СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ.8 класс. 1ч. в неделю

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по  учебному  предмету  «Информатика и ИКТ»  для  8  класса  составлена  на  основе  авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и  авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов средней общеобразовательной школы» 2014

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ.8 класс. 1ч. в неделю»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Дылымский многопрофильный лицей им.И.Гаджиева»



СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО естественно-математического цикла


__________________ (А.З.Сайгидбаталов)


Протокол №____ от «___» ______ 2017 г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева»

________________ (С.А.Алиукаева)


Протокол №____ от «___» ______ 2017 г.


РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева»




Протокол №____ от «___» ______ 2017 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева»


________________ (Я.Ш.Юсупова)


Протокол №____ от «___» ______ 2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Маликовой Асият Халитовны

по учебному предмету

«Информатика и ИКТ»

для 8 класса

(основное общее образование)



















Дылым

2017 год


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса

Составитель: информатики МКОУ «ДМЛ им.И.Гаджиева» Маликова Асият Халитовна.

  • Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов средней общеобразовательной школы» 2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса (далее, Рабочая программа) составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред.от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089;

- авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и авторской программы Л.Л. Босовой «Программа по информатике и ИКТ для 8-9 классов средней общеобразовательной школы» 2014 г.

Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане

  • На преподавание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Цели обучения

  • Формирование базовой ИКТ – компетентности, развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на основе методов и форм изучения информатики .


Задачи обучения

  • Овладение учащимися умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера, различать виды информационных процессов, определять информационный объем текста, переводить количество информации из одних единиц в другие;

  • Изучение учащимися основных компонентов компьютера и их характеристиками, научить комплектовать основные и периферийные устройства ПК ;

  • Овладение учащимися навыками обработки текстовой информации, познакомить с текстовым редактором Microsoft Word: научить выполнять основные операции над текстом (создавать, копировать, сохранять, редактировать), сохранять, загружать и выводить текст на печать, уметь настраивать параметры печати;

  • Изучение учащимися технологии обработки графической информации, познакомить с графическим редактором Paint: научить запускать и завершать работу в графическом редакторе, загружать и сохранять рисунки (различать и знать особенности растровой и векторной графики, понимать сущность различных форматов графических файлов), создавать изображения и производить над ними различные операции (создавать, копировать, вставлять, сохранять);

  • Познакомиться учащихся с понятием «алгоритм», умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.


Особенности организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

 Формы контроля:

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

В ходе реализации программы Информатика и ИКТ 8 применяются современные педагогические технологии.

Технологии развивающего обучения - нацелена на развитие творческих способностей учащихся.

Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Эта технология включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний т.д.

Здоровьесберегающие технологии -использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, рациональная организация труда учителя и учеников, создание комфортного психологического климата.Соблюдение СанПиН и правил охраны труда, чередование различных видов деятельности на уроке. Данная программа учитывает гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в школе. Приобщение детей к компьютеру начинается с обучения правилам безопасного пользования. Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках в программе учитываются физические пятиминутки для глаз и общего расслабления мышц. Упражнения размещены в данной программе в пункте «Приложение».

Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия с учащимися.

В преподавании информатики в 8 классе должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания.

Объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрация, демонстрация наглядных пособий (комплект плакатов по информатике для основной школы), презентаций используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, про­граммными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера. При работе с текстовой ,графической, учащимся дается образец упражнений и за ним следует самостоятельная работа учащихся.

Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами-тренажерами (например, клавиатурный тренажер), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.

Проблемный метод (проблемные вопросы, ситуации) используется при работе с графической информацией в 8 классе.

Практические методы - устные и письменные упражнения, практические и лабораторные работы за ПК.

Реализация программы в учебном процессе предусматривает использование следующих форм организации учебной - познавательной деятельности: комбинированный урок; урок-лекция; урок-демонстрация; урок-практикум; творческая лаборатория; урок-игра; урок-консультация.

- межпредметные связи изучения предмета;

 Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся техникума, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
      Межпредметные связи в курсе информатики могут быть реализованы с математикой,физикой,историей,биологией.
        При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.

           Как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:

-Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.
-Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре.

-Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
-Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
-Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для обучающихся формул математики, химии, физики.
-Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора.
-Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
-При изучении темы «Графический редактор» обучающиеся должны создавать и редактировать изображения в расчёте на субъективное восприятие зрителя.

Тематический план

План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по информати­ке и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, 34часа в год. Контрольных работ –4; практических работ - 9; тестовых заданий -1.

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 34 часа.

Название темы

Количество часов

1

Введение. Информация и информационные процессы

8

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

4

Обработка графической информации

4

5

Кодирование и Обработка текстовой информации

6

6

Алгоритмы

7

7

Резерв учебного времени

1


Итого:

34




Содержание учебного предмета.

  1. Информация и информационные процессы (6 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

  • Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

  • Практическая работа №3. «Вычисление количества информации и помощью калькулятора»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек

  • о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях

  • определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий

  • различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования

  • единицы измерения информации, соотношения между ними

  • формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении

Уметь:

  • определять виды и свойства информации

  • приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий

  • перекодировать с русского письменного языка на русский устный

  • определять объем в различных единицах измерения количества информации

  • решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение


  1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(8 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

  • Практическая работа № 4 «Определение разрешающей способности мыши».

  • Практическая работа № 5 «Форматирование носителей информации (флешек, дисков,дискет».

  • Практическая работа № 6 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

  • Практическая работа № 7 «Установка даты и времени».

