МБОУ Черемушкинская СОШ
| Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №______ От «___» «___________» 201 г. | «Утверждаю» Приказ №30 от _______201 г. Директор школы _________ Г. И. Волкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
7 КЛАСС
составила
учитель информатики
Меджидова Ирина Анатольевна
2017 г
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса (базового курса) составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень);
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
3. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Методическое пособие для учителя . 7–9 классы / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для седьмого класса образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 7» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2013г., который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
МБОУ Черемушкинская СОШ на преподавание информатики и ИКТ в 7 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год), в том числе 17 практических работ, 4 контрольные работы
Планируемые результаты освоения курса информатики
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Содержание учебного курса
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:
знать:
основные устройства компьютера;
структуру внутренней памяти компьютера;
файловый способ организации данных в компьютере;
принципы работы в текстовых графических редакторах;
принципиальные отличия растровой и векторной графики;
инструменты растрового и векторного ГР;
приёмы создания и редактирования изображений;
понятия «мультимедиа», «анимация»;
основные информационные ресурсы Интернета;
уметь:
работать на клавиатуре;
определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
работать и ориентироваться в файловой системе;
работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
работать с антивирусными программами.
создавать документы в текстовых редакторах;
редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
настраивать палитру цветов;
ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
искать информацию в Интернете;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной для жизни:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематическое планирование по информатики 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации 12часов |
-
| Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | |
-
| Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее представление и измерение Программная обработка данных на компьютере. | 1 | | |
-
| Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | 1 | | |
-
| Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | 1 | | |
-
| Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | 1 | | |
-
| Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Практическая работа 1.1 | 1 | | |
-
| Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа 1.2 | 1 | | |
-
| Программное обеспечение компьютера Практическая работа 1.3 | 1 | | |
-
| Графический интерфейс операционных систем и приложений Практическое задание | 1 | | |
-
| Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | 1 | | |
-
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы | 1 | | |
-
| Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | 1 | | |
Глава 2. Обработка текстовой информации 9 часов |
-
| Создание документов в текстовых редакторах Практическая работа 2.1 | 1 | | |
-
| Ввод и редактирование документа Практическая работа 2.2 | 1 | | |
-
| Сохранение и печать документа Практическая работа 2.3 | 1 | | |
-
| Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа 2.3 | 1 | | |
-
| Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 | 1 | | |
-
| Таблицы. Практическая работа 2.5 | 1 | | |
-
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 | 1 | | |
-
| Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 | 1 | | |
-
| Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | 1 | | |
Глава 3. Обработка графической информации 5 часов |
-
| Растровая и векторная графика. Практическое задание 3.1 | 1 | | |
-
| Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов Практическая работа 3.2 | 1 | | |
-
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Практическая работа 3.2 | 1 | | |
-
| Растровая и векторная анимация | 1 | | |
-
| Контрольная работа №3 «Обработка графической информации». Практическая работа 3.3 | 1 | | |
Глава 4. Коммуникационные технологии 9 часов |
-
| Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа 4.1 | 1 | | |
-
| Электронная почта Практическая работа 4.2 | 1 | | |
-
| Файловые архивы Практическая работа 4.3 | 1 | | |
-
| Общение в Интернете. Мобильный Интернет | 1 | | |
-
| Звук и видео в Интернете. Социальные сети | 1 | | |
-
| Поиск информации в Интернете Практическая работа 4.4 | 1 | | |
-
| Электронная коммерция в Интернете | 1 | | |
-
| Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | 1 | | |
-
| Итоговый урок | 1 | | |
| Итого | 35 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Примерная программа (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям . «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -6-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. Авторы: Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
7–9 классы. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: И. Ю. Хлобыстова, М. С. Цветкова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний,2013.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д..
(http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
http://www.edu.ru/ - Российское образование: федеральный портал
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал