Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Газимуро-Заводская СОШ
| Утверждаю: Директор школы: Уварова Г.Ф. Приказ №____________от__________2017 г. |
Рабочая программа по предмету
Информатика и ИКТ
7 класс
Составители: учителя информатики
Бронникова Н.Н.
Воложанинова Т.А.
с. Газимурский Завод, 2017 г.
Изучение информатики в 7 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.
Личностные результаты освоения информатики:
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:
развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Среди предметных результатов ключевую роль играют:
формирование информационной культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
Планируемые результаты изучения информатики
Тема «Информация и информационные процессы».
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
Выпускник получит возможность:
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
познакомиться с двоичной системой счисления;
познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
Выпускник получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема «Обработка графической информации»
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
Тема «Обработка текстовой информации»
Выпускник научится:
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать формулы;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Выпускник получит возможность:
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема «Коммуникационные технологии»
Выпускник научится
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов;
знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов;
умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность
познакомиться с программными средствами для работы с аудио- и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Тема «Информационное общество и информационная безопасность»
Выпускник научится
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
Основное содержание курса
- «Информатика 7»
- (34 часа)
Тема «Информация и информационные процессы». - 1 час
Информация. Представление информации. Формы представления информации. Единицы измерения количества информации.
Тема «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» - 7 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.
Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Темы «Обработка текстовой информации», «Обработка графической информации»,
«Кодирование текстовой и графической информации» - 16 часов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование
документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная
дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
Тема «Коммуникационные технологии» - 9 часов
Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Тема «Информационное общество и информационная безопасность» - 1 час
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно-бесплатные и свободно распространяемые программы
Поурочное планирование.
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Введение. Информация, ее представление и измерение | 1 |
2. | Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память | 1 |
3. | Устройства ввода и вывода | 1 |
4. | Файл и файловая система | 1 |
5. | Работа с файлами | 1 |
6. | Урок-исследование «Программное обеспечение и его виды» | 1 |
7. | Организация информационного пространства | 1 |
8. | Мини-проект «Внимание! Вирусы!» Интерактивный тест по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 |
9. | Создание документа в текстовом редакторе | 1 |
10. | Основные приемы редактирования документов | 1 |
11. | Основные приемы форматирования документов | 1 |
12. | Внедрение объектов в текстовый документ | 1 |
13. | Работа с таблицами в текстовом документе | 1 |
14. | Подготовка текстового документа со сложным форматированием | 1 |
15 | Творческая работа – создание объявления и приглашений на новогодний школьный концерт. | 1 |
16. | Компьютерные словари и системы машинного перевода текста | 1 |
17. | Системы оптического распознавания документов | 1 |
18-19. | Урок-исследование «Растровая и векторная графика. Графически редакторы»2 | 2 |
20. | Интерфейс и возможности растровых графических редакторов | 1 |
21. | Редактирование изображений в растровом графическом редакторе | 1 |
22. | Интерфейс и возможности векторных графических редакторов | 1 |
23. | Создание рисунков в векторном графическом редакторе | 1 |
24. | Контрольная работа «Обработка и кодирование текстовой и графической информации» | 1 |
25. | Растровая и векторная Анимация | 1 |
26. | Представление информационных ресурсов в глобальной телекоммуникационной сети | 1 |
27. | Сервисы сети. Проект «Электронная почта» | 1 |
28. | Работа с электронной Почтой | 1 |
29. | Сервисы сети. Файловые архивы | 1 |
30. | Загрузка файлов из Интернета | 1 |
31. | Мини-проект «Социальные сервисы Сети» | 1 |
32. | Электронная коммерция в Интернете (создание ознакомительного фильма) | 1 |
33. | Интегрированный урок. Поиск информации в сети Интернет | 1 |
34-35. | Личная безопасность в сети Интернет (выпуск брошюры-памятки) | 2 |