Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Дылымский многопрофильный лицей им.И.Гаджиева»
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО естественно-математического цикла __________________ (А.З.Сайгидбаталов) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» ________________ (С.А.Алиукаева) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | РАССМОТРЕНО На заседании педагогического совета МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» ________________ (Я.Ш.Юсупова) Протокол №____ от «___» ______ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Маликовой Асият Халитовны
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 8 класса
(основное общее образование)
Дылым
2017 год
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса
Составитель: информатики МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» Маликова Асият Халитовна.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса (далее, Рабочая программа) составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред.от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089;
- авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов средней общеобразовательной школы» 2014 г.
Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане
Цели обучения
Задачи обучения
Овладение учащимися умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, различать виды информационных процессов, определять информационный объем текста, переводить количество информации из одних единиц в другие;
Изучение учащимися основных компонентов компьютера и их характеристиками, научить комплектовать основные и периферийные устройства ПК ;
Овладение учащимися навыками обработки текстовой информации, познакомить с текстовым редактором Microsoft Word: научить выполнять основные операции над текстом (создавать, копировать, сохранять, редактировать), сохранять, загружать и выводить текст на печать, уметь настраивать параметры печати;
Изучение учащимися технологии обработки графической информации, познакомить с графическим редактором Paint: научить запускать и завершать работу в графическом редакторе, загружать и сохранять рисунки (различать и знать особенности растровой и векторной графики, понимать сущность различных форматов графических файлов), создавать изображения и производить над ними различные операции (создавать, копировать, вставлять, сохранять);
Познакомиться учащихся с понятием «алгоритм», умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.
Особенности организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы контроля:
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
В ходе реализации программы Информатика и ИКТ 8 применяются современные педагогические технологии.
Технологии развивающего обучения - нацелена на развитие творческих способностей учащихся.
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Эта технология включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д.
Здоровьесберегающие технологии -использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, рациональная организация труда учителя и учеников, создание комфортного психологического климата.Соблюдение СанПиН и правил охраны труда, чередование различных видов деятельности на уроке. Данная программа учитывает гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в школе. Приобщение детей к компьютеру начинается с обучения правилам безопасного пользования. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках в программе учитываются физические пятиминутки для глаз и общего расслабления мышц. Упражнения размещены в данной программе в пункте «Приложение».
Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимися.
В преподавании информатики в 8 классе должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.
Объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрация, демонстрация наглядных пособий (комплект плакатов по информатике для основной школы), презентаций используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. При работе с текстовой ,графической, учащимся дается образец упражнений и за ним следует самостоятельная работа учащихся.
Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
Проблемный метод (проблемные вопросы, ситуации) используется при работе с графической информацией в 8 классе.
Практические методы - устные и письменные упражнения, практические и лабораторные работы за ПК.
Реализация программы в учебном процессе предусматривает использование следующих форм организации учебной - познавательной деятельности: комбинированный урок; урок-лекция; урок-демонстрация; урок-практикум; творческая лаборатория; урок-игра; урок-консультация.
- межпредметные связи изучения предмета;
Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся техникума, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Межпредметные связи в курсе информатики могут быть реализованы с математикой,физикой,историей,биологией.
При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.
Как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:
-Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
-Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре.
-Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
-Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
-Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для обучающихся формул математики, химии, физики.
-Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора.
-Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
-При изучении темы «Графический редактор» обучающиеся должны создавать и редактировать изображения в расчёте на субъективное восприятие зрителя.
Тематический план
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34часа в год. Контрольных работ –4; практических работ - 9; тестовых заданий -1.
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 34 часа.
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 8 |
2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 8 |
4 | Обработка графической информации | 4 |
5 | Кодирование и Обработка текстовой информации | 6 |
6 | Алгоритмы | 7 |
7 | Резерв учебного времени | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание учебного предмета.
Информация и информационные процессы (6 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа №3. «Вычисление количества информации и помощью калькулятора»
-
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек
о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях
определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий
различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования
единицы измерения информации, соотношения между ними
формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении
Уметь:
определять виды и свойства информации
приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий
перекодировать с русского письменного языка на русский устный
определять объем в различных единицах измерения количества информации
решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
(8 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы
Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 4 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 5 «Форматирование носителей информации (флешек, дисков,дискет».
Практическая работа № 6 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 7 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 8 «Защита от вирусов».
В результате изучения данного раздела учащиеся должны
Знать/понимать:
об устройстве компьютера
понятия данных, программы, процесса программной обработки данных
основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы
виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры
что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования
определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений
что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу
основные действия с файлами и папками
что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы
понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения
определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню
что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола
что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ
Уметь:
составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК
определять тактовую частоту процессора
разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода
различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера
распознавать различные типы файлов
записывать полное имя файла
пояснять выполнение действий с папками и файлами
перезагружать компьютер
объяснять назначение основных прикладных программ
работать с программой обработки изображений
создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки
находить антивирусную программу на компьютере
Технология обработки графической информации.
Растровая и векторная графика. Графический редактор Paint. Интерфейс графических редакторов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования в Paint.
