СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс (по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой рабочую программу и календарно-тематическое планирование по по русскому языку 7 класс (по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова). Рабочая программа ориентирована на учащихся 7-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных часа в год. КТП составлено в формате  Microsoft Excel, что является удобным для загрузки в электронный журнал (например, в систему "ШКОЛЬНЫЙ ПОРТАЛ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ").

Просмотр содержимого документа
«РП РЯ 7 класс»

























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), с учётом Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Рабочая программа ориентирована на учащихся 7-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю, что составляет 175 учебных часов в год.


Цели изучения

Курс русского языка в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Задачи изучения

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний учащимися об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка,

  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами,

    • интенсивное развитие у учащихся речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно – нравственных и эстетических качеств личности школьника.


Рабочая программа предполагает использование для выполнения всех видов обучающих работ по русскому языку в 7 классе учебник:

  • Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях/ С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.




















Система контроля по курсу русского языка в 7 классе включает проведение контрольных работ (в т. ч. диктантов), сочинений и изложений.



ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема работы

Планируемая дата проведения

Оценивается/ не оценивается

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1

Контрольный диктант по теме

«Словообразование самостоятельных частей речи».

15.09.2016

+

2

Контрольный диктант по теме

«Правописание наречий».

27.12.2016

+

3

Контрольный диктант с языковым анализом

по теме «Правописание наречий».

24.01.2017

+

4

Контрольная работа по теме «Наречие».

09.02.2017

+

5

Контрольный диктант

с языковым анализом текста по теме «Союз».

05.04.2017

+

6

Контрольный диктант по теме

«Служебные части речи».

28.04.2017

+

7

Контрольный диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года.

18.05.2017

+

8

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (в форме ОГЭ)


+

СОЧИНЕНИЯ

1

Р/р. Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме»

(по картинам И. И. Шишкина и К. Ф. Юона).

30.09.2016

+

2

Р/р. Подготовка к сочинению по картине

А. А. Пластова «Первый снег».

16.11.2016

+

3

Р/р. Подготовка к сочинению по картине

П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

15.03.2017

+

ИЗЛОЖЕНИЯ

1

Р/р. Изложение (по упражнению 127).

22.09.2016

+

2

Р/р. Изложение (по упражнению 200).

05.10.2016

+

3

Р/р. Изложение с творческим заданием

(упражнение 284).

25.10.2016

+

4

Р/р. Изложение-миниатюра (упражнение 459).

30.11.2016

+

5

Р/р. Письменное изложение текста

с творческим заданием (упражнение 470).

02.12.2016

+

6

Р/р. Сжатое изложение (упражнение 493).

07.12.2016

+

7

Р/р. Сжатое изложение (упражнение 587).

18.01.2017

+

8

Р/р. Сжатое изложение (упражнение 640).

08.02.2017

+

9

Р/р. Изложение (на основе упражнения 648).

15.02.2017

+

10

Р/р. Сжатое изложение (упражнение 681).

21.02.2017

+

11

Р/р. Изложение (по упражнению 695).

24.02.2017

+

12

Р/р. Изложение (по упражнению 695).

24.02.2017

+

13

Р/р. Изложение (упражнение 773).

22.03.2017

+

14

Р/р. Изложение с элементами сочинения

(упражнение 843).

19.04.2017

+




Содержание тем по русскому языку на 7 класс


175 ч. (5 ч. в неделю)



Основные сведения о языке и речи

Употребление языковых

единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности


Язык как развивающееся явление

(2 ч)

*Краткие сведения об истории образования русского языка и его родственных связях с другими славянскими языками. *Особенности фонетической и грамматической системы в древнерусском и современном русском языке (элементарные сведения).

Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов.









Работа с учебным этимологическим словарем.


Основные разделы лингвистики

(на основе изученного в 5 – 6 классах)

(43 ч)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Фонетика. Орфоэпия.

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.


*Основные выразительные средства фонетики.



Словообразование самостоятельных частей речи.

Морфологические способы образования слов (обобщение). *Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.


Словообразование наречий.

Типичные морфемные модели наречий.

Приставочный способ образования наречий.


Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных (горячо, творчески), числительных (дважды), глаголов (кувырком, дрожмя) и др.

Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий:

1) со слитным написанием:

по …у (поровну), в …ую (вплотную),

в …и (вблизи), до …а (добела),

за …о (заново), с …у (сверху) и др.;

2) с дефисным написанием:

по- …ому (по-городскому),

по- …и (по-русски),

в- …их (в-третьих).

Сложение как способ образования наречий.










*Основные выразительные средства словообразования.



Лексикология и фразеология.

Деление лексического состава русского языка на группы, которые отражают:

1) особенности лексического значения слова (слова однозначные, многозначные), 2) смысловую связь разных слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы),

3) особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; неологизмы, устаревшая лексика),

4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).

Основные лексические нормы русского литературного языка.

Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных типа болотный – болотистый, цветастый – цветистый и т . п .Правильное употребление таких слов (паронимов) в речи. *Словарь паронимов: его назначение, строение, содержание словарной статьи.


Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи.





*Основные выразительные средства лексики и фразеологии.



Грамматика: морфология и синтаксис.

Морфология.

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.


Синтаксис.

Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные и глагольные, наречные. Причастие и деепричастие в роли главного и зависимого слова в словосочетании.


Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний.




















Морфологические средства выражения подлежащего (имя существительное и местоимение в форме именительного падежа, неделимое словосочетание) и сказуемого (глагол в спрягаемой форме, имя существительное в форме именительного падежа, краткие и полные прилагательные и причастия). Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения.

Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборота.


*Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса.




Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография.

Правописание морфем.




Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной букв.


Пунктуация.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.


Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.






Фонетический и орфоэпический разборы слова.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств фонетики.


Морфемно-словообразовательный разбор слова.







Определение морфологических и *неморфологических способов образования слов самостоятельных частей речи.

Определение основных способов образования наречий: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, сложения разных видов.














Анализ и составление словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря.

Морфемный разбор самостоятельных частей речи с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств словообразования.


Лексический разбор слова.

Подбор синонимов, антонимов с учетом многозначности слова. Использование синонимов для предупреждения ненужных повторов слов, для точной передачи разных оттенков мыслей и чувств, для создания стилистического единства текста.

Употребление слова в переносном значении.

Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря.






Точное употребление паронимов в речи.




Работа с учебным словарем паронимов.




Работа с учебным фразеологическим словарем.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.


*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств лексики и фразеологии.



Распознавание слов самостоятельных частей речи, в том числе и наречий.

Морфологический разбор имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов и глагольных форм (деепричастий и причастий).

Различение деепричастий и причастий.




Распознавание наиболее типичных моделей словосочетаний.

Синтаксический разбор словосочетаний.





Правильное употребление форм имен существительных: в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Правильное употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Правильное образование и употребление некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий.


Синтаксический разбор предложений изученных конструкций.












*Элементарный анализ текстов с целью выявления использованных в них выразительных средств грамматики (морфологии и синтаксиса).




Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.




Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.



Простановка знаков препинания перед союзом и; в предложении с однородными членами; в предложениях с обращениями, вводными словами, деепричастными и причастными оборотами. Интонационно правильное и выразительное чтение предложений с указанными конструкциями.


Употребление слов самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.



Текстоведение

(17 ч)

Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной масли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.









Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.


Точность и логичность речи.

Ключевые слова текста.

Структурные особенности текста.


Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. *Синтаксический параллелизм.


Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.

Основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка.




Правильность устного высказывания. Основные требования к устное речи: правильное произношение, ударение; четкая дикция; правильная, выразительная интонация.

Интонация как средство точной передачи смысловой стороны устной речи. Интонационная правильность устной речи как условие речевого общения.


Правильность письменного высказывания. Основные требования к письменной речи: соблюдение орфографических и пунктуационных норм, аккуратный и разборчивый почерк.


Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.

Истоки богатства и выразительности родной речи: фонетическая и интонационная система русского языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слов и т.д.










Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения.

Речевая ситуация (обобщение). Уместность интонационная (тон, темп речи, громкость, голоса). Уместность стилевая (выбор языковых средств с учетом речевой ситуации и стиля речи).


Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение на лингвистическую тему.



Определение основных признаков текста. Освоение этапов создания текста.

Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме; четкое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и письменного высказывания.

Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учетом требований к построению связного текста.

Использование лингвистических словарей при подготовке к сочинению и при редактировании текста.


Анализ текстов с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи.




Создание собственных высказываний, соответствующих требованию точности и логичности речи.


Редактирование текстов с целью исправления нарушений требования точности и логичности речи.



Соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.

Грамматические нормы языка и соблюдение их в устной речи. Обнаружение грамматических ошибок в устной и письменной речи. Точное употребление в речи слова, фразеологического сочетания.


