СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе ( базовый уровень) 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010» (страницы 45-55) и реализована в  учебнике «Коровина В.Я. , Журавлёв В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Учеб.: в 2 ч.-– М.: Просвещение, 2009». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе ( базовый уровень) 9 класс»

ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ______________________

________________________Ф.И.О.

(подпись)

_________________________(дата)



Рабочая программа



по литературе



( базовый уровень)



9 класс





Составитель: Писарева Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы











2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики и авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010» (страницы 45-55) и реализована в учебнике «Коровина В.Я. , Журавлёв В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Учеб.: в 2 ч.-– М.: Просвещение, 2009».

С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые должны учитывать значимость усвоения всех предметных областей для дальнейшего развития учащихся. Одной из целей образования является на сегодняшний день духовнонравственное развитие школьников, воспитание у них нравственных ценностей, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Государственные образовательные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить учащихся определённым набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности к самосовершенствованию и саморазвитию. Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает школьный курс литературы. Специфика учебного предмета «Литература» заключается в изучении произведений словесного искусства в единстве с основами науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Рабочая программа разработана без внесения изменений в авторскую редакцию.

Программа рассчитана на 102 ч, по учебному плану школы на изучение курса литературы в 9 классе отводится 102 ч (3 ч в неделю).

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов . Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.



Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.



Основное содержание

Учебно-тематический план.


Раздел программы

Кол-во часов

1. Введение

1

2. Литература Древней Руси

4

3. Литература 18 века

9

4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

47

5. Литература 20 века

27

6. ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ

3

7. Из зарубежной литературы

7

8. Итоговые уроки

3

Резерв

1

Итого

102







ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...». Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма. Михаил Васильевич Ломоносов Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин Жизнь и творчество (обзор). «Властителя и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике. Николай Михайлович Карамзин Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский Жизнь и творчество (обзор). «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова. И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». (Критический этюд). (В сокращении). Александр Сергеевич Пушкин Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика — А.А. Григорьев; «почвенники» — Ф.М.Достоевский; философская критика начала XX в.; писательские оценки). Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество (обзор). Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Родина», «Дума», «Пророк», «Поэт», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «И скучно и грустно», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Нищий», «Я жить хочу! хочу печали…» Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова.

Теория литературы. Психологический роман (развитие представлений). Романтический герой (развитие представлений), романтизм, реализм (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь Жизнь и творчество (обзор). «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество (обзор). «Белые ночи». (В сокращении). Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Антон Павлович Чехов Жизнь и творчество (обзор). «Тоска». Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» - тема одиночества в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Иван Алексеевич Бунин Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Александр Александрович Блок Жизнь и творчество (обзор). «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока. Теория литературы. Лирический герой. Тематика и проблематика лирических произведений (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество (обзор). «Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Разбуди меня завтра

рано...», «Отговорила роща золотая...». «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений. Теория литературы. Образность языка лирики С.А. Есенина (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Владимир Владимирович Маяковский Жизнь и творчество (обзор). «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю», «Прощание». Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). Михаил Афанасьевич Булгаков Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Марина Ивановна Цветаева Жизнь и творчество (обзор). «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи о Москве», «Стихи Блоку», «Родина».

Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Анна Андреевна Ахматова Жизнь и творчество (обзор). Стихотворные произведения из книг «Четки» (Вновь Исакий в облаченье»), «Белая стая» («Молитва», «Сразу тихо стало в доме»), Седьмая книга («Пушкин»), «Подорожник» («Я спросила у кукушки…»), «Anno Domini» («Сказал, что у меня соперниц нет» «Не с теми я, кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…»), «Тростник» («Муза», «И упало каменное сердце»), «Ветер войны» («Клятва»). Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.

Николай Алексеевич Заболоцкий Жизнь и творчество (обзор). «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэтамыслителя. Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Михаил Александрович Шолохов Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Борис Леонидович Пастернак Жизнь и творчество (обзор). «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).

Александр Трифонович Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю. никакой моей вины…», «О сущем».. Интонация и стиль стихотворений. Александр Исаевич Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX вв. (обзор)

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов«Отчего»; Е.А.Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий«Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ Владимир Иванович Даль Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля.

Михаил Львович Матусовский Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Берёзовый сок», «Московские окна», «Подмосковные вечера», «Та река, где ты родился», «Моя родимая земля», «Песня о гудке» и др.

Геннадий Станиславович Довнар Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска: история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гай Валерий Катулл

Слово о поэте. Стихи о любви (обзор). «Нет, ни одна среди женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Квинт Гораций Флакк Жизнь и творчество (обзор). «К Мельпомене». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия.

Данте Алигьери

Жизнь и творчество (обзор) «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.

Иоганн Вольфганг Гёте Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.





Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

1 семестр

Введение 1 час; 3часа в неделю по учебному плану

1

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.Р.р.№1(п).Сочинение-миниатюра«Роль литературы в моей жизни»

02.09.17



Литература Древней Руси 4 часа; 3часа в неделю по учебному плану

2

1

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

05.09



3

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы


08.09


Наизусть №1 отрывок

4

3

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

09.09



5

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

12.09



Литература 18 века 9 часов; 3часа в неделю по учебному плану

6

1

Характеристика русской литературы 18 века. Классицизм в русском и мировом искусстве

15.09



7

2

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.

«Вечернее размышление…»

16.09



8

3

М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях. Ода «На день восшествия…». Жанр оды

19.09


Наизусть №2 отрывок

9

4

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).




10

5

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. (Стихотворение «Памятник»).




11

6

Н. М. Карамзин- писатель и историк.




12

7

Н.М. Карамзин. «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма. Р.р.№2(п). «Смогла бы по-другому сложиться судьба Лизы?»




13

8

Р.р.№3(у). Подготовка к сочинению «Литература Древней Руси», «Литература 18 века в восприятии современного человека»





14

9

Контрольное сочинение(классное) №1



К.соч. Тема 1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 47 часов; 3часа в неделю по учебному плану

15

1

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).




16

2

Вн.чт.№1 Русские поэты первой половины 19 века: К.Н.Батюшков,В.К.Кюхельбехер,К.Ф.Рылеев,А.А.Дельвиг,Н.М.Языков,П.А.Вяземский,Е.А.Баратынский.




17

3

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады)




18

4

А.С. Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии «Горе от ума»





19

5

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»



Наизусть №3 отрывок

20

6

Чацкий в системе образов комедии.




21

7

Общечеловеческое звучание образов персонажей




22

8

Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода




23

9

Р.р.№4(у). Критика о комедии. И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»





24

10

Контрольное сочинение (классное)№2 по комедии «Горе от ума»



К. соч.

25

11

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина



Наизусть№4 «К Чаадаеву»

26

12

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар»




27

13

Любовная лирика А.С. Пушкина

«На холмах Грузии…», «Я вас любил»





28

14

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник воздвиг…»



Наизусть№5 «Я памятник себе…»

29

15

Романтическая лирика начала 19в, комедия «Горе от ума», лирика А.С. Пушкина. Тестовая работа



Тема №2

30

16

«Моцарт и Сальери »- «проблема гения и злодейства»




31

17

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Т.л. роман в стихах




32

18

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского




33

19

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина




34

20

Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем




35

21

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм в романе




36

22

Р.р.№5(у). Подготовка к сочинению (домашнее) по роману «Евгений Онегин»



Дом. соч. №1

37

23

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.



Наизусть№6«Смерть поэта»

38

24

Образ поэта – пророка в творчестве М. Ю. Лермонтова.




39

25

Вн.чт. №2 М.Ю.Лермонтов. «Демон»



Вн.чт

40

26

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.




41

27

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман




42

28

Печорин как представитель «портрета поколения»




43

29

Печорин как представитель «портрета поколения»




44

30

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.




45

31

Печорин в системе образов романа. Р.р.№6(п). Ответ на проблемный вопрос «Печорин - счастливый или несчастный человек?»




46

32

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение




47

33

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина




48

34

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского




2 семестр

49

35

Р.р. №7(у) Подготовка к контрольному сочинению




50

36

Контрольное сочинение (классное)№3

по лирике М.Ю Лермонтова и по роману «Герой нашего времени»



К.соч.

Тема №3

51

37

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».




52

38

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания.





53

39

Особенности жанра и композиции поэмы. Обзор содержания. Смысл названия.




54

40

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа.




55

41

«Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.



Наизусть№7(п) отрывок

56

42

Система образов поэмы.




57

43

Поэма «Мёртвые души» в оценке Белинского.




58

44

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Тестовая работа




59

45

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «




60

46

«Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира




61

47

Контрольное сочинение (классное)№4 « В чем особенности изображения внутреннего мира героев произведений русской литературы второй половины ХIХ века?» (на примере одного-двух произведений)



Тема №4

К.соч

Литература 20 века 27 часов; 3часа в неделю по учебному плану

62

1

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска».