Формирование изображения на экране компьютера |
Компьютерная графика |
Создание графических изображений |
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Какие существуют области применения компьютерной графики;
Назначение графических редакторов;
Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
Кодирование и обработка текстовой информации.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах: Ввод и редактирование документа. Практическая работа№6. «Создание визитных карточек на основе шаблона» MS Word. Форматирование документа: символов, абзацев. Практическая работа№7. Нумерованные и маркированные списки. Стили форматирования. Практическая работа №8 «Создание и форматирование списков». Оглавление документа. Таблицы. Практическая работа№9. «Вставка оглавления в документ, вставка таблицы, ее форматирование и заполнение»/
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
Алгоритмы (7ч.) Алгоритмы и исполнители Способы записи алгоритмов. Алгоритмическая конструкция следование. Линейный алгоритм.
Календарно-тематическое планирование
Учебный предмет «Информатика и ИКТ»
№ | Тема урока | параграф | Знать | Уметь | Дата проведения по плану |
| 1 четверть | |
Глава 1.Информация и информационные процессы.(8ч) | |
1 | Ведение. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. | | назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации; Количественные параметры информационных объектов (огэ 1) | приводить примеры информационной деятельности человека; приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией; определять информационный объем текстового сообщения; переводить из одной единицы измерения информации в другую. | 6.09 |
2 | Информация в живой и неживой природе. | 1.1.1;1.1.2 | 13.09 |
3 | Информационные процессы: хранение, обработка, передача. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1.1.4 | 20.09 |
4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичный код. | 1.2 | 27.09 |
5 | Количество информации. | 1.3 | 4.10 |
6 | Определение количества информации. Практическая работа№2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». | 1.3.2 | 11.10 |
7 | Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №3. «Вычисление количества информации и помощью калькулятора» | 1.3.3 | 18.10 |
8 | Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы» | | 25.10
|
2 ЧЕТВЕРТЬ |
ГЛАВА 2 .КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.(8ч) |
9 | Программная обработка данных на компьютере. | 2.1 | базовая структурная схема ПК; принцип архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов Файловая система организации данных. ( огэ4) | объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; | 8.11 |
10 | Устройство компьютера: процессор и системная плата, ввода, вывода информации. Практическая работа №4. «Установка даты и времени с использование графического интерфейса | 2.2 | 15.11 |
11 | Оперативная и долговременная память. | 2.2.4-2.2.5 | 22.11 |
12 | Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 2.3 | 29.11 |
13 | Программное обеспечение компьютера. Операционная система | 2.4 | 6.12 |
14 | Прикладное программное обеспечение | 2.4.2 | 13.12 |
15 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение». | 2.7 | 20.12 |
16 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2 | | 27.12 |
3 ЧЕТВЕРТЬ |
ГЛАВА 3. «Технология обработки графической информации»(4ч) |
17 | Растровая и векторная графика. Графический редактор Paint. | 2.1-2.2стр.63 | возможности графического редактора и назначение управляющих элементов; особенности растровой графики; технология создания и редактирования графических объектов; | создание и редактирование графических объектов; осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом; | 17.01.2018 |
18 | Интерфейс графических редакторов. Практическая работа №5 «Редактирование изображение в растровом векторе Paint» | 2.3.стр.71 | 24.01 |
19 | Текстовые инструменты. Геометрические преобразования в Paint. | 2.3.5.стр.80 | 31.01 |
20 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». | | | | 7.02 |
ГЛАВА 4.Кодирование и обработка текстовой информации.(6ч) |
21 | Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах: MS Word. | 3.1.стр.74 | понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв; основные объекты текстовых документов и их параметры; технология создания, редактирования и форматирования текстового документа; технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена; | нахождение информационного объема текста; кодировать и декодировать текстовые сообщения; создание и редактирование текстового документа; владение операциями редактирования и форматирования текста | 14.02 |
22 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа№6. «Создание визитных карточек на основе шаблона» | 3.3 | 21.02 |
23 | Форматирование документа: символов, абзацев. Практическая работа№7. | 3.5 | 28.02 |
24 | Нумерованные и маркированные списки. Стили форматирования. Оглавление документа. Практическая работа №8 «Создание и форматирование списков» | 3.5.3 | 7.03 |
25 | Таблицы. Практическая работа№9. «Вставка оглавления в документ, вставка таблицы, ее форматирование и заполнение» | 3.6 | 14.03 |
26 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №3 | | 20.03 |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Глава 5.Алгоритмы(7ч) |
27 | Алгоритмы и исполнители | | понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; | • составлять линейные алгоритмы • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл . | 4.04 |
28 | Способы записи алгоритмов. | | 11.04 |
29-30 | Алгоритмическая конструкция следование. Линейный алгоритм. | | 18.04 |
31-32 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. | | 25.04 |
33 | Контрольная работа№4 «Алгоритмы» | | 16.05 |
| | | 23.05 |
34 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | | | | |
35 | Резерв учебного времени | | | | |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.
Нормы выставления оценок.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
91-100% | отлично |
76-90% | хорошо |
51-75% | удовлетворительно |
менее 50% | неудовлетворительно |
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Учебно-методический комплект:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.
УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).
Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 8 класса, . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Семакин И.Г. «Информатика» Задачник-практикум в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Дополнительно: 4.И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 5.плакаты 7-9 класс.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.