Соблюдение языковых норм устной речи (орфоэпических, интонационных).

Выразительное чтение текстов.

Рецензия на устный ответ (сообщение, доклад) как вид речевого высказывания.




Соблюдение языковых норм письменной речи (орфографических, пунктуационных).





Экспрессивное использование разных частей речи в текстах художественной литературы.

*Использование лексических средств создания языковых каламбуров, художественных тропов (многозначность, переносное значение слова), экспрессивное использование омонимов, синонимов, антонимов.

Употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений, фразеологизмов в связном тексте.

Редактирование текста с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.


Использование этикетных формул с учетом речевой ситуации.

*Уместное использование жестов, мимики в устном общении.




Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов что, так как, наречий поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения. Размышления на морально-этические, лингвистические темы.



Морфология

( 90 ч)


Наречие

(40 ч)


Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.



Разряды наречий по значению: определительные наречия (образа и способа действия, меры и степени), обстоятельственные наречия (места, времени, причины, цели).

Семантические особенности местоименных наречий (не называют признаки действия, а указывают на них).


Образование степеней сравнения наречий.

Вопрос о словах состояния (*предикативных наречиях) и модальных словах в системе частей речи.

Правописание наречий.

Основные группы правил, связанных с написанием наречий: слитное, дефисное и раздельное написание слов; слитное или раздельное написание не с наречиями; правописание суффиксов наречий; употребление ь.

























Культура речи. Правильное употребление наречий.






Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.









Наречие в тексте.

Роль наречия в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.

Специфические свойства наречия, определяющие его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи.


Распознавание наречий на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.


Морфологический разбор наречия.

Различение наречий и созвучных слов других частей речи (красиво написать – платье красиво).






Правильное образование степеней сравнения наречий.

*Различение наречий и слов состояния (предикативных наречий).



Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий.

Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний (вовремя проснуться – во время работы).

Дефисное написание наречий; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей:

по- … ому (по-хорошему)

по- … ск и (по-русски)

по- … и (по-немецки),

по- … ь и (по-волчьи),


в- … их (в-третьих).

Дефисное написание сложных наречий (еле-еле, сухо-насухо, нежданно-негаданно). Слитное, дефисное и раздельное написание не с наречиями. Различение не и ни в отрицательных наречиях.

Правописание н и нн в наречиях на –о(-е), суффиксы –а и –о на конце наречий; правописание е (ё) или о в конце наречий после шипящих

Ь на конце наречий после шипящих.


Соблюдение языковых норм употребления наречий (орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических, стилистических).

Правильное употребление наречий сравнительной степени.


Синтаксический разбор словосочетаний и предложений, в состав которых входя наречия.

Анализ и моделирование словосочетаний, в состав которых входит наречие.

*Использование местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

*Синтаксическая особенность слов состояния (категории состояния).

Экспрессивное использование наречий разных разрядов.

Использование в речи выразительных возможностей наречий, употребленных в составе фразеологизмов, этикетных выражений. Использование в речи наречий-синонимов.

*Использование слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.


Служебные части речи

(50 ч)

Самостоятельные и служебные части речи

(2 ч)


Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.

Основная роль служебных частей речи.

Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.


Предлог

(12 ч)



Предлог как служебная часть речи.

Предлог как средство связи в словосочетании и предложении.

Предлог и падежная форма имен; употребление предлога с одним или несколькими падежами.

*Предложное и беспредложное управление как вид подчинительной связи в словосочетании.

*Основные грамматические значения предлогов: значение дополнения, значение обстоятельства, значение определения.


Разряды предлогов: по происхождению (производные и непроизводные), по составу (простые, сложные, составные).







Культура речи. Правильное употребление предлога.















Различение предлогов разных разрядов.

Морфологический разбор предлога.

Правописание производных предлогов ввиду, вследствие, в течение и т. п. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний (вследствие – в следствии).

Экспрессивное использование предлогов в художественных текстах.


Правильное и точное употребление предлогов в и на, с и з и др.

Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.



Союз

(16 ч)


Союз как служебная часть речи.

Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.


Разряды союзов: по значению (сочинительные – соединительные, противительные, разделительные; подчинительные – изъяснительные, обстоятельственные), по строению (простые и составные).

*Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Союз как средство связи предложений в тексте.


Культура речи. Правильное употребление союза.




Постановка знаков препинания сочинительными союзами в простом и сложном предложениях


Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато в отличие от созвучных сочетаний слов (то же, так же, что бы, за то).

Морфологический разбор союза.


Экспрессивное использование союзов в художественных текстах.


Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы.

Употребление союзов с учетом их стилистической окраски.



Частица

(17 ч)


Частица как служебная часть речи.

Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола.

Разряды частиц: формообразующие и выражающие различные значения (отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание).

Интонационные особенности предложений с частицами.




Культура речи. Правильное употребление частицы.



Использование частиц для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.

Морфологический разбор частицы.

Смысловые отличия частиц не и ни, различение их в письменной речи. Различение приставки не и частицы не, их употребление с разными частями речи (обобщение). Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка.

Экспрессивное использование частиц в художественных текстах.


Употребление частиц в соответствии с основными языковыми нормами.



Междометия и звукоподражательные слова

(3 ч)


Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности. Разряды междометий.

*Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи.


Правильное и уместное использование междометий для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.


Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении.

Дефисное написание междометий.

Экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях.


Трудные случаи разграничения языковых явлений

(3 ч)


Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов: прилагательное  существительное (квалифицированный рабочий), числительное  прилагательное (первый ученик = лучший), причастие  прилагательное (блестящий ответ), деепричастие, наречие  предлог (благодаря книге, впереди меня) и т. п.

Омонимия слов разных частей речи.


Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (*омофоны), графические омонимы (*омографы), грамматические омонимы (*омоформы).


Словарь омонимов: его назначение, структура; содержание словарной статьи.














Различение разных видов омонимов: фонетических (*омофонов), лексических (омонимов), грамматических (*омоформ), графических (*омографов).

Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов (сторож-и-л - стар-о-жи-л, стекл-о разбилось - с-тек-л-о молоко и т.п.).

Работа с учебным словарем омонимов.



Повторение изученного в классе (8 ч)


Резервные часы (12 ч)







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.

Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.

Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.

Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.

Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.

Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.

Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и ‑­

выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Материально–техническое обеспечение образовательного процесса

Информация об используемом учебно-методическом комплекте.

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной

курс, элективные курсы (авт.-сост. С. И. Львова). – М.: Мнемозина, 2009.

Основная учебная литература

1. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях/ С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012. 2г

2. Уроки русского языка. Пособие для учителя. И. П.Васильевых. – М.: Мнемозина, 2011.

Дополнительные пособия

1. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003.

2. В. В. Даль Словарь живого великорусского языка, 2009 г.

3. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков Орфографический словарь.

4. Уроки русского языка в 7-м классе. Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2002.

5. Т. А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку для 7 класса. - Москва. Просвещение, 2006.

6. Е. И. Никитина. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. –

М.: Дрофа, 2000.

7. Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 классы / Сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

8. Н. Г.Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. – М.: «Айрис Пресс», 1998.

9. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

10. Репродукции картин русской живописи для развития речи.

11. Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка для 5-11 кл.

12. Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Экранно-звуковые пособия

1. Аудиозаписи по разделу «Лексика».

2. Уроки русского языка. Кирилл и Мефодий.

Технические средства обучения

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

2. Экспозиционный экран (навесной).

3. Компьютер (ноутбук).

4. Мультимедийный проектор.

Цифровые образовательные ресурсы

Справочные, научные материалы:

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал.

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание».

http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное

пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный

для современного учителя литературы.

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы.

литературы

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/– Н. С. Валгина. Современный русский язык: электронный учебник.

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ - Учебные материалы по русскому языку.

Издательский дом «Первое сентября»:

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я

иду на урок русского языка».

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Преподавание русского языка Федеральный портал «Российское образование»:

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=vienk&cid

=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку.

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам: http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ - Ресурсы по русскому языку.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ - Русский язык.











Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.


Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
















Календарно-тематическое планирование

по русскому языку для 7 класса

(5 часов в неделю – 175 часов в год)

урока

Дата проведе-ния

Факти-чески

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Приме-чания

01.09


Язык как развивающееся явление (2 ч). Инструктаж

по технике безопасности.

Язык как развивающееся явление.

1

Устно ответить на вопросы (стр. 4); упр. 7.


02.09


Исторические изменения русского языка.

Этимология как раздел лингвистики

1

Упр. 5 или 12 (по выбору).


06.09


РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

(на основе изученного в 5-6 классах) (43 ч). Лингвистика

как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия.

1

Упр. 17; выучить записи.


07.09


Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Основные выразительные средства фонетики.

1

Упр. 32;

упр. 35 (устно).