63

2

Вн.чт.№3 А.П.Чехов. Рассказы



Вн.чт

64

3

И.А. Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.




65

4

М.А. Булгаков. Слово о писателе.




66

5

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.




67

6

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».




68

7

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Р.р.№8(п). Сочинение-миниатюра «Чем привлекает меня главный герой повести?»




69

8

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.




70

9

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. Р.р.№9(п). Отзыв о прочитанном рассказе





71

10

А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.



Наизусть№8 «О, весна, без конца…»

72

11

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.




73

12

С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.




74

13

Размышления о жизни, природе, человеке. Р.р.№10(п). Сочинение-миниатюра «Мое любимое стихотворение С.А. Есенина»



Наизусть№9 «отговорила роща золотая…»

75

14

В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.




76

15

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.



Тема №5

77

16

М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.




78

17

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство



Наизусть№10 «Бабушке»

79

18

Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.




80

19

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.




81

20

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.



Наизусть№11 «Не с теми я…»

82

21

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.



Наизусть №12

83

22

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.




84

23

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.




85

24

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков




Наизусть №13-14

86

25

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков





87

26

Р.р.№11(у) Подготовка к контрольному сочинению




88

27

Контрольное сочинение (классное)№5 по русской лирике ХХ века. Тема Родины.



К.соч.

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ 3 часа; 3часа в неделю по учебному плану

89

1

В.И.Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Толковый словарь живого великорусского языка». Значение литературного творчества В.И. Даля.




90

2

Михаил Львович Матусовский Жизнь и творчество. Тема Родины в стихотворениях «С чего начинается Родина?», «Вернулся я на Родину», романс «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Берёзовый сок», «Московские окна», «Подмосковные вечера», «Та река, где ты родился», «Моя родимая земля», «Песня о гудке» и др.




91

3

Геннадий Станиславович Довнар Жизнь и литературная деятельность. Обзор творчества: «Отцы и правнуки Луганска: история города в лицах», «Знак человечности», «Луганцы» и др.




Из зарубежной литературы 7 часов; 3часа в неделю по учебному плану

92

1

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»




93

2

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.




94

3

У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Вн. чт.

Гуманизм общечеловеческое значение героев.




95

4

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.




96

5

Вн.чт. №4 У.Шекспир. «Король Лир»



Вн.чт.

97

6

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).




98

7

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.




Итоговые уроки 3; 3часа в неделю по учебному плану

99

1

Р.р.(у)№12. Подготовка к контрольному сочинению (домашнее) «Мое восприятие литературы 19-20 веков»



Дом.соч.

100

2

Итоговые уроки в конце года. «Листая страницы учебника по литературе 9 класса»




101

3

Итоговые уроки в конце года. «Листая страницы учебника по литературе 9 класса». Задание на лето



Тема№6

102


Резерв




Итого – 102 часа







Вн.чт. -4

Контрольные сочинения -5кл./2дом.

Р.р.-12

Тестовые работы -2



  ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. «Слово о полку Игореве»: вступление или плач Ярославны

2. Михаил Васильевич Ломоносов: «Ода на день восшествия…» (отрывок).

3. Александр Сергеевич Грибоедов: «Горе от ума» (монолог Чацкого - действие 2, явление 5-ое от слов «А судьи кто?..» до слов «И в воздух чепчики бросали!»). 

4. Александр Сергеевич Пушкин: «К Чаадаеву»,

5. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

6. Николай Васильевич Гоголь: «Мёртвые души» (отрывок из поэмы — том 1-ый, глава 11-ая от слов «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» до слов «...дают ей дорогу другие народы и государства»). 

7. Михаил Юрьевич Лермонтов: «Смерть поэта»

8. Александр Александрович Блок: «О, весна, без конца и без краю...».

9. Сергей Александрович Есенин: «Отговорила роща золотая...»

10. Марина Ивановна Цветаева: «Бабушке»

11. Анна Андреевна Ахматова: « Не с теми я, кто бросил землю…»

12. Борис Леонидович Пастернак: «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

13. К.М. Симонов. «Жди ме­ня, и я вернусь...»

14. В.С. Высоцкий. «Песня о друге»





Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

  2. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежденийВ 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011

  3. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: ВАКО, 2008

  4. Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 2009

5. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики

Литература V-IX классы (базовый уровень)





РАССМОТРЕНО. Протокол заседания

школьного методического

объединения учителей русского языка и литературы

от 29.08.2017г. № 1.


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР _______________/ Е.В.Брунилина. /

30.08.2017г.

















24






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!