгоритм решения стереометрической задачи, используя метод координат;

уметь:

  • вычислять координаты вершин многогранников и точек, расположенных на их ребрах и гранях;

  • делить отрезок в данном отношении;

  • составлять уравнение прямой и плоскости;

  • находить расстояния между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями в многогранниках;

  • находить дополнительный материал по изучаемой теме во всех допустимых средствах информации;

владеть:

  • вычислительными навыками;

  • техникой выполнения чертежа.


Календарно-тематическое планирование

п/п

№ заня-тия

в теме

Тема занятия


Дата проведения

Приме

чание

по плану

по факту




Уравнение прямой и плоскости в пространстве

6




1

1

Общее уравнение прямой

1

2.09



2

2

Уравнение прямой, проходящей через две точки

1

9.09



3

3

Уравнение прямой, проходящей через заданную точку и имеющей направляющий вектор.

1

16.09



4

4

Общее уравнение плоскости.

1

23.09



5

5

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку и перпендикулярной вектору n.

1

30.09



6

6

Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки.

1

7.10





Расстояния в пространстве

10




7

1

Расстояние от точки до прямой.

2

14.10



8

2



21.10



9

3

Расстояние от точки до плоскости.

2

4.11



10

4



11.11



11

5

Расстояние между параллельными плоскостями.

2

18.11



12

6



25.11



13

7

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

2

2.12



14

8



9.12



15

9

Деление отрезка в данном отношении.

2

16.12



16

10



23.12





Нахождение углов в пространстве

9




17

1

Угол между прямыми.

3

13.01



18

2



20.01



19

3



27.01



20

4

Угол между прямой и плоскостью.

3

3.02



21

5



10.02



22

6



17.02



23

7

Угол между плоскостями.

3

24.02



24

8



3.03



25

9



10.03





Решение стереометрических задач

9




26

1

Решение стереометрических задач

9

17.03



27

2



31.03



28

3



7.04



29

4



14.04



30

5



21.04



31

6



28.04



32

7



5.05



33

8



12.05



34

9



19.05





Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение

Название, автор, издательство, год издания

Программы

1. http://fastform.ru/shkolniku/8-klass/koordinatnyi-metod-resheniia-stereometricheskikh-zadach/

2. http://festival.1september.ru/articles/635717/

3.http://www.chance18.hostedu.ru/document/RabochProgram/2013/11_matem_el.pdf


Учебная литература

1. Геометрия.10-11 классы: учеб.для общеобразоват.организаций: базовый и углубленный уровни/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – 3-е изд. – М.:Просвещение, 2016.

2. Гометрия:11 кл.: підруч.для загально освіт.навч.закл.: академ.рівень, профіл.рівень/Г.П.Бевз, В.Г.Бевз, Н.Г.Владімірова, В.М.Владіміров. – К.:Ґенеза, 2011

3. И.И.Привалов. Аналитическая геометрия. – М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1963.

4. Цыпкин А.Г., Цыпкин Г.Г. Математические формулы. Алгебра. Геометрия. Математический анализ: Справочник. – М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит-ры, 1985

5. Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования по математике / Т.М. Королева, Е.Г. Маркарян, Ю.М. Нейман. – Москва: Прометей, 1999.

6. Л.М.Лоповок. 1000 проблемных задач по математике. – Луганск: Учебная книга, 2006.

7. Мельникова Н. Б., Литвиненко В. Н., Безрукова Г. К. Геометрия: векторы и координаты в пространстве. М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература

1. http://www.ex.ua

2. Другие интернет ресурсы

3. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы: Учеб.пособие/ В.К.Егерев, Б.А.Кордемский, В.В.Зайцев и др.; Под.ред. М.И.Сканави. – М.: Высш.шк., 1992.

4. Довбыш Р.И., Потемкина Л.Л., Трегуб Н.Л., Лиманский В.В., Оридорога Л.Л., Кулеско Н.А. Сборник матетиалов матем.олимпиад: 906 самых интересных задач и примеров с решениями.-Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007

Оборудование

Проектор, экран


РАССМОТРЕНО.

Протокол заседания

методического объединения учителей

естественно-математического цикла

от __________________ № ____



СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

______________ Г.В.Алехина


_________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!