07.09


Словообразование самостоятельных частей речи. Основные способы образования слов.

1

Упр. 41;

упр. 37 (устно).


08.09


Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы.

1

Упр. 43, 44.


09.09


Основные способы образования существительных и прилагательных. Сложение основ. Образование сложносокращённых слов.

1

Упр. 52;

упр. 55 (устно).


13.09


Основные способы образования существительных и прилагательных. Сложение и его разновидности. Словообразовательная цепочка. Образование паронимов.

1

Упр. 64, 65.


14.09


Основные способы образования наречий. Словообразовательная пара.

1

Упр. 74 (доделать); упр. 78 (устно).


14.09


Неморфемные способы образования слов. Текстоведческий анализ. Орфографический анализ текста.

1

Упр. 87;

упр. 89 (устно).


15.09


Контрольный диктант

по теме «Словообразование самостоятельных частей речи».

1



16.09


Лексика и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

1

§4. знать термины;

упр. 94.


20.09


Переносное значение слова. Фразеологизмы

1

Упр. 102 (1).


21.09


Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1

Упр. 110; упр. 111 (устно).


21.09


Устаревшие слова. История создания толковых словарей.

1

Упр. 116;

упр. 122, 125 (устно).


22.09


Грамматика: морфология и синтаксис. Морфология.

Р/р. Изложение

(по упражнению 127).

1

Упр. 128 (1).



23.09


Система самостоятельных частей речи в русском языке. Именные части речи.

1

Упр. 148.


27.09


Именные части речи (продолжение).

1

Упр. 145;

упр. 137 (устно).


28.09


Глагол. Морфологические признаки глагола.

Р/р. Изложение-миниатюра.

1

Упр. 155 (2), 156.


28.09


Причастие и деепричастие

как особые формы глагола. Трудные случаи образования деепричастий и причастий.

1

Упр. 158 (2); индивидуаль-ное задание.


29.09


Причастные и деепричастные обороты.

1

Упр. 173 (1); упр. 176 (2, 3) (устно).


30.09


Р/р. Подготовка к сочинению

«Гимн русской зиме»

(по картинам И. И. Шишкина и

К. Ф. Юона).

1

Упр. 176 (4).


04.10


Синтаксис.

Основные виды словосочетаний.

1

Упр. 185;

упр. 186 (2) (устно).


05.10


Синтаксический разбор предложений изученных конструкций.

1

Упр. 195.


05.10


Р/р. Изложение

(по упражнению 200).

1

Упр. 201 (устно).


06.10


Правописание: орфография и пунктуация. Орфография.

Правописание морфем.

1

Упр. 209, 210.


07.10


Правописание морфем. Орфограммы корня. Использование этимологического анализа для определения правильного написания.

1

Упр. 220.


11.10


Правописание морфем. Правописание удвоенных согласных. Правописание приставок пре- и при-. Правописание суффиксов глагола и его особых форм. Суффиксы прилагательных, образованных

от существительных

1

Упр. 227, 228.


12.10


Правописание н и нн

в отглагольных прилагательных и причастиях.

1

Упр. 238 (2); упр. 235 (устно).


12.10


Правописание н и нн

в отглагольных прилагательных и причастиях (продолжение).

Р/р. Изложение-миниатюра (упражнение 235).

1

Упр. 239.


13.10


Написание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1

Упр. 244 (устно).


14.10


Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Стр. 100 разобрать устно; упр. 256.


18.10


Правописание не с причастиями и деепричастиями.

1

Упр. 261 (устно проработать).


19.10


Разученный диктант

с творческим заданием

(на материале упражнения 261.)

1

Упр. 262 (устно).


19.10


Пунктуация. Знаки препинания. Их роль в письменной речи. Знаки препинания в конце предложения, внутри простого предложения.

1

Упр. 268.


20.10


Предложения с обособленными членами.

1

Упр. 277 (1).


21.10


Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения

с прямой речью.

1

Упр. 282 (2, 3); упр. 284 (устный пересказ).


25.10


Р/р. Изложение с творческим заданием (упражнение 284).

1

Упр. 285 (устно).


26.10


Культура речи

Правильное употребление самостоятельных частей речи.

1

Упр. 296;

упр. 301 (устно).


26.10


Правильное употребление имён существительных. Лексические нормы

1

Упр. 308; упр. 309 (устно).


27.10


Правильное употребление имён прилагательных. Орфоэпические, грамматические и лексические нормы

1

Упр. 318.


28.10


Правильное употребление имён числительных. Орфоэпические, грамматические нормы.