  • Практическая работа № 8 «Защита от вирусов».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • об устройстве компьютера

  • понятия данных, программы, процесса программной обработки данных

  • основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы

  • виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры

  • что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования

  • определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений

  • что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу

  • основные действия с файлами и папками

  • что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы

  • понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения

  • определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню

  • что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола

  • что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ

Уметь:

  • составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК

  • определять тактовую частоту процессора

  • разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода

  • различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера

  • распознавать различные типы файлов

  • записывать полное имя файла

  • пояснять выполнение действий с папками и файлами

  • перезагружать компьютер

  • объяснять назначение основных прикладных программ

  • работать с программой обработки изображений

  • создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки

находить антивирусную программу на компьютере

  1. Технология обработки графической информации.

Растровая и векторная графика. Графический редактор Paint. Интерфейс графических редакторов. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования в Paint.

Формирование изображения на экране компьютера

Компьютерная графика

Создание графических изображений

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Учащиеся должны

Знать:

  • Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • Какие существуют области применения компьютерной графики;

  • Назначение графических редакторов;

  • Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;

Уметь:

  • Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.


  1. Кодирование и обработка текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах: Ввод и редактирование документа. Практическая работа№6. «Создание визитных карточек на основе шаблона» MS Word. Форматирование документа: символов, абзацев. Практическая работа№7. Нумерованные и маркированные списки. Стили форматирования. Практическая работа №8 «Создание и форматирование списков». Оглавление документа. Таблицы. Практическая работа№9. «Вставка оглавления в документ, вставка таблицы, ее форматирование и заполнение»/

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны

Знать:

  • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Уметь:

  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

Алгоритмы (7ч.) Алгоритмы и исполнители Способы записи алгоритмов. Алгоритмическая конструкция следование. Линейный алгоритм.





Календарно-тематическое планирование

Учебный предмет «Информатика и ИКТ»

Тема урока

параграф

Знать

Уметь

Дата проведения по плану


1 четверть


Глава 1.Информация и информационные процессы.(8ч)


1

Ведение. Вводный инструктаж по ТБ в кабинете.


назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;

Количественные параметры информационных объектов (огэ 1)

приводить примеры информационной деятельности человека;

приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;

определять информационный объем текстового сообщения;

переводить из одной единицы измерения информации в другую.

6.09

2

Информация в живой и неживой природе.

1.1.1;1.1.2

13.09

3

Информационные процессы: хранение, обработка, передача. Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1.1.4

20.09

4

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичный код.

1.2

27.09

5

Количество информации.

1.3

4.10

6

Определение количества информации. Практическая работа№2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1.3.2

11.10

7

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа №3. «Вычисление количества информации и помощью калькулятора»

1.3.3

18.10

8

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»


25.10




2 ЧЕТВЕРТЬ

ГЛАВА 2 .КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.(8ч)

9

Программная обработка данных на компьютере.

2.1

базовая структурная схема ПК; принцип архитектуры компьютера;

назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов

 Файловая система организации данных.

( огэ4)

объяснять отличие одного вида памяти от другого;

ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;

соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;


8.11

10

Устройство компьютера: процессор и системная плата, ввода, вывода информации. Практическая работа №4. «Установка даты и времени с использование графического интерфейса

2.2

15.11

11

Оперативная и долговременная память.

2.2.4-2.2.5

22.11

12

Файлы. Файловая система. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

2.3

29.11

13

Программное обеспечение компьютера. Операционная система

2.4

6.12

14

Прикладное программное обеспечение

2.4.2

13.12

15

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

2.7

20.12

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа №2


27.12

3 ЧЕТВЕРТЬ

ГЛАВА 3. «Технология обработки графической информации»(4ч)

17

Растровая и векторная графика. Графический редактор Paint.

2.1-2.2стр.63

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

особенности растровой графики;

технология создания и редактирования графических объектов;

создание и редактирование графических объектов;

осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;


17.01.2018


18

Интерфейс графических редакторов. Практическая работа №5 «Редактирование изображение в растровом векторе Paint»

2.3.стр.71

24.01

19

Текстовые инструменты. Геометрические преобразования в Paint.

2.3.5.стр.80

31.01

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».




7.02

ГЛАВА 4.Кодирование и обработка текстовой информации.(6ч)

21

Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах: MS Word.

3.1.стр.74

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;

основные объекты текстовых документов и их параметры;

технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;

технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;

нахождение информационного объема текста;

кодировать и декодировать текстовые сообщения;

создание и редактирование текстового документа;

владение операциями редактирования и форматирования текста

14.02

22

Ввод и редактирование документа. Практическая работа№6. «Создание визитных карточек на основе шаблона»

3.3

21.02

23

Форматирование документа: символов, абзацев. Практическая работа№7.

3.5

28.02

24

Нумерованные и маркированные списки. Стили форматирования. Оглавление документа. Практическая работа №8 «Создание и форматирование списков»

3.5.3

7.03

25

Таблицы. Практическая работа№9. «Вставка оглавления в документ, вставка таблицы, ее форматирование и заполнение»

3.6

14.03

26

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Контрольная работа №3


20.03

IV ЧЕТВЕРТЬ

Глава 5.Алгоритмы(7ч)

27

Алгоритмы и исполнители


понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;

• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»

• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;


• составлять линейные алгоритмы

• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

• исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл .



4.04

28

Способы записи алгоритмов.


11.04

29-30

Алгоритмическая конструкция следование. Линейный алгоритм.


18.04

31-32

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления.


25.04

33

Контрольная работа№4 «Алгоритмы»


16.05




23.05

34

Основные понятия курса.

Итоговое тестирование.





35

Резерв учебного времени










Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсовобщества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Нормы выставления оценок.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно



При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.



В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.



Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ» для 8 класса. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.

  3. УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).

  4. Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебник для 8 класса, . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Семакин И.Г. «Информатика» Задачник-практикум в 2-х томах для 7-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  6. Дополнительно: 4.И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 5.плакаты 7-9 класс.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  8. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!