МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от «_____»______________2016 г. _________________ Л.В.Фомина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Н.П.Старухина «_____»______________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №23» ____________М.П.Хуртина «_____»_____________2016 г. |
Рабочая программа
УМК «Школа России »
Наименование курса: музыка
Класс : 1Б
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель начальных классов: Старухина Наталья Петровна
Срок реализации программы: 2016-2017учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час
Перечень учебно-методического и электронного обеспечения
Учебно-методический комплект ориентирован на использование
Музыка. 1-4 классы. Сборник программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. – М.: Просвещение, 2013.
Критская Е.Д. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организ./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Методическое пособие «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2014.
Рабочую программу составила ___________ Старухина Наталья Петровна
Подпись
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
-ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-формирование этических чувств доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированние универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся-в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
-овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
-приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
-формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
-формирование общего представления о музыкальной картине мира;
-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
-формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
-формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
--умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
-умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение ху- дожественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Календарно-тематический план 1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество уроков | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | | | И муза вечная со мной (Урок-экскурсия в природу) | 1 | |
2 | | | Хоровод муз (Урок-игра) | 1 | |
3 | | | Повсюду музыка слышна. (Экскурсия в музыкальную школу) | 1 | |
4 | | | Душа музыки - мелодия (Урок- игра) | 1 | |
5 | | | Музыка осени (Урок-экскурсия в природу) | 1 | |
6 | | | Сочини мелодию (Урок-игра) | 1 | |
7 | | | Азбука, азбука каждому нужна (Урок-путешествие в музыкальном кабинете) | 1 | |
8 | | | Музыкальная азбука (Урок – экскурсия в музыкальную школу) | 1 | |
9 | | | Обобщающий урок «Музыка вокруг нас» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 1 | |
10 | | | Музыкальные инструменты; народные инструменты. Урок коррекции знаний. Урок-диалог (Экскурсия в музыкальный класс) | 1 | |
11 | | | «Садко». Из русского былинного сказа. Закрепление нового материала. Урок-сказка | | |
12 | | | Музыкальные инструменты. Закрепление знаний. Урок-концерт | 1 | |
13 | | | Звучащие картины. Закрепление знаний. Урок-экскурсия | 1 | |
14 | | | Разыграй песню Урок-повторение. Урок-игра | 1 | |
15 | | | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Изучение нового материала. Урок-путешествие | 1 | |
16 | | | Обобщающий урок Добрый праздник среди зимы. Контрольный урок | 1 | |
17 | | | Край, в котором ты живешь. Изучение нового материала. Урок доброты | 1 | |
18 | | | Художник, поэт, композитор. Закрепление знаний | 1 | |
19 | | | Музыка утра. Закрепление знаний. Традиционный с элементами игры. | 1 | |
20 | | | Музыка вечера. Закрепление изученного материала | 1 | |
21 | | | Музы не молчали. Изучение нового материала. Урок – историческое путешествие | 1 | |
22 | | | Музыкальные портреты. Закрепление знаний. Урок-загадка | 1 | |
23 | | | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Урок-повторение. Ролевая игра | 1 | |
24 | | | Мамин праздник. Контрольный урок. Урок-концерт | 1 | |
25 | | | Обобщающий урок По теме «Музыка и ты» Урок коррекции. Урок-концерт | 1 | |
26 | | | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент Контрольный урок. Урок-концерт | 1 | |
27 | | | Музыкальные инструменты. Контрольный урок. Урок-концерт | 1 | |
28 | | | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Урок-сказка. | 1 | |
29 | | | Музыка в цирке. Урок-повторение. Урок – цирковое представление. | 1 | |
30 | | | Дом, который звучит. Урок-повторение. Урок – путешествие в театр | 1 | |
31 | | | Опера – сказка Урок-повторение. Урок – путешествие | 1 | |
32 | | | «Ничего на свете лучше нету» Закрепление знаний. Урок-путешествие | 1 | |
33 | | | Обобщающий урок. (Урок-концерт) | 1 | |
17