1

Упр. 325 (устно).


08.11


Правильное употребление местоимений. Орфоэпические, грамматические и лексические нормы.

1

Упр. 332.


09.11


Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий. Орфоэпические и грамматические нормы.

1

Упр. 345.


09.11


Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий (закрепление).

1

Упр. 358 (устно).


10.11


ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (17 ч) Текст как произведение речи.

Основные признаки текста (повторение).

Основные этапы создания текста.

1

Упр. 366 (1, 2); упр. 366 (3, 4) (устно).


11.11


Основные этапы создания текста (продолжение). Анализ текстов.

1

Упр. 368 (устно).


15.11


Точность и логичность речи.

Ключевые слова текста. Структурные особенности текста.

1

§10; упр. 379.


16.11


Виды связи предложений

в тексте.

Синтаксический параллелизм.

1

Стр. 149 (выучить), упр. 389.


16.11


Р/р. Подготовка к сочинению

по картине А. А. Пластова «Первый снег». Виды связи предложений в тексте.

1

Написать сочинение.


17.11


Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.

1

Таблицу проработать «Изобразите-льно–выразительные средства языка».


18.11


Выразительность речевого высказывания как одно

из требований к тексту.

1

Упр. 414 (устно).


22.11


Лексические средства выразительности. Тропы. Текстоведческий анализ.

Разученный диктант (упражнение 414).

1

Упр. 404.


23.11


Лексические средства выразительности.

1

Упр. 417.


23.11


Морфологические средства выразительности. Выразительные возможности прилагательных, причастий, глагольной категории времени

1

Упр. 431;

упр. 410 (устно).


24.11


Морфологические средства выразительности (продолжение). Выразительные возможности глагола, местоимений. Роль грамматики в речевом общении.

1

Упр. 435.


25.11


Синтаксические средства выразительности. Роль грамматики в речевом общении.

1

Упр. 445.


29.11


Уместность речи

как соответствие её целям и условиям речевого общения.

1

Упр. 448.


30.11


Рассуждение как тип речи.

Структурные особенности текста-рассуждения.

1

§12; упр. 451.


30.11


Р/р. Изложение-миниатюра

(упражнение 459).

1

Упр. 449 (устно).


01.12


Сочетание разных типов речи

в тексте.

1

Упр. 470 (3).


02.12


Р/р. Письменное изложение текста с творческим заданием (упражнение 470).

1



06.12


МОРФОЛОГИЯ (90 ч). НАРЕЧИЕ (40 ч). Наречие

как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

§14; упр. 484.


07.12


Наречие как часть речи (продолжение). Морфологический разбор наречия.

1

§14; упр. 483.


07.12


Разряды наречий по значению.

Р/р. Сжатое изложение

(упражнение 493).

1

§15; упр. 494.


08.12


Группы местоименных наречий.

1

Упр. 503.


09.12


Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий.

1

Упр. 507 (доделать).


13.12


Слова категории состояния. Разряды наречий (повторение).

1

Упр. 508 (устно).


14.12


Разученный диктант

с языковым заданием (упражнение 508).

1

Упр. 513.


14.12


Образование степеней сравнения наречий. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

1

§16; упр. 519; упр. 515 (устно).


15.12


Р/р. Обучающее изложение

(упражнение 526).

1

Упр. 520 (доделать).


16.12


Правописание наречий.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

1

§17; упр. 530.


20.12


Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (продолжение).

1

Упр. 539;

упр. 532 (устно).


21.12


Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.

1

Упр. 547.


21.12


Дефисное написание наречий.

1

Упр. 555.


22.12


Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение). Различение омофонов

1

Упр. 561 (выучить).


23.12


Слитное или раздельное написание не с наречиями. Способы образования наречий

1

Стр. 37-38;

упр. 566.


27.12


Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».

1



11.01


Правописание наречий (продолжение).
Правописание н и нн в наречиях на -о(-е). Слитное, дефисное и раздельное написание не

с наречиями. Различение приставок не- и ни-

в отрицательных наречиях.

1

Стр. 41;

упр. 572.


12.01


Суффиксы –а и на конце наречий.

1

Стр. 43; упр. 576.


13.01


Употребление е(ё) и о на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий.

1

Стр. 45;

упр. 580 (доделать).


17.01


Употребление ь на конце наречий после шипящих. Слитное, дефисное, раздельное написание наречий.

1

Стр. 47, упр. 584; упр. 586 (устно).


18.01


Употребление ь на конце наречий

после шипящих (продолжение).

Разученный диктант (упражнение 586).

1

Упр. 587 (1).


18.01


Р/р. Сжатое изложение

(упражнение 587).

1



19.01


Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».

1

Упр. 589 (устно).


20.01


Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» (продолжение).

1

Повторить

§§14-17.


24.01


Контрольный диктант

с языковым анализом по теме

«Правописание наречий».

1



25.01


Синтаксическая роль наречия

в словосочетании и предложении.

1

§18; упр.597.


25.01


Использование местоименных наречий в качестве союзных слов

в сложноподчинённых предложениях.

1

§18; упр. 602.


26.01


Синтаксическая роль наречий. Различение наречий и слов категории состояния.

1

§18;

упр. 606 (1).


27.01


Наречие в тексте.

Употребление наречия

для достижения точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи.

1

§19; упр. 611.


31.01


Функции наречий в тексте (продолжение). Роль наречий

как морфологического средства художественной выразительности.

1

§19; упр. 615 (доделать).


01.02


Функции наречий в тексте (закрепление). Различение грамматических омонимов.

1

§19; упр. 618 (доделать).


01.02


Индивидуально-авторское использование стилистических возможностей наречий. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

1

§19;

упр. 622 (1).


02.02


Культура речи.

Правильное употребление наречий.

1

§20; упр. 627.


03.02


Правильное употребление наречий сравнительной степени.

1

Упр. 638.


07.02


Соблюдение лексических норм употребления наречий.

Плеоназм, тавтология.

1

Упр. 640 (устно).


08.02


Р/р. Сжатое изложение

(упражнение 640).

1



08.02


Повторение и обобщение по теме «Наречие». Правописание наречий. Различение наречий и слов других частей речи.

1

Упр. 641 (устно).


09.02


Контрольная работа по теме «Наречие».

1

Упр. 641 (устно повторить).


10.02


Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

1

Доделать работу

над ошибками.


14.02


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ (50 ч).

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (2 ч). Служебные слова и их отличия

от самостоятельных частей речи. Основная роль каждой служебной части речи.

Служебные части речи.

Роль служебных частей речи

1

§21; упр. 648 (1) (устно).


15.02


Р/р. Изложение

(на основе упражнения 648).

1

Упр. 654 (2).


15.02


ПРЕДЛОГ (12 ч). Предлог

как служебная часть речи.

Предлог и падежная форма имён.

1

§22; упр. 658.


16.02


Предложное управление.

Различение грамматических омонимов.

1

§22; упр. 663.


17.02


Основные грамматические значения предлогов. Пространственные значения предлогов.

1

§22; упр. 670 или 671 (устно).


18.02


Основные грамматические значения предлогов (продолжение). Использование

в речи сходных и противоположных

по значению предлогов.

1

Упр. 681 (устно).


21.02


Р/р. Сжатое изложение

(упражнение 681).

1

§22; упр. 679.


22.02


Разряды предлогов

по происхождению и по составу. Морфологический разбор предлога. Раздельное написание предлогов. Правописание производных предлогов.

1

§23; упр. 685.


22.02


Разряды предлогов

по происхождению (производные и непроизводные).

1

Упр. 695 (устно).


24.02


Р/р. Изложение

(по упражнению 695).

1

Упр. 694;

упр. 688 (устно).


28.02


Правописание производных предлогов.

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Различение омофонов.

1

§24; упр. 702.


01.03


Слитное и раздельное написание производных предлогов (продолжение).

1

§24; упр. 706 (доделать).


01.03


Культура речи. Правильное употребление предлогов.

1

§25; упр. 718.


02.03


Использование предлогов

в соответствии

со стилистической задачей. Выразительные возможности использования предлогов. Правописание предлогов.

1

Упр. 723 (устно).


03.03


СОЮЗ (16 ч). Союз

как служебная часть речи.

Словарный диктант по теме «Предлог».

1

§26; упр. 727 (2) (письменно).


07.03


Разряды союзов по значению и синтаксической роли.

1

§27; упр. 731.


09.03



Синтаксическая роль союза и.

1

§27; упр. 739.


10.03


Синтаксическая роль союза и (закрепление).

1

§27; упр. 743.


14.03


Синтаксическая роль подчинительных союзов. Различение паронимов.

Роль сложноподчинённых предложений в речи.

1

§27; упр. 750.


15.03


Р/р. Подготовка к сочинению

по картине П. П. Кончаловского

«Сирень в корзине».

1

Написать сочинение.


15.03


Морфологический разбор союза.

1

§27; упр. 758.


16.03


Союзы и союзные слова

в сложноподчинённом предложении.

1

§27; упр. 764 (устно).


17.03


Правописание союзов.

Правописание составных союзов. Различение омофонов.

1

§28; упр. 768.


21.03


Правописание союзов разных разрядов.

1

§28; упр. 771.


22.03


Р/р. Изложение

(упражнение 773).

1



22.03


Культура речи. Правильное употребление союзов.

Выразительные возможности союзов

1

§29; упр. 781.


23.03


Правильное употребление союзов. Употребление союзов с учётом их стилистической окраски.

1

§29; упр.790.


04.04


Повторение и обобщение по теме «Союз». Союзы и союзные слова.

1

Упр. 792 (устно).


05.04


Контрольный диктант

с языковым анализом текста

по теме «Союз».

1



05.04


Анализ контрольного диктанта.

1

Доделать работу

над ошибками.


06.04


ЧАСТИЦА (17 ч). Частица

как служебная часть речи.

1

§30;

упр. 798 (3).


07.04


Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

§30; упр. 806.


11.04


Разряды частиц (закрепление). Грамматическая омонимия. Роль частиц в предложении.

1

§30; упр. 807.


12.04


Слитное, раздельное, дефисное написание частиц

1

§31; упр. 810 (доделать).


12.04


Правописание частиц не и ни.

1

§31; упр. 815 (доделать).


13.04


Правописание частиц не и ни (продолжение)

1

§31; упр. 817.


14.04


Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи

1

§31, упр. 822.


18.04


Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (продолжение).

1

§31; упр. 830.


19.04


Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (повторение)

1

§31;

упр. 843 (2).


19.04


Р/р. Изложение с элементами сочинения (упражнение 843).

1

§31; упр. 840.


20.04


Частицы в предложении и тексте.

Роль частиц в речи.

1

§32; упр.848.


21.04


Роль частиц в предложении. Использование частиц в составе фразеологизмов.

1

§32; упр.853.


25.04


Роль частиц в тексте.

Роль в тексте служебных слов.

1

§32; упр.857.


26.04


Культура речи.

Правильное употребление частиц.

1

§32; упр. 865.


26.04


Употребление частиц

в соответствии с языковыми нормами современного русского литературного языка.

1

§32; упр.877.


27.04


Повторение и обобщение пройденного по теме «Служебные части речи».

1

§§21-32 (повторить).


28.04


Контрольный диктант

по теме

«Служебные части речи».

1



02.05


МЕЖДОМЕТИЕ (3 ч). Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности.

1

§34; упр. 885.


03.05


Пунктуационное оформление предложений с междометиями. Использование междометий

в роли члена предложения.

1

§34; упр.892.


03.05


Звукоподражательные слова. Морфологический разбор слов самостоятельных и служебных частей речи.

1

§34; упр. 903.


04.05


ОМОНИМИЯ СЛОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (3 ч). Переход одной части речи

в другую. Омонимия слов разных частей речи.

1

Упр. 906 (устно).


05.05


Различение разных видов омонимов.

1

Упр. 924 (устно).


10.05


Различение разных видов омонимов (закрепление). Диктант «Проверяю себя» (упражнение 924).

1

Упр. 911.


10.05


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (8 ч). Нормы орфографии.

1

Упр. 917.


11.05


Нормы орфографии (продолжение).

1

Упр. 924 (2) (устно).


12.05


Разученный диктант (упражнение 924 (2)).

1

Упр. 922.


16.05


Нормы пунктуации. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

1

Упр. 928.


17.05


Разученный диктант (упражнение 931).

1

Упр. 931 (устно).


17.05


Повторение и закрепление изученного по орфографии и пунктуации.

1

Упр. 930; подготовиться к диктанту.


18.05


Контрольный диктант

с языковым анализом и творческим заданием

по итогам года.

1

.


19.05


Анализ контрольной работы. Подведение итогов года.

1

Доделать работу

над ошибками.




РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ (включая ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, ПРОМЕЖУТОЧНУЮ АТТЕСТАЦИЮ).

12



Итого по предмету – 175 часов, в т. ч.:

  • уроков контроля (контрольные диктанты, контрольные работы,

промежуточная аттестация) – 8 часов;

  • уроков развития речи – 17 часов (из них сочинения – 3 часа, изложения – 14 часов);

  • резерв – 12 часов.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!